В. Хлебников
Хлебников, Велимир (Виктор Владимирович) [28.Х(9.ХI). 1885, 
Малодербетовский   улус б. Астраханской губ. ] – поэт, ведущий теоретик 
футуризма. Родился в семье учёного- естественника, орнитолога и 
лесовода[1]. С 1903 г. – студент Казанского, в 1908-1911 гг.-Петербургского 
университета ( не окончил ). В Петербурге посещал литературные “среды” в 
“башне” Вяч. Иванова и “Академию стиха” при журнале “Аполлон”. С поздним 
символизмом Хлебникова сближал сближал интерес к философии, мифологии, 
русской истории, славянскому фольклору. Однако не смотря на внешнее 
ученически-истовое следование “заветам символизма” , Х. был внутренне чужд 
этому течению, равно как и нарождающемуся акмеизму. Расхождение 
основывалось на коренном различии взглядов на природу Слова (языка) и 
Времени. Символисты и акмеисты стремились выявить в отвлечённом слове 
закодированные ”вечные сущности” и перемещали современность в контекст 
предшествующей культуры, уводили настоящее к”первозданной ясности 
прошлого”. Философско-эстетическая ориентация Х. была принципиально иной. 
Поэт отсчитывал начало своего творчества с необычайно мощного по соц. 
заряду 1905 г. :”Мы бросились в будущее…от 1905 г. “. Остро переживая 
позорное поражение на Востоке и удушение первой русской революции, 
напряжённо размышляя над ходом истории, Х. предпринял утопическую попытку 
найти некие универсальные числовые законы Времени, так или иначе влияющие 
на судьбы России и всего человечества[2]. Прошлое, настоящее и будущее в 
его утопической системе представлялись лишь фрагментами единого 
непрерывного Времени, эластично и циклично повторяющегося в своём круговом 
развитии. Настоящее, являясь вместе с прошлым частью целокупного времени, 
получало таким образом возможность перемещения в “научно предсказуемое” 
будущее. Х. подходит к данному вопросу как учёный-исследователь, но, будучи 
поэтом по своей природной сути,  он постигает Время сквозь мифопоэтическую 
призму и превращает предмет исследования в свою главную и пожизненную тему 
наряду с другим его постоянным героем своей поэзии – Словом, языком. Слово 
в его философско-поэтической системе переставало быть только средством 
передачи его культурной традиции в её смысловых и эстетических значениях, а 
становилось собственнозначимой и самоценной чувственной данностью, вещью и, 
следовательно, частью пространства. Именно таким образом, через Время, 
зафиксированное Словом и превращённое в пространственный фрагмент, 
осуществлялось искомое философское единство ”пространства-времени”. 
Единство, допускающее возможность его переоформления в слове и, значит, 
поддающееся активному регулированию по воле речетворца. Создавалась внешне 
логически-ясная концепция преодоления физического времени как пространства 
за счет реставрации (в прошлом) и реконструкции ( в настоящем и будущем) 
слов-вещей и пересоздания на этой основе всей застывшей в пространстве и 
времени системы узаконенных художественных форм и социальных институтов. 
Открывалась как бы единая "книга бытия", книга Природы – утопическая мечта 
Х., поэтическому воплощению которой он посвятил всю свою жизнь. 
          Искания Х. вполне согласовывались с общим путем устремленного в 
будущее футуризма, относившего смыслы, в противовес символистским, 
потусторонним отвлеченностям, к чувственным данностям. Это происходило и в 
живописи, также искавшей единство «пространства – времени» и насыщавшей 
пространственную изобразительность «четвертым измерением», т.е. временем. 
Не случайно поэтому после знакомства с В. Каменским, способствовавшим 
первой публикации поэта (Искушение грешника // Весна. – 1908. - № 10), и 
сближения с группой поэтов и художников ( Д. Н. Бурлюки, Е. Гуро, М. 
Матюшин ) Х. становится «невидимой», но главной «осью вращения» футуризма. 
           В 1910 г. вышел совместный сборник группы футуристов – 
«будетлян» в придуманной Х. славянской огласке – «Садок судей». Позже к ним 
присоединились А. Крученых, Б. Лившиц и В. Маяковский. Другой сборник 
«будетлян» «Пощечина общественному вкусу» (1912) почти наполовину состоял 
из произведений Х.: поэма «И и Э», «Гонимый – кем, почем я знаю?..», 
знаменитые «экспериментальные» «Кузнечик» и «Бобэоби пелись губы…». На 
последней странице сборника была напечатана исчисленная поэтом таблица с 
датами великих исторических потрясений. Последней датой был 1917 г.[3] (ср. 
