Меню
Поиск



рефераты скачатьСтолыпин П.А.

Столыпин П.А.

П.А. Столыпин

[pic]

Введение

Мой реферат полностью посвящен сложной судьбе Петра Аркадьевича

Столыпина. Еще в десятом классе я заинтересовалась этим великим

реформатором . Одни его называли спасителем Родины, другие – палачом, а

выражения “столыпинский галстук”, ”столыпинский вагон” стали

нарицательными.

Целью же своей он ставил создать обновленную, реформированную страну,

благоденствующее, демократическое государство.

В своем реферате я собираюсь раскрыть личность и деятельность Петра

Столыпина – великого реформатора и государственного деятеля.

Петр Аркадьевич Столыпин родился 5 апреля 1862 г. в Дрездене, в семье,

принадлежавшей старинному русскому роду, известному с XVI в. Дед по линии

матери, князь Горчаков, был главнокомандующим русской армией в годы

Крымской войны. Петр Аркадьевич приходился троюродным братом М. Ю.

Лермонтову. Детство и юность он в основном провел в Литве. Отец реформатора

- генерал от артиллерии, командовал армейским корпусом во время русско-

турецкой войны за освобождение Болгарии от турок. В юности участвовал в

Крымской войне. Во время обороны Севастополя подружился с молодым

артиллерийским офицером Львом Толстым, впоследствии великим писателем.

Маленький Петр играл на коленях Толстого, когда его отец гостил в Ясной

Поляне. Они не могли знать, что станут идейными врагами.

Начало образования Столыпин получил в Виленской гимназии, где в

основном тяготел к естественнонаучным дисциплинам. По окончании Виленской

гимназии, Столыпин поступил на физико-математических факультет

Петербургского университета. Самыми привлекательными науками для него были

химия, геология, ботаника, зоология и агрономия. Среди преподавателей,

которые обучали и экзаменовали Столыпина был великий химик Д.И. Менделеев.

Петр рано женился. Его женой стала Ольга Борисовна Нейдгарт,

бывшая прежде невестой его брата, погибшего на дуэли. По одной из версий,

именно на дуэли с убийцей своего брата, П. Столыпин был ранен в правую

руку, которая с тех пор действовала с трудом. По другой версии, болезнь

правой руки никак не связана с дуэлью, началась еще в гимназические годы и

на всю жизнь осталась ограниченно дееспособной. Писал Столыпин хотя и

правой, однако направлял ее здоровой левой . П.А. Столыпин отличался

большой внутренней самодисциплиной: не курил, хотя его дипломная работа

была о табаке, почти не употреблял спиртного и крайне редко играл в карты.

Столыпин был типичным представителем законопослушного, практического

поколения 80-х годов XIX века и никогда не имел недоразумений с полицией.

Блестяще окончив физико-математический факультет Петербургского

университета, он в 1885 г. поступил на службу в Министерство

государственных имуществ. в 1889 г. перешел в Министерство внутренних дел и

вскоре стал самым молодым в России губернатором - в Гродно, а затем в

Саратове. В 1906 г. 44-летний Столыпин принимает портфель министра

внутренних дел, а с 8 июля 1906 г. он совмещает этот пост с должностью

председателя Совета Министров, сменив апатичного премьер-министра И. Л.

Горемыкина, которого даже в бюрократических кругах именовали "ваше

безразличие".

Назначение Столыпина на столь высокую должность не прошло незамеченным.

Даже самые непримиримые оппоненты были вынуждены признать, что на этот раз

российское правительство возглавил одаренный, сильный, незаурядный человек.

Злые языки, правда, его стремительную, блистательную карьеру объясняли

протекцией со стороны родственников жены, близких ко двору. Столыпин был

женат на О. Б. Нейгардт - бывшей невесте своего брата, убитого на дуэли. По

свидетельству современников, несмотря на сложный характер Ольги Борисовны,

Петр Аркадьевич был счастлив в браке, имел пять дочерей и одного сына.

В основу своей государственной деятельности П. А. Столыпин положил

принцип, высказанный еще основателем государственной школы Б. Н. Чичериным:

"Либеральные реформы и сильная власть". Официально было объявлено о

следующем курсе преобразований: свобода вероисповеданий, неприкосновенность

личности и гражданское равноправие в смысле "устранения ограничений и

стеснений отдельных групп населения", преобразование местных судов, реформа

средней и высшей школы, полицейская реформа, преобразование земства,

подоходный налог, "меры исключительной охраны государственного порядка".

Понимая, что упование правительства только на карательные меры есть

верный признак его бессилия, Столыпин основное внимание уделил не поиску

зачинщиков революции, а разработке реформ, способных, по его мнению,

разрешить главные вопросы, вызвавшие революцию, пытался наладить диалог с

представителями оппозиционных политических сил. В то же время Столыпин не

избегал и насильственных, карательных действий, что позволяет в целом

оценить его политический курс как политику "кнута и пряника". К сожалению,

в советской исторической литературе чаще всего рассматривалась только

политика с позиции "кнута" и недостаточно полно исследовалась политика с

позиции "пряника". За Петром Аркадьевичем укрепилась репутация палача,

заполнившего Россию, по словам кадета Родичева, "столыпинскими галстуками".

