С.Ю.Витте и П.А.Столыпин - крупные политические деятели
Санкт-Петербургский государственный
архитектурно-строительный университет
Кафедра истории
С. Ю. Витте и П. А. Столыпин -
крупные политические деятели
Реферат
Шульгиной Анны Михайловны
гр. 1-М-I
Санкт-Петербург
1998
Содержание
1. Введение 3
2. Политическая и экономическая ситуация в России на рубеже веков и
идеология реформ 3
3. Время и реформы С. Ю. Витте 7
4. Политическая карьера и реформы П. А. Столыпина 12
5. Причины неудач реформаторов 17
6. Заключение: Уроки реформ 19
Литература 20
1. Введение
Каждый период времени в Российской истории влиял на дальнейшую жизнь
страны. Однако, отдельные периоды определяли последующую жизнь народа на
долгие годы. Одним из таких важнейших этапов Российской истории были вторая
половина XIX века и начало XX века; время развития революционного движения,
время кардинальных перемен в жизни нашей страны.
На политической арене действовали в это время, конечно, не только
представители революционного движения. Но политические деятели,
принадлежавшие к противостоящему большевикам лагерю, ранее изображались,
как правило, искаженно. Между тем на исторической сцене в тот период
действовали яркие и сильные исторические личности, придерживавшиеся
различных общественно-политических взглядов и стремившиеся реформировать
Россию бескровным, не революционным путем. Среди них - С. Ю. Витте и
П. А. Столыпин.
Этот этап исторического развития нашей страны особенно интересен нам
сейчас, в так называемый переходной период - от тоталитаризма к демократии,
период экономических и политических реформ. И исторический опыт наших
предшественников мог бы позволить нам более профессионально и продуманно
проводить эти реформы и не повторять их ошибок.
2. Политическая и экономическая ситуация в России на рубеже веков и
идеология реформ
К концу XIX века стало ясно, что положительный преобразовательский
потенциал реформ 1861 года частично исчерпан, а частично выхолощен
контрреформистским курсом консерваторов после трагической гибели Александра
II в 1881 г. Необходим был новый цикл реформ.
После экономического подъема 90-х годов, Россия пережила тяжелый
экономический кризис 1900-1903 годов, затем период длительной депрессии
1904-1908 годов. В начале ХX века Россия являлась среднеразвитой страной.
Наряду с высокоразвитой индустрией в экономике страны большой удельный вес
принадлежал раннекапиталистическим и полуфеодальным формам хозяйства - от
мануфактурного до патриархально-натурального. Русская деревня стала
сосредоточением пережитков феодальной эпохи. Важнейшими из них были крупные
помещичьи землевладения, широко практиковались отработки, являющие собой
прямой пережиток барщины. Крестьянское малоземелье, община с ее переделами
тормозили модернизацию крестьянского хозяйства.
Слишком медленное политическое развитие России определялось, в
основном, ее аграрным устройством. Солженицин объясняет: "российская
государственная власть срослась с имущим напуганным дворянством, весь
правящий слой дрожал и корыстно держался за свои земли - дворянские,
великокняжеские, удельные. Только начнись где-нибудь какое-нибудь движение
земельной собственности - ах, как бы не дошло и до нашей". Держась за
власть и за землю, самодержавие, помещики, военная и гражданская
бюрократия надеялись: "будет вот так само-само-само плыть еще триста лет"
[1].
Социально-классовая структура страны отражала характер и уровень ее
экономического развития. Наряду с формированием классов буржуазного
общества (буржуазия, мелкая буржуазия, пролетариат), в нем продолжали
существовать и сословные деления - наследие феодальной эпохи. Буржуазия
занимала ведущую роль в экономике страны в ХХ веке, до этого она не играла
сколько-нибудь самостоятельной роли в общественно политической жизни
страны, так как она была полностью зависима от самодержавия, вследствие
чего и оставались аполитичной и консервативной силой.
Дворянство, которое сосредоточило более 60% всех земель, стало главной
опорой самодержавия, хотя в социальном плане оно теряло свою однородность,
сближаясь с буржуазией.
Крестьянство, составлявшее 3/4 населения страны, было также затронуто
социальным расслоением общества (20% - кулаки, 30% - середняки, 50% -
бедняки). Между полярными его слоями возникали противоречия.
В начале ХХ века класс наемных рабочих насчитывал 16,8 млн. человек. Он
был неоднороден, большая часть рабочих состояла из недавно пришедших в
город крестьян, но еще не потерявших связь с землей. Ядром этого класса
стал фабрично-заводской пролетариат, который насчитывал более 3 млн.
человек.
