предоставления  "советов",  публичного  одобрения  внешнеполитических  актов 
других государств или, наоборот, позицию умалчивания и т.  п.  для  оказания 
постоянного давления на политику других правительств в желаемом для  Америки 
направлении. В тоже время подобный способ воздействия на другие  государства 
абсолютно не связывал и ни к чему не обязывал самих США,  которые  оставляли 
за собой полную свободу действий в любой обстановке. Могущественные  силы  - 
крупные монополистические объединения, связанные тесными узами с  германской 
военной промышленностью, усиливали давление, добиваясь  от  Рузвельта  пойти 
по пути упрочения дипломатических связей с гитлеровской  Германией.  Однако, 
сближение  с   нацистским   режимом,   уже   показавшем   свои    палаческие 
наклонности, было невозможно в условиях общего  демократического  подъема  в 
стране и нарастания антифашистских настроений в стране. 
     Американские фирмы  продавали  большие  партии  вооружения  нацистской 
Германии,  в  том  числе  и  военные  самолеты.  Первого  марта  1935   года 
правительство  Германии  заявило,  что  оно  считает   себя   свободным   от 
обязательств  Версальского  договора,  запрещавших  ему   создание   военной 
авиации.  16  марта  в  Германии  опубликован  декрет  о  всеобщей  воинской 
повинности. А  это  было  нарушением  сепаратного  мирного  договора  США  с 
Германией,  предусматривающего  разоружение  Германии.  Трезвые  политики  в 
окружении Рузвельта указывали, что  невозможно  в  современном  неделимом  и 
взаимозависимом мире отсидеться  за  океаном  и  даже  обогатиться  за  счет 
военных катастроф в Европе. 
     7 марта 1936 года  германские  войска  вступили  в  Рейнскую  область, 
демилитаризованную по Версальскому договору. 
     Мятеж генерала Франко  против законного правительства  республиканской 
Испании обнажил суть изоляционизма. Народу Испании было отказано  в  помощи, 
интервенты получили полную свободу рук. 
     Видный политик, близкий  Рузвельту  человек  -  Додд  высказался  так: 
"Любой кто  находился  в  Европе  более  или  менее  продолжительное  время, 
признает факт огромного экономического и политического влияния США. Если  мы 
положим наше  могущество  на  чашу  весов,  то  некоторые  здесь  в  Европе, 
рассматривающиеся войну в качестве  средства  завоевания  новых  территорий, 
будут более осторожными и, может быть, даже станут сторонниками  мира.  Даже 
сейчас присоединение США к  демократическим  государствам  Европы  могло  бы 
положить конец  кровопролитию  в  Испании.  Совместная  мощ  США,  Англии  и 
Франции, особенно если принять  во  внимание  их  огромные  военно-воздушные 
силы,  могла  бы  предотвратить  интервенцию  и  установление  диктаторского 
режима".   Рузвельт   выдвинул   бесплодную   идею   созыва   "международной 
конференции мира". Но Италия и  Германия,  твердо  следующие  захватническим 
курсом  и  использующие  метод  запугивания   соседей,   не   хотели   такой 
конференции и не стали бы считаться с ее решениями. Внешнеполитический  курс 
Рузвельта  в  это  время  имел  главным  своим  содержанием   вероломную   и 
самоубийственную политику "умиротворения"  агрессоров.  Курс  своекорыстный, 
высокомерно пренебрегающий интересами других стран. 
      Дипломатическое признание СССР. 
     Рузвельт признал не только абсурдность сложившейся к 1933 году  не  по 
вине Советского Союза ситуации непризнания, но и бесплодность  расчетов  его 
предшественников в Белом Доме достичь с помощью непризнания и  блокады  СССР 
далеко идущих целей, а именно добиться изменения строя и подчинения  внешней 
политики СССР диктату международного  капитала. 
     Уже 10 октября 1933 года Рузвельт направил Михаилу Ивановичу  Калинину 
предложение послать в США представителей для обсуждения вопросов,  связанных 
с восстановлением нормальных отношений. 
