Уильям Шекспир
Введение
Тема моего исследования «Великие люди эпохи Возрождения».
Я выбрал эту тему , потому что меня интересует эпоха Возрождения в целом.
Именно в этот период наиболее высоко стала цениться образованность ,
искусство освободилось от запретов и ограничений , обратилось к свету ,
радостям земного бытия.
Возрождение – период в культурном и идейном развитии стран Западной
Европы (в Италии Х1V-XVIвв. , в других странах конец XV-начало XVIIвв.) ,
переходный от средневековой культуры к культуре нового времени.
Отличительные черты культуры Возрождения – антифеодализм в своей
основе , светский характер , гуманистической мировоззрение , обращение к
культурному наследию античности , как бы «возрождение» , отсюда и название
эпохи.
Возрождение возникло и ярче всего проявилось в Италии. Его
предвестниками уже на рубеже XIII-XIV выступили поэт Данте , художник
Джотто и другие. Творчество деятелей эпохи Возрождения проникнуто верой в
безграничные возможности человека , его воли и разума . Утверждается идеал
гармоничной , раскрепощенной творческой личности , обращение к человеку
происходит как к высшему созданию бытия.
В архитектуре ведущую роль стали играть светские сооружения -
общественные здания , дворцы ,галереи с использованием всевозможных арок
,колоннад , сводов , придающих постройкам величественность , гармоничность
, соразмерные человеку этой эпохи.
Художники ( Донателло , Леонардо да Винчи , Рафаэль и др. ) также
последовательно овладевали отражением всего богатства действительности :
передачей объема , пространства , света , изображением человека в реальной
среде- в интерьере или пейзаже.
Литература эпохи Возрождения создала величайшие памятники ,
соединившие в себе интерес к античности с обращением к народной культуре.
В эпоху Возрождения были сделаны выдающиеся открытия в области
географии , астрономии , анатомии . Идеи Возрождения способствовали
разрушению феодально-религиозных представлений и во многом отвечали
потребностям зарождающегося буржуазного общества.
В Англии эпоха Возрождения началась несколько позже , чем , например
, в Италии. Но у нее здесь были свои важные отличия.
Время это в Англии было трудным и кровавым. Внутри страны шла тяжелая
борьба с теми , кто не хотел , чтобы она освободилась от влияния
Ватикана. Идеи Возрождения утверждались в борьбе. Англия воевала с Испанией
, оберегавшей во всей Европе власть католицизма.
Естественно , первыми , кто стал выражать в книгах мысли и
чувства нового времени , были гуманисты. Они не могли говорить лишь о том ,
как прекрасно быть человеком – они видели страдания простых англичан.
В начале XVIв. появилась книга первого великого гуманиста Англии
Томаса Мора «Утопия». В ней описывался вымышленный остров Утопия – общество
будущего , где царят справедливость , равноправие , изобилие. Книга Томаса
Мора оказала огромное влияние не только на современников , но и на развитие
коммунистических идей в будущем.
Сильнее всего идеи Возрождения в Англии воплотились на сценах
театров. В английском театре работала большая группа талантливых
драматургов – Грин , Марло , Кид и др. Их обычно называют предшественниками
Шекспира , творчество которого вобрало в себя и развило все лучшее , что
было в их произведениях.
Поэтому Шекспир , на мой взгляд , является самым ярким
представителем этой эпохи , а герои его произведений – подлинными героями
своего времени , стремящимися быть гармоничными , свободными и счастливыми.
Биография
Созданные три с лишним века назад трагедии, исторические хроники и
комедии Шекспира живут до сих пор , волнуют и потрясают воображение
зрителей.
Лучшие театры мира и выдающиеся актеры поныне считают для себя
экзаменом и счастьем поставить и сыграть шекспировский спектакль.
Увидев такой спектакль или просто прочитав пьесу Шекспира , хочется
, наверное , побольше узнать о том , кто создал эти произведения. Но это не
так просто.
О жизни великого драматурга сохранилось мало сведений. Шекспир не
писал воспоминаний и не вел дневника. Нет у нас и его переписки с
современниками. Не сохранились и рукописи пьес Шекспира. До нас дошло лишь
несколько документов , в которых упоминаются разные обстоятельства его
жизни. Каждый из этих документов , даже если в нем лишь несколько слов о
Шекспире , исследован и истолкован . Редчайшими историческими ценностями
считаются те немногие клочки бумаги , на которых рукой Шекспира написано
несколько строк или просто стоит его подпись.
Нужно было приложить очень много труда , чтобы мы могли прочитать о
Шекспире то , что должен знать о нем каждый образованный человек.
Уильям Шекспир родился 23 апреля 1564 года в маленьком английском
городке Стратфорде , расположенном на реке Эйвон. Его отец , Джон Шекспир ,
был в городе видным человеком и занимал разные должности в системе
городского самоуправления , вплоть до бейлифа (в1568г.). Мать , Мери , была
дочерью Роберта Ардена, мелкопоместного дворянина из Уорикшира
,происходившего из древнего рода католиков Ардена.
