массивное тело, по Эйнштейну, вызывает вокруг себя «искривление»
пространства, то есть делает его геометрические свойства иными, чем в
геометрии Евклида, и любое другое тело, движущееся в таком «искривленном»
пространстве, испытывает воздействие первого тела.
Всего через год после опубликования работы по общей теории относительности
Эйнштейн представил еще одну работу, имеющую революционное значение.
Поскольку не существует пространства и времени без материи, т.е. без
вещества и поля, отсюда с необходимостью следует, что Вселенная должна
быть пространственно конечной (идея замкнутой Вселенной). Эта гипотеза
находилась в резком противоречии со всеми привычными представлениями и
привела к появлению целого ряда релятивистских моделей мира. И хотя
статическая модель Эйнштейна оказалась в дальнейшем несостоятельной,
основная ее идея - замкнутости - сохранила силу. Одним из первых, кто
творчески продолжил космологические идеи Эйнштейна, был советский
математик А.Фридман. Исходя из эйнштейновских уравнений, он в 1922 пришел
к динамической модели - к гипотезе замкнутого мирового пространства,
радиус кривизны которого возрастает во времени (идея расширяющейся
Вселенной).
На основании общей теории относительности Эйнштейном было сделано, в
частности, предсказание, которое могло быть сразу же проверено
астрономами. В своей статье он просил их произвести эту проверку.
Английские астрономы решили это сделать. В марте 1917 года они объявили,
что 29 мая 1919 года, когда произойдет полное солнечное затмение, должна
быть произведена решающая проверка общей теории относительности.
Теория эта позволила также сформулировать принципиально новые модели,
относящиеся ко всей Вселенной, в том числе и модели нестационарной
(расширяющейся) Вселенной.
Все это дела давно минувших дней. Проверка, конечно, дала требуемое
подтверждение.
Как только была опубликована общая теория относительности (а слава пришла
к Эйнштейну еще до ее подтверждения), он занял в общественной жизни такое
положение, какое вряд ли займет в будущем другой ученый. Никто,
собственно, не знает, почему, но он вошел в общественное сознание всего
мира, став живым символом науки и властителем дум двадцатого века.
Казалось, что люди снова хотят возвеличить человеческий разум и изгладить
из памяти ужасы войны. Благоговея перед Эйнштейном, они, в сущности, не
понимали значения того, перед чем они благоговели. Но как бы то ни было,
они верили, что перед ними существо высшего порядка.
В 1916-1917 вышли работы Эйнштейна, посвященные квантовой теории
излучения. В них он рассмотрел вероятности переходов между стационарными
состояниями атома (теория Н.Бора) и выдвинул идею индуцированного
излучения. Эта концепция стала теоретической основой современной лазерной
техники.
Середина 1920-х годов ознаменовалась в физике созданием квантовой
механики. Несмотря на то что идеи Эйнштейна во многом способствовали ее
становлению, вскоре обнаружились значительные расхождения между ним и
ведущими представителями квантовой механики. Эйнштейн не мог примириться с
тем, что закономерности микромира носят лишь вероятностный характер
(известен его упрек, адресованный Борну, в том, что тот верит «в Бога,
играющего в кости»). Эйнштейн не считал статистическую квантовую механику
принципиально новым учением, а рассматривал ее как временное средство, к
которому приходится прибегать, пока не удается получить полное описание
реальности. На Сольвеевских конгрессах 1927 и 1930 разгорелись жаркие,
полные драматизма дискуссии между Эйнштейном и Бором по поводу
интерпретации квантовой механики. Эйнштейн не смог убедить ни Бора, ни
более молодых физиков - Гейзенберга и Паули. С тех пор он следил за
работами «копенгагенской школы» с чувством глубокого недоверия.
Статистические методы квантовой механики казались ему «невыносимыми» с
теоретико-познавательной и неудовлетворительными с эстетической точки
зрения. Начиная со второй половины 1920-х годов Эйнштейн уделял много
времени и сил разработке единой теории поля. Такая теория должна была
объединить электромагнитное и гравитационное поля на общей математической
основе. Однако те несколько работ, которые он опубликовал по этому
вопросу, не удовлетворили его самого.
