- собственно
заболеваемость (первичная заболеваемость) – частота новых, нигде ранее не
учтенных и впервые в данном календарном году выявленных среди населения заболеваний;
- распространенность
(болезненность, накопленная заболеваемость) – частота всех имеющихся среди
населения заболеваний, как впервые выявленных в данном календарном году, так и
зарегистрированных в предыдущие годы, по поводу которых больной вновь обратился
за медицинской помощью в данном году;
- частота заболеваний,
выявленных при осмотрах (патологическая пораженность) – частота патологии среди
населения, устанавливаемая при проведении единовременных медицинских осмотров
(обследований), в результате которых учитываются все заболевания, а также
преморбидные формы и состояния.
Основные источники
информации о заболеваемости:
ü
по данным обращаемости в ЛПУ;
ü
по данным результатов медицинских осмотров;
ü
по данным анализа причин смерти.
Дополнительный
официальный источник - по данным изучения причин инвалидности.
В статистике
заболеваемости, выявленной по данным обращаемости принято выделять: общую
заболеваемость, инфекционную заболеваемость, заболеваемость важнейшими
неэпидемическими болезнями, госпитализированную заболеваемость, заболеваемость
с временной утратой трудоспособности. ВОЗ указывает, что какой бы показатель
заболеваемости ни рассчитывался, он должен соответствовать ряду требований:
быть надежным, объективным, чувствительным, точным [7].
Значение знаний о
заболеваемости трудно переоценить:
ü
по заболеваемости судят о здоровье населения,
которое в большой мере зависит от деятельности работников и учреждений
здравоохранения;
ü
знание заболеваемости нужно для планирования
медицинской помощи, правильной расстановки кадров, составления плана
профилактических мероприятий (диспансеризации, санитарно-просветительной
работы).
Таким образом, данные о
заболеваемости – это инструмент для оперативного руководства, для управления
здравоохранением. Более того, показатели заболеваемости отражают реальную
картину жизни населения и позволяют выявлять проблемные ситуации для разработки
конкретных мер по охране здоровья населения и его улучшения в общегосударственном
масштабе [8].
1.3.
Здоровье и образ жизни студентов
В настоящее время Россия
продолжает испытывать экономические трудности порождающие безработицу и
бедность среди населения; низок уровень заработной платы у многих работников
государственного сектора, в том числе и в социальной сфере. Отсутствие четких
национальные идей социально-экономического развития государства, низкий уровень
жизни, необеспеченность и неуверенность в будущем порождают стрессы и психоэмоциональное
неблагополучие, мотивируют нездоровое поведение, насилие и жестокость в семьях,
провоцируют невротические и психические расстройства и усугубляют течение
соматических заболеваний. Экологическое неблагополучие также отрицательно сказывается
на здоровье населения [11].
Социально-экономический
кризис в стране не мог не коснуться наименее социально защищенного слоя
населения – студенческой молодежи. Произошедшие перемены отрицательно сказались
на показателях физического и психического здоровья студентов, которое является
индикатором происходящих изменений.
Сложилась тяжелая
ситуация, характеризующаяся тем, что в целом молодежь России, которая по логике
должна быть наиболее здоровой частью общества, таковой не является. Положение
усугубляется тем, что в настоящее время снижено внимание общества к здоровью
молодежи, так как сокращено число профилактических осмотров, не действует система
диспансерного наблюдения, снижен научно-исследовательский интерес к проблемам
молодого поколения [5].
Исследованиями ряда
авторов [2,3,5] по данным о заболеваемости по обращаемости показано что,
наиболее высокие среднегодовые темпы прироста отмечаются по болезням нервной
(34,8%) и мочеполовой (30,4%) систем. Следующие ранговые места по среднегодовым
темпам прироста занимают заболевания органов пищеварения (17,8%),
костно-мышечной системы и соединительной ткани (8,5%),системы кровообращения
(8,3%).
