государственного
регулирования оплаты труда;
дифференциации
заработной платы в зависимости от условий труда, количества и качества
затраченного труда;
материальной
заинтересованности работников в высоких конечных результатах труда, в
признании рынком продукта труда в качестве товара;
опережении темпов
роста производительности труда над ростом заработной платы;
согласовании
общих условий оплаты с профсоюзами.
Различают
номинальную заработную плату, т. е. ее денежный размер, и реальную заработную
плату, под которой понимается определенное количество приобретаемых товаров и
услуг:
Ур
=
где: Ур
— реальная заработная плата;
Ун —
номинальная заработная плата;
Р — уровень цен
на предметы потребления и услуги.
Существенное
влияние на величину реальной заработной платы оказывает спрос и предложение.
Реальная
заработная плата выше там, где больше спрос на рабочую силу, а предложение
труда воздействует на динамику заработной платы в обратно пропорциональной
зависимости.
Рынок труда
стремится к такой равновесной системе, при которой совокупный спрос на каждую
категорию труда будет в точности равен предложению данной категории труда.
Только в этом случае устанавливается общее равновесие, которое не будет
порождать тенденций к увеличению или к уменьшению различий в размерах
заработной платы.
Рынок труда
относится к числу самых несовершенных рынком Рабочие, как правило, не
осведомлены о состоянии спроса на их труд, они не знают обо всех вакантных
местах работы даже в пределах своего города.
Величина
заработной платы складывается под влиянием спроса и предложения, которые, в
свою очередь, зависят от количества, качества труда и условий производства.
В условиях
перехода к рынку заработная плата продолжает оставаться основной частью доходов
работников, но удельный вес ее постепенно снижается.
Доля оплаты труда
во всех денежных доходах в 1998 году по сравнению с 1992 годом сократилась на
27,4 пункта и составила 42,5%, а доходов от предпринимательской деятельности
увеличилась на 28,3 пункта и составила 44,4%, что говорит о развитии рынка и
расширении предпринимательства.
В современных
условиях предприятия, независимо от организационно-правовых форм,
самостоятельно определяют формы и системы оплаты труда.
Однако пока еще
отсутствуют эффективно функционирующие рыночные механизмы, под воздействием
которых складываются оптимальные пропорции в заработной плате в соответствии со
сложностью выполняемого труда и профессионально-квалификационными
характеристиками работников. Поэтому государство осуществляет регулирование
оплаты труда путем законодательного установления и изменения минимального
размера оплаты труда, налогового регулировании доходов физических лиц,
установления районных коэффициентов и процентов (северных) надбавок,
установления государственных гарантий по оплате труда.
Организация
заработной платы строится на основе коллективных договоров, заключаемых, как
правило, на 1—3 года между работодателями и работниками предприятия в лице
профсоюзов. В них регулируются следующие вопросы: формы, системы и размер
оплаты труда, вознаграждения, пособия, компенсации, доплаты, механизм
регулирования оплаты труда в соответствии с ростом цен, уровнем инфляции,
выполнение показателей коллективного договора, занятость, переобучение, условия
высвобождения работников, продолжительность рабочего времени и времени отдыха,
отпусков, улучшение условий и охраны труда работников, экономическая
безопасность и охрана здоровья, льготы для работников и т. д. В своей правовой
основе коллективные договоры должны исходить из генеральных и отраслевых
соглашений.
Одним из
элементов, определяющих размер оплаты труда, является прожиточный минимум. Он
представляет собой показатель минимального состава и структуры потребления
материальных благ и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и
обеспечения его жизнедеятельности. Используется в качестве базы для проведения
адресной социальной политики, для обоснования минимальной оплаты труда и
трудовой пенсии по старости и для установления минимального пособия по
безработице и стипендий студентов.
Минимальный
потребительский бюджет представляет прожиточный минимум более высокого
стандарта; соотношение между бюджетом прожиточного минимума и минимального
потребительского бюджета, по данным Министерства труда РФ, составляет примерно
1 : 2.
Минимальный
размер оплаты
представляет собой низшую границу стоимости неквалифицированной рабочей силы, исчисляемой
в виде денежных выплат в расчете на месяц, которое получают лица, работающие
по найму, за выполнение простых работ в нормальных условиях труда.
