Исследователи, к
сожалению, еще не установили полный перечень трудностей, которые связаны с
поиском работы, и тех сложностей получения новой работы, которые существуют в
обществе, не обеспечивающим всеобщую занятость. В государственных службах
трудоустройства официально регистрируется только 12% вакантных рабочих мест.
Это лишь усугубляет стресс, испытываемый человеком в процессе поиска работы, в
частности, при получении отказа и из-за отсутствия четкого представления о том,
где и как искать работу. О рабочих местах, не заявленных на рынке труда,
гораздо легче узнать тем, кто имеет работу, чем безработным. Информация о том,
как искать работу, предоставляемая на курсах по обучению поиску работы,
возможно, достигает цели, укрепляя у людей надежду на получение новой работы.
Поэтому в последние годы создаются специальные курсы в помощь безработным.
Действия,
направленные на оказание содействия в трудоустройстве демонстрируют большое
разнообразие методов. Такая работа проводится и в нашей республике в рамках
Клубов ищущих работу. Известно, что в результате проделанной работы у
участников программы повысилась мотивация к трудоустройству, многие научились
активно и осознанно заниматься поиском работы, повысилась уверенность в себе,
сменился психологический настрой на успешность в поиске или приобретении
профессии.
Однако кое для кого
курсы оказываются недостаточно эффективными, поскольку официальная политика
государства заключается в сохранении некоторого избытка рабочей силы. Если
обучавшийся на курсах по поиску работы или участвовавшие в программах
стимулирования занятости в последствии терпят неудачу, невозможность получить
работу может парализовать их волю к действиям. В результате они становятся еще
более уязвимыми перед отрицательным воздействием эффекта долгого отсутствия
работы. Они могут вообще потерять шансы на получение работы, так как рискуют
попасть в учреждения социального обеспечения на излечение.
Вместе с тем, растет
численность незарегистрированных безработных, которые не считают необходимым
обращаться в службу занятости и подчас находят альтернативные источники
существования. Это свидетельствует о росте видов деятельности, не учитываемых
государственной статистикой, и требует усиления контроля со стороны органов
управления. На кого же, с точки зрения опрошенных, в первую очередь может
рассчитывать человек, потерявший работу?
2,0% - на местную
администрацию;
5,8% - на руководство
предприятий;
8,6% - на профсоюзы;
70,6% - только на
себя;
13% - ни на кого не
надеются
Легко убедиться, что
горожане отчетливо осознают необходимость личной инициативы и намерены
самостоятельно выбираться из неблагоприятной ситуации, что происходит, конечно,
не от хорошей жизни, а в силу вынужденных обстоятельств, когда помощи со
стороны ждать не приходится.
А каковы самые
предпочитаемые и действенные способы поиска работы? Рассчитывают на:
личные связи - 42,9%;
государственную
службу занятости - 26,5%;
объявления - 11,1%;
организацию
собственного дела - 7,3%;
коммерческую службу
занятости - 6,1%;
обращение к
работодателю - 6,1%.
Итак, большинство
респондентов исходит из того, что лучше всего использовать собственные каналы
трудоустройства. Каждый четвертый выбирает взаимодействие с соответствующей
службой под эгидой государства, каждый десятый готов воспользоваться
объявлениями в прессе.
Работники, избежавшие
увольнения, также испытывают стресс, и чрезмерные психологические нагрузки ,
переживаемые теми , кто сохраняет работу, могут оказаться даже сильнее, чем
стрессы, испытываемые в первый период теми, кто ее потерял. Например, Бреннер, изучавший
влияние безработицы на жителей городских и сельских районов, обнаружил, что
экономический спад может нанести урон владельцам магазинов, которые вынуждены
объявлять о своем банкротстве и закрывать их . Они, как и все другие,
испытывают отрицательные последствия безработицы, и у них существует чувство
неуверенности в своем экономическом положении.
Установлено, что
безработица является фактором, понижающим заработную плату. Таким образом,
отрицательные последствия безработицы не ограничиваются теми, кто стал ее
жертвой. Она может ударить по целым трудовым коллективам, в том числе
профсоюзам, помешав их попыткам улучшить качество рабочих мест, условий труда,
ввести дополнительные блага и обеспечить другие права человека на рабочем
месте.
