Валентин Александрович Серов
Валентин Александрович Серов 
                                (1865 – 1911) 
                                                     Серов стремился 
                                                     вперед, сохраняя 
                                                     лучшее наследие 
                                                     прошлых эпох нашей 
                                                     школы. 
                                                                        С. 
Маковский 
      Существует поговорка: «Дети, будьте осторожны в выборе своих 
родителей!». Серову в «выборе» повезло. Его отец – Александр Николаевич 
Серов был известным композитором и выдающимся музыкальным критиком, мать, 
пережившая сына, - пианисткой и композитором. Отец умел к тому же рисовать, 
даже мечтал когда-то стать живописцем. В их доме часто собирались 
«петербургские знаменитости». После смерти отца в 1871 году мальчик стал 
чувствовать себя одиноким: увлеченная музыкой, мать не очень баловала его 
своими заботами. Зато о будущем сына она позаботилась очень хорошо. Заметив 
его страсть к рисованию, она из Мюнхена, где они тогда жили, поехала в 
Париж, к знакомому ей Репину и всю зиму 1874/75 года Валентин брал уроки у 
автора «Бурлаков». 
      «Он с таким самозабвением впивался в свою работу, - вспоминал Репин, 
- что я заставлял его иногда оставить её и освежиться на балконе перед моим 
большим окном. Были две совершенно разные фигуры того же мальчика. Когда он 
выскакивал на воздух и начинал прыгать на ветерке – там был ребенок; в 
мастерской он казался старше лет на десять, глядел серьёзно и взмахивал 
карандашом решительно и смело. Особенно не по-детски он взялся за 
схватывание характера энергичными чертами, когда я указал ему их на 
гипсовой маске. Его беспощадность в ломке не совсем верных, законченных уже 
им деталей приводила меня в восхищение: я любовался зарождающимся 
Геркулесом в искусстве». 
      Занятия Репина с Серовым продолжались потом и  в Москве, приобретая 
всё более систематический и серьёзный характер. В конце концов, Валентин 
даже поселился у Репина, став членом семьи. Они вместе рисовали и писали 
натурщиков, вместе ходили на этюды в Абрамцеве летом 1879 года, вместе 
совершили и поездку в Запорожье. Это была великолепная школа для юного 
Серова. Когда же Серов выполнил мастерский этюд с горбуна – того самого, 
который позировал Репину для картины «Крестный ход в Курской губернии» - 
Репин сказал ему: «Ну, Антон (близкие звали Валентина Антоном), пора 
поступать в Академию». И с рекомендательным письмом Репина к Чистякову 
Серов едет осенью 1880 года в Петербург, блестяще выдерживает экзамен, 
становится учеником Академии художеств. С присущим ему  неторопливым 
упорством он осваивает «чистяковскую систему» строго построенного, как бы 
математически выверенного рисунка, очаровывает своего учителя 
разносторонними способностями. «Чистяков повторял часто, - пишет Репин, - 
что он ещё не встречал в другом человеке такой меры всестороннего 
художественного постижения в искусстве, какая отпущена была природой 
Серову. И рисунок, и колорит, и светотень и характерность, и чувство 
цельности своей задачи, и композиция – все было  у Серова, и было в 
превосходной степени». 
      В 1885 году Серов уходит из Академии. Ему уже нечему было в ней 
учиться, а к академическим наградам и диплому он был равнодушен. Его влечет 
свободная творческая работа. Он уже почувствовал себя вполне 
самостоятельным художником. Написанная им осенью того же года этюдного 
характера картина «Волы», находящаяся сейчас в Третьяковской галерее, 
подтверждает это. Простая по сюжетному мотиву и по композиции, она 
отличается свежестью живописи и благородством общего тона. В гармонию 
золотистых и серебристо-серых тонов он привел и скотный двор с его 
постройками, и кусочек осеннего пейзажа, и первопланные фигуры белого и 
черного волов, неторопливо жующих сено. А брошенная на телегу розоватая 
тряпка, разработанная Серовым с тем же богатством цветовых и световых 
рефлексов, как и всё остальное, как и все остальное, как бы держит всю 
цветовую композицию картины. 