Минимальная
ставка
заработной платы основывается на минимальном размере оплаты труда. Месячная минимальная
заработная плата работника, отработавшего полностью определенную на этот
период норму рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязательства
(нормы труда), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Единая
тарифная сетка предназначена для регулирования оплаты труда работников бюджетной сферы
и является основой тарифной системы этой сферы деятельности. Она представляет
собой шкалу тарификации и оплаты труда всех категорий работников — от рабочего
низшего разряда до руководителей организаций.
При разработке
единой тарифной сетки за основу приняты следующие принципы ее построения:
Определение
исходной базы на уровне не ниже минимальной
заработной платы;
Нарастание ставок
оплаты по разрядам, обеспечивающее ма-
териальную заинтересованность работников в труде высокой
квалификации на основе использования соответствующих та-
рифных коэффициентов.
Оплата труда
работников организаций не бюджетной сферы (муниципальных, индивидуальных
(частных) организаций, смешанных товариществ, акционерных обществ и т. д.)
определяется собственником предприятия, исходя из законодательно
установленного минимального размера оплаты, отраслевых и специальных
соглашений, закрепленных в коллективных договорах предприятий и индивидуальных
трудовых договорах (контрактах) и регулируются действующей системой
налогообложения на прибыль (доход) предприятия.
При оплате труда
работников этих организаций может быть ре- комендовано: использование
соотношений между профессионально-квалификационными группами, установленными
Единой тарифной системой.
В условиях
перехода к рыночной экономике и расширения праи организаций в области оплаты
труда, размеры ставки (окладов), со отношения в оплате различных категорий
работников, системы премирования и выплаты вознаграждений определяются в
коллективном договоре.
В трудовых
договорах (контрактах) могут устанавливаться более-высокие размеры оплаты, чем
предусмотрено в коллективных договорах.
Дифференциация и
регулирование уровня заработной платы раз личных групп и категорий работников
осуществляется при помощи тарифной системы. Основными элементами тарифной
системы являются тарифные сетки и ставки, тарифно-квалификационные справочники.
Тарифные сетки по
оплате труда — инструмент дифференциации оплаты труда в зависимости от его сложности.
Они представляю: шкалу соотношений в оплате труда различных групп работников,
включают количество разрядов и соответствующих им тарифных коэффициентов.
Например, Единая тарифная система для предприятий бюджетной сферы имеет 18
разрядов с диапазоном (соотношение тарифных коэффициентов крайних разрядов) 1
: 10,07 и прогрессивным абсолютным возрастанием тарифных коэффициентов (разница
между тарифными коэффициентами смежных разрядов).
Тарифную ставку,
соответствующую тому или иному разряду, можно получить путем умножения тарифной
ставки разряда на тарифный коэффициент соответствующего разряда.
Тарифно-квалификационные
справочники предназначены для тарификации работ и присвоения
тарифно-квалификационных разрядов на основе включенных в справочники тарифно-квалификационных
характеристик: они содержат требования, предъявляемые к тому или иному разряду
работника соответствующей профессии, к его практическим и теоретическим
знаниям, к образовательному уровню, описание работ, наиболее часто
встречающихся по профессиям и квалификационным разрядам.
Затяжной
переходный период к рынку сопровождается резким падением реальной заработной
платы.
Реальная
заработная плата в 1998 г. к уровню 1990 г., по расчетам НИИ труда, составила
36,8%.настоящее время из всей сложной системы государственного регулирования
заработной платы осталась одна составляющая — регулирование минимальной
заработной платы. Величина ее составляет около 20% прожиточного минимума,
гарантирующего лишь биологическое выживание.
Низкая заработная
плата отрицательно влияет на развитие экономики страны. Сокращается спрос на
высококачественную, наукоемкую продукцию. При дешевой рабочей силе отпадает
необходимость в техническом перевооружении, в использовании новой техники и
технологии, повышении квалификации кадров.
Дифференциация
заработной платы по отдельным отраслям промышленности и по
профессионально-квалифицированным группам работников достигла огромных
размеров, которые не всегда обосновываются объективными характеристиками
работы и значимостью.
Регионы, имеющие
высокую концентрацию предприятий топливно-энергетического комплекса,
характеризуются высокой заработной платой, что обусловлено высокими ценами на
продукцию в связи с монопольным положением отраслей и предприятий.
Регионы, где
сосредоточена легкая и пищевая промышленности, находятся в бедственном
положении.
