душу населения к 1970г. Но в отличие от американской экономики СССР  не  мог 
сконцентрировать все  ресурсы  на  повышение  благосостояния  народа.  Очень 
много средств требовала гонка вооружений и космическое соревнование. 
      Люди привыкли к стереотипным лозунгам о том, что Советы  –  это  школа 
управления  для трудящихся, профсоюзы  –  школа  коммунизма,  а  комсомол  – 
самодеятельная молодежная организация. 
      В  общественно-политической   жизни   страны   проходили   сложные   и 
противоречивые  перемены.  Начатые  реформы   не   подкреплялись   глубокими 
демократическими преобразованиями, а это сводило на  нет  все  прогрессивные 
начинания. Будучи представителем  административно-командной  системы  Хрущев 
не решался отойти далеко  от  ее  канонов,  а  некоторые  из  них  продолжал 
использовать в своей практической работе. 
Реформы в организации управлением народного хозяйства 
      После прихода к власти Н.Хрущева в Украине был осуществлен ряд мер  по 
реорганизации  управления  народным   хозяйством,   наукой,   культурой,   в 
частности  были  созданы  союзно-республиканские  министерства  (угольной  и 
текстильной промышленности, связи, высшего образования и др.) Но  эти  меры, 
разрекламированные как расширение суверенных прав республик, на  самом  деле 
способствовали укреплению административно-командной системы. 
      В 1955г.  население  УССР  достигло  предвоенного  уровня,   в  1959г. 
численность городского населения сравнялась с численностью  сельского,  а  в 
1969 году превысило его.  Во  второй  половине  50-х  годов  Украина   вновь 
заняла весомое место в хозяйственном организме  страны  и  выполнила  задачи 
индустриализации, особенно по машиностроению и металлургии. Строились  новые 
доменные и мартеновские печи, прокатные и трубопрокатные станы,  химические, 
цементные и другие заводы. Вместе с  тем  бессистемное  и   безответственное 
перенасыщение Украины промышленными предприятиями пагубно отразилось  на  ее 
природе и  поставило  ее  практически  на  грань  экологической  катастрофы. 
Однако по  качеству  и  своему  техническому  уровню  выпускаемая  продукция 
отставала от технически развитых стран. Проявились тенденции  и  в  снижении 
эффективности производства.  Харьковский  профессор-экономист  через  газету 
«Правду» обратился  к  Н.Хрущеву  с  предложением  отбросить   догматические 
установки экономической доктрины СССР  и  взять  на  вооружение  проверенные 
мировой практикой  принципы  материальной  оценки  труда  человека.  Однако, 
прогрессивные идеи не нашли поддержки среди политэкономистов-догматиков. 
      Во  второй  половине  50-х  годов  Украине,  как  и   другим   союзным 
республикам,  было  дано  больше  прав  в  регулировании   хозяйства.   Были 
расширены права и местных Советов, но главные вопросы  по-прежнему  решались 
в  Москве.  Формально  принимались  меры   по   сокращению   управленческого 
персонала, однако его численность продолжала расти. 
      Новые начинания в жизни чаще всего  выполнялось  старыми,  испытанными 
административно-командными  методами.  Хрущёв  стремился  к  децентрализации 
управления  промышленностью,  так  как  становилось  всё  труднее  управлять 
предприятиями, находящимися на  периферии.  Было  решено,  что  промышленные 
предприятия  должны  управляться  не  министерствами,  а  местными  органами 
советами народного хозяйства (совнархозами).  Н.С.  Хрущёв  надеялся,  таким 
образом,    рационально    использовать    сырьевые    ресурсы,    устранить 
изолированность и ведомственные барьеры. В  действительности  же  совнархозы 
стали  просто  многоотраслевыми  министерствами  и  со  своими  задачами  не 
справились. Реформа свелась к бюрократической реорганизации, а в  результате 
 была  нарушена  вся  система  планирования  и  управления  промышленностью. 
Однако руководство УССР сразу же одобрило это нововведение, а когда  в  1965 
году  в  Москве  приняли  решение  о  ликвидации  совнархозов.  А  в   Киеве 
утверждали, что этот шаг имеет большое политическое  и  народнохозяйственное 
значение.  Это   свидетельство   того,   что   у   партийно-государственного 
руководства республики отсутствовало собственное мнение  о   путях  развития 
Украины и о готовности беспрекословно выполнять распоряжения центра. 