      «В нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного. Я хочу, хочу 
отрадного, и буду писать только отрадное», - говорит Серов два года спустя. 
И он создает такие два шедевра русской школы живописи, как девочка с 
персиками» (1887, Третьяковская галерея) и «Девушка, освещенная солнцем» 
(1888, Третьяковская галерея). 
      В «Девочке с персиками» изображена дочь С.И. Мамонтова Веруша. Он 
подсмотрел в жизни естественно-непринужденную позу присевшей на мгновение 
за стол с персиками девочки, о чем-то вдруг неожиданно задумавшейся. 
Картина вся овеяна безмятежной радостью весенней поры в жизни человека. В 
ореоле струящегося света мягко вырисовывается «девочка в розовом» с 
приколотой к черному банту красной гвоздикой. Еле уловимая полуулыбка 
делает особенно привлекательным её смуглое и нежное лицо с быстрым взглядом 
живых карих глаз. Поэзия юности, выраженная поэзией света и цвета, - вот, в 
сущности, тема картины. И никто ещё из русских художников, даже самых 
прославленных, не передавал этой поэзии юности с такой пленительной 
свежестью, с таким изящным, тонким мастерством. «Девочка с персиками» - 
лирическая поэма о светлой юности, созданная талантом и молодостью 
двадцатидвухлетнего художника, безмерно влюбленного в жизнь и лучшее её 
порождение – человека. 
      В «Девушке, освещенной солнцем» нет уже такой непосредственной 
поэтичности, хотя она также проникнута тихой радостью бытия. Вместо скрытно- 
порывистой позы «Девочки с персиками», и живого блеска брошенного в сторону 
взгляда, перед нами спокойно сидящая, прислонившись к стволу дерева, 
девушка со спокойно положенными на колени руками. Доверчиво смотрит она на 
нас широко открытыми светло-серыми глазами; невозмутим её душевный мир, 
ясный как этот солнечный день под липами старого парка. 
      «Все, чего я добивался, - говорит Серов о своих работах этих лет, - 
это – свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре 
и не видишь в картинах». Упорно добиваясь «свежести живописи при полной 
законченности», Серов замучил многодневными сеансами и Верушу Мамонтову и 
свою двоюродную сестру М.Я. Симонович, позировавшую ему в Домотканове для 
«Девушки, освещенной солнцем». Но цели своей он добился: оба его шедевра 
кажутся написанными по первому впечатлению, без труда и творческих мучений. 
Это как бы два прекрасных мгновения, остановленных и выхваченных из 
быстротекущего потока жизни. 
      Красоту утонченно-нервного облика Левитана, его высокую 
интеллигентность, утомленно-печальный взгляд затененных на бледном лице 
глаз запечатлел Серов в портрете И.И. Левитана 1893 года. Изящно проста его 
поза, портретно выразительна рука, устало положенная на спинку соломенного 
кресла. Прост и красив колорит портрета, решенный в мягком созвучии темно- 
серых тонов фона, темно-синего костюма, золотисто-охристого кресла и смугло- 
бледного лица и руки, оттененных белоснежной полоской воротника и пятном 
манжет. Самому Левитану портрет очень понравился, а Серову – не очень. 
      Больше Серов был удовлетворен портретом писателя Н.С. Лескова, 
написанного в 1894 году, предельно простым по композиции и сильным по 
колориту. На редкость впечатляющ смятенно-тревожный взгляд Лескова, точно 
предчувствующего свою скорую смерть. 
      Работает Серов в 90-е годы и над пейзажем, придя и в нем к новым 
стилевым особенностям и скупой гамме серебристо-серых тонов, появившихся 
после его поездки летом 1894 года на север с Константином Коровиным, 
оказавшим на него сильное воздействие своим выдающимся дарованием 
колориста. Однако Серов сохраняет своеобразие своей творческой 
индивидуальности и уже в 1895 году пишет чудесную картину «Октябрь». 