Отрицательные последствия
безработицы для жителей городских и сельских районов еще не поняты до конца.
Хотя во время спада увеличивается потребность в психиатрических больницах,
тюрьмах и программах социальной помощи, реальный объем потребностей в услугах
до сих пор не известен. Ведь одновременно с ростом потребностей в социальной
помощи, медицинском обслуживании, лечебных и благотворительных учреждениях
поступление отналогов для покрытия этих потребностей снижаются. Местные власти
могут ввести налоговые льготы для компаний, чтобы не допустить оттока деловой
активности из своего региона и стимулировать привлечение новых компаний. А это
сокращает экономические возможности финансирования социальных программ.
Занятость. Статистика занятости.
Занятость – одна из
важнейших социально-экономических проблем рыночной экономики. Ее статистическое
отражение неоднократно обсуждалось на международных конференциях статистиков
труда, проводимых Международным бюро труда (г. Женева) – основным рабочим
органом Международной организации труда (МОТ).
В соответствии с
концепцией рабочей силы, отвечающей международным стандартам, занятость и
безработица рассматриваются как две взаимодополняющие характеристики.
равновесию экономической системы соответствует определенный уровень занятости.
При этом обычно спрос на труд превышает существующий объем занятости, что
обусловливает наличие безработицы. Вместе с тем это превышение небеспредельно
для обеспечения экономической и социальной стабильности общества. Поэтому в
странах с рыночной экономикой занятость и безработица изучаются систематически.
Статистические данные необходимы при регулировании рынка труда, обеспечении
социальной защиты населения, организации своевременной профессиональной подготовки
и переподготовки кадров.
Перед статистикой
занятости и безработицы стоят следующие задачи:
- сбор данных о
численности занятых и безработных как составных частях рабочей силы;
- измерение уровня
занятости и безработицы с целью изучения состояния, тенденций на рынке труда;
- изучение
трудоустройства населения для оценки ситуации на рынке труда и ее
прогнозирования;
- изучение состава
занятых и безработных с тем, чтобы разработать программу занятости;
- измерение
взаимосвязи между занятостью, доходом, содержанием и другими мотивациями труда
с целью разработки программы занятости.
Выполнение этих
задач создает условия для измерения предложения рабочей силы и ее фактического
использования. Их решение основывается на сочетании ряда источников информации.
В нашей стране
для расчета общей по регионам численности занятых в течение года служат данные
текущей отчетности по труду: форма 1-Т «Отчет по труду» (годовая), форма
унифицированной отчетности № П-4 «Сведения о численности, заработной плате и
движении работников» (месячная). По этим формам отчитываются все предприятия.
Для малых предприятий численность занятых может быть получена из
единовременного отчета № ПМ «Об основных показателях деятельности малого
предприятия» за квартал. Изучение состава занятых по отраслям народного
хозяйства, секторам экономики производится по балансам трудовых ресурсов,
составляемых на середину (1 июля), конец (начало – 1 января) года и в среднем
за год. В них обобщается не только информация предприятий, получаемая в порядке
текущей отчетности по труду, но и данные налоговой инспекции о численности
занятых индивидуальным трудом, работающих по найму у отдельных граждан, а также
численность работников, учитываемая в централизованном порядке.
Важным источников
информации о численности безработицы являются данные служб занятости,
объединивших в 1991 г. ранее действовавшие центры и бюро по трудоустройству
граждан. Работники служб занятости ведут первичную учетную документацию по
трудоустройству и занятости населения, в которую входят карточка персонального
учета гражданина, ищущего работу, № 1 и карточка обратившегося в службу
занятости за консультацией № 2, а также ежемесячно представляют в органы
государственной статистики «Отчет о трудоустройстве и занятости населения».
Однако не все нуждающиеся в работе обращаются к услугам служб занятости. В них
фиксируется лишь численность официально зарегистрированных безработных (на
конец периода: месяца, квартала, года).
Наряду с данными
текущей отчетности для оценки общей численности безработных начиная с 1992 г.
