Под влиянием
информатизации и трансформации рынка труда самым «революционным» феноменом в
сфере занятости стала так называемая дистанционная работа, или виртуализация
рабочих мест. Все более широкое распространение получила «телеработа» - выполнение
разнообразных операций человеком, находящимся в отдалении от того места, где
аккумулируются результаты с помощью телекоммуникаций, компьютеров,
интернет-технологий. Телеработа представляет собой возможность работы на
иностранные компании без смены места жительства. По некоторым оценкам в 2007
году в Европе может возникнуть до 40 млн. рабочих мест для телеработающих, в
США-50-60млн.
Новые возможности
получения работы открываются как перед горожанами так и сельскими жителями. При
этом человек не выпадает из привычной социальной и культурной среды.
Потенциально телекомпьютинг способен обеспечить людям, проживающим в регионах с
высоким уровнем безработицы, доступ к возможностям для работы. Он сможет стать
панацеей для человека, состояние здоровья которого не позволяют покидать дом.
При этом создает условия для виртуальной утечки мозгов. Для нанимателя
улучшается использование рабочего времени, повышается производительность труда,
расширяется круг потенциальных сотрудников, появляется возможность гибко изменять
численность персонала, сокращать расходы. Для развития такой формы занятости в
России пока мало возможностей, так как Интернет доступен только 20% населения
России.
Реформирование трудовой сферы происходит медленно и противоречиво, хотя
отмена всеобщей трудовой повинности и провозглашение свободы выбора характера и
вида трудовой или предпринимательской деятельности являются безусловным
прогрессом. Масштабы безработицы, снижение жизненного уровня большинства
населения правовая незащищенность работников свидетельствует, что за
пореформенные годы трудящиеся больше потеряли, чем приобрели.
Из-за резкого спада производства сокращение занятости происходило
такими быстрыми темпами, что общество не успевало адекватно реагировать на
происходящие процессы. Уже к началу 90-х годов миллионы граждан, потеряв
работу, лишились единственного источника дохода и оказались за чертой бедности.
Работодатели, в том числе государство, пользуясь несовершенством или
отсутствием законов, могли безнаказанно ущемлять интересы работников. Причем
ситуация на рынке труда с самого начала складывалась крайне неблагоприятно
прежде всего для последних. Люди терпели и невыплату пособий, и увольнения, и
неоплаченные отпуска, не говоря уже о задержках заработной платы и реальном
резком ее снижении. Рынок труда сегодня сильно деформирован, а статистика
занятости и безработицы не отражает истинных процессов: масштабы скрытой
безработицы и скрытой занятости не поддаются сколько-нибудь точному
определению.
В первой редакции Закона о занятости, принятого в 1991 году, содержатся
многие нормы, заимствованные из законодательства западных стран, доказавшие
свою эффективность. Неизменным в арсенале средств осуществления политики на
рынке труда остается пакет мер регулирования, включающий шесть активных и одну
пассивную.
Активные меры, так или иначе, способствуют заполнению вакантных рабочих
мест и удовлетворяют спрос на оплачиваемую занятость. Пассивная мера- выплата
пособий по безработице – потому и называется пассивной, что никакого отношения
к содействию занятости не имеет, а лишь выполняет функцию социальной поддержки.
Инструментами активной политики занятости являются: создание новых
рабочих мест, содействие малому и среднему бизнесу (самозанятость), подготовка
и переподготовка кадров, субсидированная занятость, миграционная политика и
общественные работы.
Создание новых рабочих мест - важнейшая макроэкономическая мера ,
которая в контексте инвестиционной и налоговой политики является индикатором
процессов, происходящих не только на рынке труда, но и в экономике в целом. В
США, например, в последние годы практикуются еженедельные программы создания
новых рабочих мест, которые во многом обеспечивают рекордно низкий уровень
безработицы (4,9%).
Целенаправленная политика создания новых рабочих мест становится тем
более актуальной, что современный уровень научно-технического прогресса
позволяет обеспечить экономический рост без увеличения занятости. Ни одна
программа на Западе не принимается без тщательного анализа эффекта создания
новых рабочих мест.
Эффективный инструмент политики занятости – содействие малому и
среднему бизнесу. Опыт развитых стран показывает, что это направление способно
охватить более половины всех занятых в народном хозяйстве. Подготовка и
переподготовка персонала называется структурной мерой регулирования рынка
труда, так как она обусловлена постоянными структурными изменениями в
экономике, отмиранием одних профессий и возникновением других. Система
подготовки кадров обычно нацелена на получение молодежью первой профессии. Даже
если в начале трудовой карьеры первая профессия была престижной, чтобы быть
непрерывно востребованным на рынке труда и иметь пожизненную занятость, надо
постоянно расширять свои знания и развивать умения, поэтому важным направлением
«обучения для взрослых» становится переподготовка.
