Термин «эластичность» в экономической науке используется для измерения соотношения
взаимообусловливающихся переменных: цен и количества (объема) проданных или
купленных товаров. Например, если цена на телевизор возросла на 5%, насколько
изменится количество их продаж за тот или
иной интервал времени? Или, как изменится спрос на телевизоры, если
доходы населения возрастут на 10%?
Наиболее удобной, унифицированной единицей измерения эластичности
выступает процент. Процентное исчисление способно показать степень изменения любой
экономической переменной, независимо от
того, какими были исходные единицы измерения – в деньгах, тоннах, штуках,
метрах. В предпринимательской практике
чаще всего используют процентное изменение одной переменной в
результате; 1%-ного изменения другой.
Степень изменения объема предложения в зависимости от изменения
цены характеризует эластичность предложения по цене. Мерой
этого изменения является коэффициент эластичности предложения, который
рассчитывается как отношение объема предложения (в %) к росту
цен (в %), т.е. по формуле:
где Е – коэффициент эластичности предложения, S –
предложение, P – цена.
Измерив
эластичность предложения по цене, можно получить ответ на вопрос, насколько
производство той или иной продукции реагирует на изменение цены.
2.3. Виды эластичности
предложения
Предложение,
поскольку оно связано с изменением производственного процесса, медленнее
адаптируется к изменению цены, чем спрос. Поэтому фактор времени является
важнейшим в определении показателя эластичности.
Обычно при оценке
эластичности предложения рассматриваются три временных периода:
краткосрочный,
среднесрочный,
долгосрочный.
Под краткосрочным
понимается период, слишком короткий для осуществления каких-либо изменений в объеме
выпускаемой продукции.
Среднесрочный
период достаточен для расширения или сокращения производства на уже
существующих производственных мощностях, но недостаточен для введения новых
мощностей.
Долгосрочный
период предполагает расширение или сокращение фирмой своих производственных
мощностей, а также приток новых фирм в отрасль при расширении спроса на данную
продукцию или уход из нее при сокращении последнего.
Эластичность предложения служит показателем относительного изменения
предложения в соответствии с относительным изменением рыночной
цены. Если предлагаемое количество товара остается неизменным
для перепродажи по любой цене, то имеет место неэластичное предложение. Когда
же малейшее уменьшение цены товара вызывает сокращение предложения до нуля, а
малейшее увеличение цены обусловливает увеличение предложения, то
имеем дело с
абсолютно эластичным предложением.
Различают пять вариантов эластичности предложения (рис.3). Эластичность
предложения равна нулю, когда кривая предложения вертикальна. Здесь
предложение не изменяется от того, что возрастает цена. Например, кривая
предложения картины Шишкина "Утро в лесу" является совершенно неэластичной,
так как в наличии имеется фиксированное
количество (одна картина), которое
не может быть увеличено, как бы высоко ни поднялась цена. Эластичность предложения обычно бывает больше на
протяжении длительного времени, чем в короткие сроки. Это вызвано приспособлением производителей к более высокой цене.
Эластичность предложения меняется под воздействием технического прогресса, изменения качественного и количественного состава
используемых ресурсов. Усиление
ограниченности ресурсов, применяемых при производстве того или иного
товара, ведет к уменьшению значения эластичности предложения.
Рис.3. Графики эластичности предложения
Гл.3. Предложение и его структура динамики в Украине
3.1. Потребительский рынок.
Его состав и характеристика важнейших элементов.
Рынок как экономическая
категория товарного производства представляет собой сферу товарно-денежного
обращения и охватывает совокупность конкретных отношений и связей между
производителями и потребителями товаров. Формы рыночных отношений проявляются в
количественных и качественных отношениях основных элементов рынка:
·
спроса,
·
предложения,
·
цены.
Под воздействием
этих элементов формируются пропорции между производством и потреблением.
Взаимосвязь элементов рынка товаров народного потребления (РТНП).
Рис. 4. Взаимосвязь элементов
РТНП
Потребительский
рынок – обслуживает в основном
сферу личностного потребления населения. Он представляет собой сложную систему.
Состав и структуру потребительского рынка можно классифицировать по различным
признакам:
·
по
региональному признаку;
·
по
назначению (рынок продовольственных, непродовольственных товаров,
товаров культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода);
·
по
каналам реализации товаров.
Это позволяет в
составе всего потребительского рынка выделить рынки регионов отдельных товаров
для анализа их развития и достижения пропорциональности спроса и предложения
как в целом по стране, так и по регионам, по отдельным товарам, а также
целенаправленно формировать структуру потребления товаров населением страны.