используются материалы выборочных исследований населения по проблемам
занятости: с 1999 г. они проводятся ежеквартально на последней неделе второго
месяца квартала. Обследованию в течение недели подлежат 60 тыс. граждан в
возрасте 15-72 лет. Высокая верхняя возрастная граница позволяет уточнить
возможное участие на рынке труда пенсионеров, а низкая – подростков. Результаты
обследования позволяют оценить численность безработных, их распределение по
обстоятельствам незанятости, по способам поиска работы. Последнее особенно
важно, так как рынок труда может функционировать как в организованной, так и в
неорганизованной форме.
Под экономически
активным населением (рабочей силой) подразумевается часть населения,
обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг.
Численность экономически активного населения измеряется по отношению к
определенному периоду и включает занятых и безработных. Для примера отметим,
что численность экономически активного населения к концу апреля 1999 г.
составила в России 74, 3 млн. человек .
Экономически активное
население, предлагающее свой труд для производства товаров и услуг, включено в
Систему национальных счетов ООН. Численность экономически активного населения
оценивают по данным выборочных обследований населения по проблемам занятости. В
международных стандартах рекомендуется указывать минимальный возраст, принятый
при измерении экономически активного населения. Он может быть принят на уровне
6 лет (Египет), 10 лет (Бразилия) и повышается до 16 лет (США, Швеция). В
большинстве стран он составляет 14-15 лет. В некоторых странах предусмотрены
два минимальных предела: более низкий – для получения информации об
экономической деятельности и несколько более высокий – для группировки
экономически активного населения: например, в Канаде – 14 и 15 лет, Индии – 5 и
15, Венесуэле – 10 и 15, в России – 15 и 16 лет.
Помимо минимального в
ряде стран установлен максимальный возраст. Это означает, что лица старше его
исключаются из расчета численности экономически активного населения. Например,
в Дании, Швеции, Норвегии, Финляндии установлен верхний предел в 74 года. В
России при проведении обследований населения по проблемам занятости
ограничиваются возрастом в 72 года. Вместе с тем при дальнейшей группировке
населения на занятых и безработных, как и в большинстве стран, максимальный
возраст не установлен.
Чтобы иметь
представление об уровне экономической активности населения страны (региона),
определяется доля экономически активного населения в общей численности
населения. В России в конце 1999 г. уровень экономической активности населения
страны был равен 50,7 %. Это значит, что в общей численности населения страны
50,7 % составляют жители, обеспечивающие предложение рабочей силы. В их числе
65,6 млн. человек (88,3 %) были заняты всеми видами экономической деятельности
и 8,7 млн. человек (11,7 %) не имели занятия, но активно искали его и в
соответствии с методологией МОТ классифицировались как безработные.
Более точно уровень
экономической активности населения определяется как отношение численности
населения не ко всему населению, а к его численности в возрасте от 15 до 72
лет, потому что эта возрастная группа участвует в выборочных обследованиях.
Так, на конец ноября 1999г. по данным выборочного обследования населения по
проблемам занятости из общей численности населения в возрасте 15-72 лет 109,4
млн. человек экономически активное составило 69,7 млн. человек .
Следовательно,
уровень экономической активности населения окажется равным 63,7 % среди
населения данной возрастной группы. Наибольшей трудовой активностью обладают
люди трудоспособного возраста (в России женщины 16-54 лет и мужчины 16-59 лет).
Поэтому рассчитывается также уровень экономической активности населения в
трудоспособном возрасте (78,4 % на конец ноября 1999 г.) как отношение
численности экономически активного населения трудоспособного возраста к
численности населения в трудоспособном возрасте.
Для каждой возрастной
группы характерен свой уровень экономической активности. Желание работать систематически
возрастает до возраста 35-39 лет (в некоторые годы до 40-44 лет) и далее
постепенно убывает.
Данные о
безработице во Владимирской области.
А теперь хотелось бы
привести некоторые данные по безработице по Владимирской области.
ЧИСЛЕННОСТЬ
ЭКОНОМИЧЕСКИ АКТИВНОГО НАСЕЛЕНИЯ
(тысяч человек)
СОСТАВ БЕЗРАБОТНЫХ
И ЗАНЯТЫХ ПО ВОЗРАСТНЫМ ГРУППАМ
(по данным выборочного обследования населения в процентах к итогу)
Средний возраст
безработного во Владимирской области – 36 лет.
