предоставления "советов", публичного одобрения внешнеполитических актов
других государств или, наоборот, позицию умалчивания и т. п. для оказания
постоянного давления на политику других правительств в желаемом для Америки
направлении. В тоже время подобный способ воздействия на другие государства
абсолютно не связывал и ни к чему не обязывал самих США, которые оставляли
за собой полную свободу действий в любой обстановке. Могущественные силы -
крупные монополистические объединения, связанные тесными узами с германской
военной промышленностью, усиливали давление, добиваясь от Рузвельта пойти
по пути упрочения дипломатических связей с гитлеровской Германией. Однако,
сближение с нацистским режимом, уже показавшем свои палаческие
наклонности, было невозможно в условиях общего демократического подъема в
стране и нарастания антифашистских настроений в стране.
Американские фирмы продавали большие партии вооружения нацистской
Германии, в том числе и военные самолеты. Первого марта 1935 года
правительство Германии заявило, что оно считает себя свободным от
обязательств Версальского договора, запрещавших ему создание военной
авиации. 16 марта в Германии опубликован декрет о всеобщей воинской
повинности. А это было нарушением сепаратного мирного договора США с
Германией, предусматривающего разоружение Германии. Трезвые политики в
окружении Рузвельта указывали, что невозможно в современном неделимом и
взаимозависимом мире отсидеться за океаном и даже обогатиться за счет
военных катастроф в Европе.
7 марта 1936 года германские войска вступили в Рейнскую область,
демилитаризованную по Версальскому договору.
Мятеж генерала Франко против законного правительства республиканской
Испании обнажил суть изоляционизма. Народу Испании было отказано в помощи,
интервенты получили полную свободу рук.
Видный политик, близкий Рузвельту человек - Додд высказался так:
"Любой кто находился в Европе более или менее продолжительное время,
признает факт огромного экономического и политического влияния США. Если мы
положим наше могущество на чашу весов, то некоторые здесь в Европе,
рассматривающиеся войну в качестве средства завоевания новых территорий,
будут более осторожными и, может быть, даже станут сторонниками мира. Даже
сейчас присоединение США к демократическим государствам Европы могло бы
положить конец кровопролитию в Испании. Совместная мощ США, Англии и
Франции, особенно если принять во внимание их огромные военно-воздушные
силы, могла бы предотвратить интервенцию и установление диктаторского
режима". Рузвельт выдвинул бесплодную идею созыва "международной
конференции мира". Но Италия и Германия, твердо следующие захватническим
курсом и использующие метод запугивания соседей, не хотели такой
конференции и не стали бы считаться с ее решениями. Внешнеполитический курс
Рузвельта в это время имел главным своим содержанием вероломную и
самоубийственную политику "умиротворения" агрессоров. Курс своекорыстный,
высокомерно пренебрегающий интересами других стран.
Дипломатическое признание СССР.
Рузвельт признал не только абсурдность сложившейся к 1933 году не по
вине Советского Союза ситуации непризнания, но и бесплодность расчетов его
предшественников в Белом Доме достичь с помощью непризнания и блокады СССР
далеко идущих целей, а именно добиться изменения строя и подчинения внешней
политики СССР диктату международного капитала.
Уже 10 октября 1933 года Рузвельт направил Михаилу Ивановичу Калинину
предложение послать в США представителей для обсуждения вопросов, связанных
с восстановлением нормальных отношений.
Движение американской общественности за прекращение интервенции на
советском севере и Дальнем Востоке, а в дальнейшем и за нормализацию
отношений с СССР носило весьма широкий и представительный характер. На
примере России многие американцы убеждались, что попытки американской
дипломатии, операясь на военную и экономическую мощь навязать миру свою
концепцию демократии и свой международный порядок, носят реакционный
характер и противоречат декларациям о самоопределении народов, уважении их
суверенных прав, невмешательстве и сочувствии борцам против деспотических
режимов. Важность признания СССР связывалась также с налаживанием американо-
советского сотрудничества в интересах урегулирования проблем в
международных отношениях. Особенно на Дальнем Востоке, где усиливалась
напряженность, вызванная растущей воинственностью Японии и обострением
американо-японского соперничества.
Однако сдвинуть с места вопрос о признании СССР, пока у власти были
республиканцы, было невозможно. Рузвельт сумел правильно понять тенденции
на мировой арене и внутри страны и верно оценить коренные интересы США.
Хотя движение за признание с каждым днем набирало силы во всех слоях
общества, администрация президента Гувера стояла на его пути неприступным
валом, ссылаясь на проблему долгов и на избитый тезис о "советской
пропаганде".