12 августа 1906 г. эсерами-максималистами было предпринято

покушения на П. А. Столыпина, в результате которого погибло 27 человек,

находившихся в приемной казенной дачи, и оба террориста. Из 32 раненых 6

умерло от ран на другой день. От взрыва обрушилась стена с балконом. Дочь и

сын Столыпина получили тяжелые ранения от обломков камней, сам он не

пострадал.

Вскоре после этого покушения на его жизнь, Столыпин добился в

чрезвычайном порядке по 87 статье Основных государственных законов введения

указа о создании военно-полевых судов, в соответствии с которым

судопроизводство завершалось в течение 48 часов, а приговор,

санкционируемый командующим военным округом, исполнялся в течение 24 часов.

Столыпин считал эти меры оправданными для сохранения общественной

безопасности, полагая, что на насилие необходимо отвечать силой. Он

утверждал, что надо уметь отличать кровь на руках врача от крови на руках

палача, подчеркивал, что смертную казнь можно применять только к убийцам,

категорически возражал против введения системы заложничества.

На деле же чинились массовые беззакония, на большей части территории

страны было введено чрезвычайное положение, не редки были смертные казни ни

в чем не повинных людей. Судей, выносивших слишком "мягкие" приговоры,

увольняли с работы. Если до осени 1906 г. в среднем казнили по 9 человек в

год, то с августа 1906-го по апрель 1907 г. военными судами было вынесено

1102 смертных приговора. Такая статистика вполне подтверждает репутацию

Столыпина как жесткого и даже жестокого политика.

Следует также отметить, что почти все свои главные реформы Столыпин сумел

провести не через обсуждение в Государственной думе, зная, что вносимые им

проекты одобрения там не получат, а по 87 статье Основных государственных

законов - в чрезвычайном порядке, в период "междумья". И хотя Столыпин

пытался доказать целесообразность данной практики, утверждая, что подобная

статья есть в законодательствах многих европейских государств, а принятие

закона Государственной думой происходит со сложностями, занимает столь

много времени, что затрудняет принятие неотложных решений, новый премьер-

министр слишком часто прибегал к помощи "чрезвычайного законодательства".

Столыпин оправдывал случаи обыска депутатов Государственной думы, был

причастен к ее роспуску и аресту некоторых депутатов, изданию нового

избирательного закона после роспуска II Думы.

1 июня 1907 г. Столыпин потребовал проведения закрытого заседания Думы,

на котором прокурор Петербургской судебной палаты Камышанский предъявил

членам социал-демократической фракции обвинение в подготовке к

"ниспровержению государственного строя", потребовал лишения их

неприкосновенности. Обвинение основывалось на подложном тексте солдатского

наказа. После роспуска Думы члены социал-демократической фракции были

осуждены.

Утверждением нового избирательного закона 3 июня 1907 г. правительство

фактически произвело государственный переворот, так как по Основным

государственным законам (ст. 86) этот закон должен был рассматриваться

Думой, а обошлись без нее.

Столыпин и Государственная дума

Столыпин и Государственная дума - это особый вопрос. К его чести,

Столыпин, наверное, единственный из министров царского правительства, кто

не боялся выступать в Думе с ответами по самым разным депутатским запросам.

Он был хорошим оратором, на трибуне держался достойно, корректно. Между тем

иногда аудитория была настроена к нему настолько враждебно, что из-за шума

в зале Столыпин не мог начать выступление в течение 10- 15 минут. Когда же

Петр Аркадьевич начинал говорить, зал Таврического дворца напоминал театр:

депутаты "справа" устраивали бурные овации и кричали "браво", депутаты

"слева" топали ногами и шумели. Иногда речь оратора звучала достаточно

резко. Например, выступая в Думе по вопросу о мерах борьбы с революционным

терроризмом, Столыпин говорил: "Правительство будет приветствовать всякое

открытое разоблачение какого-либо неустройства... но иначе должно

правительство относиться к нападкам, ведущим к созданию настроения, в

атмосфере которого должно готовиться открытое выступление. Эти нападки

рассчитаны на то, чтобы вызвать у правительства, у власти паралич и воли, и

мысли, все они сводятся к двум словам, обращенным к власти:"Руки вверх". На

эти два слова, господа, правительство с полным спокойствием, с сознанием

своей правоты может ответить только двумя словами: "Не запугаете".