Отношение
среднемесячной начисленной заработной платы газовой, нефтедобывающей и легкой
промышленности к среднероссийскому уровню в 1997 г. составило соответственно
404,3; 302 и 53,2%.
Оплата труда
перестала выполнять стимулирующую функцию, что проявляется в ослаблении связи
между финансовым положением предприятия и уровнем оплаты труда.
Поданным
мониторинга за 1997 г. оказалось, что наибольшее повышение заработной платы
произошло на неплатежеспособных предприятиях. Так, в нефтеперерабатывающей
промышленности при среднем росте заработной платы в 1,7 раза, на финансово устойчивых
предприятиях она увеличилась в 1,2 раза, а на неустойчивых — в 1,9 раза.
Таким образом,
заработная плата как экономическая категория все меньше выполняет свои функции
воспроизводства рабочей силы и стимулирования труда.
Такое положение в
оплате труда приводит к росту социального расслоения общества и социальной
напряженности. В настоящее время соотношение доходов 10% наиболее и наименее
обеспеченных слоев населения составляет 12,9 раза. С доходами ниже прожиточного
минимума насчитывается 31,9 млн. чел., или 21,6% всего населения.
Выход из создавшегося положения — в
усилении регулирующей роли государства в восстановлении основных функций
заработной платы: воспроизводственной, стимулирующей и регулирующей.
III. Совершенствование системы
оплаты труда в рыночных условиях.
Первоочередными
задачами совершенствования оплаты труда является установление оплаты труда на
уровне, который обеспечивает нормальное воспроизводство рабочей силы,
гарантирует собственнику получение определенного результата, ликвидирует
сложившиеся диспропорции, обеспечивает социальную защищенность работника,
полную самостоятельность администрации и трудовых коллективов в определении
форм, систем и размеров оплаты труда.
Выполнение этих
задач требует обоснования и установления на общегосударственном уровне
минимальной заработной платы, дифференцированной по регионам и зонам России.
Минимальный размер следует рассматривать как исходный для установления размеров
оплаты труда работников соответствующего уровня квалификации.
Минимальная
заработная плата явится ориентиром для установления в коллективных договорах
конкретных ставок и окладов, действующих на предприятиях всех форм
собственности. Таким образом единая система оплаты труда будет
корректироваться коллективными договорами, учитывающими отраслевые условия
труда.
Реформа
заработной платы должна быть тесно связана с совершенствованием налоговой
системы, поскольку через налоги государственный бюджет забирает не менее 50%
полученной заработной платы.
В последние годы
в промышленности появились новые формы и системы оплаты труда. Можно выделить
системы оплаты труда, основанные на распределении фонда оплаты труда
подразделения в зависимости от вклада работника в конечные результаты деятельности
предприятия, на корректировке оплаты труда в зависимости от изменения объема
реализации, договорных (контрактных) условиях, разработке собственных тарифных
условий труда.
Одной из новых
форм оплаты труда является оплата по коэффициенту трудовой стоимости. При
расчете этого коэффициента принимается во внимание заработная плата за
последние 3—6 месяцев, очищенная от всевозможных доплат. Сумма заработной платы
делится на отработанные за этот период дни. Это и будет коэффициент стоимости
труда или трудовой стоимости (РКСТ). При высоких деловых качествах дробная
часть РКСТ увеличивается до целого числа, при низких — уменьшается до целого.
Коэффициент стоимости труда пересматривается раз в год во время аттестации.
Для повышения
заинтересованности управленческих работников их заработная плата поставлена в
зависимость от хозрасчетной деятельности отдельных участков. Для этого сумма их
коэффициентов трудовой стоимости делится на сумму коэффициентов всей
организации, т. е. определяется их удельный вес по заработной плате в ФОТ
каждого участка. Исходя из этого параметра определяется фонд управленческого
персонала, размер оплаты каждого работника теперь зависит от фонда оплаты
труда, которым этот коллектив располагает, и суммарных коэффициентов стоимости
труда каждого работника, скорректированных на количество отработанных дней.
Учет
образовательного уровня, опыта работы, умения работника воплощать в конкретные
дела свои знания и опыт осуществляется при оплате труда по трудовому рейтингу,
который предполагает использование коэффициентов образовательного уровня,
опыта работы, умения воплощать в конкретные дела свои знания и опыт.