Рузвельт лучше других понял, что идеи лидирующей, мессианской роли США
в мире не противоречит новый подход к СССР. Жизнеспособность Советского
государства есть факт объективный. Прежний, до предела идиологизированный
курс в советско-американских отношениях не пригоден.
Вопрос об использовании СССР в качестве потенциального союзника в
случае обострения американо-германских и американо-японских противоречий
приобретал для Рузвельта важное практическое значение.
Однако и после установления дипломатических отношений взаимодействие
стран на базе совместного отпора агрессии не получило развития. США
уклонились от заключения Тихоокеанского пакта, который должен был
сдерживать агрессию Японии, именно в расчете на то, что Япония нападет на
СССР.
И снова был поднят вопрос о "русских долгах". Развитие всесторонних
отношений, торговых и в сфере обеспечения взаимной безопасности
наталкивалось на обструкцию США, стремление обеспечить себе одностороннюю
выгоду и особое положение. Первый посол США в СССР Буллит, потерпев
неудачу в попытках заставить СССР следовать во всем в фарватере
американской политики, скатился на позиции примитивного антисоветизма.
Рузвельт заменил его на Дэвиса. Дэвис сумел реально оценить позицию СССР.
Советский Союз в считанные годы продвинулся далеко по пути прогресса,
динамичность его развития превосходит все известное ранее, именно поэтому
он как ни одна другая страна нуждается в прочном мире. В пассивности же и
уступчивости Запада была своя система свой замысел, подчиненный стремлению
подтолкнуть агрессию Гитлера на Восток.
Предательский курс Англии и Франции по отношению к малым странам
Европы, и в особенности Чехословакии, привел к Мюнхенскому сговору.
Фашистские державы намереваются изолировать СССР и подвергнуть его
карантину, используя жупел коммунистической угрозы. Демократические страны
Европы и всего мира оказывают поддержку фашистским странам в их попытке
изолировать Советский Союз, несмотря на то, что он обладает огромным мирным
потенциалом и экономически находится на пути превращения в гигантский
фактор международной жизни.
Когда в августе 1939 года в Москве шли англо-франко-советские
переговоры, английская и французская сторона намеренно затягивали
переговоры и завели их в тупик. Они вопреки всему надеялись канализовать
агрессию на Восток. США в этот момент устранились от каких-либо шагов,
способных повлиять на Англию и Францию. Они подталкивали СССР к войне с
Германией, не беря на себя никаких конкретных обязательств. Де Голль так
охарактеризовал позицию США в канун войны: "США самоустранились от дела
обеспечения европейской безопасности вплоть до поражения Франции".
"Новый курс" в канун войны.
Выборы 1936 года принесли триумф демократической коалиции "Нового
курса", аморфному блоку лево центристских сил, опирающемся на движение
рабочего класса, фермерства, средние городские слои, интеллигенцию,
молодежь, национальные меньшинства.
В стане оппозиции, тех, кто правее "нового курса" царило состояние
уныния и ожидания новой ломки. На страницах печати, отражавшей эти
настроения, о реформах говорилось только как об орудии чужеземного влияния,
о "ползучем социализме".
Рузвельт, напротив, стремился сохранить "новому курсу" ореол
надпартийности, всенародности. Социальные и политические размежевания в
стране углублялись. Ожесточенные нападки на президента и его курс из стана
правых усиливались. В окружении президента опасались покушения на его
жизнь.
Правые силы подняли голову. Однако и президент был сам убежден, что
его реформаторство должно носить строго ограниченный характер, не
затрагивая основ социально-экономической системы. К 1936 году "новый курс"
выдохся, попытка подновить экономическую систему без фундаментальных
перемен достигла своего предела. Как признавал в 1937 году сам президент:
"Огромное число американцев оставались плохо одетыми, голодными, не
имеющими достойного человека жилища". Но Рузвельт не оставлял мысль о
дальнейших преобразованиях, чтобы, как он однажды выразился: "Сделать США
современным государством где ни будь к концу сороковых годов". В преддверии
новых выборов 1940 года Рузвельт вновь обратился к испытанному
пропагандистскому способу - апелляции к "забытому человеку".
Весной и летом 1937 года рабочее движение начинает решительную борьбу
за свои права, против "открытого цеха". Стачки сотрясают промышленность.
Высшей точки достигло движение безработных, активизировалась борьба черных
американцев.