Решение проблемы жилищного строительства 
      В то время  самой острой была жилищная проблема. В  Украине  массового 
жилищного строительства не вели, в иные периоды  просто  не  строили  жилья. 
Война лишила крова миллионы семей, люди  жили  в  землянках,  в  бараках,  в 
«коммуналках». Получить отдельную благоустроенную квартиру для  многих  было 
почти не сбыточной мечтой. Темпы ведения жилищного  строительства  в  первой 
половине 60-х годов наша страна не знала ни  до,  ни  после  этого  периода. 
Если за все довоенные годы в республике было построено 78,6 млн. кв.  метров 
жилья, то за 1956 – 1965 гг. – свыше 182 млн. кв. метров. Жилые  пятиэтажки, 
построенные  в  те  годы,  в  народе   до  настоящего   времени   называются 
«хрущевками». 
Реформы аграрного сектора  хозяйства 
      Несмотря на все  трудности  во  второй  половине  50-х  годов  Украина 
выполнила задачи индустриализации, однако, сельское хозяйство давало  только 
16%  национального  продукта,  в  то  время  как  промышленность  –  62%   и 
строительства – 10%. Украина по-прежнему  оставалась  одним  из  основных  в 
Союзе производителей сельскохозяйственной продукции – продуктов питания  для 
населения и сырья для промышленности 
      Однако село все еще было полуразрушенным, а колхозники  -  практически 
бесправными.  Поэтому  гораздо  значительнее   на   структуру   производства 
повлияли  преобразования  в  сельском  хозяйстве.   Н.С.   Хрущёв,   вопреки 
сопротивлению, изменил критерии планирования в  сельском  хозяйстве.  Теперь 
колхоз получал только обязательные  задания  по  заготовкам  вместо  жёсткой 
регламентации деятельности. Он впервые  мог  решать  сам,  как  использовать 
собственные ресурсы и организовать производство. Произошло сокращение  числа 
колхозов и рост числа совхозов. Характерной чертой было укрупнение  хозяйств 
за счёт не  перспективных  деревень.  Этими  рамками  и  ограничилась  новая 
реформа Н.С. Хрущёва. Поспешность в осуществлении реформы не  дала  желаемых 
результатов.  Достигнутый  за  счет   интенсификации   крестьянского   труда 
небольшой рост  производства  сельскохозяйственной  продукции  преподносился 
партийно-государственным  руководством  Украины  как  «огромное   достижение 
социалистического строя». В 1958 году на  республику  хлынул  поток  наград. 
Украина и 15 ее областей были награждены орденом Ленина.  Многим  работникам 
сельского хозяйства были присвоены звания Героя Социалистического  Труда.  В 
условиях этой эйфории первый секретарь ЦК КП  Украины  Н.Подгорный  в  угоду 
московскому руководству, не имея на  это  никаких  оснований,  заверил,  что 
Украина может уже в 1958 году перегнать Америку  по  производству  молока  и 
мяса на душу населения. Эти обещания естественно  оказались  невыполненными, 
но это не помешало Подгорному, вопреки здравому смыслу,  повторить  подобные 
обещания и на  следующий  год.  Руководство  Украины  не  смогло  критически 
оценить  скромные  и  нестабильные  достижения  и  на   1959   –   1965   г. 
запланировало  нереальные  темпы  роста  производства  сельхозпродукции.   С 
трибуны ХХ съезда КПУ (1959 г.) Подгорный пообещал, что республика  выполнит 
задания семилетки в отрасли сельского хозяйства за 5 лет. Но ни за 5, ни  за 
7  лет  взятые  обязательства  не  были  выполнены.  Это  объяснялось  рядом 
факторов,  прежде  всего  порочностью  самой   колхозно-совхозной   системы. 