с порожденным Х. пророчеством в поэме В. Маяковского «Облако в штанах»: «…в 
терновом венке революции грядет шестнадцатый год»). Подобные расчеты Х., 
называвший себя «художником числа вечной головы вселенной», проводил 
постоянно, проверяя свою теорию кругового Времени и стараясь «разумно 
обосновать право на провидение» (см. его кн.: «Учитель и ученик», 1912; 
«Битвы 1915 – 1917 гг. Новое учение о войне», 1915; «Время мера мира», 
1916; «Доски судьбы», 1922; статьи «Спор о первенстве» и «Закон поколений», 
1914. Некоторые идеи Х. о «жизненных ритмах» подтверждаются современной 
хронобиологией). 
            В 10 гг. выходят книги Х. «Ряв!», «Творения 1906 – 1908», 
«Изборник стихов. 1907 – 1914», получают развитие разработанные им ранее 
«первобытные» славяно-языческие утопии : «Змей поезда», 1910; «Лесная 
дева», 1911; «И и Э», 1912; «Шаман и Венера», «Вила и леший», 1912; «Дети 
Выдры», 1913; «Труба марсиан», 1916; «Лебедия будущего», 1918. В них 
поэтически формулировалась мечта Х. о всесветном единении «творян» и 
«изобретателей» (их антиподы «дворяне» и «приобретатели») в лоне единой и 
всевременной матери – Природы, одухотворенной человеческим трудом. Х. 
предлагал : «Исчислить каждый труд ударами сердца – денежной единицей 
будущего, коей равно богат каждый живущий» ( V, 157 ). (Раскрытие важной 
для Х. темы труда см. : «Мы, Труд, Первый и прочее и прочая …», «Ладомир» и 
др.) Верховным представителем «творян», по мысли Х., является поэт, а 
искусство становится проектом жизни (идея жизнестроительного искусства). 
Поэтические утопии и жизненное поведение поэта сливаются : начинаются 
пожизненные странствия Х. по России как выражение особого «внебытового» 
существования творца. 
             К 1917 г. понимание искусства как программы жизни 
трансформируется в обобщенно анархическую утопию о мессианской роли поэтов 
– тайновидцев и пророков, которые вместе с другими деятелями культуры 
должны создать международное общество Председателей Земного Шара из 317 
членов (317 – одно из выведенных Х. «магических» чисел Времени). 
«Председатели» призваны осуществлять программу мировой гармонии в 
«надгосударстве звезды» («Воззвание Председателей Земного Шара»,1917). 
              Одновременно с созданием «первобытных» и космо – 
мифологических утопий Х. выступает и как мятежный автор антибуржуазных и 
антитехнократических гротескных пророчеств о «бунте вещей», которых, по 
мнению поэта, неизбежен в урбанизированном будущем, если его распорядителем 
станет сообщество «приобретателей» и «дворян» (поэма «Журавль», 1909; пьеса 
«Маркиза Дэзес», 1909 – 1911, и др.). 
            В годы первой мировой войны социалистическая активность Х. 
значительно возросла, отчетливо выявился его интерес к теме современности 
(в 1916 – 1917 гг. поэт служил рядовым в армии). Эта тенденция усилилась в 
годы революции и гражданской войны[4]. Х., смыкаясь в гуманистическом 
пафосе с Маяковским, не приемлет империалистическую бойню (поэмы “Война в 
мышеловке”, 1915 – 1922; “Берег невольников”, 1921), но в дерзком восстании 
“колодников земли” он, подобно А. Блоку, видит справедливость исторического 
возмездия и по славянски былинный размах переустройства Вселенной на новых 
научно – трудовых человеческих основах (“Каменная баба”, 1919; “Ночь в 
окопе”, “Ладомир”, 1920; “Ночь перед Советами”, “Настоящее”, “Ночной 
обыск”, “Малиновая шашка”, 1921). Х. активно сотрудничает с Советской 
властью, работает в Бакинском и Пятигорском отделениях РОСТА, во многих 
газетах, в Политпросвете Волжско – Каспийской флотилии. 
              Однако и в эти годы поэт остается утопистом-мечтателем. 