Реакция подняла крик о "провокационной роли" реформистской
деятельности администрации "нового курса". Между тем все острее вставал
вопрос о том, "возможно ли в условиях нашего общественного уклада
обеспечить каждой семье безопасность и освободить ее от гнета нищеты и
нужды". Пришлось признать, что безработица - вечный спутник современного
капитализма. Мечта либералов - запустить на полный ход производственный
механизм, пораженный кризисом - оказалась неосуществимой. Экономическая
система ставит жесткие пределы способности правительства управлять
механизмом общественного производства. В 1937 году проявились признаки
нового надвигающегося кризиса.
В условиях постоянно высокой безработицы система общественных работ
превращалась в постоянно действующий сектор экономики, то есть частичное
огосударствление рынка наемного труда. Этот сектор играл роль
предохранительного клапана для системы и не составлял конкуренции частному
сектору, так как ставки заработной платы были в два - три раза ниже, чем на
частных предприятиях. Наиболее последовательные апологеты "нового курса"
считали, что спасение капитализма - в далеко идущем "приспособлении к
реальности жизни, на которое частный капитал должен решиться как в своей
повседневной деятельности, так и в мировоззрении".
Резкое обострение классовой борьбы и вновь обретенное буржуазией
чувство уверенности в прочности ее экономических и политических позиций
создавали благоприятную среду для реакции и свертывания "нового курса".
Рузвельт всегда был предрасположен к компромиссу и интриганству. В
преддверии президентских выборов 1940 года он стремился удержать левые и
прогрессистские силы под своим влиянием и укрепить в тоже время свои
позиции на правом фланге социального спектра. Определилась новая линия на
сближение администрации "нового курса" с крупным капиталом. Было дано
понять, что президент не будет больше тревожить капитал реформами.
Рузвельт в канун новых выборов.
Историки много пишут по поводу того, когда Рузвельт принял решение
(одно из самых трудных в его политической карьере) о выдвижении своей
кандидатуры на пост президента в третий раз. Все сходятся на том, что это
случилось где-то после нападения Гитлера на Польшу т. е. после 1 сентября
1939 года. Есть все основания, однако, считать , что именно беседы в Уорм-
Спрингсе в марте - апреле 1939 года окончательно утвердили Рузвельта в
мнении не оставлять поста президента в критический момент нарастания
военной угрозы, с одной стороны, и внутренней нестабильности, активизации
реакционных элементов - с другой. Какую роль в этом сыграл Гарри Гопкинс
- несостоявшийся кандидат в президенты - так и остается неизвестным: он
всегда тщательно хранил молчание.
Но именно Гопкинс возвестил о начале контрнаступления либералов,
объявив, что у них есть лидер, способный, как никто другой, сплотить нацию
и вернуть ей динамическое руководство, столь необходимое в условиях
мирового кризиса. В прессе было много разговоров по поводу раскола в
лагере демократов и абсолютной невозможности для Рузвельта баллотироваться
в третий раз. Тем внушительнее прозвучало заявление Гопкинса в поддержку
Рузвельта. Он сделал его 17 июня 1939 года "Окончательно, бесзаговорочно и
бесповоротно, - сказал он, - я сделал свой выбор в пользу Франклина Д.
Рузвельта, и я верю, что огромное большинство нашего народа солидарно со
мной". Это означало, что единственный претендент из старой плеяды
"ньюдиллеров", теоретически способный сохранить Белый дом за
демократической партией и оживить надежды идущих за ней избирателей на
возвращение конструктивной политики, добровольно отказывается от борьбы.
Оставался только Ф. Рузвельт: иного выбора у тех, кто опасался победы
реакции со всеми вытекающими отсюда последствиями для внутренней и внешней
политики страны, не было.
Оценка общей ситуации в связи с провозглашением республиканцами более
гибкой линии приводила Рузвельта к выводу о необходимости строить всю
кампанию на четком разграничении между достижениями либеральной реформы,
либерализмом и реакцией, относится к ней и тех, кто нападал на "новый
курс"
, исходя из каких-либо местных интересов.
Точно такой же представлялась сложившаяся расстановка сил и Икесу. Он
писал Робинсу в начале августа 1939 года: "Концентрированное богатство
собирается нанести поражение Рузвельту, если оно сможет, конечно, не
считаясь с катастрофическими последствиями для страны в целом. Я полагаю,
что концентрированное богатство всегда, во все времена было таким. Оно
абсолютно лишено чувства здравого смысла и морали... Но, как Вы сами
знаете, предприниматели, банкиры, угольные короли и строительные воротилы,
и я могу в этот перечень включить многих других, сейчас объединились для
борьбы с Рузвельтом. Что случиться в будущем, я не знаю, но считаю, что
самые трудные времена в впереди В лагере демократов, я думаю, их кандидатом
может быть только Рузвельт, и никто другой. Я твердо знаю, что есть много
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|