Меню
Поиск



рефераты скачатьСуворов А.В. его жизнь и военная деятельность

Суворов А.В. его жизнь и военная деятельность

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

ИПЭК

Реферат по истории

по теме:

Суворов

Александр Васильевич,

его жизнь и

военная деятельность

Выполнил: Е.С. Ахизин

Проверил: О.В. Куликова

Г. Ижевск, 2000 г.

План

стр.

Введение. 3

I. Детство Суворова. 3

Начало воинской службы. 5

II. Турецкие войны 6

III. Взятие Измаила 7

IV. Наука побеждать 11

V. Ссылка 13

Последний поход 13

Список использованной литературы. 17

Введение.

В ряду русских замечательных людей Александр Васильевич Суворов очень

резко выделяется во всех отношениях. Особенно ярко и внушительно проявилось

это в возвышении Суворова, заурядного русского дворянина, до княжеского

достоинства и степени фельдмаршала и генералиссимуса с присвоением ему

притом звания «принца» и «царских почестей». Такое возвышение произошло

наперекор очень сложным неблагоприятным обстоятельствам, преследовавшим

Суворова всю жизнь,— взято с боя. Суворов — изумительно цельный тип

«военного человека» вообще, и буквально единственный в мировой истории войн

пример солдата-фельдмаршала-генералиссимуса. Путем самообразования он не

только достиг самого видного и почетного положения в военном отношении, но

и занял даже совершенно уединенное место во всей истории военного дела.

Самостоятельно изучая те же самые исторические образцы, по которым учились

и другие, он, однако, под влиянием горячей любви и преданности делу, извлек

из этого пользы значительно больше других. Привнесши в это дело большую

долю своей индивидуальности, он создал новое «военное искусство», которое

так и прозвано «суворовским». Сущность его состоит в таком обучении солдат,

что они наперед получают определенное понятие о том, что может встретиться

им на войне, а равно и о том, как им вести себя в каждом отдельном случае.

Это — та именно «наука побеждать», которая обучала солдат только тому,

чтобы идти вперед и вперед (атака и штурм), и из которой, безусловно, было

изгнано все, что касается движения назад (отступления).

За двадцать походов войска Суворова захватили у неприятеля 609

знамен, 2670 пушек, 107 судов, 50 тысяч пленных.

Полководец был награжден русскими орденами: Андрея Первозванного,

Георгия I, II, III степеней, Владимира I степени, Александра Невского, Анны

I степени, Иоанна Иерусалимского; прусскими: Черного орла, Красного орла,

«За доблесть»; австрийским орденом Марии-Терезии; баварскими: Золотого льва

и Губерта; сардинскими: Благовещения, Маврикия и Лазаря; польскими: Белого

орла и Станислава; французскими: Кармельской богородицы и святого Лазаря.

За победу при Рымнике Суворов получил титул графа Рымникского: за

взятие у французов итальянской крепости Мантуи – князя Италийского:

австрийцами – за победу над турками – он был возведен в титул графа

Священной Римской империи.

Конечно, не было бы смысла перечислять эти ордена и титулы, если бы

не было у Суворова самой высокой награды – любви солдат и уважения народа.

Ведь иные вельможи лестью, низкопоклонством добивались орденов больше и

титулов пышнее. Но кто помнит их? О Суворове же память вечна.

Детство Суворова.

24 ноября 1730 года в Москве, в доме у Никитских ворот родился

мальчик. Событие это, конечно, никем не было замечено кроме родных и

знакомых. А между тем оно было важным для всей России – родился ее могучий

защитник, ее военная слава, ее народная гордость.

Отец Александра Василий Иванович имел чин генерал – майора. Его

крестным отцом был не кто иной, как Петр I. Царь – полководец взял

пятнадцатилетнего Василия себе в Денщики и преподал ему первые уроки

военного дела. По тому порядку, который завел Петр, Василию Ивановичу, как

дворянину, надлежало уже с самого рождения определить сына к военной

службе. Генерал не сделал этого: армии нужны сильные и здоровые, выносливые

офицеры, а сын был "ростом мал, тощ, плохо сложен и некрасив», вечно

простужен, вечно нездоров.

Саша рос, как росли тогда все дети небогатых дворян – без особого

присмотра, без гувернантов и хороших учителей. К тому же генерал был

скуповат и не любил лишней траты денег.