Характерной особенностью
является высокая склонность к хронизации патологического процесса. Наряду с
этим авторы отмечают относительно невысокие среднегодовые темпы прироста
показателя по классу болезней органов дыхания. Существенный рост заболеваемости
по обращаемости болезнями органов пищеварения, мочеполовой и нервной систем
также отмечается при ее изучении в динамике обучения с I
по IV
курс.
При изучении данных
углубленных медицинских осмотров выявлены наиболее высокие среднегодовые темпы
прироста болезней органов дыхания (42,3%) и мочеполовой системы (3,5%).
Существенный вклад в формирование высокого уровня хронической заболеваемости и
морфофункциональных отклонений вносят болезни костно-мышечной и соединительной
ткани, системы кровообращения и нервной системы, среднегодовые темпы прироста
по которым составили 18-24,8%[2].
Анализ структуры
заболеваемости также выявляет широкий спектр заболеваний и тенденцию к
увеличению числа студентов с хроническими заболеваниями. Наиболее часто
студенты обращаются с острыми респираторно-вирусными инфекциями (ОРВИ), 2-е
место по обращаемости занимают ангина и острый бронхит, меньшее количество
студентов идет с заболеваниями мочеполовой системы. Причем, как показывают
результаты исследований, наблюдается тенденция к росту заболеваемости, как в
целом, так и по отдельным видам заболеваний [5].
Анализ структуры
посещений врача выявил наибольшее их число у студентов I
и II
курсов в основном в связи с болезнями органов дыхания, нервной системы и
органов чувств (преимущественно синдром вегетативных дисфункций). У
старшекурсников рост числа посещений обусловлен болезнями органов пищеварения,
костно-мышечной системы и травмами, что, вероятнее всего, объясняется
нарушениями питания, перенапряжением и срывом адаптационных систем из-за более
продолжительного обучения в ВУЗе.
При анализе
заболеваемости с временной утратой трудоспособности (ВУТ), частота выдачи
справок составила 25-35%. Отмечается сезонная направленность заболеваемости с
наибольшими показателями в сентябре, марте и апреле. Уровень заболеваемости с
ВУТ в среднем составил 32,8 случая временной нетрудоспособности (на 100
студентов). Около 60% составили студенты I и II
курсов. В структуре заболеваемости преобладают простудные болезни (73,1%);
последующие ранговые места занимают болезни органов пищеварения и зубов,
сердечно-сосудистая патология, заболевания почек и мочевыводящих путей [3].
Прямым показателем
здоровья, как известно, является физическое развитие, в результате изучения
которого выявлено, что гармоничным оно является лишь у 54,6% студентов, дисгармоничным
– у 31, 4% и резко дисгармоничным – у 14% студентов. Средняя масса тела
студентов составила 62,2 кг, длина тела – 173 см, окружность грудной клетки –
76, 1 см. У студентов среднего, ниже среднего и низкого роста есть большая
вероятность избытка массы тела, тогда как у высоких студентов существует риск
развития дефицита массы тела.
Таким образом, почти
половина обследованных студентов по показателям физического развития и
заболеваемости нуждаются в переводе в подготовительную или в специальную физкультурную
группу, либо полностью должны освобождаться от занятий по физкультуре [5].
Общеизвестно, что
здоровье на 50-55% зависит от образа жизни человека, значит можно считать, что
генеральной линией формирования и укрепления здоровья является здоровый образ
жизни [12]. Образ жизни студенческой молодежи никак нельзя назвать здоровым.
Как показывают проведенные исследования[2,3,5,] образ жизни студентов характеризуется
высокой распространенностью негативных стереотипов поведения и низкой
физической активностью.
Особенностью гендерных
тенденций являются большой удельный вес девушек с неудовлетворительным уровнем
двигательной активности (46,9 – 63,6%), наличие вредных привычек (41,4 – 45,1%)
по сравнению с юношами. Образ жизни юношей характеризуется: наличием психоэмоционального
стресса (87,5-87,8%), недостаточным пребыванием на свежем воздухе (88,9-90,6%),
недостаточной продолжительностью сна (37,5-44,4%), неудовлетворительной
медицинской активностью (19,8-26,3%). К специфическим особенностям образа жизни
студенток в этом плане можно отнести чтение по ночам (51,3%), принятие пищи
перед сном (48,6%), недостаточный уровень двигательной активности (71,7%),
наличие проблем в личной жизни (48,9%), употребление алкоголя по праздникам
(81,2%), курение (7,7%).
