Ярослав Мудрый
ЯРОСЛАВ (Георгий, Юрий) Владимирович МУДРЫЙ (около 980 ? — 20 февраля 1054 
?), великий князь киевский (с 1019). 
Происхождение. Семья 
Сын великого киевского князя Владимира IСвятославича и полоцкой княжны 
Рогнеды. Женат на дочери шведского конунга Олава, Ингигерде. Поскольку в 
древнерусских источниках упоминаются два имени жены Ярослава — Ирина и 
Анна, есть основания считать, что либо Ингигерда, получившая при крещении 
имя Ирины, была одной из жен Ярослава, либо Ирина-Ингигерда перед смертью 
постриглась в монахини, приняв иноческое имя Анна (под этим именем она 
канонизирована Русской православной церковью как первая княгиня, принявшая 
постриг перед смертью). 
Первый период жизни Ярослава Мудрого связан с борьбой за киевский престол. 
По достижении Ярославом зрелого возраста отец посадил его ростовским 
князем, а около 1013 после смерти Вышеслава (старшего сына Владимира 
Святославича) Ярослав становится новгородским 
князем. В 1014 отказ Ярослава платить дань Киеву вызвал гнев отца и повлек 
за собой приказ готовиться к походу на Новгород. Но 15 июля 1015 Владимир 
Святославич скоропостижно скончался, не успев осуществить свой план. 
Борьба с братьями 
По версии событий, нашедшей отражение в «Повести временных лет», киевский 
престол захватил туровский князь Святополк I Окаянный, сводный брат 
Ярослава Владимировича. Желая устранить возможных соперников, Святополк 
убивает братьев, князей ростовского Бориса, муромского Глеба древлянского 
Святослава; пытается убить и Ярослава, но его вовремя предупреждает об 
опасности сестра Предслава. По другой версии, в крови братьев был повинен 
не Святополк, а Ярослав, что подтверждается 
некоторыми западноевропейскими источниками. Заручившись поддержкой 
новгородцев, Ярослав в декабре 1015 в битве под Любечем одерживает победу 
над Святополком и захватывает Киев. 
Но Святополк не смирился с поражением, и в 1018 он вместе со своим тестем, 
польским королем Болеславом Храбрым, вторгся в пределы Руси. На этот раз 
удача сопутствовала Святополку, который сумел нанести поражение Ярославу в 
сражении при Буге и отбить Киев. Ярослав бежал в Новгород, откуда 
намеревался отправиться в Скандинавию. Но новгородцы порубили княжеские 
ладьи и вынудили Ярослава продолжить борьбу. В битве на Альте в 1018 
Святополк потерпел сокрушительное поражение, и Ярослав вновь занял Киев. 
После победы над Святополком Ярослав начал борьбу с другим своим братом 
тмутараканским князем Мстиславом, также предъявлявшим права на киевский 
престол. В сражении под Лиственом в 1024 победа была на стороне Мстислава, 
но он разрешил Ярославу княжить в Киеве. Все же Ярослав не решился принять 
предложение брата и продолжал оставаться в Новгороде, направив в Киев своих 
посадников. В 1025 по заключенному у Городца мирному договору Ярослав 
получил Русскую землю на запад от Днепра, с центром в Киеве, а Мстислав — 
восточную часть, с Черниговом. Лишь после смерти Мстислава в 1035 Ярослав 
становится «самовластцем» на Руси. 
Ярослав-просветитель 
После Лиственской битвы деятельность Ярослава в основном связана с 
просветительством и христианизацией Руси. Возможно, одной из причин отказа 
Ярослава от привычной для князя военной деятельности стала тяжелая травма, 
полученная им во время борьбы с братьями: обследование останков Ярослава 
показало, что у него была перерублена нога, из-за чего князь должен был 
сильно хромать и в конце жизни вряд ли мог обходиться без посторонней 
помощи. 
В 1036-37 по его приказу были построены мощные крепостные укрепления 
(«город Ярослава»), Золотые ворота с надвратной церковью Благовещения, храм 
св. Софии, а также основаны монастыри св. Георгия и Ирины. Прообразами этих 
построек были архитектурные сооружения Константинополя и Иерусалима; они 
призваны были символизировать перемещение в Киев центра православного мира. 