Образовательный
уровень характеризуется коэффициентом КО (0,8 < КО J 2) и вырастает
пропорционально росту знаний работника, его доле участия в рационализации и
изобретательстве.
Опыт работы
характеризуется коэффициентом КС (2 < КС J 4,5), числовые значения которого
подобраны так, чтобы снизить теку честь кадров в первые годы работы и
обеспечить ежегодный стабильный прирост заработной платы на определенный
процент. За первые шесть лет этот прирост составит 0,3, а в последующие годы —
0,05.
Умение воплощать
в конкретные дела свои знания и опыт характеризует коэффициент КЗ, который
определяется путем деления фонда оплаты труда на сумму рейтингов всех
работников, и на основе «цены единицы коэффициента» формируется базовая
заработная плата. Если сравнивать с тарифной сеткой, то это будет минимальная
заработная плата, установленная на предприятии на данный период.
Для учета вклада
работника в результаты деятельности предприятия к базовой заработной плате,
умноженной на трудовой рейтинг, вводят три переменных коэффициента: плановый
коэффициент — КП, коэффициент качества труда — ККТ, который формируется на
основе действующих стандартов предприятия, и КСТР — страховой коэффициент,
который вводится для создания страхового резерва, необходимого для оплаты труда
вновь поступивших.
Многие элементы и
идеи организации заработной платы, применяемые в развитых странах, легли в
основу построения новой, бестарифной модели оплаты труда, в основе которой
лежат соотношения в оплате труда разного качества (в зависимости от квалификационных
групп работников, разрядов рабочих, профессий и должностей). Название модели
ВСОТРК складывается из первых буки основного элемента ее организации — вилки
соотношений оплаты труда разного качества. С учетом данных соотношений и
следует распределять средства, предназначенные на оплату труда (ФОТ), между
работниками, используя для этого следующую формулу расчета размеров заработной
платы:
ЗПк
=
где ЗПк
— размер заработной платы каждого работника;
К— коэффициент,
показывающий, во сколько раз оплата труда данного каждого работника выше
минимальной; Кср — средний коэффициент соотношений в оплате труда на
предприятии (среднеарифметическое значение К по всем работникам);
ФОТ — объем
средств, предназначенных на оплату труда. Данная формула показывает, какую долю
ФОТ должен получить конкретный работник согласно его квалификационному уровню и
качеству труда. Соотношения в оплате труда работников различных категорий не
должны быть «точечными». Их целесообразно устанавливать в виде вилок с широким
диапазоном, что позволяет активно стимулировать творческий, эффективный труд,
ответственное отношение работников к своим обязанностям на производстве.
Конкретные
размеры соотношений в заданном их интервале могут определять руководители,
советы бригад, трудовые коллективы с учетом конкретного фактического трудового
вклада работников в конечные результаты работы предприятия и его
производственные подразделения. Тем самым вилки соотношений создают условия для
того, чтобы в системе оплаты труда учитывать не только квалификацию
работников, их потенциальные возможности, но и реальный трудовой вклад. Здесь
же прослеживается прямая зависимость уровня оплаты труда от степени реализации
потенциальных способностей и трудового вклада, но и результатов работы
трудового коллек- тива.
При этом
необходимо учитывать интенсивность труда, выполнение норм и установленных
заданий, фактически отработанное время и другие условия, которые несложно
предусмотреть.
Предложенная
модель позволит сократить масштабы и диапазон применения различных премий,
доплат и надбавок, которые должны быть учтены в предлагаемых вилках. Кроме
этого ФОТ распределяется между работниками без остатка, поэтому не будет
постоянного источника для этих выплат.
Целесообразно
оставить только один фонд премирования — за разработку, внедрение и освоение
новой техники, для чего создать специальный фонд, формируемый из средств,
полученных от внедрения новшеств в производство.
Предложенная
система не содержит фиксированных, заранее установленных размеров оплаты
труда. Их фактический уровень целиком зависит от вклада работников и
результатов деятельности предприятия.
Новая система
организации оплаты труда построена на том, что:
каждое
подразделение имеет базовый фонд оплаты труда, который определяется по
индивидуальному нормативу от объема реализации предыдущего месяца;
фонд оплаты труда
производственного комплекса зависит от объема реализации;
фонд оплаты труда
служб — от объема выполненных ими работ с учетом реализации;
фонд оплаты труда
отделов управления от объема реализации. Определяется путем умножения базового
фонда на повышающие или понижающие коэффициенты;
базовый фонд
оплаты труда производственных подразделений может быть увеличен при повышении
рентабельности, а отделов и служб — при увеличении объема работ и услуг.