Но у Саши нашлись прекрасные наставники. Это были книги по военной

истории в отцовской библиотеке. Путем чтения Суворов самостоятельно

ознакомиться: с Плутархом, Корнелием, Непотом, с деятельностью Александра

Македонского, Цезаря, Ганнибала и других наиболее замечательных

полководцев, походами Монтекукули, Карла XII, Тюрена, Конде, маршала

Саксонского, принца Евгения и многих других. Хотя центром его

самообразования была именно военная история, тем не менее он весьма

деятельно работал также над пополнением своего общего образования. Историю

и географию, например, он изучал по Гюбнеру и Роллену, философию — по

Лейбницу и Вольфу. Самой любимой книгой Александра была «Записки о

галльской войне Юлия Цезаря. А чего стоили, например, «Сравнительные

жизнеописания» Плутарха! Все великие полководцы древнего мира жили на

страницах этой книги. Особенно нравились Саше Ганнибал и Цезарь. Дерзкие,

стремительные, умные, они были для него вершинами в роду человеческом.

Воины Ганнибала и Цезаря были сильными, крепкими, они могли долго

идти по пустыне, не боялись жары, холода, жажды. А Саша, как уже

говорилось, был на редкость слабым. Какой же он товарищ героям? И тогда

маленький мальчик решил стать сильным.

Считают, что генералиссимус Суворов провел 60 сражений и боев и

одержал 60 побед. Правильнее будет считать их на одну больше: 61 сражение и

61 победа. Первый бой – с собственной слабостью и победа, одержанная над

ней, должны быть по справедливости отнесены к самым знаменитым и

удивительным победам полководца.

Саша занимается гимнастикой, обливается холодной водой, в стужу не

кутается, ходит в легкой одежде. В отцовском имении он ждет проливного

дождя, чтобы проскакать на лошади под секущими струями, когда грохочет гром

и сверкают молнии. Потом, став командиром, он всегда будет в самой гуще

боя, его тонкая шпага будет разить неприятельских гренадеров в рукопашных

схватках, он будет в осенние холода носить летний полотняной китель и

сменит его на теплый только тогда, когда всему войску выдадут зимнее

обмундирование…

Однажды к Суворовым приехал старый друг Василия Ивановича, тоже

генерал, прадед Пушкина, «арап Петра Великого», Ганнибал. Друзья долго

говорили о разных делах, и Василий Иванович не упустил случая рассказать о

сыне. Ганнибал взялся поговорить с мальчиком.

«Сидя в своей комнате, - пишет К. Осипов, – Александр предавался

любимому занятию – разыгрывал при помощи игрушечных солдатиков одно из

знаменитых сражений. Ганнибал стал с интересом наблюдать. Вскоре он

заметил, что это не просто игра: мальчик довольно свободно ориентировался в

тактических сложностях маневра. Ганнибал стал подавать свои советы.

Маленький Суворов ловил их на лету, иногда соглашался, иногда спорил.

Завязалась оживленная беседа о военных правилах, о великих полководцах, и

старый генерал поразился меткости суждений мальчика. Он вернулся к Василию

Ивановичу и категорически заявил, что вопрос о призвании Александра решен

им самим, и притом вполне правильно.

- Если бы жив был батюшка Петр Алексеевич (Петр I), - добавил он, -

поцеловал бы его в лоб и определил бы обучаться военному делу.

Василий Иванович хотел было позвать мальчика, но Ганнибал остановил его:

- Нет, брат, не зови его сюда: его беседа лучше нашей. С такими гостями,

как у него, уйдет он далеко».

Так было решено будущее Александра Суворова. Одиннадцати лет он был

записан в знаменитый лейб-гвардии Семеновский полк солдатом-мушкетером.

Шесть лет будущий генералиссимус учился военному делу дома, постигая

арифметику, геометрию, тригонометрию, фортификацию, инженерное дело,

артиллерию. В 17 лет он получил чин капрала, а через год после этого начал

служить в полку, в третьей роте. В знак доброго начинания службы Ибрагим

Петрович Ганнибал подарил Александру Суворову старый палаш с надписью на

лезвии: «Петр I».

I. Начало воинской службы.

Вступив в полк, он сразу сделался заправским солдатом. Он с радостью,

с увлечением занялся изучением всего того, что кажется другим в солдатской

службе тяжелым, грубым, скучным и мелочным. Он с любовью исполнял все

обязанности солдата, тяжелые и легкие, изыскивая способы и средства, чтобы

как можно больше знакомиться даже и с такими сторонами солдатского житья-

бытья, знание которых необязательно. Ему же нужно было все это во имя той

великой цели, которая беспрерывно светилась перед ним где-то в бесконечной

дали и неудержимо влекла его к себе. В его программу входило и самое

тщательное изучение солдатской среды со всеми ее привычками, обычаями,

понятиями, верованиями — до самых сокровенных тайн солдатского быта. Вместе

с тем он очень вдумчиво изучал воинские уставы и постановления. Живя на

вольной квартире, а не в казарме, он, однако, с педантичною точностью и

усердием без малейших упущений нес всю строевую службу, аккуратно бывал на

строевых учениях и в караулах, вместе с нижними чинами исполнял все их

служебные труды и черные работы.