О работе Государственной думы, о принимаемых ею решениях Столыпин

высказывался весьма снисходительно: "... У вас нет ни сил, ни средств, ни

власти провести его дальше этих стен, провести его в жизнь, зная, что это

блестящая, но показная демонстрация", или:"... это ровная дорога и шествие

по ней почти торжественное под всеобщее одобрение и аплодисменты, но

дорога, к сожалению, в данном случае приводящая никуда".

Аграрные реформы

Наиболее заметный след в истории России оставили знаменитые аграрные

реформы Столыпина. Аграрный кризис начала XX в. и крестьянские выступления

накануне и в годы первой российской революции со всей определенностью

заявили о неотложности решения аграрного вопроса. Вместе с тем согласия

среди различных политических сил в способах достижения этой цели не было,

более того, их взгляды часто оказывались диаметрально противоположными.

Столыпин поддержал позицию, обозначенную в XIX в. Валуевым, Барятинским,

а в начале XX в. Витте о предоставлении права крестьянам на выход из

общины. Он был убежден в том, что "нельзя любить чужое наравне со своим и

нельзя обхаживать, улучшать землю, находящуюся во временном пользовании,

наравне со своею землей. Искусственное в том отношении оскопление нашего

крестьянства, уничтожение в нем врожденного чувства собственности ведет ко

многому дурному, главное, к бедности. А бедность, по мне, худшее из рабств.

Смешно говорить этим людям о свободе и свободах".

Указом 9 ноября 1906 г., принятым в чрезвычайном порядке, было положено

начало выходу крестьян из общины. Как закон он стал действовать, пройдя

через обсуждение в III Государственной думе, только с 14 июня 1910 г.

Столыпин не был сторонником насильственной ломки общины. Он никогда не

требовал всеобщей унификации форм землепользования и землевладения.

Разъясняя позицию правительства по аграрному вопросу в Государственной думе

10 мая 1907 г., он подчеркнул: "Пусть собственность эта будет общая там,

где община еще не отжила, пусть она будет подворная там, где община уже не

жизненна, но пусть она будет крепкая, пусть наследственная". Насильственные

меры предполагались в тех случаях, когда община препятствовала выходу

крестьян, что было весьма распространено.

Выход крестьян из общины подразумевался в два этапа: сначала

чересполосное укрепление наделов, а затем выход на отруба и хутора. Была

снята семейная форма собственности на землю, надел стал не коллективной

собственностью семьи, а собственностью землевладельца. Отменялись выкупные

платежи за землю, крестьяне освобождались от принудительного севооборота в

целях недопущения излишней концентрации земли в одних руках и спекуляции

землей. Были также запрещены продажа земли не крестьянам и скупка в

пределах одного уезда более 6 душевых наделов, определенных по реформе 1861

г. По разным губерниям этот надел колебался от 12 до 18 десятин. С июля

1912 г. была .разрешена выдача ссуд под залог для приобретения крестьянами

земли, введены различные формы кредита - агрокультурного, ипотечного,

землеустроительного, мелиоративного.

Однако не все задуманное идеально реализовывалось на практике.

Добровольность выхода крестьян из общины повсеместно не соблюдалась.

Поскольку принудительный выдел земли из общины мог быть осуществлен по

требованию хотя бы. одного крестьянина во время общего передела, а срок от

передела до передела равнялся 12 годам, в 1909 г. Министерством внутренних

дел был издан циркуляр, в котором дозволялись принудительные выделы земли.

Таким образом, осуществление экономических реформ поддерживалось

административными мерами. Карьера губернаторов и земских начальников на

местах во многом зависела от выполнения Указа 9 ноября 1906 г., что толкало

их на многочисленные злоупотребления.

В стране элементарно не хватало землемеров, способных справиться с

требуемым объемом работы. По подсчетам историка В. С. Дякина, в 1906 г. в

штате Министерства земледелия было 200 "межевых чинов", в 1907 г. число их

было утроено, а к 1914 г. достигло численности в 6 тысяч. Но для такой

огромной страны, как Россия, этого было явно недостаточно.

Не хватало и денег, выделенных на реализацию реформы. Так, по явно

заниженным подсчетам Государственного контроля, минимальная стоимость

обустройства одного хозяйства на хуторе составляла от 250 до 500 рублей.

Министерство земледелия на всю европейскую часть России выделило ссуд на

общую сумму в 32,9 миллиона рублей, в то время как в стране, по данным

переписи, в 1905 г. насчитывалось около 12 миллионов крестьянских семей.

Для осуществления реформы было характерно насаждение хуторской системы

землевладения, хотя природные, географические условия, социально-

психологическая готовность крестьян к новым формам хозяйствования не всегда

этому благоприятствовали. И все-таки к 1915 г. более 25 % домохозяев

объявили о выходе из общины. Чаще всего это были беднота, крестьяне,

работавшие в городе, и в меньшей степени крестьяне, желавшие вести

независимое хозяйство. Покупателями земли часто оказывались зажиточные

крестьяне, не вышедшие из общины, а также сами общины, возвращавшие земли в

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.