Распределение выделенного фонда оплаты труда внутри подразделения производит
его руководитель на основе коэффициента интенсивности труда (КИТ), учитывающего
качество, напряженность и творческий характер труда.
Разработка
внутрипроизводственных тарифных условий начинается с определения наименьшего
уровня оплаты труда работника за выполнение им нормы труда, который является
минимальной тарифной ставкой. Она является основой для построения тарифной
доплаты труда и фиксируется в тарифном договоре. Устанавливается за выполнение
простых работ (работ низшего уровня сложности) и наименьшей значительности для
предприятия, осуществляемых в нормальных условиях труда и с нормальной
напряженностью. Минимальная тарифная ставка должна быть выше федеральной.
Расчет
минимальной тарифной ставки предприятия делается на [базе фактической средней
заработной платы на предприятии, приведенной к средней заработной плате
работников простого труда, (За месяц, предшествующий началу разработки
коллективного договора на следующий год. Брать более длительный период не
целесообразно, так как в условиях инфляции средняя заработная плата
нестабильна и растет темпами, опережающими рост производительности труда.
Заключение
Анализ положения,
сложившегося в стране с оплатой труда, оценка тенденций формирования последней
в среднесрочной перспективе свидетельствуют о крайне несовершенных методах ее
регулирования при помощи как договорных механизмов, так и государственных
(нормативных, налоговых и бюджетных) методов.
Социальные
процессы в современной России носят сложный и зачастую противоречивый
характер. Положительные тенденции стабилизации уровня жизни населения,
наблюдающиеся в последние четыре года, еще не позволили (после 15 лет
проводимых реформ) достичь даже достаточно низкого дореформенного уровня
доходов населения.
Становление
отвечающей новым реалиям системы заработной платы в России
"законсервировалось" на этапе транзитных (переходных) ее форм, которые
слабо адаптированы к рыночным механизмам.
Главное условие
проведения экономических и социальных реформ - их системность. Многочисленные
факты свидетельствуют о том, что, например, невозможно реформировать
пенсионную систему или систему регулирования рынка труда, оставляя в
"замороженном виде" ПМ, не приводя систему оплаты труда к
цивилизованному виду.
В условиях
катастрофически высокой поляризации доходов населения важно, используя опыт
западноевропейских стран, сформировать и внедрить рыночные механизмы по
выравниванию и перераспределению доходов, отказаться от архаичных
среднестатистических методов оценки состояния и динамики доходов населения.
Одним из самых
значимых барьеров на пути начавшегося экономического оживления остается дефицит
хорошо оплачиваемых рабочих мест. Требуется существенный пересмотр государственной
и местной политики занятости и регулирования доходов, формирования четких
ориентиров для работодателей.
Нужна
государственная программа регулирования заработной платы, позволяющая
мотивировать россиян к творческому и эффективному труду.
Список
литературы
1.
Раицкий
К.А. Экономика предприятия. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0»,
2002. – 1012с.
2.
Общеэкономические
основы рыночного хозяйствования. – М.: «Путь России», 2002. 431с.
3.
Экономика
предприятия (фирмы)./Под ред. проф. О.И.Волкова и доц. О.В. Девяткина. – М.:
ИНФРА-М, 2002. – 601с.
4.
Экономика
предприятий. – Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2000. -352с.
5.
Анализ основных
тенденций в области оплаты труда.//Управление персоналом. – 2005. - № 19. –
с.26-32//
6.
Вечный
вопрос – оплата труда. //Экономика и учет труда. – 2005. - № 5. – с.23-28//
7.
Головатюк
С.Г. Оплата труда: новое здание на старом фундаменте.//Справочник по управлению
персоналом. – 2005. - № 3. – с.77-89//
8.
Корнев В.
Заработная плата важнейший элемент договорных отношений. //Нормирование и
оплата труда в с/х. – 2005. - № 12. – с.14-17//
9.
Роик В.
Регулирование заработной платы – центральный вопрос социальной политики
государства. //Человек и труд. – 2005. - № 1. – с.54-61.//
10.
Шеремет
Н. Принципы оплаты труда.//Человек и труд. – 2004. - № 4. – с.71-73//
Страницы: 1, 2, 3
|