Наказу».
Проведение областной реформы преследовало охранительные и фискальные
цели. Вместо ранее существовавшего деления территории России на губернии,
провинции и уезды вводилось двухчленное деление на губернии и уезды, в
основе которого лежал принцип численности податного населения: в губернии
должно было жить 300—400 тыс. душ, а в уездах —20—-30 тыс. д.м.п.
В итоге проведения реформы вместо 23 губерний было создано 50.Еще
одно следствие областной реформы состояло в том, что она значительно
увеличила штат чиновников. А так как все высшие и средние должности в
губернской и уездной администрации заполнялись дворянами, то последние
получили новый источник дохода: обычно в губернских и уездных учреждениях
служили ушедшие в отставку офицеры.
Областная реформа почти вдвое увеличила численность в стране городов:
все пункты размещения губернской и уездной администрации были объявлены
городами, а их население — мещанами и купцами. Появилось 216 новых городов.
Первыми, кому царизм нанес удар, были запорожские казаки, издавна
привлекавшие в свою среду активные элементы, готовые выступить против
крепостничества. В начале июня 1775 г. войска генерала Текели,
возвращавшиеся с русско-турецкой войны, внезапно напали на Запорожскую Сечь
и полностью разрушили ее. В манифесте, извещавшем об этом событии население
России, Екатерина писала, что казаки якобы помышляли «составить из себя
область, совершенно независимую, под собственным своим неистовым
управлением». После Ясского мира 1791 г. основная масса запорожских казаков
была переселена на Кубань.
Распространение губернской реформы на Левобережную Украину привело в
начале 80-х гг. к упразднению там административного деления на полки и
сотни и введению на местничеств, губерний и уездов. Все войсковые регалии,
напоминавшие о прежней автономии Украины (знамена, печати и др.), были
доставлены в Петербург. Тем самым были окончательно ликвидированы остатки
автономии Украины и элементы ее национальной государственности.
Проведение реформы на Дону сопровождалось созданием Войскового
гражданского правительства, копировавшего губернскую администрацию
центральных районов России. В Эстляндии и Лифляндии был ликвидирован особый
прибалтийский порядок, предусматривавший более обширные, чем у русских
помещиков, права местных дворян на труд и личность крестьянина. Прибалтика
в результате проведения областной реформы в 1782—1783 гг. была разделена на
две губернии — Рижскую и Ревельскую — с учреждениями, существовавшими в
прочих губерниях России.
Унификации подверглось и управление народами Среднего Поволжья,
Сибири и прочих районов, причем правительство, водя там губернскую реформу,
нередко игнорировало этнический состав населения. Так, территория Мордовии
была поделена между четырьмя губерниями: Пензенской, Симбирской, Тамбовской
и Нижегородской. Сибирь была разделена на три губернии: Тобольскую,
Колыванскую и Иркутскую. Губернская и уездная администрация опиралась на
местную верхушку: князей, тайшей и зайсанов, распределявших ясак и чинивших
суд и расправу.
Одновременно с проведением областной реформы правительство
осуществило ряд мер в пользу купечества. Манифестом 1775 г. была объявлена
свобода предпринимательства. Это был второй шаг в этом направлении. Первый
Екатерина совершила еще 1762 г., упразднив монополии в торговле и
промышленности.
Предоставив условия для свободной конкуренции внутри страны и лишив
отдельных промышленников их привилегий, правительство Екатерины не
отказалось от покровительства русской , промышленности в целом.
Протекционистскую политику правительства продолжали таможенные тарифы 1766,
1782 и особенно 1796 г., устанавливавшие высокие ввозные пошлины на
предметы роскоши и товары, которыми могла обеспечить внутренний рынок
отечественная промышленность. Тариф 1796 г. запрещал ввоз кожевенных
изделий, чугуна, изделий из железа, полотен и др.
Манифест 1775 г. провозглашал свободу открытия предприятий, т. е. они
могли вступить в строй без разрешения правительственных инстанций и без
регистрации их в учреждениях. Отменялся также сбор рублевого налога с
каждого стана. Причина обнародования Манифеста—стремление устранить помехи
в развитии промышленности.
Процесс оформления привилегий дворян и купцов завершают Две грамоты:
«Грамота на права, вольности и преимущества благо- Родного российского
дворянства» и «Жалованная грамота городам».Обе грамоты сводили воедино
привилегии, в разное время предоставленные дворянам и купцам, и вместе с
тем расширяли их права. Жалованная грамота городам вводила сложную систему
городского самоуправления. Важнейшим органом самоуправления являлось
созываемое раз в три года общегородское «Собрание градского общества», на
котором производились выборы должностных лиц: городского головы,
бургомистров, заседателей магистрата и совестного суда. Исполнительным и
постоянно действующим органом была шестигласная дума, состоявшая из
городского головы и шести гласных — по одному от каждого разряда городского
населения. Она осуществляла текущее управление городом, наблюдала за
городскими зданиями, устройством площадей, пристаней, привозом товаров и
продовольствия и т. д.
