Меню
Поиск



рефераты скачатьЕкатерина Вторая

идей гуманизма и просвещения. Екатерина была намерена пользоваться при этом

любыми «обстоятельствами, предложениями и случайностями».

Она прибегла к тактике воспитания общества в духе Просвещения

посредством манифестов и деклараций, провозглашаемых с высоты

императорского трона. Одной из первых идей, привнесённых Екатериной в

сознание общества, стала мысль о создании «новой породы людей» —

просвещённых и гармоничных. И как ни странно, эта утопическая на первый

взгляд идея утвердилась в сознании дворянства. Например, забота о сирых и

убогих была признана не только обязанностью государства, но и долгом

каждого человека. Вольнолюбивые мечтания императрицы далеко не всегда

влияли на её практическую государственную деятельность. Во-первых, при всём

свободолюбии и пристрастии к республиканским идеалам Екатерина никогда не

собиралась ограничивать монаршую власть: она рассчитывала на те огромные

возможности, которые предоставляло ей положение самодержицы для проведения

в стране реформ.

Желая быть мудрой правительницей, благодетельствующей Россию,

императрица лишь всё более и более «прирастала» к власти, а радикализм

намеченных преобразований всё слабел и слабел. Во-вторых, искренне стремясь

отменить крепостное право, Екатерина совсем не желала рисковать троном из-

за возмущения дворянства, которое было бы лишено своего главного богатства

— крепостных крестьян. В-третьих, восстание Пугачёва, потрясшее самые

основы Российской империи, надолго охладило пыл Екатерины в отношении

всякого рода послаблений крестьянам.

В-четвёртых, конец царствования императрицы проходил под знаком

великой революции во Франции. Казнь королевской четы и кровавые события в

стране, взрастившей вольную мысль философов-просветителей, способствовали

ужесточению внутренней политики Екатерины: она опасалась повторения примера

Франции в России.

«ПЕРВОЕ НАШЕ ЖЕЛАНИЕ — ВИДЕТЬ НАШ НАРОД

СЧАСТЛИВЫМ...»

Императрица Екатерина Алексеевна в бытность свою великой княгиней

прошла при дворе Елизаветы Петровны такую школу лицедейства, которая

оставила неизгладимый след в характере будущей монархини. Его

двойственность впоследствии сказывалась и на личности, и на правлении этой

государыни. «В каком бы обществе ни вращалась Екатерина, — писал историк

В.О. Ключевский, — что бы она ни делала, она всегда чувствовала себя как бы

на сцене и потому слишком много делала напоказ. Задумав дело, она больше

думала о том, что скажут про неё, чем о том, что выйдет из задуманного...

Отсюда её слабость к рекламе, туманившей сё ясный ум и соблазнявшей её

холодное сердце».

Сразу после восшествия на российский престол Екатерина вступает в

переписку с виднейшими мыслителями Франции — Вольтером, Д'Аламбером, Дидро.

Двум последним предлагает завершить издание «Энциклопедии» в России.

Помогает им материально: например, покупает у Дидро доставшуюся ему по

наследству библиотеку и тем обеспечивает ему средства к существованию.

Своих знаменитых корреспондентов она раньше других ставит в известность о

задуманном ею преобразовании дикой России в «просвещённую монархию» в

соответствии с идеями Дидро. Пишет получивший известность во всей Европе

«Наказ», в котором заявляет о своём намерении воплотить идеи французских

просветителей в законы Российской империи. «Наказ» по тем временам

настолько революционный, что его тут же запрещают ввозить во Францию и

издавать там.

В письмах к Вольтеру Екатерина рисует фантастические картины народной

жизни в России: например, в её империи все и всем довольны; нет

крестьянина, который бы не ел курицы, когда ему захочется; везде поют

благодарственные молебны и пляшут. Неудивительно, что слава о Звезде

Севера, «благодетельнице всех народов», как называл Екатерину Вольтер,

быстро распространяется в Европе.

Екатерина II, известная на Западе как сторонница естественного права

каждого человека на достойное существование, желающая, чтобы её народ жил

по справедливым законам, на первом же этапе своего правления принимает

роковое для России решение, — решение, которое обрекло страну на вековое

отставание в экономическом развитии, пагубно повлияло на «жизнь

общественную, умственную и нравственную». Екатерина утвердила манифест

Петра III от 18 февраля 1762г., освобождавший дворян от обязательной

государственной службы, и в то же время объявила, что крестьяне остаются в

крепостной зависимости.