Завершение строительства совпало с созданием «Слова о Законе и Благодати», 
которое было произнесено 25 марта 1038. Тогда же была написана первая 
русская летопись — т. н. Древнейший свод. В «Повести временных лет» 
содержится похвальный отзыв о просветительской деятельности Ярослава. По 
свидетельству летописи, князь позаботился о переводе на русский язык многих 
греческих книг, которые составили основу библиотеки, созданной им в храме 
Софии Киевской. Ярославу приписывается также составление первого русского 
законодательного акта «Русской Правды». 
После Лиственской битвы деятельность Ярослава в основном связана с 
просветительством и христианизацией Руси. Возможно, одной из причин отказа 
Ярослава от привычной для князя военной деятельности стала тяжелая травма, 
полученная им во время борьбы с братьями: обследование останков Ярослава 
показало, что у него была перерублена нога, из-за чего князь должен был 
сильно хромать и в конце жизни вряд ли мог обходиться без посторонней 
помощи. 
В 1036-37 по его приказу были построены мощные крепостные укрепления 
(«город Ярослава»), Золотые ворота с надвратной церковью Благовещения, храм 
св. Софии, а также основаны монастыри св. Георгия и Ирины. Прообразами этих 
построек были архитектурные сооружения Константинополя и Иерусалима; они 
призваны были символизировать перемещение в Киев центра православного мира. 
Завершение строительства совпало с созданием «Слова о Законе и Благодати», 
которое было произнесено 25 марта 1038. Тогда же была написана первая 
русская летопись — т. н. Древнейший свод. В «Повести временных лет» 
содержится похвальный отзыв о просветительской деятельности Ярослава. По 
свидетельству летописи, князь позаботился о переводе на русский язык многих 
греческих книг, которые составили основу библиотеки, созданной им в храме 
Софии Киевской. Ярославу приписывается также составление первого русского 
законодательного акта «Русской Правды». 
Внешняя политика Ярослава в последние годы жизни 
В области внешней политики Ярослав добивался укрепления международного 
авторитета Древнерусского государства. По его инициативе новгородский князь 
Владимир I Ярославич 1043 предпринял последний крупный поход Руси на 
Византию, однако закончившийся неудачей. Около 1050 в Киеве был поставлен 
первый митрополит из русских — Иларион, отстаивавший независимость русской 
епархии от Константинополя. Кроме того, многие дети Ярослава были связаны 
семейными узами с представителями правящих династий Центр. и Зап. Европы. 
Летописные данные по поводу смерти Ярослава противоречивы; считается, что 
он скончался 20 февраля 1054, однако, многие исследователи называют иные 
даты. Перед смертью Ярослав завещал киевский престол старшему из оставшихся 
в живых сыновей, новгородскому князю Изяславу, наказывая сыновьям жить в 
мире. 
Прозвище «Мудрый» закрепилось за Ярославом в официальной российской 
историографии лишь во второй половине 19 века. 
Литература: 
Ильин Н. Н. Летописная статья 6523 года и ее источники: Опыт анализа. М.: 
Изд-во АН СССР, 1957. 
Янин В. Л. Таинственный XI век // Знание-сила. 1969. №3. 
Костомаров Н. И. Великий князь Ярослав Владимирович // Костомаров Н. И. 
Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М. Книга, 1990. 
Кн. 1. С. 9-21. 
Филист Г. М. История «преступлений» Святополка Окаянного. Минск, 1990. 
----------------------- 
  ЯРОСЛАВ МУДРЫЙ (ок. 980?-1054?), великий князь киевский (1019). Сын 
  Владимира I Святославича. Изгнал Святополка I Окаянного, боролся с братом 
  Мстиславом, разделил с ним государство (1025), в 1035 вновь объединил 
  его. Рядом побед обезопасил южные и западные границы Руси. Установил 
  династические связи с многими странами Европы. При нем составлена Русская 
  правда. 
   
 |