Закаливание и физическая культура ребенка первого года жизни
Министерство Высшего образования РФ
Новосибирский Государственный университет
Реферат
по физвоспитанию
Тема: Закаливание и физическая культура
ребенка первого года жизни.
Новосибирск
2003
Содержание.
1.
Физическая культура
первого года жизни ребенка:
a.
Гимнастика.
b.
Специальные виды гимнастики для малышей:
i.
динамическая гимнастика,
ii.
фитбол,
iii.
аквадинамическая гимнастика.
c.
Основные приемы массажа
- Основные приемы
закаливания детей первого года жизни
- Закаливание воздухом
- Закаливание солнечными лучами
- Водные процедуры
- Младенец и сауна
Гимнастика ребенка
первого года жизни.
Маленький ребенок — вовсе не уменьшенная копия
взрослого человека. Дело не только и даже не столько в разных пропорциях
телосложения — различия между младенцем и взрослым куда глубже, они касаются
строения и особенностей функционирования внутренних органов, центральной и
периферической нервной системы, костной и мышечной систем, кожи, обменных
процессов. Несравненно большая, в сопоставлении с взрослым, потребность ребенка
в движении — одна из важнейших биологических особенностей растущего организма,
обязательное условие его нормального формирования и развития, причем как
физического, так и интеллектуального: эти два аспекта у грудных детей не просто
взаимосвязаны, а составляют единое целое.
Доказано, что оптимальная двигательная
активность ребенка обеспечивает:
увеличение притока крови к мышцам, а значит —
совершенствование процесса транспортировки питательных веществ и кислорода к
тканям;
улучшение обмена веществ;
совершенствование функции коры надпочечников;
более прочное соединение мышц с костями, так
как постоянные сокращения мышечных сухожилий стимулируют рост надкостницы (т.е.
движение можно считать биологическим стимулятором роста).
Напрашивается вопрос: что же следует понимать под
«оптимальной двигательной активностью» грудного ребенка? Ведь такому малышу не
предложишь побегать, попрыгать или сделать утреннюю зарядку. Конечно, природой
в нем изначально «запрограммирована» мощная потребность в движении.
Понаблюдайте за новорожденным младенцем, когда он не спит и не «скручен»
пеленками, — вам не удастся даже на мгновение «застать» его в полной
неподвижности. Однако в современных условиях мы — из самых добрых (и не всегда
таких уж неразумных) побуждений — в той или иной степени навязываем своему
малышу собственный ритм и стиль жизни, так или иначе, ограничивая и корректируя
движения, предусмотренные для него природой.
Дабы помочь ребенку восполнить дефицит движения
и стимулировать его психофизическое развитие, врачи рекомендуют гимнастические
упражнения (дозированные в зависимости от возраста, состояния здоровья и
самочувствия ребенка), массаж и закаливающие процедуры.
Прежде всего, речь пойдет о гимнастике.
Все гимнастические комплексы для
младенцев должны отвечать одним и тем же требованиям:
1. Прежде всего, все комплексы должны быть
дифференцированы по возрасту, то есть упражнения должны соответствовать
возрастным особенностям ребенка.
2. Занятия проводятся регулярно: ежедневно,
систематически (несколько раз в день), в течение длительного периода
(желательно на протяжении всего первого года жизни).
3. Гимнастикой следует заниматься за 30 минут до
кормления или через 45-50 минут после него.
4. Помещение должно быть хорошо проветрено,
оптимальная температура воздуха + 20-22°С.
5. Все упражнения и приемы повторяются по 2-4
раза. В первые дни занятий делают 3-5 упражнений, а через 3-5 дней — все
упражнения комплекса.
6. Продолжительность процедур 10-15 минут.
7. Все упражнения следует сопровождать ласковыми
словами, стараясь вызвать у ребенка положительную реакцию.
8. Ни в коем случае нельзя ни сажать, ни ставить
ребенка, прежде чем он научится движениям в горизонтальном положении (повороты
на спину, на живот, ползание на животе и на четвереньках)!
9. Начинать и заканчивать процедуры следует
легким поглаживанием (легкими, скользящими движениями ладоней и пальцев по коже
ребенка, при которых кожа не собирается в складки).
10. Поглаживание рук ребенка проводится от кисти
к плечу и к подмышечным впадинам, ног — от стоп к паху, живота — по направлению
от боков к пупку и по часовой стрелке вокруг пупка.
