Жизнь и творчество Хусаина Ахметова
Муниципальное
общеобразовательное учреждение лицей №9.
Реферат по истории РБ на тему:
«Жизнь и творчество Хусаина Ахметова»
Выполнила: ученица 9 В класса
Смирнова Ольга
Проверила: преподаватель
истории Охотникова Галина
Николаевна.
Сибай, 2005.
Хусаин Файзуллович Ахметов ─ крупнейший башкирский композитор.
Его творчество сыграло важную роль в становлении башкирской профессиональной музыки,
выработке национального музыкального стиля. Среди произведений, написанных
композитором, ─ оперы, балет, симфонии, хоровые и инструментальные сочинения,
музыка к драматическим спектаклям и кинофильму. Главным делом своей жизни
композитор считал создание вокальной музыки: он написал свыше 600 песен и
романсов, 12 вокальных циклов на стихи башкирских и русских поэтов.
Начало
пути. Хусаин Ахметов родился 6 января 1914 года в
деревне Чингиз нынешнего Баймакского района республики в бедной крестьянской
семье. Детство будущего композитора было трудным и суровым. Рано лишившись
отца, Хусаин, как и остальные дети, батрачил на баев: косил сено, пас лошадей.
С 10 лет он, увлекаемый старшими братьями, на лесосплаве, где прошел хорошую
жизненную закалку. Его ─ маленького и худенького мальчика брали туда
из-за умения петь. С детства он слыл мастером исполнения башкирских протяжных песен.
«Хусаина из Чингиза» знала вся округа. Великолепная природа, патриархальный
быт деревень, национальные костюмы и народные обычаи заложили в композитора
знание жизни, любовь к родной земле. С детства он стал талантливым носителем
фольклорных традиций своего народа. Стиль протяжной народной песни станет в его
творчестве определяющим.
Желание учиться приводит его в Баймакскую горно-промышленную
школу-техникум, а затем в Казанский музыкальный техникум, где он учится в
классе скрипки. Именно в Казани знакомство с музыкой татарских композиторов и
личная встреча с Салихом Сайдашевым наводит его на мысль стать профессиональным
композитором.
Учеба
в национальной студии. В 1932 году Хусаин Ахметов
случайно узнает о наборе в башкирскую национальную студию при Московской
консерватории и легко поступает туда. Первоначально он учится на вокальном
отделении, но вскоре выясняется, что истинное его признание ─ сочинение музыки.
Сидя за инструментом в каком-нибудь классе, он любил подбирать башкирские
народные мелодии, искать подходящий аккомпанемент, импровизировать. В 1936 году
по инициативе профессора Г. И. Литинского при башкирской студии открывается
композиторское отделение и Ахметов становится его первым учащимся. В его первых
же сочинениях ─ обработках народных песен «Густая черемуха» и «Урал»,
песнях на стихи М. Гафури и К. Даяна, инструментальных пьесах, несмотря
на несовершенство, чувствуется индивидуальный почерк. Из произведений
студенческой поры наиболее известна сюита для скрипки и фортепиано, первая
часть которой обрела самостоятельную концертную жизнь, как Фантазия на тему
народной песни «Буранбай». Благодаря композитору эта любимая им протяжная песня
зазвучала на скрипке в сопровождении фортепиано, в трехчастной форме. Для своего
времени это было новым явлением в башкирской музыке.
Годы
Великой Отечественной Войны. С
началом Великой Отечественной Войны Хусаин, как и многие студийцы, записался
добровольцем на фронт. Его как снайпера зачислили в истребительный батальон
Краснопресненского района Москвы. Но к третьему месяцу службы у композитора
обострилась болезнь легких и его демобилизовали.
