|
Таблица 2.Классификация видов жизненных циклов по уровням управления | ||||||||||
Уровни управления предприятием |
Виды жизненных циклов |
Факторы, влияющие на различных уровнях управления предприятием |
Степень управляемости факторов |
||||||||
Макроуровень |
Жизненный цикл спроса |
Факторы внешней среды косвенного воздействия |
Неуправляемые факторы |
||||||||
Мезоуровень |
Жизненный цикл технологии |
Факторы внешней среды прямого воздействия |
Частично управляемые факторы |
||||||||
Микроуровень |
Жизненный цикл товара |
Факторы внутренней среды |
Управляемые факторы |
По аналогии с известной классификацией, выделено три иерархических уровня управления промышленным предприятием. На каждом уровне на предприятие оказывают влияние определенные группы факторов:
1. Макроуровень – факторы внешней среды косвенного воздействия;
2. Мезоуровень – факторы внешней среды прямого воздействия;
3. Микроуровень – факторы внутренней среды.
Определена степень управляемости факторов для различных видов жизненных циклов. Разработанная классификации отражает необходимость учета взаимосвязи различных видов жизненных циклов и факторов внешней среды при разработке и реализации менеджментом предприятия стратегических решений.
4. Сформулированы условия развития предприятия с учетом взаимосвязи различных видов жизненных циклов. Рассмотрены основные ситуации взаимодействия жизненных циклов спроса, технологии и товара.
Сочетания жизненных циклов спроса, технологии и товара наиболее объективно отражают изменения на различных уровнях управления промышленным предприятием. Для обеспечения конструктивности анализа взаимосвязи категорий «спрос», «технология» и «товар», в рамах диссертационного исследования сформулированы ограничения, обусловленные определениями данных категорий:
1. Кривая жизненного цикла товара отражает количество проданного (и произведенного) товара в определенный период времени.
2. Кривая жизненного цикла технологии отражает возможность производства товара, соответствующего потребительским требованиям в определенный период времени.
3. Кривая спроса отражает потенциальный объем продаж конкретного товара.
4. Спрос на протяжении всего жизненного цикла удовлетворен одним видом товара, который в свою очередь, реализован в рамках конкретной технологии.
5. Длительности жизненных циклов спроса, технологии и товара равны, т.е. являются элементами единого цикла развития.
6. Кривая жизненного цикла товара не может быть выше кривой жизненного цикла технологии.
7. Длительности стадий различных видов жизненных циклов могут не совпадать во времени.
Рассмотрены основные ситуации взаимовлияния жизненных циклов спроса, технологии и товара:
Ситуация 1. Производится и продается необходимое и достаточное количество товара, которое может потребить конкретный рынок. В этом случае кривые жизненных циклов спроса, технологии и товара совпадают.
Рис. 1. - Гармоничный рынок
При данной ситуации на рынке эффективное развитие организации возможно на протяжении всего цикла, если она является участником этого цикла с самого начала. Однако входные барьеры в данный цикл высоки в силу жесткой конкуренции, так как с момента возникновения спрос полностью удовлетворен количеством произведенного и проданного товара.
Ситуация 2. Производится необходимое и достаточное количество товара, которое по какой-либо причине не может быть реализовано в полном объеме. В этом случае кривые жизненных циклов спроса и технологии совпадают и расположены над кривой жизненного цикла товара.
Рис.2 – Нарушение гармоничности рынка в сфере сбыта
В данной ситуации существуют проблемы в процессе реализации товара: произведенный в необходимом количестве товар не доходит до конечного потребителя. У предприятий могут возникать трудности с оплатой за отгруженный товар. Эффективность развития обеспечивается совершенствованием процесса сбыта. Ситуация 3. Состояние дефицита: произведено недостаточное количество товара для удовлетворения потребностей конкретного рынка. В этом случае кривые жизненных циклов технологии и товара совпадают и расположены под кривой жизненного цикла спроса.
Рис. 3 - Нарушение гармоничности рынка в сфере производства
Ситуация дает возможность эффективного развития как торговым, так и производственным организациям на протяжении всего цикла. Однако, основная проблема заключается в увеличении масштабов производства.