СОСТАВ БЕЗРАБОТНЫХ
ПО УРОВНЮ ОБРАЗОВАНИЯ (по
данным выборочного обследования населения; в процентах к итогу)
Высшее
профессиональное
|
Неполное высшее
профессиональное
|
Среднее
профессиональное
|
Начальное
профессиональное
|
Среднее общее
|
Основное общее
|
Начальное общее, не
имеют начального общего
|
10,3
|
5,8
|
28,9
|
11,4
|
22
|
18,6
|
0,1
|
ЧИСЛЕННОСТЬ
ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ БЕЗРАБОТНЫХ (на
конец года; тысяч человек)
ЧИСЛЕННОСТЬ
БЕЗРАБОТНЫХ (тысяч человек)
СОСТАВ БЕЗРАБОТНЫХ
ПО ПОЛУ (по данным
выборочного обследования населения; тысяч человек)
Всего – 98,8
Мужчины – 56
Женщины – 42,8
Заключение:
методы борьбы с безработицей.
Методы борьбы с безработицей
определяет концепция, которой руководствуется правительство конкретной страны. Пигу
и его последователи, считающие, что корень зла - в высокой заработной плате,
предлагают:
·
содействовать снижению
заработной платы;
·
разъяснять профсоюзам, что
рост заработной платы, которого они добиваются, оборачивается ростом
безработицы;
·
государству
трудоустраивать работников, претендующих на невысокий доход, в частности,
поощрять развитие социальной сферы.
Из рекомендаций Пигу широко
применяется деление ставки заработной платы и рабочего времени между
несколькими работниками. Использование частичного рабочего дня сокращает
безработицу даже при сохранении неблагоприятной конъюнктуры.
В мире накоплен богатый опыт борьбы с
безработицей. Многие подходы к решению этой проблемы использовались на практике
в конце 70-х годов, в не столь уж отдаленном прошлом, во время нефтяных
кризисов.
Существует путь решения этой проблемы
- через создание мощной сервисной системы по работе с кадрами...
Общеизвестно, что основа
функционирования любой экономики - это трудовые ресурсы. Фразы типа "кадры
решают все", или, наоборот, "незаменимых у нас нет" и т. п.,
возведенные в ранг идеологических лозунгов, лишнее тому свидетельство.
Наблюдаемые сегодня в России подвижки
в экономической обстановке неизбежно сопровождаются миграцией специалистов. Вместе
с тем, несмотря на то что сейчас много говорят об актуальности вопросов
трудоустройства, подбора кадров и мониторинга трудовых ресурсов, реальный
переход от слов к делу, т. е. организации полномасштабной сервисной службы по
работе с кадрами, представляет собой неясную перспективу. Объем потенциального
рынка рабочей силы, расширение потребности в специалистах, миграция кадров,
изменение статуса специалистов и ряд других факторов существенно затрудняют
деятельность по актуализации предложений и спроса на современном рынке труда.
Отчасти в результате этого трудоустройством, поиском, подбором кадров и охотой
за головами на профессиональном уровне сегодня занимаются несколько
рекрутинговых компаний и небольшое число бирж труда. Сегодня без интегрального
использования высокотехнологичных решений добиться успеха на ниве подбора
кадров невозможно. Причем обычных решений типа работы с базами данных в этой
прикладной области явно недостаточно - например, весьма сложно формализовать и
заранее предугадать, какие навыки или личные качества потенциальных работников
будут интересны компаниям через полгода или год. А составить адекватный портрет
как нанимателя, так и претендента только на основе резюме, анкеты или даже
одной личной беседы бывает очень трудно.
Существует также другая структура
кадрового бизнеса, основопологающими принципами которой является:
·
выявление потребностей
клиента - компании или организации, желающей набрать персонал;
·
поиск претендентов на
вакантные места;
·
выявление наиболее
подходящих кандидатов;
·
предоставление клиенту
информации по выбранным специалистам;
·
организация встреч;
·
соблюдение гарантийных
обязательств.
Кроме агентств на рынке трудовых
ресурсов работают еще биржи труда, преследующие несколько иную цель - найти
человеку работу, в то время как для агентств главное обеспечить компанию
сотрудниками. Процесс подбора кадров начинается со встречи консультанта
кадрового компании с клиентом и определения требований,
предъявляемых к потенциальным
работникам. В соответствии с выдвинутыми условиями происходит отбор
претендентов по базе данных. Если в базе нет нужных сведений, то поиск ведется
другими путями, например через объявления в прессе.