В ноябре 1941 года Ахметов приезжает в Уфу и устраивается работать музыкальным
редактором на радио. С 1944 года продолжаются занятия в башкирской национальной
студии. Уроки по композиции теперь ведет московский композитор Николай Карпович
Чемберджи. Под его руководством Ахметов создает обработки народных песен, песни
«Весенняя заря» и «Подарок герою», баллады «Священная война», «Черный воин и
молодой охотник» на слова Б. Бикбая. Они положили начало созданию цикла баллад,
посвященныих событиям и героям Великой Отечественной Войны. Тогда же Хусаин Ахметов
впервые выступил перед музыкальной общественностью как композитор.
В августе 1945 года Хусаин Ахметов, закончив национальную студию при
Московской консерватории, вернулся в Уфу. С этого времени начинается его
активная творческая деятельность. Среди произведений раннего периода ─
соната-фантазия для фортепиано, симфоническая сюита «Лирические напевы», музыка
к кинофильму «Советская Башкирия» (вместе с Р. Муртазиным). Специально к декаде
башкирского искусства в Москве (1955) были созданы кантата «Здравица» на стихи
Ханифа Карима и «Прощальная песня» (сл. М. Карима), которую спели все участники
заключительного концерта Декады на сцене Большого театра СССР.
Самой крупной работой в тот период стала для него работа над балетом
«Горный орел» (в соавторстве с Нариманом Сабитовым), премьера которого в апреле
1959 года окончательно превратила ее авторов в признанных композиторов.
Вокальное
творчество. Главное место в творчестве Хусаина
Ахметова занимает вокальная музыка ─ музыка для пения.
Его песенное творчество можно назвать музыкальной летописью советской
эпохи. Как и любой крупный художник, композитор искренне выражал идеи своего
времени: пафос борьбы за мир, прославление дела Ленина и партии, высокий
патриотический дух, без устали прославлял свой родной край и людей труда, пел
гимн дружбе народов. Среди лучших его песен марша «Да здравствует мир» и
«Комсомольская песня» (обе ─ на слова Г. Амири), «Герой полей» (сл. К. Даяна),
«Марш труда» (сл. Н. Идельбая). Некоторые молодежные песни композитора
запечатлели общественно значимые события своего времени: освоение целины в
башкирском Зауралье нашло отражение в песне «Провожаю любимого на целину» на
собственные слова, труд башкирских нефтяников воплощен в песне «Нефтяница
Гулькей», о столице Родины Москве поется в песнях «Тебе, Москва» (сл. Р.
Нигмати) и «Кремлевские куранты» (сл. В. Филова).
У Хусаина Ахметова много вальсовых мелодий. Известная вальсовая песня
«Уфа ─ прекрасная столица» на слова Р. Янбулатовой положила начало написанию
цикла песен, посвященных башкирской столице. В 1966 году при возведении
курантов на Советской площади в Уфе, ее мелодия была избрана музыкальной
эмблемой города.
Наибольшую любовь народа композитор заслужил написанием песни «Родная
деревня» на собственные слова (1965). После исполнения ее по радио земляком
композитора Рамазаном Янбековым ─ впоследствии народным артистом республики
─ песня эта стала поистине народной.
В золотой фонд башкирской вокальной музыки вошли лирические песни и
романсы композитора. Это такие романсы, как «Я к Идели раз спустилась» (сл. Р.
Нигмати), «Приходи в сад» (сл. Г. Афзала), «Твои глаза» (сл. С. Кудаша), «К
тебе стремится сердце мое» (сл. К. Даяна), песня «Я влюбилась» (сл. М. Карима).
В них до бесконечности разнообразно варьируется тема любви, о ней поется в певучих,
благородных мелодиях. Полным слиянием поэтического и музыкального образов
пленяют общеизвестный романс «Неси людям солнца свет» (сл. Ш. Бабича),
вокальная поэма «Без тебя жизнь невозможна» (сл. Н. Наджми). Первым же романсом
в башкирской музыке считается лирический романс Хусаина Ахметова ─ музыкальный
пейзаж «Ночной Урал» на слова К. Даяна (1947). Композитор воплощает красоту и
обаяние спокойного летнего вечера, ночи, любуется ее затихшей, словно
зачарованной природой, и это облагораживает, поэтизирует художественный образ.