Крепостное право в России до 1762г. существовало как бы по

государственной необходимости: дворянин находился на царской службе, а

прикреплённый к его земле крестьянин обеспечивал всем необходимым для жизни

и дворянина, и себя. В первой половине XVIII в. из-за неясностей в

российском законодательстве всё более распространялся взгляд на крепостного

как на полную собственность помещика. Тем не менее в законе это не нашло

отражения.

Манифест «О даровании вольности и свободы всему российскому

дворянству» как бы предполагал следующий шаг правительства: если главное

условие существования крепостной зависимости — обязательная государственная

служба дворянства — устранено, то и крестьян также следует освободить... от

помещиков. И в воле просвещённой монархини было если не отменить крепостное

право, то хотя бы ограничить законом произвол землевладельцев в отношении

крестьян. Например, установить, сколько должен работать на помещика и

платить ему крепостной. Но Екатерина предпочла угодить дворянству. В

результате крепостные крестьяне превратились почти что в рабов. Раскол в

обществе ещё больше углубился, так как крестьяне не могли отнестись к

подобной мере власти иначе, чем как к величайшей социальной

несправедливости. Была брошена искра, которая, вспыхивая сначала

сравнительно небольшими кострами крестьянских волнений, через 10 лет

огненным валом Пугачёвского бунта прокатилась по империи и уничтожила саму

возможность проведения в стране реформ.

22 августа 1767г., когда депутаты Уложенной комиссии затаив дыхание

слушали статьи «Наказа» о естественном праве каждого подданного на

достойное существование и о государственной справедливости, Екатерина

подписала новый указ. В нём говорилось о том, что как сам крепостной,

который посмеет жаловаться на своего помещика, так и челобитчик крестьянина

будут наказаны кнутом и сосланы на вечную каторгу в Нерчинск. Крестьяне

стали совершенно беззащитны перед произволом землевладельцев. Впоследствии

был принят закон, который позволял продавать с торгов крепостных крестьян

без земли за долги помещиков. Крестьян не только продавали, но и дарили,

отрывая отца от семьи, жену — от мужа, мать — от детей.

Екатерина щедро жаловала казёнными землями с крестьянами сановников,

дворян, отличившихся на службе, фаворитов. Например, около 18 тыс. душ

получили её помощники в перевороте 1762г. Всего же за время своего

правления она раздала почти миллион крепостных крестьян. А население

Российской империи в год смерти Екатерины составляло 37 миллионов

человек...

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Другим важнейшим направлением деятельности Екатерины стала реформа

законодательства. Главным действующим кодексом законов империи оставалось

Соборное Уложение 1649г. Но вследствие реформ Петра I оно устарело и стало

практически непригодным. Попытки обновить Уложение, заменить его сводом

законов, соответствующих эпохе, делались и при Петре, и после него. Однако

специальные комиссии, собиравшиеся для этой цели, в их числе и

проработавшая более семи лет елизаветинская комиссия 1754 г., не имели

успеха.

Екатерина лично занялась подготовкой нового законодательства. Прежде

всего она ознакомилась с текстом Соборного Уложения и поняла, что

составляющие его основу старинные русские, византийские и литовские

правовые документы не соответствуют требованиям времени.

Своё внимание императрица сосредоточила на новейших сочинениях по

теории права. Первым из них был труд французского просветителя Ш. Л.

Монтескье (1689— 1755) «О духе законов». В нём автор изложил теорию

возникновения законов под влиянием естественных и социальных условий. По

его мнению, законы «должны соответствовать физическим свойствам страны, её

климату... положению, размерам, образу жизни её народов...».

Философ создал учение о происхождении и сущности государства. Он

утверждал, что на государстве «лежит долг обеспечить всех граждан верными

средствами к жизни», что оно должно исходить из блага народа, которое есть

«верховный закон».

Монтескье считал, что государство справедливо по природе.

Несправедливости и произвол присущи не государству, а его правительствам и

должностным лицам. Мыслитель развил также идею, принадлежащую английским

философам XVII в., о разделении власти на законодательную, исполнительную и

судебную в целях их равновесия.

Другим источником для законодательного творчества Екатерины был

опубликованный в 17б4 г. трактат «О преступлениях и наказаниях»

итальянского юриста Ч. Беккариа (1738-1794). Это произведение немало

способствовало смягчению европейского уголовного права.

Беккариа выступал с решительным протестом против суровых норм

средневекового законодательства, так как оно допускало в качестве средств

наказания смертную казнь, жестокие истязания, конфискацию имущества.

Беккариа обосновал принцип защиты прав личности, необходимость проведения

государственной политики по предупреждению преступлений, недопустимость

наказаний за политические и религиозные убеждения.

Опираясь на сочинения Монтескье и Беккариа, Екатерина приступила к

формулированию общих принципов будущего свода законов Российской империи.