Политическим строем в России оставалась абсолютная монархия. Хотя в 70-
ых годах XIX века был сделан шаг по пути превращения государственного строя
в буржуазную монархию, царизм сохранил все атрибуты абсолютизма. Закон
гласил: "Император российский есть монарх самодержавный и неограниченный"
[2].
До 1905 года высшим государственным органом в России был
государственный совет, постановления которого имели рекомендательный
характер для царя.
Сенат - высшая судебная инстанция и толкователь законов. Исполнительная
власть осуществлялась двумя министерствами, деятельность которых
контролировалась комитетом министров.
Россия медленно, но верно начала вмешиваться в борьбу за рынки сбыта.
Борьба между Россией и Японией за господство на рынке сбыта в Китае, стала
одним из примеров раздела сфер влияния в мире. К сожалению, верхи нередко
не совсем верно оценивали реальную социально- политическую ситуацию в
обществе и из-за этого совершали непоправимые ошибки. Очередная попытка
уйти от реформ посредством "маленькой победоносной войны" с Японией не
только не удалась, но и привела к тому, что страна сорвалась в
революционную бездну. И царская династия не погибла в ней лишь потому, что
возле царя оказались такие выдающиеся люди как С. Ю. Витте и П. А.
Столыпин.
Война четко показала неподготовленность русской армии, а также
неподготовленность экономики к войне. С. Ю. Витте писал: "Вместо того, чтоб
устранить угрозу внутренних потрясений, несчастная война приблизила нас на
десятки лет к революции." Военные расходы, которые понесла Россия в этой
войне превышали 3 млрд. рублей.
С поражением в войне начала нарастать революционная ситуация в стране
(1905-1907). Из всего этого можно сделать вывод, что России требовались как
политические, так и экономические реформы, которые смогли бы укрепить и
оздоровить экономику России. Проводниками этих реформ конца XIX - начала XX
явились такие разные политические деятели как С. Ю. Витте и П. А. Столыпин.
Оба они не были революционерами и стремились сохранить существующий в
России строй и уберечь ее от революционных потрясений "снизу".
Однако, С. Ю. Витте, будучи либералом, полагал, что все изменения в
общественной и государственной жизни надо начинать с изменения
политического строя: создать качественно новую государственную машину, а
уже затем проводить преобразования в экономике. Вряд ли возможно
усовершенствовать форму землевладения, решить проблемы аграрного порядка
без предварительного перехода от рабства к свободе.
П. А. Столыпин полагал, что, напротив, перемены в политическом строе, в
государстве, - не суть главное и, тем более, не есть условие реформ
экономических. Отсюда проистекает следующее противоречие в его политической
деятельности: программа реформ была рассчитана на буржуазно-
демократическое развитие, они и по сути своей буржуазно- демократические
(например, в вопросах, касающихся земских органов власти), но Столыпин
искренне надеялся осуществить их в рамках прежней, регрессивной, косной для
качественно нового уровня капиталистических отношений политической системы.
Удивительно, что сам Столыпин был не только убежденным монархистом, но и
верил в личность императора- политика, скажем, недалекого. Его путь реформ
служит некой моделью "революции сверху" [3].
Реформатор считал, что перемены необходимы, но в той мере и там, где
они необходимы для экономической реформы. Пока нет экономически свободного
хозяина - нет и базы для других форм свободы (например, политической или
личной). Столыпин утверждал, что, пока крестьянин беден, не обладает личной
земельной собственностью, пока он находится тисках общины, он остается
рабом, и никакой писаный закон не даст ему блага гражданской свободы [4].
Скажем, к слову, что этот спор актуален и сегодня, спустя почти век.
Теснейшая связь экономики и политики не дает достичь положительных
результатов реформирования одной общественной сферы без изменения другой.
По мнению Г. Попова современные реформы тоже начинались "с курса на новое
государство. А теперь мы видим, как на его лице растет хорошо нам знакомая
щетина авторитарного бюрократизма. Да ничем иным аппарат быть и не может,
пока он всевластен, и если нет в стране, говоря словами Столыпина,
самостоятельных собственников." [5].
3. Время и реформы С. Ю. Витте
С. Ю. Витте (17.06.1849 - 28.02.1915) родился в Тифлисе и воспитывался
в семье своего деда А. М. Фадеева, тайного советника, бывшего в 1841-1846
гг. саратовским губернатором, а затем членом совета управления Кавказского
наместника и управляющим экспедицией государственных имуществ Закавказского
края.