За вокальное творчество композитор был удостоен Республиканской премии
имени Салавата Юлаева (1968).
Опера «Современники»
(«Замандаштар»). Опера «Современники» посвящена жизни
башкирских нефтяников и написана в 60-е годы в содружестве с драматургом
Баязитом Бикбаем, который сам разработал сюжет. Ее премьера 11 декабря 1970
года, в год 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, вылилась в торжество
советского образа жизни.
Сюжет оперы в полной мере воплощает жизненные идеалы советского времени
с общепринятой трактовкой образов: коммунисты, комсомольцы ─
положительные герои, кулаки ─ отрицательные. действие оперы охватывает
большой период в жизни страны (с 1934 года и до 70-х) и вбирает в себя судьбы многих
людей. Авторы оперы хотели отобразить преемственность поколений и в образах
главных героев показать становление человека нового социалистического общества.
В первом акте действие происходит на берегу Агидели, где нефтяники
празднуют пятилетие со дня первой выдачи нефти. Следуют башкирские и русские
хоры, веселые танцы. Так в опере убедительно звучит тема интернационализма.
Секретарь парткома Иван Кленов рассказывает собравшимся о трудовых успехах,
управляющий нефтепромыслом Тагир Уралов в застольной песне славит борьбу во имя
светлого будущего. Их пение все время подхватывается хором. Так композитор
воплощает единство партии и народа. В разгар веселья Тагир падает, смертельно
раненный пулей кулака Курамши Батталова. В хоре «Как ясным днем с неба гром ударил»
народ оплакивает смерть Тагира: музыка, первоначально траурная, постепенно
наполняется высоким пафосом и в кульминационный момент звучит как клятва в
вечной памяти герою.
Действие второго акта происходит в 60-е годы на нефтепромыслах около
большого города. Уже много лет убийца Тагира Курамша скрывается под видом
сторожа Буребая. Он полон ненависти к процветающему советскому строю, ведь до
революции эти земли принадлежали его отцу, сосланному в Сибирь. Лейтмотив
Курамши мрачный, мятущийся, неоднократно звучит в опере в низком регистре. Он
подстрекает Абдрая (Абдрахмана Курсаева) ─ заместителя начальника
продтехснабжения, пустить слух, будто молодой инженер Ильяс ─ сын Курамши,
и тем самым разбить счастье Ильяса и Гульсум ─ дочери Тагира Уралова,
ударницы труда. Музыка, связанная с Абдраем, ─ залихватская,
легкомысленная, ведь он живет более, чем в достатке.
Появляется оператор Бибинур, безответно любящая Абдрая. Это
эпизодический персонаж, но ее протяжная ария, расцвеченная виртуозными
колоратурами и выражающая сложные душевные переживания, ─ одна из самых
выразительных в опере.
Большое место в этом акте занимает любовная сцена свидания Гульсум и
Ильяса. Их взаимные чувства выражены в любовной арии Ильяса, пронизанной
светлым, радостным чувством, и в лирическом дуэте героев. «Дуэт рисует образ
счастья, красота музыки подчеркивает красоту духовного мира наших молодых
современников», ─ писали в те дни республиканские газеты.
В следующей картине обрисовывается обстановка торжественного собрания,
посвященного вручению передовикам труда переходящего Красного Знамени. Музыка
очень торжественная, отвечающая духу своего времени. Из нескольких хоров
центральным является «Гимн труду». В президиуме ─ почетные гости, а также
Ильяс, Гульсум, Иван Кленов. Мать Гульсум ─ Зухра также пришла на
праздник и неожиданно узнала Курамшу ─ убийцу своего мужа. Буребай
решительно отрицает обвинение и покидает зал. Воспользовавшись общим смятением,
Абдрахман объявляет, что Ильяс ─ законспирированный враг и сын Курамши.
Еще большее смятение вносит прибежавшая Бибинур с известием о том, что Курамша
поджег нефтепромыслы. Вся эта сцена является кульминационной в опере.