Гимнастические упражнения, проводимые с грудными
детьми, призваны не только закреплять и совершенствовать возникающие у них
навыки, но и предвосхищать появление этих навыков.
В первом полугодии жизни ребенка, особенно в
первые три месяца, делаются упражнения, основанные главным образом на
безусловных (врожденных) рефлексах, связанных с разгибанием туловища и конечностей.
Это снижает повышенный тонус в мышцах-сгибателях, уравновешивая тонус
сгибательной и разгибательной мускулатуры ребенка. Последнее очень важно, так
как способствует развитию движений, направленных на сохранение позы и изменение
положения тела в пространстве, развитию ручной умелости.
После 3-4 месяцев выполняются активные
упражнения, в основе которых лежат главным образом врожденные рефлексы
положения (так называемые постуральные рефлексы), вводятся пассивные
упражнения.
Конечно, в идеале гимнастический комплекс должен
индивидуально разрабатываться для каждого ребенка. Перед началом проведения
сеансов гимнастики с вашим малышом желательно посоветоваться с лечащим
педиатром. Однако существуют упражнения, полезные для подавляющего большинства
детей одного возраста — с одной-единственной оговоркой: не следует заниматься
общеоздоровительной гимнастикой с ребенком, которому врачи на тех или иных
основаниях (проблемы с кожей, какие-либо заболевания и особенности развития)
предписывают специальные массажно-гимнастические комплексы или рекомендуют
некоторое время вовсе повременить с гимнастикой.
Примерные
комплексы гимнастики для детей первого полугодия жизни
Первый месяц
1. Исходное положение ребенка (дальше —
и.п.) — лежа на животе и на спине. Легкое массирующее поглаживание груди,
живота, спины, ягодиц, конечностей.
2. И.п. — на спине. Слегка надавите большим
пальцем своей руки на средину ладони ребенка. При этом ребенок открывает рот,
слегка вытягивает губы вперед, приподнимает голову и напрягает мышцы плечевого
пояса и рук.
3. И.п. — на спине. Вложите указательные пальцы
своих рук в ладони ребенка. Он должен хорошо захватить их и прочно удерживать,
а затем приподнять голову и верхнюю часть туловища.
4. И.п. — на
спине. Слегка надавите большими пальцами на ступни ребенка у основания второго
и третьего пальцев ног. Пальчики ребенка согнутся к подошве.
5. И.п. — на животе. Подставьте под подошву
ребенка свою ладонь. Малыш начнет активно двигать руками и отталкиваться
ножками от препятствия (совершать «ползательные» движения).
6. И.п. — на боку. Легко проведите указательным и
средним пальцами своей руки около позвоночника ребенка в направлении от шеи к
ягодицам. При этом ребенок дугой выгибается назад. Упражнение выполняют
поочередно на правом и левом боку.
7. И.п. — на спине и на животе. Легкое
массирующее поглаживание груди, живота, спины, ягодиц, конечностей.
8. И.п. — на спине. Дыхательные упражнения.
Расположите свои руки по бокам грудной клетки ребенка и в такт его дыханию
слегка надавливайте на грудную клетку ребенка.
Второй-третий месяц
1. И.п.
— на спине. Вызывание «комплекса оживления». В ответ на обращенную к нему
ласковую речь и улыбку взрослого у ребенка возникают положительные эмоции,
выражающиеся в целом комплексе звуков и движений: малыш гулит, улыбается,
двигает руками и ногами, как бы «смеется» всем телом.
2. И.п. — на спине и на животе.
Легкое массирующее поглаживание груди, живота, спины, ягодиц, конечностей.
3. И.п. — на спине. Разведите руки
ребенка в стороны, а затем скрестите их у него на груди таким образом, чтобы
обхватить ими его туловище.
4. И.п. — на спине. Возьмите ручки
ребенка в области предплечий, ближе к кистям, и имитируйте «боксирующие»
движения.
5. И.п. — на руках взрослого.
Ритмично надавливайте ладонью на спину ребенка, в такт его дыханию постепенно
передвигая ладонь от шеи к пояснице.
6. И.п. — на животе. Рефлекторное
ползание. Одной рукой поддерживайте ребенка под грудь, а другую положите так,
чтобы полусогнутые ноги ребенка упирались в нее. Поместите перед ребенком яркую
игрушку. Малыш будет отталкиваться ножками от вашей руки — «ползти».