Он явно отличался от других солдат молодцеватым, изящным видом и

обращал на себя внимание. Так, например, императрица Елизавета Петровна

заметила его, когда он стоял на часах у Монплезира, в Петергофе. Проходя

мимо, императрица спросила, как его зовут. Услыхав, что он — сын Василия

Ивановича, которого она знала, вынула рубль с намерением отдать его

Суворову. Но тот отказался, сказав, что по уставу караульный не имеет права

брать денег. Императрица похвалила его за «знание службы», потрепала по

щеке, дала ему поцеловать свою руку и положила рубль на землю, сказав: «как

сменишься, так возьми». Суворов всю жизнь хранил эту монету.

Разносторонне изучая военное дело, он вместе с тем усиленно работал

для пополнения и расширения общего образования. Насколько известно, он

посещал лекции кадетского корпуса. Но главным образовательным средством его

были самостоятельные, домашние научные занятия, частью при помощи

покупаемых книг, в большинстве же случаев — посредством книг, добываемых на

стороне: в полку, в кадетском корпусе — словом, где только была хоть какая-

нибудь к этому возможность.

Эта работа была так упорна, что во все время пребывания в полку

Суворов решительно нигде не бывал кроме корпуса и службы, посвящая весь

отдых самообразованию у себя на дому. В результате такой самодеятельности

оказалось, что ко времени наступления 20-летнего возраста он обладал уже

таким прочным, обширным, разносторонним образованием, какого не могло дать

ему ни одно из существовавших тогда учебных заведений,— никто, и ничто,

кроме личной его доброй воли. Помимо общеобразовательных предметов

основательно была изучена также и Библия, весь цикл церковных служб, весь

церковный обиход.

Солдатскую лямку Суворов тянул чуть не десять лет (с 1745 года по 15

апреля 1754 года), когда он, наконец, был произведен в офицеры. Ему было

тогда уже около 25 лет. Дворянские же дети в то время легко достигали к

такому возрасту генеральских чинов. Несомненно, что и Суворов несравненно

раньше мог бы быть произведен в офицеры, если бы желал этого, тем более,

что с первых же дней своей солдатской службы он был на самом лучшем счет и

ему давались обыкновенно весьма серьезные и важные поручения. По личному

его удостоверению он, «состоя в унтер-офицерских чинах, исправлял разные

должности и трудные посылки». Произведенный в 1751 году в сержанты, он был

послан в 1752 году в Дрезден и Вену с депешами, где и пробыл более полугода

(с марта по октябрь).

Суворов всегда, при всех обстоятельствах, относился к солдатам не как

к бессловесному стаду, а как к разумным существам,— и вдохновлял их,

руководил ими, так что каждый из них действовал сознательно, понимая, что,

почему и для чего он делает. Суворов был великим педагогом-психологом.

Являясь в этом отношении первым в ряду величайших полководцев, Суворов и до

настоящего времени остается единственным.

После производства в офицеры Суворов был переведен поручиком из

Семеновского полка в Ингерманландкий пехотный. Но вскоре же (в январе 1756

года) его повысили в обер-провиантмейстеры и послали в Новгород;

Прибыв в полк, Суворов прекратил телесные наказания за дисциплинарные

нарушения, сократил хождение строем, а освободившееся время посвятил

обучению навыкам штыкового и рукопашного боя, взятию крепостных сооружений

и стрельбе.

Одним из первых Александр Васильевич научил солдат читать, писать и

считать. Он написал для них специальное пособие «Полковое учреждение»,

легшее в основу знаменитой «Науки побеждать».

Еще деятельнее чем прежде продолжал Суворов свое самообразование и

развитие после производства в офицеры. Вообще истории и литературе он

всегда отводил самое почетное место и прекрасно знал произведения всех

выдающихся писателей как русских, так и иностранных, насколько этого можно

было достигнуть по обстоятельствам того времени.

В 1769 году Суздальский полк был переброшен на границу Речи

Посполитой, где ему пришлось сразиться с польскими конфедератами,

боровшимися против раздела страны. Суворову удалось нанести полякам

несколько поражений, а после победы под Ланцкроной в 1773 году его перевели

на Дунай для участия в войне против турок к известному полководцу П.А.

Румянцеву.

Турецкие войны.

Именно в период турецких войн полностью раскрылся военный талант

Суворова. Именно тогда одержал он ряд побед, замечательных не только

воинским искусством, но и высочайшим духом русских солдат, позволившим ему

разбить численно превосходящего противника под Туртукаем, Рымником и,

наконец, под Измаилом.

Жестоко поплатилась Турция, так безрассудно вовлеченная Францией в

войну с Россией. Война вскоре приняла крайне неблагоприятный для Турции

оборот. Тем не менее Россия крайне тяготилась искусственно вызванной по

проискам Франции войной с Турцией. Но так как последняя упорно не

соглашалась признать требуемой Россией независимости крымских татар, то,

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.