Реальная жизнь, однако, зачастую
выбивается из этой схемы. Например, иногда приходится "на месте"
конкретизировать потребности клиента и вместе с ним разбираться, кто же в
действительности требуется. А порой нелишне бывает объяснить, какие вообще
имеются специалисты на нынешнем рынке, каков уровень их оплаты, спрос на каждую
профессиональную группу - иначе говоря, предоставлять клиенту подробную
консультацию. А для этого надо как минимум владеть актуальной информацией,
следить за состоянием различных сегментов рынка - обрабатывать массу
разноплановых данных, представленных в самых различных формах. Процесс подбора
претендентов отнюдь не прост. Работа с резюме и поиск среди возможных
претендентов - это только малая часть кадрового бизнеса, который отличается
многообразием форм. В этом бизнесе существует много форм работы. Можно просто
пересылать заказчику резюме - и пусть сам разбирается, просеивает,
договаривается с кандидатами, производит профессиональный отбор. Можно провести
предварительную работу с претендентами посредством интервьюирования, и
изготовить полуфабрикат - пакет с документами на более-менее подходящих
сотрудников. Работать можно как с активными аппликатами - ищущими в данный
момент работу, так и с пассивным резервом, состоящим из специалистов, попавших
в поле зрения агентства, но в данный момент уже трудоустроенных. Существует
также практика, согласно которой поступившая однажды информация о специалисте
навсегда остается в базе агентства; более того, за динамикой развития его
карьеры менеджеры агентства ведут постоянное наблюдение. Время от времени они
звонят данному специалисту, задавая вопросы типа: как дела, все ли в порядке,
какие изменения произошли в карьере, а также ведут обзор периодической печати
(кстати, к вопросу о пользе активных выступлений в специализированной и
общественно-политической прессе), анализируют отзывы и рекомендации других
клиентов агентства. Не исключена ситуация, когда информация об одном и том же
специалисте попадает в банки данных разных рекрутинговых компаний. Такое
внимание может показаться навязчивым, однако, при условии соблюдения
конфиденциальности, оно свидетельствует о том, что данный специалист на виду,
он котируется, о нем помнят и готовы предложить какие-то другие варианты. И
наоборот, если тебе не позвонили, значит,ты никому не интересен, т. е. есть
повод задуматься. Кстати, на Западе норма - один звонок в день специалистам
дефицитных специальностей, а если больше, то ты на волне, и можно надеяться на
очередной шаг в карьере. Все это, как говорили раньше, формирует уверенность в
завтрашнем дне, а занудная, на первый взгляд, деятельность рекрутинговой компании
способствует сглаживанию социальной напряженности в обществе и созданию
цивилизованного рынка рабочей силы.
Очень важны в работе кадрового
агентства результаты личной беседы с кандидатом и ее последующий анализ с
привлечением всей имеющейся в распоряжении консультанта информации. Сбор этой
информации может происходить через коллег или нынешнего руководителя данного
специалиста. Сюда же входит и проверка резюме по ключевым параметрам: места
работы, выяснение истинных причин увольнений и т. п. С человеком работают
несколько консультантов, что исключает неизбежный в общении людей субъективизм
и позволяет сформировать объективный портрет претендента. Тут важно собрать
воедино отдельные записки, разрозненные отчеты о беседах, сделанные разными
консультантами в разное время, подготовить информационный пул, достаточный для
проведения непротиворечивой экспертной оценки. Проблемы могут возникнуть даже
при обработке достаточно стандартной, но имеющей не более 30 % полей анкеты с
четко определенными правилами заполнения, которые практически невозможно
заранее определить.
Данная система является не только
теоретически, но и практически обоснованной - она уже оправдала себя в России и
странах Прибалтики
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ.
"Экономикс" Кэмпбелл Р.
Макконнелл, Стэнли Л. Брю, Москва, 1995 г.
"Общая экономическая
теория" В. И. Ведяпин, Москва, 1995 г.
"Рынок труда: занятость и
безработица" Пристанева А. А., Киев, 1993 г.
Вестник Московского
Университета, серия 5 - География, 1997 г., № 1
Страницы: 1, 2
|