Рассказ о детстве и юности Шекспира полон красочных подробностей.
Однако наука не может признать их вполне достоверными.
Учился он скорее всего в Стратфордской грамматической школе - одной
из лучших провинциальных школ Англии , где сыновья горожан получали
бесплатное образование , главным образом изучая латинский язык и
литературу.
Документальных сведений о его жизни после крещальной записи нет ,
вплоть до разрешения на брак с Энн Хетуэй из Стратфорда , выданного 27
ноября 1582г.Первый их ребенок , дочь Сьюзен , была крещена 26 мая 1583
года , близнецы Гамнет и Джудит – 2 февраля 1585 г.
Когда Шекспиру было немногим более 20 лет , ему пришлось внезапно
покинуть Стратфорд. Молодой Шекспир отправился в Лондон.
Оказавшись в незнакомом городе без средств , без друзей и знакомых ,
он , как утверждают распространенные предания , зарабатывал первое время на
жизнь тем , что караулил у театра лошадей , на которых приезжали знатные
господа. Позже Шекспир стал служить в театре. Он следил , чтобы актеры
вовремя выходили на сцену , переписывал роли , случалось , заменял суфлера.
Словом , задолго до того , как великий драматург вывел на сцену своих
героев , он узнал нелегкую закулисную жизнь театра.
О его актерской деятельности мы не знаем почти ничего. Сначала ему
поручали маленькие роли . Позднее в театре , получившем название «Глобус»
он играл и «королевские роли» , исполнял роль Призрака в Гамлете и Адама в
Как вам это понравится. Он играл также в пьесе Бена Джонсона Всяк
Бен Джонсон в своем нраве . В его же
пьесе Смеян состоялось последнее засвидетельствованное выступление Шекспира
на сцене. Именно сценический опыт дал Шекспиру знание возможностей сцены ,
особенностей каждого актера труппы и вкусов елизаветинской аудитории ,
которое мы чувствуем в его произведениях.
До 1593 года Шекспир ничего не издавал. В 1593 году вышла в свет его
первая поэма Венера и Адонис , посвященная герцогу Саутгемптону -
блестящему молодому вельможе и покровителю литературы. Поэма имела
необычайный успех и еще при жизни автора была переиздана восемь раз.
Следом Шекспир выпустил более длинную и серьезную поэму - Лукреция
, тоже посвященную Саутгемптону.
Начиная с этого года появляются точные свидетельства театральной
жизни Шекспира. В «Грейз Инн» 28 декабря была представлена Комедия ошибок
, в марте 1595 г. Шекспир , У.Кемп и Р.Бербедж получили вознаграждение за
две пьесы , представленные при дворе труппой лорда-камергера в
рождественские праздники.
Шекспир стал пайщиком знаменитой трупы , с которой остался связан
практически до смерти. Театральная деятельность под покровительством
Саутгемптона быстро принесла ему богатство. Это видно из того , что в 1596
году Джон Шекспир (отец) , после нескольких лет финансовых затруднений ,
получил в Геральдической палате право на герб – знаменитый шекспировский
щит , заплатил за который , несомненно, Уильям. Пожалованный титул давал
Шекспиру право подписываться «Уильям Шекспир, джентльмен».
Другим доказательством его успехов было то , что в 1597 году он
приобрел Нью-Плейс – большой дом с садом в Стратфорде. Шекспир перестроил
этот дом , перевез туда жену и дочерей (сын умер в 1596году) и сам
поселился в нем , когда покинул лондонскую сцену.
В 1598 году Фр.Мерес , лондонский критик , издал книгу Сокровищница
ума , часть которой отведена «Рассуждению об английских поэтах». Вот что
он пишет о Шекспире : «Подобно тому , как Плавт и Сенека считались у римлян
лучшими по части комедии и трагедии , так Шекспир у англичан является
наипревосходнейшим в обоих видах пьес».
В 1597-98гг популярность Шекспира резко выросла. До тех пор была
напечатана лишь одна пьеса , Тит Андроник и то без имени автора на
титульном листе , а в 1597-98гг были изданы не менее пяти пьес , чтобы
удовлетворить спрос на печатные издания его сочинений.
Предприимчивый издатель У.Джаггард попытался на этом разбогатеть. В
1599 году он издал книжечку , куда вошли два ранее не публиковавшихся
сонета Шекспира (согласно Мересу они были известны лишь среди друзей
Шекспира) , два уже издававшихся , песня из Тщетных усилий любви и
стихотворения нескольких второстепенных поэтов. Сборнику он дал название
Страстный паломник и объявил его целиком принадлежащим перу Шекспира –
первая , но не последняя попытка сбыть чужие произведения под этим именем.
В 1598 году братья Бербеджи разобрали старый театр – постройку на
северной окраине Лондона – и из бревен соорудили театр «Глобус» на южном
берегу Темзы , в Саутуорке. Шекспир стал одним из акционеров нового театра.