Между тем политическая ситуация в Германии становилась все более
напряженной. К началу 1920 относятся первые организованные выходки против
ученого. В феврале реакционно настроенные студенты вынудили Эйнштейна
прервать лекцию в Берлинском университете и покинуть аудиторию. Вскоре
началась планомерная кампания против создателя теории относительности. Ею
руководила группа антисемитов, которая выступала под вывеской «Рабочее
объединение немецких естествоиспытателей для сохранения чистой науки»;
одним из ее основателей был гейдельбергский физик Ф.Ленард. В августе 1920
«Рабочее объединение» организовало в зале Берлинской филармонии
демонстрацию против теории относительности. Вскоре в одной из газет
появился призыв к убийству ученого, а спустя несколько дней в немецкой
прессе были напечатаны сообщения, что Эйнштейн, оскорбленный травлей,
намеревается покинуть Германию. Ученому была предложена кафедра в Лейдене,
но он отказался, решив, что отъезд был бы предательством по отношению к
тем немецким коллегам, которые его самоотверженно защищали, прежде всего к
Лауэ, Нернсту и Рубенсу. Однако Эйнштейн выразил готовность принять звание
экстраординарного почетного профессора в нидерландском Королевском
университете, и голландская «выездная» профессура оставалась за ним вплоть
до 1933.
Эйнштейн всегда более трезво, чем большинство его коллег, оценивал
политическую обстановку в Германии. Он видел, как под поверхностью
Веймарской республики бродят темные силы. Как только Гитлер пришел к
власти, Эйнштейн гораздо быстрее многих политических деятелей понял, что
ожидает мир в будущем. Значит, следовало расстаться с надеждами на
международный пацифизм. Эйнштейну было ясно, что нацистская империя должна
быть уничтожена, и он открыто выступал против Гитлера.
Его не было в Германии, когда Гитлер стал канцлером. Эйнштейн был смелым
человеком, но он понимал, что если он вернется в Германию, то фашисты
убьют его. Большую часть 1933 года он прожил в маленьком фламандском
приморском городке Ден-Хаан (Кок-сюр-Мер). Там он основал своего рода
интеллектуальный двор для беженцев. Ден-Хаан стал временной столицей
германоязычного научного мира. (Между прочим, это самое милое местечко на
побережье Фландрии, где был приятный обычай называть улицы в честь великих
людей. У них были улицы Шекспира, Данте, Рембрандта и так далее. Но они не
назвали ни одну улицу именем своего наиболее выдающегося жителя.)
Потому предложение переехать в Берлин Эйнштейн принял не без колебаний. Но
возможность общения с крупнейшими немецкими учеными, в числе которых был и
Планк, привлекала его. Антисемитская травля в Берлине оказала существенное
влияние на отношение Эйнштейна к сионизму. «Пока я жил в Швейцарии, я
никогда не сознавал своего еврейства, и в этой стране не было ничего, что
влияло бы на мои еврейские чувства и оживляло бы их. Но все изменилось,
как только я переехал в Берлин. Там я увидел бедствия многих молодых
евреев. Я видел, как их антисемитское окружение делало невозможным для них
добиться систематического образования... Тогда я понял, что лишь
совместное дело, которое будет дорого всем евреям в мире, может привести к
возрождению народа». Таким делом ученый полагал создание независимого
еврейского государства. Вначале он счел необходимым поддержать усилия по
созданию Еврейского университета в Иерусалиме, что побудило его
предпринять совместную поездку по США с главой сионистского движения,
химиком Х.Вейцманом. Поездка должна была содействовать пропаганде
сионистской идеи и сбору средств для университета. В США Эйнштейн прочел
ряд научных докладов, в том числе в Принстонском университете.
В марте 1922 Эйнштейн отправился с лекциями в Париж, а осенью снова
предпринял большую зарубежную поездку - в Китай и Японию. На обратном пути
он впервые посетил Палестину. В Иерусалимском университете Эйнштейн
рассказывал о своих исследованиях по теории относительности, беседовал с
первыми еврейскими переселенцами. После 1925 Эйнштейн не предпринимал
дальних путешествий и жил в Берлине, совершая лишь поездки в Лейден для
чтения лекций, а летом в Швейцарию, на побережье Северного или Балтийского
моря.Так, начиная с 1930 Эйнштейн проводил зимние месяцы в Калифорнии. В
Пасаденском технологическом институте ученый читал лекции, в которых
рассказывал о результатах своих исследований. В начале 1933 Эйнштейн
находился в Пасадене, и после прихода Гитлера к власти никогда более не
ступал на немецкую землю. В марте 1933 он заявил о своем выходе из
Прусской Академии наук и отказался от прусского гражданства.
Весной 1929 по случаю пятидесятилетия ученого магистрат Берлина подарил
ему участок лесистой местности на берегу Темплинского озера. В просторном,
удобном доме Эйнштейн проводил много времени. Отсюда он уплывал на
парусном ялике, часами курсируя по озерам.