Он происходил из малоизвестных обрусевших немцев, ставших дворянами в
1856 г. (хотя он сам насаждал версию потомственного дворянства и верности
православию). Ранние годы Витте прошли в Тифлисе и Одессе, где, в 1870 он
кончил курс наук в новороссийском университете по математическому
факультету со степенью кандидата, написав диссертацию "О бесконечно малых
величинах". 1 июля 1871 года Витте был причислен чиновником в канцелярии
Новороссийского и Бессарабского генерал-губернатора, а еще через два года
назначен столоначальником.
После окончания русско-турецкой войны 1877-1878 гг. принадлежавшая
казне железная дорога влилась в частное Общество Юго-Западных железных
дорог. Там Витте получил место начальника эксплуатационного отдела (1878,
Петербург). С 1880 - начальник эксплуатации, а 1886 - управляющий Юго-
Западной железной дороги (Киев). Уже на этих постах ярко проявляется
реформаторский настрой Витте [6]. Он ввел в практику выдачу ссуд под
хлебные грузы, проводил тарифную политику на принципах конкуренции: для
каждого груза устанавливался максимальный тариф, резко снижавшийся в случае
отправления груза по Юго-Западных железных дороге; внедрил технические
усовершенствования, повысившие скорость движения поездов.
Высокообразованный специалист, Витте широко использовал в работе научные и
статистические данные. Его активность не была незамеченной, и в 1889
Александр III привлекает его в Министерство финансов в качестве директора
Департамента ж.-д. дел, а в 1892 он уже министр финансов и начинает
активную реформаторскую деятельность в экономической политике России.
Заняв кресло на посту одного из самых влиятельных министров, Витте
показал себя реальным политиком. Вчерашний славянофил, убежденный сторонник
самобытного развития России в короткий срок превратился в индустриализатора
европейского образца, заявившего о своей готовности в течение двух
пятилетий вывести Россию в разряд передовых промышленных держав.
В начале 90-х годов Витте еще не изменил общинным идеалам, считал
русское крестьянство консервативной силой и "главной опорой порядка". Видя
в общине оплот против социализма, он сочувственно относился к
законодательным мерам конца 1880-х - начала 1890-х годов, направленных на
ее укрепление. Хотя промышленность, строительство и железные дороги в 90-х
годах активно развивались, сельское хозяйство - основной оплот аграрной
России - после неурожая 1891 и последовавшего за ним обнищания (вплоть до
голода) крестьян и землевладельцев находилась в очень тяжелом состоянии.
Именно этот упадок в экономике и привел общественность к осознанию
необходимости принять меры для обуздания реакционных деятелей в
правительстве, толкавших страну на грань экономического и духовного
распада. В этой обстановке появился на политической сцене С. Ю. Витте. На
этого в высшей мере талантливого человека легла задача преобразования
экономической жизни страны.
В 1894-95 г. Витте добился стабилизации рубля, а в 1897 сделал то, что
не удавалось его предшественникам, - ввел золотое денежное обращение,
обеспечив стране твердую валюту вплоть до первой мировой войны и приток
иностранных капиталов. При этом резко увеличилось налогообложение. Одним из
самых эффективных средств выкачивания денег из народного кармана стала
введенная Витте государственная монополия на продажу спирта, вина и
водочный изделий.
На рубеже XX века экономическая платформа Витте приняла вполне
определенный и целенаправленный характер: в течение примерно 10 лет догнать
в промышленном отношении более развитые страны Европы, занять прочные
позиции на рынках Ближнего, Среднего и Дальнего Востока. Ускоренное
промышленное развитие обеспечивалось путем привлечения иностранных
капиталов, таможенной защиты промышленности от западных конкурентов и
поощрения вывоза. Иностранным капиталам в ней отводилась особая роль - в
конце 90-х годов Витте выступил за неограниченное привлечение их в русскую
промышленность и железнодорожное дело, называя эти средства лекарством
против бедности и ссылаясь при этом на пример из истории США и Германии.
Особенность приводимого Витте курса состояла в том, что он как ни один
из царских министров финансов, широко использовал исключительную
экономическую силу власти, существовавшую в России. Орудиями
государственного вмешательства служили Государственный банк и учреждения
министра финансов, контролировавшие деятельность коммерческих банков.
В условиях подъема 1890-х годов система Витте способствовала развитию
промышленности и железнодорожного строительства; к 1900 году Россия вышла
на 1 место в мире по добыче нефти. Казавшийся стабильным политический режим
и развивавшаяся экономика завораживали мелкого европейского держателя,
охотно покупавшего высокопроцентные облигации русских государственных
займов и железнодорожных обществ.
В 1890-ые годы резко возросло влияние Министерства финансов, а сам
Витте на какое-то время выдвинулся на первое место в бюрократическом
Страницы: 1, 2
|