Помимо названных учреждений, в городском самоуправлении существовала
общая градская дума, члены которой избирались на собраниях граждан каждого
из 6 разрядов, а также городские и губернские магистраты. Главная
обязанность общей градской думы состояла в избрании членов шестигласной
думы. Магистрат выполнял судебные и административные функции.
Идеи умеренных просветителей разделяла не только императрица.
Некоторые русские вельможи устанавливали личные отношения с французскими
просветителями и находились, подобно Екатерине, в переписке с ними.
Французская революция положила конец заигрываниям с идеями
Просвещения как самой Екатерины, так и ее окружения. Штурм Бастилии,
тревожные сведения о сожжении дворянских замков и феодальных грамот
напоминали русским дворянам события крестьянской войны в России. Рушились
порядки, на которых, как писал фаворит Екатерины Платон Зубов, «основано
было спокойствие, уверенность и благоденствие». Отношение к Французской
революции со стороны петербургского двора и широких кругов дворянства
менялось по мере ее развития.
III ЦЕРКОВНАЯ ПОЛИТИКА
В истории церкви при Екатерине II произошло два знамена тельных
события: секуляризация владений духовенства , а также провозглашение
веротерпимости, прекращение политики насильственной христианизадии и
преследования инаковерующих.
Выше отмечалось обещание Екатерины, данное при вступлении на престол,
не покушаться на владения церкви. Это был тактический шаг императрицы,
рассчитанный на умиротворение духовенства, если не явно, то скрытно
враждебно воспринявшего манифест Петра III о секуляризации, и
противоречивший убеждениям ученицы Вольтера. Как только Екатерина
почувствовала неспособность духовенства серьезно сопротивляться
секуляризационным планам, она создала комиссию из светских и духовных лиц,
которой было поручено решить вопрос о судьбах церковного землевладения.
Императрица даже заготовила эмоционально насыщенную обличительную речь
перед членами Синода, заканчивавшуюся словами: «Не умедлите же возвратить
моей короне то, что вы похитили у нее незаметно, постепенно». Надобность в
патетической речи отпала, синодалы проявили покорность и послушание.
Единственным иерархом, осмелившимся открыто поднять голос против
секуляризации, был ростовский митрополит Арсений Мацеевич.
Справедливо ли считать протест Арсения серьезной угрозой светской
власти, и должна ли была Екатерина предпринять решительные меры, чтобы
пресечь нависшую опасность? Сорвать секуляризационные планы императрицы
Арсений не мог, и это она прекрасно понимала. И если Екатерина уготовила
бунтарю суровую кару, то эта акция ее имела скорее всего личную подоплеку—
нскрываемую враждебность: невоздержанный на язык Арсений позволил себе
резко и нелестно отозваться об императрице и этот отзыв оказался ей
известен.
Реализация Манифеста 26 февраля 1764 г. о секуляризации церковных
владений имела два важных последствия. Манифест окончательно решил вековой
спор о судьбах церковных вотчин в пользу светской власти, в казну перешло
от церковных учреждении 910 866 душ м.п. Установленный полуторарублевый
оброк с бывших монастырских крестьян, получивших название экономических,
обеспечивал поступление в казну 1 366 тыс. ежегодного оброка (1764—1768),
из которых только треть отпускалась на содержание монастырей и церквей, 250
тыс. расходовались на госпитали и богадельни, а остальные деньги (свыше 644
тыс. руб.) пополнили бюджет государства. В 1780-х годах оброчная сумма
достигала 3 млн., а вместе с другими хозяйственными доходами —4 млн. руб.)
из которых на содержание духовенства тратилось только полмиллиона, а семь
восьмых дохода поступало государству.
Отныне каждый монастырь имел утвержденные правительством штаты
монашествующих и начальных лиц, на содержание которых отпускалась строго
установленная сумма. Духовенство, таким образом, оказалось в полной
зависимости от государства как в экономическом, так и в административном
отношении. Духовенство было возведено в ранг чиновников в рясах.
Другим следствием секуляризации явилось улучшение положения бывших
монастырских крестьян. Работа на монастырской барщине была заменена
денежным оброком, что в меньшей мере регламентировало хозяйственную
деятельность крестьян. Экономические крестьяне помимо ранее обрабатываемых
ими площадей получили в пользование часть монастырских земель. Наконец,
экономические крестьяне освободились от вотчинной юрисдикции: суда
монастырских властей, истязаний и т. д.