Огромный  вред  развитию  сельского   хозяйства   нанесли   административно- 
командные  методы  и  некомпетентность  его  руководства,   ставка   не   на 
экономические  методы  управления,  а  на  перестановку   кадров,   принятие 
нереальных планов и лживые рапорты об их выполнении.  Значительно  усложнили 
положение  дел  попытки  упразднить  травопольную   систему,   внедрение   в 
земледелие  непродуманных  технологий,  бездумное  распространение   посевов 
кукурузы и засуха 1963 года. 
      Первый секретарь ЦК Компартии Украины П.Шелест, не остановившись перед 
уничтожением испокон веков существующих на Украине севооборотов, принимал  и 
другие решения, которые приводили к деградации  черноземов.  Шелест,  как  и 
его  предшественник  Подгорный,  форсировали  строительство   Каневского   и 
Киевского водохранилищ, в  результате  чего  был  нанесен  ущерб  не  только 
сельскому хозяйству Украины, но и причинен огромный  вред  водному  бассейну 
Днепра. 
      В этих условиях в  конце  1958г.  по  инициативе  Хрущёва  принимается 
решение о продаже сельскохозяйственной техники колхозам.  До  этого  техника 
находилась  в  руках  МТС  (машинно-тракторных   станций).   Такая   система 
сложилась с конца 20-х годов, и являлось следствием  глубокого  недоверия  к 
крестьянству в целом, которому не позволено было владеть сельхозтехникой.  К 
концу 1958 г. реорганизация МТС на Украине была завершена.  На  основе  1647 
МТС  была  создана  731  РТС.  Колхозы  Украины  должны  были  приобрести  у 
государства 108 тыс. тракторов, около 43 тыс. комбайнов и другой техники  на 
сумму 4,2 млрд. рублей. Большая часть  колхозов  оказалась  не  в  состоянии 
купить сразу и выплачивала  деньги  в  рассрочку,  что  по  началу  ухудшило 
финансовое положение значительной части  колхозов  и  породило  недовольство 
колхозников. Механики и ремонтники МТС, по закону,  должны  были  перейти  в 
колхозы, что означало для многих из них понижение жизненного уровня,  и  они 
находили себе работу в районных  центрах  и  городах.  Отношение  к  технике 
ухудшилось, так как колхозы не имели, как правило, парков и укрытий  для  её 
хранения в зимнее время. Сказывались и традиционные недостатки  в  ценах  на 
сельскохозяйственную продукцию, которые были чрезвычайно низки и не  окупали 
затрат. Господствовала непреклонная уверенность  в  абсолютном  совершенстве 
колхозно-совхозной системы, находившейся под  пристальной  опекой  партийно- 
государственных органов. 
      Сельское хозяйство оказалось на  грани  кризиса.  Увеличение  денежных 
доходов населения в городах стал опережать рост  аграрного  производства.  И 
вновь выход был, казалось, найден, но не в путях экономических,  а  в  новых 
бесконечных реорганизационных перестановках. В  1961г.  было  реорганизовано 
Министерство  сельского  хозяйства  СССР,  превращённое  в   консультативный 
орган. Хрущёв сам объезжал десятки  областей,  давая  личные  указания,  как 
вести сельское хозяйство, но все усилия были тщетны. Желаемого рывка  так  и 
не произошло. 
      У  многих  колхозников  подрывалась  вера  в  возможность   изменений. 
Усиливался отток сельского населения в города; не видя  перспектив,  деревню 
стала покидать молодёжь. С 1959г. возобновились гонения на личные  подсобные 
хозяйства. Было запрещено  иметь  скот  горожанам,  что  выручало  снабжение 
жителей маленьких городов. Затем гонению подверглись  хозяйства  и  сельских 
жителей. За четыре года поголовье скота в личном подворье сократилось в  два 
раза. 
      Это был настоящий разгром только начавшего оправляться  от  сталинщины 
крестьянства. Снова зазвучали лозунги, что  главное  –  общественное,  а  не 
личное хозяйство, что  главным  врагом  являются  «спекулянты  и  тунеядцы», 
торгующие  на  рынках.  Колхозники  были  изгнаны  с  рынков,  а   настоящие 
спекулянты начали вздувать  цены.  Однако  чудо  не  наступило  и  в  1962г. 
правительство приняло  решение  стимулировать  животноводство  повышением  в 
полтора раза цен на мясо.  Новые  цены  не  увеличили  количество  мяса,  но 
вызвали волнения в городах. 