Потребительский
рынок характеризуется, прежде всего долей в его составе продовольственных и
непродовольственных товаров. В свою очередь каждая из этих составляющих
товарооборота подразделяется на отдельные товарные группы. Например, в составе
продовольственных товаров выделяются хлеб и хлебобулочные изделия, мясо и
мясопродукты, кондитерские изделия и т. д. Дальнейшая структура каждой группы
представляет ассортимент товаров (например, хлеб украинский, хлеб бородинский,
батон и т. д.)
Для рынка
продовольственных товаров характерны следующие специфические черты:
·
широкая
взаимозаменяемость товаров по своему функциональному назначению, что
обуславливает отсутствие отлаженного спроса;
·
сезонность
производства ряда продовольственных товаров, что вызывает существенные колебания
реализованного спроса;
·
более
широкие связи между торговлей и производством;
·
совпадение
в основном срока производства товаров с их потреблением;
·
ограниченность
срока хранения ряда продуктов питания.
Рынок
непродовольственных товаров отличается более широким ассортиментом, высокой
степенью обновления, существенным изменением спроса под воздействием моды,
отсутствием естественных ограничений размеров потребления товаров, выраженной
индивидуальностью в спросе населения, более четким разграничением товаров по
функциональному назначению, более высокими требованиями населения к
ассортименту и качеству товаров.
Для рынка товаров
культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода характерны:
·
более
длительные сроки потребления;
·
отложенный
спрос населения на отдельные изделия;
·
ярко
выраженное влияние НТП и жилищных условий населения;
·
общественный
характер использования многих предметов;
·
организация
дополнительных услуг по эксплуатации многих изделий, торговля запасными
частями.
Эти особенности
обуславливаются своеобразием подходов к прогнозированию спроса и формирования
структуры товарооборота. Например, нельзя определять перспективы развития
спроса, не располагая данными о наличии товаров длительного пользования
населения.
В переходный
период потребительский рынок приобретает различные формы, появляются новые
каналы реализации товаров населению .
По каналам
реализации товаров потребительский рынок можно подразделить на: организованный
и неорганизованный.
Организованный
рынок – охватывает реализацию товаров через официально зарегистрированную
торговую сеть магазинов, палаток, киосков, предприятий общественного питания
всех форм собственности. К этой категории относится также реализация товаров
населению непосредственно производящими предприятиями и организациями, а также
осуществляющими реализацию товаров, полученных по обменным операциям и
торговым сделкам, колхозами и совхозами непосредственно из собственных
хозяйств.
Неорганизованный
рынок – охватывает реализацию частными лицами, занимающимися предпринимательской
деятельностью, товаров как произведенных в республике, так и привезенных из
стран ближнего и дальнего зарубежья в порядке свободной торговли в специально
отведенных местах (стадионах, вещевых и смешанных рынках и т.д.) либо на улицах,
площадях и других местах.
3.2. Особенности формирования
предложения на потребительском рынке
В современных
условиях формирование товарного предложения на украинском рынке потребительских
товаров претерпело существенное изменение. Данный период характеризуется
преобладанием в структуре товарных ресурсов импортных товаров в непродовольственной
группе и постепенным вытеснением отечественных товаропроизводителей с
внутреннего потребительского рынка страны; в продовольственной группе на
потребительском рынке Украины главную роль играет отечественный
товаропроизводитель.
Наблюдается
определенное расширение товарного предложения продовольственных товаров
отечественных товаропроизводителей. В розничной торговле, как в магазинах, так
и на продовольственных рынках, наиболее широко предложены такие виды
продовольствия отечественного производства, как майонез, йогурты, молоко и
кисломолочные продукты, мясные консервы, колбасы вареные, куры, рыбные
консервы, конфеты. По данным товарам отечественные производители, в том числе и
местные, представляют к продаже товары более широкого ассортимента и достаточно
высокого качества, что обеспечивает устойчивый покупательский спрос населения.