     Движение американской общественности  за  прекращение  интервенции  на 
советском севере и  Дальнем  Востоке,  а  в  дальнейшем  и  за  нормализацию 
отношений с СССР носило  весьма  широкий  и  представительный  характер.  На 
примере России   многие  американцы  убеждались,  что  попытки  американской 
дипломатии, операясь на военную и  экономическую  мощь  навязать  миру  свою 
концепцию  демократии  и  свой  международный  порядок,  носят   реакционный 
характер и противоречат декларациям о самоопределении народов,  уважении  их 
суверенных прав, невмешательстве и сочувствии  борцам  против  деспотических 
режимов. Важность признания СССР связывалась также с налаживанием американо- 
советского   сотрудничества   в   интересах   урегулирования    проблем    в 
международных отношениях.  Особенно  на  Дальнем  Востоке,  где  усиливалась 
напряженность,  вызванная  растущей  воинственностью  Японии  и  обострением 
американо-японского соперничества. 
     Однако сдвинуть с места вопрос о признании СССР, пока  у  власти  были 
республиканцы, было  невозможно. Рузвельт сумел правильно  понять  тенденции 
на мировой арене и внутри страны и верно оценить коренные интересы США. 
     Хотя движение за признание с каждым днем набирало силы во  всех  слоях 
общества, администрация президента Гувера стояла на  его  пути  неприступным 
валом,  ссылаясь  на  проблему  долгов  и  на  избитый  тезис  о  "советской 
пропаганде". 
     Рузвельт лучше других понял, что идеи лидирующей, мессианской роли США 
в мире не противоречит новый  подход  к  СССР.  Жизнеспособность  Советского 
государства есть факт объективный. Прежний,  до  предела  идиологизированный 
курс в советско-американских отношениях не пригоден. 
     Вопрос об использовании СССР  в  качестве  потенциального  союзника  в 
случае обострения  американо-германских  и  американо-японских  противоречий 
приобретал для Рузвельта важное практическое значение. 
     Однако и после установления дипломатических  отношений  взаимодействие 
стран  на  базе  совместного  отпора  агрессии  не  получило  развития.  США 
уклонились  от  заключения  Тихоокеанского   пакта,   который   должен   был 
сдерживать агрессию Японии, именно в расчете на то, что  Япония  нападет  на 
СССР. 
     И снова был поднят вопрос о "русских  долгах".  Развитие  всесторонних 
отношений,  торговых   и   в   сфере   обеспечения   взаимной   безопасности 
наталкивалось на обструкцию США, стремление  обеспечить  себе  одностороннюю 
выгоду и особое  положение.  Первый  посол   США  в  СССР  Буллит,  потерпев 
неудачу   в  попытках  заставить  СССР  следовать  во   всем   в   фарватере 
американской  политики,  скатился  на  позиции  примитивного  антисоветизма. 
Рузвельт заменил его на Дэвиса.  Дэвис сумел реально оценить  позицию  СССР. 
Советский Союз в  считанные  годы  продвинулся  далеко  по  пути  прогресса, 
динамичность его развития превосходит все известное  ранее,  именно  поэтому 
он как ни одна другая страна нуждается в прочном мире. В  пассивности  же  и 
уступчивости Запада была своя система свой замысел,  подчиненный  стремлению 
подтолкнуть агрессию Гитлера на Восток. 
     Предательский курс Англии и  Франции  по  отношению  к  малым  странам 
Европы, и в особенности Чехословакии, привел к Мюнхенскому сговору. 
     Фашистские державы намереваются изолировать  СССР  и  подвергнуть  его 
карантину, используя жупел коммунистической угрозы.  Демократические  страны 
Европы и всего мира оказывают поддержку  фашистским  странам  в  их  попытке 
изолировать Советский Союз, несмотря на то, что он обладает огромным  мирным 
потенциалом и  экономически  находится  на  пути  превращения  в  гигантский 
фактор международной жизни. 
     Когда  в  августе  1939  года  в  Москве  шли   англо-франко-советские 
переговоры,  английская   и   французская   сторона   намеренно   затягивали 
переговоры и завели их в тупик. Они  вопреки  всему  надеялись  канализовать 
агрессию на Восток. США в  этот  момент  устранились  от  каких-либо  шагов, 
способных повлиять на Англию и Францию. Они  подталкивали  СССР  к  войне  с 
Германией, не беря на себя никаких конкретных  обязательств.  Де  Голль  так 
охарактеризовал позицию США в канун  войны:  "США  самоустранились  от  дела 
обеспечения европейской безопасности вплоть до поражения Франции". 