В третьем акте действие происходит в сквере больницы. Гульсум,
пришедшая навестить больную мать, вся в сомнениях. Удивительно сочетаются в ее
арии распевность и заостренность интонаций, словно гамма чувств, нахлынувших на
героиню, приводится в порядок волей разума. Зухру также одолевают тягостные
думы: она не хочет породниться с сыном кулака. Ясность вносит Иван: в ариозо «Все
«враг» да «враг» твердишь» он «рассказывает», как сам стал жертвой клеветы и 17
лет отсидел в лагере как враг народа. Там он и усыновил убежавшего из детского
дома Ильяса. В конце сцены проведать больную Зухру приходят Бибинур с Ильясом,
раненным при тушении пожара. Постепенно реплики всех действующих лиц сливаются
в квинтет: каждый выражает свои «мысли вслух».
Курамша в бешенстве ─ он не успел взорвать прииски. Увидев
приближающихся счастливых Гульсум и Ильяса, он отступает и падает с обрыва в
реку.
Важное значение в опере играет эпилог, именно в нем воплощается
торжество основной идеи произведения ─ прославление идеи коммунизма.
Жизнеутверждающая мелодия заключительного хора «Гимн Солнцу» в свое время
звучала как гимн советской эпохе, ныне же эта музыка воспринимается как гимн
нашему суверенному Башкортостану.
Общественная
деятельность. Хусаин Ахметов много времени уделял
общественной работе, занимаясь организацией музыкальной жизни в республике. В
1945 ─ 1947 годы он заведовал музыкально-фольклорным кабинетом
при Управлении по делам искусств БАССР (с 1953 года ─ Министерство
культуры) и на этом посту увлекся сбором и расшифровками башкирских народных
мелодий, которые опубликованы в нескольких фольклорных сборниках. В 1948 ─
1953 годы он был председателем Союза композиторов республики, долгие годы он
был также заместителем республиканского Комитета защиты мира. Самые лучшие его
годы (1946 ─ 1974) прошли в должности художественного
руководителя Башгосфилармонии. Здесь он погружается в проблемы творческих коллективов,
создание репертуара, организацию гастрольной деятельности. Затем (1976 ─ 1992)
он возглавлял Хоровое общество Башкортостана.
Произведения
зрелого периода. В 70 ─ 80 годы композитор очень
много работал. Как истинного философа его интересуют такие проблемы, как жизнь
и смерть, время и вечность, человек и природа, любовь. Хусаин Ахметов первым
обратился к творчеству Мифтахетдина Акмуллы, написав на его стихи вокальный
цикл «Пять стихотворений...» (1981). Он же написал несколько вокальных циклов
на стихи русских поэтов-классиков и поддержал этим русскоязычную линию в
башкирской музыке «Пушкиниана» на стихи А. С. Пушкина, «Русская лирика» и
«Персидские мотивы» на стихи С. Есенина, цикл на стихи Лермонтова ─ произведения,
отобранные композитором для музыкального воплощения, поражают своей
актуальностью и поныне. «На эти стихи невозможно не написать музыку», ─
говорил он.
Все романсы последних шести лет жизни (1986 ─ 1992) на слова
башкирских поэтов композитор объединил в вокальный цикл «Вселенная». Ему казалось,
что их объединяет сама жизнь, вечно текущая под Луной...
Премьера его второй оперы «Нэркэс» по романтической трагедии Ильшата
Юмагулова на либретто самого композитора и режиссера-постановщика Рифката
Валиуллина состоялась после его смерти в ноябре 1994 года. История любви юной
Нэркэс и батыра Тимерхана разворачивается на фоне междоусобной войны между
башкирскими родами.
Написанные две симфонии, симфоническая картина «Урал-батыр» при жизни
композитора остались неисполненными. Его творчество одно из высших достижений
башкирской профессиональной музыки. Заслуженный деятель искусств РСФСР и
народный артист РСФСР ─ его самые высокие звания.
|