Региональный
потребительский рынок непродовольственных товаров показал значительные масштабы
проникновения импортных товаров на данный рынок по сравнению с рынком
продовольственных товаров. Из представленного к реализации ассортимента
непродовольственных товаров импортные товары составляли по телевизорам цветного
изображения — 96%, видеомагнитофонам — 100%, магнитофонам — 99%, холодильникам
— 85%, стиральным машинам — 90%, игрушкам — 60% и т. д. Непродовольственные
товары отечественного производства были представлены в основном товарами легкой
промышленности в ограниченном числе предприятий розничной торговли (в среднем в
16—20% обследованных розничных предприятий). Наиболее широкий ассортимент
отечественных непродовольственных товаров был представлен по таким товарным
группам, как детская одежда, трикотажные изделия. Причем, более широкий выбор
непродовольственных товаров отечественного производства был в предприятиях
розничной торговли (магазинах), а не на вещевых рынках, где реализуются в
основном импортные непродовольственные товары. [16]
Проведенный опрос
специалистов торговли показал, что при реализации продуктов питания более
половины торговых агентов (59%) отдают предпочтения продаже товаров
отечественного производства и только 29% — импортным продовольственным товарам,
тогда как при продаже непродовольственных товаров торговые работники
предпочитают работать с импортными товарами (76%).[17]
Большая часть
опрошенных специалистов торговли считает более выгодной торговлю импортными
непродовольственными товарами, отмечая более высокое качество данных товаров
зарубежного производства (49%), более быструю реализацию (34,5%), более широкий
ассортимент товаров и выбор поставщиков (24,1%).
По
продовольственным же товарам специалисты торговли отдают свое предпочтение
реализации отечественной продукции, в основном местных товаропроизводителей.
Большинство потребителей
(82,4%) отдают свои предпочтения при покупке непродовольственных товаров
импортной продукции, объясняя свой выбор более высоким качеством, надежностью и
удобством в эксплуатации, соответствием моде и передовым технологиям;
привлекательным видом и дизайном; престижностью торговых марок данных товаров.
Только 12,6% потребителей предпочитают приобретать непродовольственные товары
отечественного производства, вследствие их более низких цен, соответствия в
большинстве случаев цены качеству реализуемых товаров.
При покупке же
продовольственных товаров большая часть опрошенных потребителей (82%)
предпочитают приобретать отечественные товары, так как они отличаются в
большинстве случаев более высоким качеством, недлительными сроками хранения,
безопасностью в употреблении, а кроме того, соответствуют рациону питания
человека, проживающего в данной местности, что способствует устранению
дисбаланса в питании и энергетике, а соответственно, укреплению здоровья.
Покупатели стали
меньше внимания обращать на внешний привлекательный вид продуктов питания и больше
на их экологическую безопасность и срок годности. При выборе потребителями
непродовольственных товаров основными критериями являются также цена
реализуемых товаров (данный критерий отметили 72,4% респондента) и их качество
(69%). Однако, при покупке непродовольственных товаров покупатели большее
внимание уделяют привлекательному внешнему виду изделия (54,5%), и торговой
марке производителя (72%).[18]
Исследования
показали, что товарное предложение непродовольственных товаров на региональном
потребительском рынке формируется на 65—70% за счет импортных товаров, причем
наблюдается тенденция дальнейшего, постепенного вытеснения отечественных непродовольственных
товаров с потребительского рынка региона. Торговые агенты и покупатели отмечают
низкую конкурентоспособность отечественных непродовольственных товаров по
сравнению с импортными, вследствие их относительно высоких цен при среднем
уровне качества, недостаточно привлекательного внешнего вида и упаковки;
несоответствия моде и требованиям НТП.
На наш взгляд, приоритетным
направлением на современном этапе развития экономики страны является насыщение
внутреннего потребительского рынка отечественными конкурентоспособными товарами
и постепенное вытеснение импортных товаров отечественными с доведением доли
импорта в общем объеме товарного предложения на рынке до 10—15%. Это необходимо
для того, чтобы не только обеспечить экономическую безопасность страны, но и
способствовать преодолению безработицы, росту доходов как потребителей, так и
производителей, развитию инвестиций в экономику
Формирование и
развитие продовольственного рынка должно идти по двум направлениям:
·
Развитие
отечественного производства и переработки продуктов питания.
·
Развитие
торговли продовольственными товарами отечественного производства.