Субсидированная занятость как мера регулирования рынка труда направлена
на создание специальных рабочих мест для лиц с ограниченной трудоспособностью
(инвалидов, молодежи, многодетных женщин.)
Идея субсидированной занятости – вывести эти группы населения из
конкурентной борьбы за рабочие места, т.е. обеспечить им государственную
гарантию занятости или «конкурентно нейтральность», поскольку они находятся в
заведомо не равных условиях рынка труда. Субсидирование рабочих мест
подразумевает создание специальных условий труда и особого режима работы
(неполный рабочий день, неделя и др.). Гарантированная занятость маргинальных
слоев позволяет им противостоять «социальному отторжению», а также обеспечивает
социальную защиту.
К активным мерам регулирования занятости относятся также миграционная
политика и общественные работы. Последние возникли как способ временной
занятости и социальной поддержки, безработных в период резкого спада
производства и массового высвобождения работников.
Опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что меры активной
политики занятости эффективны, если на них расходуется не менее половины всех
средств, выделяемых на борьбу с безработицей.
К сожалению, приходится констатировать, что из всего пакета мер в России
доминирует выплата пособия по безработице: до 70% средств расходуется на эту
пассивную меру. Если учесть, что значительная часть средств направляется на
развитие самой службы занятости ( на начальном этапе это было оправданно
необходимостью развития инфраструктуры рынка труда), то такая модель
финансирования обусловливает скорее мультипликацию безработицы , нежели
эффективную политику занятости.
Стратегические решения в области государственного регулирования
занятости должны носить комплексный характер и лежать в плоскости обеспечения
роста производства и создания новых рабочих мест с одновременным развертыванием
программы переобучения и повышения квалификации работников. При этом необходимо
учитывать опыт развитых стран, социальные и национальные особенности России,
реально сложившуюся в стране ситуацию и внутреннюю логику развития с учетом
тенденций развития.
2.
Безработица в России
2.1. Анализ
проблемы безработицы в России
В целом текущую
ситуацию на российском рынке труда можно охарактеризовать как достаточно
напряженную. С одной стороны в настоящее время проблема безработицы в России не
так остра и не требует принятия безотлагательных мер. С другой – в стране,
по-видимому, отсутствуют свободные трудовые ресурсы, которые можно было
использовать для обеспечения дальнейшего роста экономики.
Таким образам, в
России при огромном количестве людей, не занятых в общественном производстве,
количество безработных, не имеющих источника дохода, не так велико. Ниже
приведены данные о численности безработных в России за последние 6 лет.
Таблиця
1
|
Всего за год
|
Январь
|
Февраль
|
Март
|
Апрель
|
Май
|
Июнь
|
Июль
|
Август
|
Сентябрь
|
Октябрь
|
Ноябрь
|
Декабрь
|
Общая численность безработных, млн.
чел.
|
1999
|
9,3
|
10,0
|
10,4
|
10,0
|
9,6
|
9,1
|
8,8
|
8,7
|
8,7
|
8,7
|
8,9
|
9,1
|
8,9
|
2000
|
7,5
|
8,7
|
8,6
|
8,2
|
7,8
|
7,4
|
7,3
|
7,2
|
7,1
|
7,1
|
7,0
|
7,0
|
7,0
|
2001
|
6,4
|
7,1
|
7,1
|
6,8
|
6,4
|
6,1
|
6,1
|
6,1
|
6,1
|
6,2
|
6,3
|
6,3
|
6,2
|
2002
|
5,8
|
6,1
|
6,0
|
5,9
|
5,8
|
5,6
|
5,5
|
5,4
|
5,3
|
5,7
|
6,0
|
6,3
|
6,5
|
2003
|
6,2
|
6,6
|
6,8
|
6,5
|
6,3
|
6,1
|
6,0
|
6,0
|
6,0
|
6,0
|
6,0
|
6,0
|
6,3
|
2004
|
|
6,6
|
6,9
|
6,5
|
6,0
|
5,6
|
5,5
|
5,5
|
5,4
|
5,5
|
5,6
|
|
|
За последние годы численность занятого населения сократилась на 9%. В
настоящее время, по данным Госкомстата России, которые не отражают реального
положения дел, более 6,5 млн. человек не имеют занятия, но активно его ищут;
почти 2,7 млн. человек зарегистрированы в органах службы занятости в качестве
безработных. В связи с изменением отраслевой структуры занятости (уменьшением
числа работающих в отраслях обрабатывающей промышленности, особенно в
машиностроении и легкой промышленности) обострились региональные проблемы
занятости. В 47 субъектах Российской Федерации из 89 безработица превышает
средний уровень по стране, в отдельных городах наблюдается массовая безработица
(Приложение 2). Интересна дифференциация регионов России по составу
безработных. Первоначально основную массу безработных в России составляли
женщины, лица с высшим и средним специальным образованием, лица предпенсионного
возраста. Но затем в тех регионах, где уровень безработицы был выше среднего,
стали расти доля мужчин, доля лиц с низким уровнем образования, доля молодежи.