      Тишиной и покоем веет от этого типично русского пейзажа с бедной 
деревенькой на заднем плане и мирно пасущимися лошадьми и овцами на 
скошенном поле. Крошечная фигурка мальчика-пастушка в отцовском картузе как 
бы «держит» композицию картины. И эта на первый взгляд точно вылинявшая 
картина вдруг захватывает нас красотой живописи, поэтичностью настроения, 
острой характерностью пейзажного жанрового изображения русской деревни. 
      Так же проста и поэтична пастель «В деревне. Баба с лошадью» 
(1898г.), в которой Серов объединил свои дарования портретиста, анималиста, 
и пейзажиста в живой сценке, выхваченной из деревенской жизни. Когда он, 
прямо на улице, на морозе, рисовал цветными мелками смеющуюся краснощекую 
бабу с кудлатой лошадью – его обступили мужики, ахавшие от восхищения. 
Больше всего их восхищала простота выполнения: «взял бы вот эти цветные 
палочки и сам сейчас все так и написал». И, рассказав Грабарю про этот 
запомнившийся ему эпизод, Серов стал горячо доказывать, что надо писать без 
фокусов – так прост как это только возможно. «Надо чтоб мужик понимал, а не 
барин, а мы все для бар пишем и ужасно падки на всякую затейливость и 
пышность. Вот они – немцы, французы – пускай будут пышны, им это к лицу, а 
уж какая там пышность на Руси». 
      В двадцатый век Серов вступает в расцвете своего таланта, это 
своеобразный художник-артист, нетерпимый к банальности общих мест, ищущий 
непроторенные пути в искусстве. 
      Многообразны его искания. На рубеже нового века он создает в рисунке 
кистью необыкновенно правдивый и поэтический образ Пушкина, одиноко 
сидящего среди шороха осенних листьев. И в том же, 1899, году он пишет 
прелестный натурный этюд своих детей на побережье моря, а два года спустя – 
портрет Мики Морозова, очаровательного в своей детской непосредственности и 
пылкости темперамента. В 1900-1901 годах в тонко стилизованной манере Серов 
изображает «Выезд императора Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на 
охоту» и тогда же броской кистью запечатлевает стирку белья деревенскими 
бабами. В 1907 году он завершает превосходную историческую картину 
«Петр I» и в том же году создает блистательный портрет красавицы Генриетты 
Гиршман в ее изысканно-модном будуаре. 
      Велики не только сюжетно-тематические, но и стилевые различия в 
произведениях Серова последних лет его жизни. 
      В «Похищении Европы» (1910г.) античный миф о похищении Европы  - 
дочери финикийского царя – богом Зевсом, превратившимся для этого в быка. 
Женственно изящен образ кокетливой изысканно хрупкой Европы. Царственно 
красив могучий бык с лирообразно изогнутыми рогами и человеческим взглядом. 
Стремительны прыжки взлетающих над волной дельфинов, очерченных с 
виртуозной простотой, как бы одним взмахом кисти. И за этой картиной, 
покоряющей своим совершенным мастерством, встает образ умного, добродушно 
иронического Серова, воссоздающего древний миф с тонкой улыбкой человека 
двадцатого столетия. Он отдыхает душой от «российских кошмаров» в работе 
над поэтичными образами античной мифологии, выражая в них свою мечту о 
светлом будущем человечества. 
      Заканчивая книгу о творчестве Валентина Александровича Серова, 
изданную ещё в дореволюционное время, И.Э. Грабарь писал: «В лице Серова 
ушел последний великий портретист старого типа…» И это верно. Причем не 
только по отношению к русскому, но и к западноевропейскому искусству конца 
XIX – начала XX века. 
      Серов остается остро современным художником во всех видах и жанрах 
своего творчества, в приемах своего нестареющего мастерства. «Я художник 
девятнадцатого века, - говорил о себе Васнецов. – В новом веке – новые 
песни, и я едва ли сумею их спеть». Серов же сумел спеть новые песни, найдя 
для них новые изобразительные средства. Он стремился вперед, опираясь на 
прошлое, продолжая и развивая традиции великих художников. В этом один из 
уроков блистательного серовского мастерства. 
                                              Автор – RомаN (ogps2@atnet.ru) 
   
 |