В первом
направлении наиболее слабым звеном является именно переработка произведенных
продуктов питания. Импортные продовольственные товары, уступая в большинстве
случаев по своему качеству, выигрывают в современной технологии обработки и
упаковки, обеспечивающей длительные сроки хранения товаров при сохранении их
качества. Кроме того, современные технологии обработки продуктов позволяют
существенно снизить и потери при их производстве, переработке хранении. Однако,
многие перерабатывающие отечественные предприятия не имеют финансовых ресурсов
для приобретения и внедрения современных технологий и линий по переработке и
упаковке продуктов питания, а высокие проценты по кредитам ухудшают финансовое
состояние предприятий. Поэтому, в целях стимулирования технического оснащения
перерабатывающих предприятий для создания конкурентоспобной продукции
необходима помощь государства и прежде всего местных органов власти. Помощь
данным предприятиям может быть осуществлена в виде льготных долгосрочных
кредитов на техническое перевооружение и реконструкцию под минимальные
проценты, в форме льгот по местным налогам в виде полного или частичного
освобождения от налогообложения прибыли на период срока окупаемости вложенных
средств. Данные меры позволят перерабатывающим предприятиям осуществить
накопление и вложение средств в дальнейшее развитие и расширение производства
высококачественных продуктов питания. Опыт работы региональных
товаропроизводителей подтверждает необходимость внедрения новых технологий для
достижения успеха на рынке. Так, запуск новых технологических линий и линий по
упаковке молочных продуктов «Тетрапак» предприятием позволили значительно
увеличить сроки хранения продукции, улучшить качество товаров, расширить их
ассортимент, что привело к увеличению доли продовольственного рынка,
занимаемого данным предприятием.
Немаловажную роль
в развитии отечественного потребительского рынка играет и торговля, призванная
воздействовать на производство на основе изучения покупательских предпочтений и
спроса.
Вместе с тем,
проведенные исследования показали, что только 37,5% опрошенных торговых
работников осуществляют в той или иной мере изучение покупательского спроса на
потребительские товары, используя такие методы, как опросы (6,3%), учет и
анализ продаж и товарных запасов (18,7%) и т.д. Большая же часть торговых
работников (62,5%) не осуществляет вообще изучение покупательского спроса
населения, объясняя это большими затратами, нехваткой времени, отсутствием
квалифицированных специалистов. [19]
Вследствие данной
сложившейся ситуации торговля не выполняет в должной мере одну из своих
основных функций — выявление предпочтений потребителей, изучение
покупательского спроса и формирование на этой основе заказов
товаропроизводителям. Кроме того, торговля должна не только изучать, но и
осуществлять формирование покупательского спроса на новые потребительские
товары, появляющиеся на рынке.
Заключение
Любой рынок состоит из покупателей, желающих приобрести товары, и
поставщиков, желающих товары продать. Каждая из этих сторон стремится
максимально полно удовлетворить собственные потребности при любой установленной
на товар цене, однако каждая из них находится во власти своего сдерживающего
фактора: покупатели сдерживаются ограниченностью своего бюджета, а поставщики –
ограниченностью своих технологических возможностей. Наличие этих сдерживающих
факторов приводит к тому, что при неизменности всех прочих условий, но
изменении цены на товар, спрос и предложение будут изменяться. Характерная
кривая спроса, отражающая зависимость количества товара, которое покупатели
готовы купить, от цены на данный товар, является убывающей. Характерная кривая
предложения, отражающая зависимость количества товара, которое поставщики
готовы продать, от цены на данный товар, является возрастающей. Конкретное
положение кривой спроса и кривой предложения в осях {цена, количество}
определяется рядом неценовых параметров спроса и неценовых параметров
предложения. Степень чувствительности изменений спроса и предложения к
изменениям цены на товар или любого неценового параметра принято описывать
коэффициентом эластичности. Если существующая на рынке цена на данный товар
ниже или выше цены, для которой объем спроса совпадает с объемом предложения,
то образуется соответственно дефицит или профицит товара на рынке, при
существовании которых отслеживание покупателями и поставщиками своих интересов
по максимально полному удовлетворению своих потребностей приводит к изменению
существующей цены в направлении к равновесной цене, что не исключает варианта
колебаний цены на товар вокруг равновесного значения при слишком больших
корректировках первоначальной цены.
В настоящей
работе за кадром в силу ограниченности темы остались многие конкретные
ситуации, в которых взаимодействие и структура спроса и предложения имеют,
естественно, свои особенности.
Например, для
рынка ресурсов, используемых для производства другого товара, принципиальной
является прибыль от последующих поставок готовых изделий, и увеличивать
потребление ресурсов (т.е. значение спроса на них) целесообразно лишь пока
прирост их общей стоимости за счет покупки дополнительной единицы ресурса
меньше, чем прирост дохода от продажи дополнительного количества готовых
изделий, поставленных благодаря данной дополнительной единице купленного
ресурса. Для выяснения, каким образом себя будет вести кривая рыночного
(отраслевого) долгосрочного предложения, принципиальным становится влияние
роста отрасли на цены используемых в данной отрасли ресурсов; если благодаря
своим увеличившимся размерам отрасль получает возможность приобретать
необходимые ресурсы по более низким ценам, то кривая долговременного
отраслевого предложения будет убывающей.