      "Новый курс" в канун войны. 
     Выборы 1936 года  принесли  триумф  демократической  коалиции  "Нового 
курса",  аморфному блоку лево  центристских  сил,  опирающемся  на  движение 
рабочего  класса,  фермерства,  средние   городские   слои,   интеллигенцию, 
молодежь, национальные меньшинства. 
     В стане оппозиции, тех, кто правее  "нового  курса"  царило  состояние 
уныния  и  ожидания  новой  ломки.  На  страницах  печати,  отражавшей   эти 
настроения, о реформах говорилось только как об орудии чужеземного  влияния, 
о "ползучем социализме". 
     Рузвельт,  напротив,  стремился   сохранить   "новому   курсу"   ореол 
надпартийности, всенародности.  Социальные  и  политические  размежевания  в 
стране углублялись. Ожесточенные нападки на президента и его курс  из  стана 
правых усиливались.  В  окружении  президента  опасались  покушения  на  его 
жизнь. 
     Правые силы подняли голову. Однако и президент был  сам  убежден,  что 
его  реформаторство  должно  носить   строго   ограниченный   характер,   не 
затрагивая основ социально-экономической системы. К 1936 году  "новый  курс" 
выдохся,  попытка  подновить  экономическую  систему   без   фундаментальных 
перемен достигла своего предела. Как признавал в 1937  году  сам  президент: 
"Огромное  число  американцев  оставались  плохо  одетыми,   голодными,   не 
имеющими достойного человека  жилища".  Но  Рузвельт  не  оставлял  мысль  о 
дальнейших преобразованиях, чтобы, как он однажды  выразился:  "Сделать  США 
современным государством где ни будь к концу сороковых годов". В  преддверии 
новых  выборов  1940   года   Рузвельт   вновь   обратился   к   испытанному 
пропагандистскому способу - апелляции к "забытому человеку". 
     Весной и летом 1937 года рабочее движение начинает решительную  борьбу 
за свои права, против "открытого цеха".   Стачки  сотрясают  промышленность. 
Высшей точки достигло движение безработных, активизировалась  борьба  черных 
американцев. 
     Реакция   подняла   крик   о   "провокационной   роли"   реформистской 
деятельности администрации "нового курса".  Между  тем  все  острее  вставал 
вопрос  о  том,  "возможно  ли  в  условиях  нашего   общественного   уклада 
обеспечить каждой семье безопасность и  освободить  ее  от  гнета  нищеты  и 
нужды". Пришлось признать, что безработица  -  вечный  спутник  современного 
капитализма. Мечта либералов -  запустить  на  полный  ход  производственный 
механизм, пораженный  кризисом  -  оказалась  неосуществимой.  Экономическая 
система  ставит  жесткие   пределы   способности   правительства   управлять 
механизмом общественного  производства.  В  1937  году  проявились  признаки 
нового надвигающегося кризиса. 
     В условиях постоянно высокой безработицы  система  общественных  работ 
превращалась в постоянно действующий сектор  экономики,  то  есть  частичное 
огосударствление   рынка   наемного   труда.   Этот   сектор   играл    роль 
предохранительного клапана для системы и не составлял  конкуренции  частному 
сектору, так как ставки заработной платы были в два - три раза ниже, чем  на 
частных предприятиях.  Наиболее последовательные  апологеты  "нового  курса" 
считали, что спасение  капитализма  -  в  далеко  идущем  "приспособлении  к 
реальности жизни, на которое частный капитал должен  решиться  как  в  своей 
повседневной деятельности, так и в мировоззрении". 
     Резкое обострение  классовой  борьбы  и  вновь  обретенное  буржуазией 
чувство уверенности в прочности  ее  экономических  и  политических  позиций 
создавали благоприятную среду для реакции и свертывания "нового курса". 