Этому всепоглощающему труду она отдала полтора года. Шутливо называя свои

занятия «законобесием», императрица тратила на них по 15 часов в сутки.

В результате появилось сочинение, отдельные части которого Екатерина

предложила для ознакомления сведущим людям. Многие из них были поражены и

возмущены, прочитав о естественном праве каждого человека на свободу, о

равенстве всех перед законами и других принципах, абсолютно чуждых

традициям средневекового законодательства. Напрасно Екатерина защищала свое

детище, ссылаясь на европейские и русские авторитеты. Ей пришлось сжечь или

вымарать более трех четвертей написанного, переделать оставшуюся часть и

издать ее под названием «Наказ императрицы Екатерины II, данный Комиссии

для составления проекта нового Уложения».

Создание этой Комиссии было одним из важнейших начинаний Екатерины. В

соответствии с манифестом, опубликованным 14 декабря 1766 г., в Москве

собрались представители всех сословий (за исключением помещичьих крестьян)

для сочинения проекта нового Уложения.

Согласно воле императрицы, депутаты получили полное содержание на

время работы в Комиссии. В дальнейшем, в случае совершения преступления,

они освобождались от смертной казни, телесных наказаний и конфискации

имущества. Предусматривались суровые кары для обидчиков депутатов.

К началу работы Комиссии депутаты имели при себе наказы тех, кто

отправлял их в Москву, с перечислением требований, нужд и пожеланий. Летом

17б7 г. в Грановитой палате Кремля начались заседания Комиссии, в которых

участвовали около 500 человек.

Получив «Наказ» императрицы, в восторге и умилении от оказанной им

чести они стали искать способ отблагодарить её. После долгих прений решили

поднести ей почётный титул «Великая, премудрая и матерь отечества». Узнав

об этом, Екатерина возмутилась: «Я им велела делать рассмотрение законов, а

они делают анатомию моим качествам».

На одном из первых заседаний из числа депутатов были избраны

специальные комиссии. Одна из них — Дирекционная — во главе с генерал-

прокурором и председателем-маршалом руководила всей деятельностью Комиссии.

Другие занимались подготовкой отдельных частей будущего Уложения.

В ходе заседаний важное не отделялось от второстепенного: о средствах,

помогающих при обморожении, говорили с не меньшим пылом, чем о правах

купечества, а вопросы гигиены обсуждали вслед за проблемами управления

инородцами.

Случалось, что важный законопроект не получал одобрения из-за

невнятной речи чтеца: одна половина депутатов его не расслышала, а другая

не поняла. Путаница, беспорядок и медлительность губили то разумное, что

удавалось сделать на заседаниях.

Екатерина стала понимать, что её замысел кончился ничем: гармоничного

соединения теории с практикой — «Наказа» с желаниями общества — не

получилось. Депутаты не были готовы к восприятию принципов, предложенных

императрицей: сказались отсутствие традиций правовой и политической

культуры, откровенный консерватизм большинства депутатов.

Кроме того, интересы сословий часто не совпадали, а компромисса найти

не удавалось. В конце 17б8 г. Комиссия была распущена на неопределённый

срок под предлогом начавшейся войны с Турцией, и её работа более не

возобновлялась.

Екатерина не смогла провести общую реформу законодательства, но работа

Комиссии не пропала впустую. Был собран огромный фактический материал о

положении сословий в империи, остались протоколы заседаний, отразившие

картину взглядов, настроений и интересов тогдашнего общества.

Кроме того, Екатерина сумела заставить россиян задуматься о

государственной вольности, политических правах, веротерпимости, вреде

применения пыток, равенстве всех подданных перед лицом Закона.

Работа в Комиссии явилась для многих школой гражданственности, где

личная выгода уступала место стремлению к благу государства, где

пробуждались чувства патриотизма и национального самосознания.

Знакомство с материалами работы Комиссии позволило Екатерине со

временем принять ряд законов в интересах развития русского общества.

Особенно важное значение имела перестройка административной системы.

«НАКАЗ ИМПЕРАТРИЦЫ ЕКАТЕРИНЫ II, ДАННЫЙ

КОМИССИИ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ПРОЕКТА НОВОГО

УЛОЖЕНИЯ»

ИЗ ГЛАВЫ VI

41. Ничего не должно запрещать законами, кроме того, что может

быть вредно или каждому особенно, или всему обществу...

42. Для нерушимого сохранения законов надлежало бы, чтобы они

были так хороши и так наполнены всеми способами, к достижению самого

большого для людей блага ведущими, чтобы всяк несомненно был уверен,

что он ради собственной своей пользы стараться должен сохранить

нерушимые сии законы...

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.