Политическая и нравственная атмосфера в Германии делалась все тягостнее,
антисемитизм поднимал голову, и когда власть захватили фашисты, Эйнштейн в
1933 навсегда покинул Германию. Впоследствии в знак протеста против
фашизма он снова отказался от германского подданства и вышел из состава
Прусской и Баварской Академий наук. В берлинский период, кроме общей
теории относительности, Эйнштейном была разработана статистика частиц
целого спина, введено понятие вынужденного излучения, играющего важную
роль в лазерной физике, предсказано (совместно с де Гаазом) явление
возникновения вращательного импульса тел при их намагничивании и др.
Однако, будучи одним из создателей квантовой теории, Эйнштейн не принял
вероятностной интерпретации квантовой механики, полагая, что
фундаментальная физическая теория не
может быть статистической по своему характеру. Он нередко повторял, что
«Бог не играет в кости» со Вселенной.
С октября 1933 Эйнштейн приступил к работе в Принстонском университете, а
вскоре получил американское гражданство, одновременно оставаясь
гражданином Швейцарии. Ученый продолжал свои работы по теории
относительности; большое внимание уделял попыткам создания единой теории
поля.
Находясь в США, ученый старался любыми доступными ему средствами оказывать
моральную и материальную поддержку немецким антифашистам. Его очень
беспокоило развитие политической ситуации в Германии. Эйнштейн опасался,
что после открытия деления ядра Ганом и Штрассманом у Гитлера появится
атомное оружие. Тревожась за судьбу мира, Эйнштейн направил президенту США
Ф.Рузвельту свое знаменитое письмо, которое побудило последнего приступить
к работам по созданию атомного оружия. После окончания Второй мировой
войны Эйнштейн включился в борьбу за всеобщее разоружение. На
торжественном заседании сессии ООН в Нью-Йорке в 1947 он заявил об
ответственности ученых за судьбы мира, а в 1948 выступил с обращением, в
котором призывал к запрещению оружия массового поражения. Мирное
сосуществование, запрещение ядерного оружия, борьба против пропаганды
войны - эти вопросы занимали Эйнштейна в последние годы его жизни не
меньше, чем физика.
Переехав в США, Эйнштейн занял должность профессора физики в новом
институте фундаментальных исследований в Принстоне (штат Нью-Джерси). Он
продолжал заниматься вопросами космологии, а также усиленно искал пути
построения единой теории поля, которая бы объединила гравитацию,
электромагнетизм (а возможно, и остальное). И хотя реализовать эту
программу ему не удалось, это не поколебало репутации Эйнштейна как одного
из величайших естествоиспытателей всех времен.
В Принстоне Эйнштейн стал местной достопримечательностью. Его знали как
физика с мировым именем, но для всех он был скромным, приветливым и
несколько эксцентричным человеком, с которым можно было столкнуться прямо
на улице. В часы досуга он любил музицировать. Начав учиться игре на
скрипке в шесть лет, Эйнштейн продолжал играть всю жизнь, иногда в
ансамбле с другими физиками. Ему нравился парусный спорт, который, как он
полагал, необыкновенно способствует размышлениям над физическими
проблемами.
Среди многочисленных почестей, оказанных Эйнштейну, было предложение стать
президентом Израиля, последовавшее в 1952, которое он не принял.
Будучи последовательным сторонником сионизма, Эйнштейн приложил немало
усилий к созданию Еврейского университета в Иерусалиме в 1925.
В умах многих людей имя Эйнштейна связано с атомной проблемой.
Действительно, понимая, какой трагедией для человечества могло бы
оказаться создание в фашистской Германии атомной бомбы, он в 1939 направил
президенту США письмо, послужившее толчком для работ в этом направлении в
Америке. Но уже в конце войны его отчаянные попытки удержать политиков и
генералов от преступных и безумных действий оказались тщетными. Это было
самой большой трагедией его жизни.
Последние годы жизни Эйнштейн постоянно болел. Его мучила болезнь
кишечника, печени и под конец тяжелое заболевание аорты. Он был лишен
житейских удобств, часто страдал от острой боли, но оставался приветливым
и спокойным, не обращая внимания на свою болезнь и приближение смерти. И
продолжал работать. Смерть он встретил спокойно. \"Свою задачу на земле я
выполнил\", - сказал он безо всякого сожаления.
В то воскресенье ночью на столике у его кровати лежала рукопись. В ней
были новые уравнения, приводящие к единой теории поля, которую он никак не
мог завершить. Он надеялся, что завтра боли утихнут и он сможет поработать
над рукописью. Но на рассвете произошло прободение стенки аорты, и он
умер.
Эйнштейн скончался 18 апреля 1955 в Принстоне (США) от аневризмы аорты.
Его прах был развеян друзьями в месте, которое должно навсегда остаться
неизвестным.
Страницы: 1, 2, 3
|