Или, например, при выяснении
характера кривой совокупного спроса, т.е. объемов национального производства,
которые готовы купить все потребители страны при различном совокупном уровне
цен, становится принципиальным влияние изменений уровня цен в стране на
процентные ставки, инфляционные ожидания потребителей и спрос на импортные
товары. При выяснении характера кривой совокупного предложения определяющим
становится наличие в стране свободных для дополнительного использования
ресурсов.
Литература
1.
|
Борисов Е.Ф.
Экономическая теория. - М.: Юристъ, 1999.
|
2.
|
Воробьев
Е.М., Гриценко А.А., Ким М.Н. Экономическая теория. Фортуна-Пресс, 2000.
|
3.
|
Зубко Н.М.
Экономическая теория. - Минск: НТЦ "АПИ", 1999.
|
4.
|
Курс
экономики. Под ред. Б.А.Райзберга. - М.: ИНФРА-М, 1997.
|
5.
|
Курс
экономической теории. Под общ. ред. проф. М.Н.Чепурина - Киров: АСА, 2000.
|
6.
|
Макроэкономика.
Конспект лекций. - М.: Издательство ПРИОР, 1998.
|
7.
|
Маршал А. Принципы экономической
науки. В 3-х т. – М.: Прогресс, 1993.
|
8.
|
Мочерний С.В.
Економічна теорія. - Київ: Академія, 1999.
|
9.
|
Нуриев Р., Розанова Н. Поведение
потребителя в рыночной экономике. // Вопросы экономики № 1, 1994.
|
10.
|
Сажина М. Рынки ресурсов (материалы
к лекции) // Российский экономический журнал № 4, 1999.
|
11.
|
Смит А. Исследование о природе и
причинах богатства народов // Антология экономической классики: В 2-х томах.
Т.1. – М.: МП «Эконов», 1993.
|
12.
|
Современная
экономика. Основы экономической теории. - Ростов-на-Дону: МарТ, 1998.
|
13.
|
Современная
экономика. Под ред. проф. О.Ю.Мамедова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
|
14.
|
Сурин А.И. История экономики и
экономических учений. – М.: Финансы и статистика, 1998.
|
15.
|
Товарные рынки – статистика //
#"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Р. Нуриев, Н. Розанова.
Поведение потребителя в рыночной экономике //Вопросы экономики № 1, 1994.
[2] Смит А. Исследование о
природе и причинах богатства народов // Антология экономической классики: В 2-х
томах. Т.1. – М.: МП «Эконов», 1993. – с.79-80.
[3] Смит А. Исследование о
природе и причинах богатства народов // Антология экономической классики: В 2-х
томах. Т.1. – М.: МП «Эконов», 1993. – с.90.
[4] Там же. – с.121.
[5] Сурин А.И. История экономики и экономических учений. –
М.: Финансы и статистика, 1998, с. 90-91
[6] Маршал А. Принципы экономической науки. В 3-х т. – М.: Прогресс, 1993,
т.1. – с.135-158.
[7] Там же. - т.2. – с.33.
[8] Там же. – с.31-32.
[9] Маршал А. Принципы экономической науки. В 3-х т. – М.: Прогресс, 1993,
т.1. – с.158, 160, 163.
[10] Там же. – с.167.
[11] Маршал А. Принципы экономической науки. В 3-х т. – М.: Прогресс, 1993,
т.1. – с.27.
[12] Маршал А. Принципы экономической науки. В 3-х т. – М.: Прогресс, 1993.
– т. 2. – с.29.
[13] Там же. – с.28.
[14] Там же. – с.159.
[15] Экономическая теория. Под ред. акад. Видяпина В.И. и др. – М.:
ИНФРА-М, 2000. – с.99.
[16] Товарные рынки –
статистика //
#"#_ftnref17" name="_ftn17" title="">[17] Там же.
[18] Товарные рынки – статистика //
#"#_ftnref19" name="_ftn19"
title="">[19] Товарные рынки – статистика //
http://www.einform.com.ua/Tovarnye_rynky/statictics/Ukrayna_sobrala1188711.html
Страницы: 1, 2, 3
|
|
|