Ситуация 4. Состояние дефицита, вызванное невозможностью произвести достаточное количество товара для удовлетворения потребностей конкретного рынка и неэффективностью процесса реализации. Кривые жизненных циклов спроса, технологии и товара не совпадают и расположены в следующей последовательности: кривая жизненного цикла спроса, кривая жизненного цикла технологии, кривая жизненного цикла товара.
Рис. 4 - Нарушение гармоничности рынка в сфере производства и в сфере сбыта
Возможность увеличения объемов производства гарантирует предприятию эффективное развитие. Самое низкое положение кривой жизненного цикла товара (неограниченный спрос и наличие произведенного товара) свидетельствует о проблемах в сфере реализации.
Ситуация 5. Состояние рынка можно характеризовать как «отсутствие спроса». Потенциальные потребители могут не располагать информацией о существовании некоего продукта или же не проявляют к нему интереса.
В этом случае кривые жизненных циклов спроса и товара совпадают и расположены под кривой жизненного цикла технологии.
Рис. 5 - Нарушение гармоничности рынка в сфере производства при отсутствии спроса
В данной ситуации существует проблема перепроизводства. Источником проблемы может быть с одной стороны, неразвитый спрос, с другой – неэффективная работа плановых органов предприятия.
Ситуация 6. Состояние рынка можно характеризовать с одной стороны, как «отсутствие спроса», т.к. произведено избыточное количество товара, с другой стороны, объем реализации товара ниже возможного. Кривая жизненного цикла спроса находится между кривыми жизненных циклов технологии и товара.
Рис. 6 - Нарушение гармоничности рынка в сфере сбыта и в сфере производства при отсутствии спроса
В данной ситуации с одной стороны, наблюдается перепроизводство товара, т.е. произведено больше, чем может потребить рынок. С другой стороны - продано товара меньше, чем мог бы потребить рынок. Источником проблемы может быть с одной стороны, неразвитый спрос на данный товар, с другой - неэффективная работа сбытовых служб предприятия.
В течение длительности жизненного цикла может иметь место одна из выявленных ситуаций, либо ситуации могут менять друг друга.
5. Разработан метод определения этапов жизненного цикла «элементарной товарной единицы» на основе критерия прибыльности товара. Обосновано введение понятия «жизненный цикл элементарной товарной единицы».
Заключение.
Таким образом, в жизненном цикле организации отчетливо выделяются пять этапов:
I. Предпринимательский этап — период становления организации, осознания своих целей, творческого подъема (цели двусмыслены, высокий творческий подъем).
II. Этап коллегиальности — период быстрого роста организации, осознание своей миссии и формирование стратегии развития (неформальные коммуникации и структура, высокие обязательства).
III. Этап формализации деятельности — период стабилизации роста (развития) (формализация ролей, стабилизация структуры, акцент на эффективность).
IV. Этап реструктуризации — период замедления роста и структурных изменений, дифференциация товаров (рынков), предвидение новых потребностей (стремление к комплексности, децентрализация, диверсифицирование рынков).
V. Этап спада — период, характеризующийся резким падением сбыта и снижением прибыли; организация ищет новые возможности и пути удержания рынков (высокая текучесть кадров, нарастание конфликтов, централизация).
Кривая жизненного цикла характеризует основную тенденцию изменений (исторического развития) организации. Эту закономерность необходимо учитывать при разработке стратегических и тактических планов развития организации, совершенствовании ее структуры и системы управления.
Библиография:
1. Акулов В.Б. «Теория организации», Петрозаводск 2002г.
2. АктШрайэгг Г., Носс К. Изжила ли себя организационная структура? // Проблемы теории и практики управления. 1994. № 4.
3. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. — М.: Дело, 2002.
4. Нонака И., Такеучи Х. Компания — создатель знания: Пер. с англ. — М.: Олимп-Бизнес, 2003г.
5. Мильнер Б.З. Теория организации. —М.: Инфра-М, 2001г.
6. Минцберг Г. Структура в кулаке: Пер. с анг. — СПб: Питер, 2002г.
7. Журнал «Маркетинг в России и за рубежом» 2007 год , №3
Новости |
Мои настройки |
|
© 2009 Все права защищены.