     Рузвельт всегда был предрасположен к  компромиссу  и  интриганству.  В 
преддверии президентских выборов 1940 года он  стремился  удержать  левые  и 
прогрессистские силы под  своим  влиянием  и  укрепить  в  тоже  время  свои 
позиции на правом фланге социального спектра. Определилась  новая  линия  на 
сближение администрации  "нового  курса"  с  крупным  капиталом.  Было  дано 
понять, что президент не будет больше тревожить капитал реформами. 
      Рузвельт в канун новых выборов. 
     Историки много пишут по поводу того,  когда  Рузвельт  принял  решение 
(одно из самых трудных  в  его  политической  карьере)  о  выдвижении  своей 
кандидатуры на пост президента в третий раз. Все сходятся на  том,  что  это 
случилось где-то после нападения Гитлера на Польшу т. е.  после  1  сентября 
1939 года.  Есть все основания, однако, считать , что именно беседы в  Уорм- 
Спрингсе в марте - апреле  1939  года  окончательно  утвердили  Рузвельта  в 
мнении  не  оставлять  поста  президента  в  критический  момент  нарастания 
военной угрозы, с одной стороны, и  внутренней  нестабильности,  активизации 
реакционных элементов - с другой.  Какую  роль в этом сыграл  Гарри  Гопкинс 
- несостоявшийся кандидат в президенты -  так  и  остается  неизвестным:  он 
всегда тщательно хранил молчание. 
     Но именно  Гопкинс  возвестил  о  начале  контрнаступления  либералов, 
объявив, что у них есть лидер, способный,  как никто другой, сплотить  нацию 
и  вернуть  ей  динамическое  руководство,  столь  необходимое  в   условиях 
мирового кризиса.  В прессе  было  много  разговоров  по  поводу  раскола  в 
лагере демократов и абсолютной невозможности для  Рузвельта  баллотироваться 
в третий раз.  Тем внушительнее прозвучало заявление  Гопкинса  в  поддержку 
Рузвельта. Он сделал его 17 июня 1939 года "Окончательно,  бесзаговорочно  и 
бесповоротно, - сказал он, - я сделал  свой  выбор  в  пользу  Франклина  Д. 
Рузвельта, и я верю, что огромное большинство  нашего  народа  солидарно  со 
мной".   Это   означало,  что  единственный  претендент  из  старой   плеяды 
"ньюдиллеров",   теоретически   способный    сохранить    Белый    дом    за 
демократической партией и оживить надежды  идущих  за  ней  избирателей   на 
возвращение конструктивной политики,  добровольно  отказывается  от  борьбы. 
Оставался только Ф. Рузвельт:  иного  выбора  у  тех,  кто  опасался  победы 
реакции со всеми вытекающими отсюда последствиями для внутренней  и  внешней 
политики страны, не было. 
     Оценка общей ситуации в связи с провозглашением республиканцами  более 
гибкой линии приводила  Рузвельта  к  выводу  о  необходимости  строить  всю 
кампанию на четком разграничении  между  достижениями  либеральной  реформы, 
либерализмом и реакцией, относится к ней   и  тех,  кто  нападал  на  "новый 
курс" 
     , исходя из каких-либо местных интересов. 
     Точно такой же представлялась сложившаяся расстановка сил и Икесу.  Он 
писал Робинсу в начале  августа  1939   года:  "Концентрированное  богатство 
собирается  нанести  поражение  Рузвельту,  если  оно  сможет,  конечно,  не 
считаясь с катастрофическими последствиями для страны в  целом.  Я  полагаю, 
что концентрированное богатство всегда,  во  все  времена  было  таким.  Оно 
абсолютно лишено чувства  здравого  смысла  и  морали...  Но,  как  Вы  сами 
знаете, предприниматели, банкиры, угольные короли и  строительные  воротилы, 
и я могу в этот перечень включить многих  других,  сейчас  объединились  для 
борьбы с Рузвельтом. Что случиться в будущем, я  не  знаю,  но  считаю,  что 
самые трудные времена в впереди В лагере демократов, я думаю, их  кандидатом 
может быть только Рузвельт, и никто другой. Я твердо знаю,  что  есть  много 
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5 
   
 |