      В следующем году возникли перебои не только с мясом, молоком и маслом, 
но и с хлебом. Длинные очереди с ночи  выстраивались  у  хлебных  магазинов. 
Ширились антиправительственные настроения. И  тогда  было  решено  выйти  из 
кризиса с помощью закупок американского зерна. Эта  «временная»  мера  стала 
органической частью государственной политики вплоть до кончины СССР. 
      В целом в 1959 –  1965  гг.  объем  сельскохозяйственной  продукции  в 
Украине  увеличился  на  11%  вместо  запланированных  70%  по   плану.   На 
невыполнение плановых заданий  сказались  неурожаи  1969,  1963,  1965  гг., 
серьезные недостатки в управлении сельским хозяйством, а также  то,  что  из 
Украины на  целину  были  направлены  тысячи  тракторов  и  другой  техники, 
десятки тысяч работников. 
Реформы в области системы образования 
      Одна из   реформ  Хрущёва   коснулась  системы  образования.  Наиболее 
заметно  попытка  реформировать  систему  обучения  проявилась  в  законе  о 
народном образовании. В основе  реформы  1959  г.  лежали  два  мероприятия. 
Хрущёв ликвидировал систему «трудовых резервов», т.е.  сеть  военизированных 
училищ,  существовавших  за  государственный  счёт.  Их  заменили   обычными 
профессиональными училищами, в  которые  можно  было  поступать  после  7-го 
класса. Средняя школа  получила  «политехнический»  профиль,  предполагавший 
сочетание образования  с  трудовой  деятельностью,  с  тем,  чтобы  учащийся 
получил представление об одной или нескольких профессиях. Однако  недостаток 
средств  не  позволил  оборудовать  школы   современным   оборудованием,   а 
предприятия не могли  полноценно  нести  педагогическую  нагрузку.  В  целом 
реформа была проникнута идеей русификации  школьного  дела,  что  привело  к 
массовому переходу школ с украинского на русский язык  обучения.  Нерешенной 
проблемой   остались   основные   принципы   воспитательного   процесса.   В 
действующей  тогда   концепции   оставалось   мало   места   индивидуальному 
воспитанию, вниманию к личности учащегося и  уважения  к  нему.  Такие  идеи 
отстаивал  и  осуществлял  на   практике   выдающийся   украинский   педагог 
В.Сухомлинский. 
Реформы в науке, культуре и искусстве 
      Развитие экономики и решение социальных проблем  были  невозможны  без 
научных  открытий.  В  развитых  странах  в  это  время  проходила   научно- 
техническая революция. На  передовые  рубежи  науки  выходили  и  украинские 
ученые. В частности  они  много  сделали  для  развития  ракетно-космической 
техники и были непосредственно причастны к  запуску  первого  искусственного 
спутника земли и полету в космос Ю.Гагарина. Достижения украинских ученых  в 
электросварке (Б.Патон), в кибернетике (В.Глушков),  в  медицине  (Н.Амосов) 
были известны уже тогда во всем мире. Развивались в Украине теоретические  и 
практические  проблемы   материаловедения,   математики,   химии,   геологии 
биологии,  сельскохозяйственных  наук,  разработки  которых  имеют   научную 
ценность и в наши дни. 
      Однако в те годы общественные науки не избавились  от  своих  основных 
недостатков: они продолжали комментировать  и  обосновывать  все  положения, 
содержавшиеся в партийных документах, в выступлениях руководителей партии  и 
правительства.  А  это  приводило  к  засилью  догматизма  и  схоластики   в 
деятельности обществоведов, к  отстаиванию  общественных  наук  от  запросов 
практики.  А  наряду  с  этим  атмосфера  50-х  годов  вызывала   повышенный 
общественный  интерес  к  истории.  Однако  обществоведы  не  могли  глубоко 
изучать природу и истоки явления, названного  на  ХХ  съезде  КПСС  «культом 
личности».  Переосмысление  роли  Сталина  было  сложным  и   противоречивым 
процессом.  Партийное   руководство   Украины   не   поддерживало   подобных 
Страницы: 1, 2, 3, 4 
   
 |