При этом следует
отметить, что, несмотря на довольно высокую распространенность вредных привычек
среди студентов, только половина из них пытаются бороться с ними.
В целом повседневное
поведение и жизненный уклад студенческой молодежи как особой социальной когорты
населения, объединенной специфическими условиями учебной деятельности,
возрастными закономерностями функционирования организма, обуславливают
специфику образа жизни. В общем виде ему присущи неудовлетворительный уровень
двигательной активности, наличие вредных привычек, недостаточная продолжительность
сна и пребывания на свежем воздухе, нерациональное питание, постоянный и
периодический психоэмоциональный стресс. Кроме того, довольно значителен
удельный вес студентов с неудовлетворительной медицинской активностью.
Показано, что студенты
недостаточно используют эффективные компоненты по обеспечению здорового образа
жизни. Так, регулярную профилактику утомления и ежедневное восстановление после
работы проводят только 25,15% студентов, рациональный суточный режим соблюдают
только 22,15% студентов, закаливающие процедуры используют 25,98%, а
антистрессовые мероприятия – 18% [2].
Проанализировав
полученные данные, можно сказать, что ценностные ориентации, связанные со
здоровьем и ведением здорового образа жизни, пока еще не заняли подобающего
места в системе ценностей студента. Это вызывает озабоченность, так как отсутствие
соответствующей ориентации в поведении усугубляет разрыв, образующийся между
реальным статусом и образом жизни молодого человека, с одной стороны, и
требованиями жизни – с другой. Для ликвидации такого расхождения необходимо
проводить комплексную работу по формированию здорового образа жизни в семье с
привлечением различных общественных институтов [14].
1.4.
Основные принципы распределения учащихся на медицинские группы по состоянию
здоровья
Состояние здоровья
человека, его сопротивляемость заболеваниям связаны с резервными возможностями
организма, уровнем его защитных сил, определяющих устойчивость по отношению к
неблагоприятным внешним влияниям. Высокая заболеваемость среди молодежи
является выражением физической детренированности, которая развивается
вследствие ограниченной двигательной активности. Растущий организм особенно
нуждается в мышечной деятельности, поэтому недостаточная двигательная активность,
некомпенсированная необходимыми по объему и интенсивности физическими
нагрузками, приводит к развитию целого ряда заболеваний [15].
В свете данных проблем
чрезвычайно велико значение физического воспитания в формировании здоровья
подрастающего поколения. Пониженная двигательная активность, вызванная
современными условиями жизни, особенно неблагоприятно отражается на растущем
организме. Доказано, что гипокинезия может быть предпосылкой различных
нежелательных отклонений в развитии и состоянии здоровья [Могендович М.Р.,1957;
Аршавский И.А., 1967, и др.].
Основной формой
физического воспитания студентов продолжают оставаться уроки физкультуры. В
начале каждого учебного года по результатам медицинского осмотра происходит
распределение студентов на медицинские группы для занятий физкультурой. Во
время проведения ежегодных профилактических медосмотров также выявляется
наличие скрытой и явной патологии разных органов и систем при клинических и
лабораторных исследованиях, при массовом флюорографическом исследовании,
осмотрах врачом здравпункта, а при необходимости и «узкими» специалистами
поликлиник города или в стационаре.
Всех учащихся на
основании данных о состоянии здоровья и физическом развитии распределяют на три
группы: основную, подготовительную и специальную (табл. 2). Распределение
учащихся на указанные медицинские группы производится врачом на основании «
Положения о врачебном контроле за лицами, занимающимися физической культурой и
спортом», утвержденного приказом министра здравоохранения СССР № 986 от 4
ноября 1977 г.
Таблица 2
Распределение учащихся
на группы для участия в учебных и внеучебных занятий физической культурой и
спортом
|