В соответствии с идеями Просвещения Екатерина придерживалась по
отношению к инаковерующим политики веротерпимости. При набожной Елизавете
Петровне со старообрядцев продолжали взимать в двойном размере подушную
подать, предпринимались попытки вернуть их в лоно истинного православия,
отлучали от церкви. Старообрядцы отвечали на преследования акциями
самосожжения —гарями, а также бегством либо в глухие места, либо за пределы
страны. Петр III разрешил старообрядцам свободное богослужение.
Веротерпимость Екатерины II простиралась дальше веротерпимости супруга. В
1763 г. она упразднила Раскольническую контору, учрежденную в 1725 г. для
сбора двойной подушной подати, и налога с бород. От двойной подушной
освобождались с 1764 г. старообрядцы, не чуравшиеся «таинств церковных от
православных священников».
Терпимое отношение правительства к старообрядцам способствовало
экономическому процветанию старообрядческих центров в Стародубе, Керженце и
др., где появились богатые купцы. Московские купцы-старообрядцы в начале 70-
х годов XVIII в. создали Рогожскую и Преображенскую общины —организации,
владевшие крупными капиталами и постепенно подчинившие своему влиянию
старообрядческие общины на окраинах России.
Веротерпимость проявлялась в прекращении ущемления прав мусульман.
Тем из них, кто принял православие, более не предоставлялось преимуществ
при наследовании собственности, татарам Екатерина разрешила сооружать
мечети и открывать медресе, готовившие кадры мусульманского духовенства.
IV. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА
1.РУССКО-ТУРЕЦКИЕ ВОЙНЫ
Во внешней политике царизма при Екатерине II, как и во внутренней,
прослеживаются два этапа. Гранью между ними является Французская буржуазная
революция.
В 60-х гг. главным противником России на международной арене была
Франция. Цель ее политики по отношению к России отчетливо выразил Людовик
XV: «Все, что в состоянии ввергнуть эту империю в хаос и заставит ее
вернуться во мрак, выгодно моим интересам». Французское правительство
придерживалось традиционной линии укрепления так называемого «Восточного
барьера», в состав которого входили пограничные с Россией государства —
Швеция, Речь Посполитая и Османская империя. Французская дипломатия в
предшествующее время дважды использовала свое влияние, чтобы толкнуть
Швецию и Османскую империю в войну с Россией. Страной, которая соединила бы
два крайние звена «Восточного барьера», была Речь Посполитая. Именно она
стала местом столкновения противоречивых интересов Франции, Австрии,
России, Пруссии и даже Османской империи. Находившаяся в состоянии упадка и
утратившая значение суверенного государства, Речь Посполитая позволяла
более сильным соседям вмешиваться в свои внутренние дела.
В начале 60-х гг. ожидали кончины престарелого короля Августа III-К
предстоявшей политической борьбе в связи с выбором нового короля готовились
Франция, Австрия, Пруссия и Османская империя. Активное участие в ней
принимало и русское правительство, заинтересованное в том, чтобы преемник
являлся проводником ее влияния. На почве единства интересов оформился союз
России с Пруссией.
Цели участников этого союза были далеко не одинаковыми. Если
Екатерина II предпочитала иметь целостную Речь Посполитую, находящуюся в
сфере русского влияния, то Фридрих II, заключая этот союз, имел в виду
далеко идущие планы ее территориального раздела, которые не мог осуществить
без согласия России. Вместе с тем были совпадающие интересы союзников — они
состояли в сохранении условий, которые открывали бы широкие возможности для
вмешательства во внутренние дела Речи Посполитой.
Королем в 1764 г. был избран ставленник России Станислав Понятовский,
поддержанный также и Пруссией. Спустя 4 года был решен в угодном союзникам
духе диссидентский вопрос: не католики наравне с католиками могли занимать
все должности. Недовольная этим решением часть польской шляхты организовала
в Баре конфедерацию, вступившую в вооруженную борьбу с находившимися в Речи
Посполитой русскими войсками.
Османская империя, пристально следившая за событиями в Речи
Посполитой и науськиваемая Францией, потребовала вывода оттуда русских
войск, а также отказа от покровительства диссидентам. В 1768 г. она
объявила войну России.
Ко второй половине XVIII в. Османская империя утратила былое
могущество. Ее экономические ресурсы оказались слабее, чем у России,
обладавшей к тому же сильной сухопутной армией, мощным военно-морским
флотом и талантливыми военачальниками. Это позволило России с одинаковым
успехом вести войну на суше и на море, причем добиваться побед над
превосходящим по численности противником.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|