Главную силу,способную преодолеть “земной хаос” и объединить “творян” всего 
мира, Х.по-прежнему видел (наряду с овладением “числовыми” законами Времени 
) в заново созданном,изобретенном  им “звездном” языке, пригодном для всей 
“звезды”- Земли. Именно этим, а не только однозначно нигилистическим 
эпатажем футуристов,отвергавших весь комплекс культуры прошлого (в т.ч. и 
язык), объясняются обширные поэтико-лингвистические эксперименты Х., 
сопутствующие всему его творчеству и казавшиеся многим современникам 
единственной самоцелью и сущностью  хлебниковской поэзии. Х. предпринял 
реформу поэтического языка во всем его объеме. Звук в его поэтической 
системе несет в себе самоценное значение, способное насытить произведения 
художественным смыслом (см.статью “Наша основа”, 1919). Истоки смысла 
несущих фонем Х. находил в народных заклинаниях и заговорах ( см. поэму 
“Ночь в Галиции”, 1913), бывших, по определению поэта, “как бы заумным 
языком в народном слове” (V, 225), - отсюда термин «заумь», «заумный язык». 
Слова, разложенные на «первоначальные» фонетические значения, Х. собирает 
на основе созвучий заново, стремясь сформировать гнезда неологизмов одного 
корня (этот процесс он называл поначалу «сопряжением» корней, а позднее – 
«скорнением» ). По такой методике строились «экспериментальные» 
произведения : «Заклятие смехом», «Любхо» и др. Эксперимент распространялся 
и на синтаксис (вплоть до отказа от знаков препинания ), порождая особую 
ассоциативную структуру стиха на внешней основе примитивистской техники и 
подчеркнутого инфантилизма поэтики: раешник , лубок, анахронизм, 
«графоманство» и т.п. «Ребенок и дикарь,- писал  Ю.Тынянов о Х.,- были 
новым поэтическим лицом,вдруг смешавшим твердые «нормы» метра и слова» 
(Вступ. ст., 1, 23 ). Антиэстетическое “дикарство” и “инфантилизм” Х. 
действительно были формой футуристического эпатажа по отношению к 
застывшему в общепринятых “нормах” старому буржуазному миру. Однако 
целостная суть поэтико-лингвистических экспериментов была шире и включала в 
себя не только разрушающий, но и созидающий пофос. С уходом в 
послеоктябрьском творчестве Х. нигилистического начала поэт отказывается от 
многих крайностей своих экспериментов в сфере “заумной” поэтики.В то же 
время он продолжает поиски методов обновления жанровой структуры лирики, 
эпоса и драмы на пути создания единого “синтетического” жанрообразования. 
Сюда следует отнести неудачные хлебниковские попытки создания 
“сверхповестей” (“Царапина по небу”, 1920; “Зангези”, 1922), замысленных 
как своеобразная “книга судеб”, содержащая универсальные ключи к овладению 
“новыми” знаниями и законами жизнетворчества. 
            Оставаясь в русле утопических идеалистических концепций, Х. в 
условиях нового времени объективно не мог объединить вокруг своего 
философско-поэтического учения продолжительно действующее художественное 
направление. Однако его художественный вклад в теорию и практику советской 
поэзии чрезвычайно значителен (словотворчество и рифмотворчество, 
разработка интонационного стиха, многоголосие ритмов, философская 
проблематика, гуманистический пафос, жанровые новообразования и др. ). 
Маяковский, считавший стихи Х. образцом “инженерной”, “изобретательской” 
поэзии, понятной “ только семерым товарищам-футуристам», говорил, однако, 
что стихи эти «заряжали многочисленных поэтов». Действие хлебниковского 
«заряда», в силовое поле которого попали Маяковский, Н. Асеев, Б. 
Пастернак, О. Мандельштам, М.Цветаева, Н. Заболоцкий и мн. др., 
распространяется и на современную советскую поэзию (В. Высоцкий, А. 
Вознесенский, Е. Евтушенко, представиели т.н. «рок-поэзии» и др.). 
----------------------- 
[1] Возможно, этот факт повлиял на дальнейшее творчество Хлебникова 
[2] Поэт переживал за Судьбу России и был уверен, что лучшее для страны в 
данный момент-революция. 
[3]  Для Хлебникова революция была всё же потрясением. 
[4] Хлебников был истинным патриотом, возможно благодаря этому и имел место 
такой творческий взлёт. 
   
 |