В России острая
безработица наблюдается в регионах двух типов.
Во-первых, это
регионы с высоким естественным приростом населения (Дагестан, Калмыкия, Тува,
Карачаево-Черкесия, Чечня, Агинский Бурятский АО и т.п.). Здесь на рынок труда
постоянно выходит большое количество молодежи, тогда как количество рабочих
мест в условиях экономического кризиса не только не увеличивается, но и
сокращается. В особый подтип выделяются регионы, где высокий естественный
прирост сочетается с массовым притоком беженцев (Ингушетия и Северная Осетия).
В регионах данного типа безработица существовала и в прошлом в виде аграрного
перенаселения.
Во-вторых,
депрессивные регионы, т.е. с преобладанием наиболее кризисных отраслей. На
данный момент таковыми являются легкая промышленность и военно-промышленный
комплекс, отличающиеся наибольшим сокращением объемов производства. К этому
типу относятся: Ивановская, Владимирская, Костромская, Ярославская, Кировская и
др. области, Удмуртия, Мордовия, Марий-Эл.
Среди субъектов
Российской Федерации уровень безработицы по методологии МОТ колеблется от 1,6%
в Москве до 46% в Республике Ингушетия (приложение 2). Высокий уровень
безработицы по методологии МОТ отмечается в Кабардино-Балкарской Республике и
Республике Дагестан (26-27%), в Республике Тыва и Республике Калмыкия (20-22%),
в Республике Бурятия, Карачаево-Черкесской Республике и Республике Адыгея
(15-18%). До 5% уровень безработицы - в Санкт-Петербурге (2,7%), Эвенкийском и
Чукотском автономных округах, Московской, Липецкой областях (3-4%), Ивановской,
Тульской и Ярославской областях (около5%).
Таким образом,
можно говорить об обострении дефицита трудовых ресурсов в некоторых основных
промышленных регионах страны (в первую очередь в Москве и Санкт-Петербурге). В
то же время почти в каждом третьем регионе страны уровень безработицы превышает
10% от численности экономически активного населения. Аналогичная проблема
выявляется и при анализе внутрирегиональных рынков труда. В большинстве
российских регионов можно выделить один или несколько экономически развитых
центров с более или менее благоприятной ситуацией на рынке труда, вместе с тем
проживающие за их пределами имеют минимальный выбор потенциальных работодателей
(преимущественно бюджетных учреждений) или вынуждены вести натуральное
хозяйство.
По данным обследования населения по проблеме занятости по состоянию на
последнюю неделю ноября 2004г. (без Чеченской Республики), численность
экономически активного населения в возрасте от 15 до 72 лет составила 72,9 млн.
человек, (приложение 3) или 65,4% общей численности населения этого возраста. В
их числе 67,1 млн. человек классифицировались как занятое население, 5,8 млн.
человек – как безработные с применением критериев МОТ. Уровень безработицы
составил в ноябре 2004 г. 7,9%.
По данным
Федеральной службы по труду и занятости, в конце ноября 2004г. на учете в
органах государственной службы занятости состояло 1,8 млн. безработных, в том
числе в Чеченской Республике – 364,5 тыс. человек. По сравнению с ноябрем
2003г. численность зарегистрированных безработных увеличилась на 274 тыс.
человек, или на 17,5%. В ноябре 2004г. общая численность безработных превышала
численность зарегистрированных безработных по сопоставимому кругу лиц (т.е. в
трудоспособном возрасте без студентов, учащихся и пенсионеров, отнесенных к
безработным) в 2,7 раза. Средний возраст безработных составил 34,9 года,
занятого населения - 39,5 года. Молодежь до 25 лет составляет 28% среди безработных
и 11% - среди занятого населения, лица в возрасте 55 лет и старше,
соответственно, 6 % и 9%. Почти 11% безработных имели высшее образование и 21%
- среднее профессиональное. Среди занятых это соотношение составило,
соответственно, 25% и 26%.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|