7. И.п. — на спине. Рефлекторное
ползание. Одной рукой поддерживайте ребенка под спину, а другую подставьте ему
под ножки. Отталкиваясь ножками от вашей руки, ребенок «поползет».
8. И.п. — на спине. Дыхательное
упражнение. Ритмично надавливайте на переднюю и боковые поверхности грудной
клетки ребенка, обходя грудинную кость.
9. И.п. — на боку. Легко проведите
указательным и средним пальцами своей руки около позвоночника ребенка в
направлении от шеи к ягодицам. При этом ребенок дугой выгибается назад.
Упражнение выполняют поочередно на правом и левом боку .
10. И.п. — на спине. Своей левой
рукой обхватите голени ребенка, а правой — его левое предплечье. С вашей
минимальной помощью ребенок поворачивается на бок. В направлении движения
поместите яркую игрушку, чтобы привлечь внимание ребенка. Упражнение выполняйте
попеременно — то вправо, то влево.
11. И.п. — на боку (поочередно на
левом и правом). Ритмично надавливайте ладонью на боковую и заднюю поверхности
грудной клетки ребенка.
12. И.п. — на спине. Вложите
указательные пальцы своих рук в ладошки ребенка. Он цепко захватит их и будет
прочно удерживать. Слегка потяните ребенка к себе (но только в том случае, если
малыш сам немного подтягивается), а затем осторожно опустите в исходное
положение.
13. И.п. — на спине, на животе.
Поместите прямо перед ребенком яркую звучащую игрушку, дождитесь, когда его
взгляд устойчиво сосредоточится на ней. Затем перемещайте игрушку то
вправо-влево, то вверх-вниз — ребенок будет следить за движущимся объектом.
Упражнение следует выполнять поочередно на спине и на животе.
Четвертый-шестой месяц
1. И.п. — на спине. Вызывание «комплекса оживления». В ответ на
обращенную к нему ласковую речь и улыбку ребенок начинает гулить, улыбается,
двигает руками и ногами .
2. И.п. — на спине и на животе. Легкое
массирующее поглаживание груди, живота, спины, ягодиц, конечностей.
3. И.п. — на спине. Дыхательное
упражнение. Слегка развести руки ребенка в стороны, скользя ими по поверхности
стола, затем прижать плечи согнутыми к боковым поверхностям грудной клетки, а
предплечья — к передним отделам грудной клетки.
4. И.п. — на спине. Сгибайте и разгибайте
ножки ребенка — вначале попеременно, затем одновременно.
5. И.п.
— на спине. Возьмите руки ребенка в свои и легким подтягиванием на себя
стимулируйте поднимание головы и верхней половины туловища — «присаживание».
Затем опустите ребенка в исходное положение.
6. И.п. — на спине. Повороты со спины на
живот и с живота на спину с поддержкой ребенка за ноги. Захватив обе голени
ребенка одной рукой, выпрямите его ноги и аккуратно поверните малыша на бок, а
затем на живот и снова на спину. Упражнение следует выполнять попеременно в
правую и в левую сторону. Чтобы стимулировать активные повороты ребенка,
поставьте в поле его зрения яркую игрушку, поощряйте его ласковой речью.
7. И.п. — на спине. Ритмично надавливайте
ладонями на передние и боковые поверхности грудной клетки, обходя грудинную
кость.
8. И.п. — на спине. Круговые движения ног
в тазобедренных суставах. Захватив голени ребенка, согните его ножки в коленях,
подведя бедра к животу, затем разведите согнутые ноги в стороны, после чего
выпрямите их и сведите вместе.
9. И.п. — на животе. Ползание за игрушкой.
Поместите перед ребенком яркую звучащую игрушку. Привлекая внимание ребенка к
игрушке, побуждайте его ползти и/или тянуться к ней руками. Сначала игрушку
стоит положить поближе, потом, если ребенок успешно передвигается в заданном
направлении, ее можно слегка передвинуть вперед, подальше от него. Однако не
делайте цель недостижимой — после того как малыш доползет до игрушки, дайте ему
подержать ее, похвалите.
10. И.п. — на спине. Приподнимите лежащего
на спине ребенка над столом на вытянутых руках. Это вызывает рефлекторное
сгибание туловища вперед и выпрямление ног.
11. И.п. — на спине, на животе.
Рассматривание ярких, звучащих, удобных для захвата игрушек из положения на
спине, на животе. В этом возрасте ребенок активно приподнимает головку и
плечевой пояс, поворачивается в сторону игрушки.
Страницы: 1, 2, 3
|