Такое же право он получил и в 1608году , когда труппе достался еще более
прибыльный театр «Блэкфрайерз» , в городской черте. В 1603 году король Яков
взял труппу Шекспира под прямое покровительство и она стала называться
«Слуги его величества короля» , а актеры считались такими же придворными ,
как и камердинеры. «Слуг его величества» особенно любили при дворе , труппа
выступала там часто и за хорошее вознаграждение , долю которого ,
безусловно , получал и Шекспир.
Рост доходов позволил ему широко вкладывать деньги в откупы и
недвижимость и в Лондоне , и в Стратфорде. Он понемногу отдалялся от театра
и конец жизни провел в Стратфорде.
В марте 1616 года Шекспир составил завещание. Умер он в этом же
году , в день , когда ему исполнилось 52 года. Он был похоронен в церкви
родного Стратфорда , куда до сих пор приезжают почитатели его таланта со
всех концов мира , чтобы поклониться могиле великого драматурга , посетить
дом , где он жил , посмотреть его пьесы в Стратфордском мемориальном театре
, где ставят только пьесы Шекспира , больше половины которых увидели свет
лишь после смерти автора.
Творчество Уильяма
Шекспира
В предыдущем разделе мы коснулись темы творчества Шекспира,
упоминая его как автора и постановщика своих гениальных пьес. Но он писал
не только пьесы.
Шекспиру принадлежит цикл из 154 сонетов, опубликованный (без
ведома и согласия автора) в 1609 году , но написанный по-видимому, еще в
1590-х годах . Во всяком случае уже в 1598 г. промелькнуло сообщение о его
«сладостных сонетах , известных близким и друзьям» и явившихся одним из
самых блестящих образцов западноевропейской лирики эпохи Возрождения.
Успевшая стать популярной среди английских поэтов форма под пером Шекспира
засверкала новыми гранями, вместив в себя огромнейшую гамму чувств – от
интимных переживаний до глубоких философских раздумий и обобщений.
Исследователи давно обратили внимание на тесную связь сонетов и
драматургических произведений Шекспира. Эта связь проявляется не только в
органическом соединении лирического с трагическим, но и в том ,что идеи ,
одухотворяющие шекспировские трагедии , живут и в его сонетах.
Так же, как и в трагедиях, Шекспир затрагивает в сонетах
постоянно волновавшие человечество проблемы бытия , ведет речь о счастье и
смысле жизни , о соотношении времени и вечности , о бренности человеческой
красоты и о ее величии. об искусстве , способном преодолеть неумолимый бег
времени , о высокой миссии поэта.
Вечная, неисчерпаемая тема любви, одна из центральных в
сонетах, тесно переплетена с темой дружбы. В любви и дружбе поэт обретает
подлинный источник творческого вдохновения независимо от того , приносят
ли они ему радость и блаженство или же муки ревности , печаль , душевные
терзания.
Тематически весь цикл сонетов принято делить на две группы :
считается , что первая (1-126) обращена к другу поэта , вторая (127-154) –
к его возлюбленной – «смуглой леди».
В произведениях Шекспира, впрочем как и большинства поэтов и
писателей эпохи Возрождения, важное место занимает тема дружбы . Она
рассматривается как высшее проявление человечности. В такой дружбе
гармонично сочетаются веления разума с душевностью.
Не менее значительны сонеты, посвященные любви. Если в сонетах
Петрарки и его английских последователей обычно воспевалась златовласая
англоподобная красавица, гордая и недоступная, то Шекспир , напротив ,
посвящает ревнивые упреки смуглой брюнетке – непоследовательной ,
повинующейся только голосу страсти.
Шекспир писал свои сонеты в первый период творчества, когда еще
сохранял веру в торжество гуманистических идеалов. Даже отчаяние в
знаменитом 66-м сонете находит оптимистический выход в «сонетном ключе».
Любовь и дружба пока выступают, как в «Ромео и Джульетте» , силой ,
утверждающей гармонию противоположностей. Разрыв Гамлета с Офелией еще
впереди , как и разорванность сознания , воплощенная в принце датском.
Пройдет несколько лет, и победа гуманистического идеала отодвинется для
Шекспира в далекое будущее.
Самое примечательное в шекспировских сонетах – постоянное
чувство внутренней противоречивости человека. То вдруг источник наивысшего
блаженства порождает боль, то , наоборот , в тяжких муках рождается
счастье.
И все-таки главным делом Шекспира , страстью всей его жизни
была работа драматурга , создание пьес. Язык его трагедий отличается
необыкновенным богатством и красочностью. Его драматургия занимает почетное
место в репертуаре театров всего мира.
Ликующая радость жизни , прославление здравого , сильного ,
отважного , ярко чувствующего , смело думающего человека – вот основное в
первых пьесах Шекспира – комедиях «Укрощение строптивой» , «Комедия ошибок»
Страницы: 1, 2
|