Меню
Поиск



рефераты скачатьРембрандт Харменс ван Рейн

Рембрандт Харменс ван Рейн

РЕМБРАНДТ

Харменс ван Рейн

1606 - 1669

Голландия в 17-м веке была одной из самых богатых стран Европы. В её

столицу Амстердам стекались товары со всех концов мира. Разбогатевшие

голландские купцы и банкиры хотели, чтобы произведения искусства отражали

всю их жизнь.

Живопись была в ту пору наиболее популярным и развитым видом

искусства. Каждый мало-мальски состоятельный голландец считал картину

лучшим украшением своего жилища. По словам современника, в голландских

городах «все дома были напичканы картинами».

Несмотря на то, что одни художники писали в основном портреты, другие

- жанровые сцены, третьи - натюрморты, четвертые - пейзажи, все они

стремились изображать окружающую жизнь реалистически: правдиво, просто, без

прикрас. Это им удалось, и многие из них прославились на века.

Но как ни высоко было мастерство голландских живописцев 17-го века,

всех их превзошёл своим великим искусством Рембрандт ван Рейн. Он велик

удивительной простотой и человечностью. Средствами живописи Рембрандт

сумел, как никто до него, раскрыть внутренний мир человека, его сложные

душевные переживания.

Рембрандт родился в голландском городе Лейдене в семье мельника. Отец

хотел, чтобы он стал учёным, но юноша нашёл своё призвание в живописи. Он

переехал в Амстердам, и скоро к нему пришёл большой успех .Ему заказывали

много картин и портретов. Но шумная слава никогда не привлекала Рембрандта.

Он не стремился угождать богатым горожанам. И чем серьёзнее и глубже

становилось его искусство, тем меньше нравилось оно богатым, самодовольным

заказчикам.

. Он писал то, что наблюдал в жизни, и всё, что он изображал, становилось

необычайно поэтичным. Это чудо совершала кисть великого мастера. В картинах

Рембрандта господствует полумрак, и мягкий золотистый свет выделяет из него

фигуры. Сами краски, словно согретые внутренним теплом, мерцают , как

драгоценные камни. «Изгнание торгующих из храма" (1626 ДЕРЕВО, МАСЛО 43 х

33). было написано Рембрандтом в двадцатилетнем возрасте. Некоторые черты

этого произведения говорят о неопытности начинающего мастера, хотя многое

уже предвещает его будущие шедевры. Нетрудно заметить в картине

профессиональные огрехи: ошибки в перспективе и в пропорциях. Однако уже

сам выбор сюжета — свидетельство независимых устремлений молодого

живописца. Вопреки привязанностям большинства голландских живописцев к

бытовому жанру, он обращается к исторической картине на библейский сюжет и

пишет ее с непривычным для „малых голландцев" драматическим накалом

страстей. Воссозданные на полотне крайние эмоциональные состояния — страха,

ужаса, гнева — свидетельство раннего интереса художника к внутреннему миру

чело века. Это несколько гротескное заострение душевных проявлений и было

исходной точкой в творческом пути Рембрандта, который привел его в

дальнейшем к открытию многоплановой жизни человеческой души. Наконец, важно

и то, что уже здесь молодой живописец стремится к воссозданию не только

характеров, но и нравственных проблем. Изображая библейский сюжет изгнания

Христом торговцев и менял из храма, Рембрандт отстаивает мысль о

несовместимости суетной погони за жизненными благами с высоким

предназначением человека.

Кухня" Рембрандта — самый выдающийся рисунок голландской школы. С

XVIII столетия до середины 1930-х годов этот лист был известен под

названием „Блинщица". Его новое определение — „Кухня" — предложила В. М.

Невежина, которая увидела в композиции интерьер кухни в доме самого

Рембрандта на улице Бестрат в Амстердаме, а в главных персонажах рисунка —

изображения Хендрикье Стоффельс и ее маленькой дочери Корнелии.

Произведение зрелого Рембрандта, эта композиция раскрывает его мастерство

рисовальщика, его индивидуальное видение мира, его ощущение жизни.

Исполненный бистром в традиционной технике пера и размывки, лист построен

на сочетании немногих скупых линий и тонких переходов светотени. Мерцающая,

глубокая и прозрачная, она преобразует прозаическую сцену лиричный образ.

Картины и гравюры Рембрандта гораздо шире известны публике, нежели его

рисунки, остававшиеся на протяжении долгого времени предметом интересов

небольшого круга собирателей и знатоков. Между тем фигура Рембрандта-

рисовальщика ни в чем не уступает Рембрандту-живописцу или офортисту.

Рисунки мастера, сохранившиеся в огромном количестве — около 1700 листов,

составляют автономную область его творчества. И одной из самых

замечательных особенностей рембрандтовских рисунков является их способность

делать зрителя свидетелем и соучастником рождения художественной мысли

гениального мастера. К числу таких листов относится и небольшая зарисовка

„Женщина с ребенком"(1650-е гг. БУМАГА, БИСТР, ПЕРО. 11,1 х 9,7).

[pic]Исполненная тростниковым пером, она сохраняет всю свободу и

непосредственность мгновенного наброска с натуры или по памяти, когда рука

художника едва успевает наметить главные линии. Вместе с тем в графических

произведениях зрелого Рембрандта даже самые, казалось бы, приблизительные

очертания наделены огромной силой обобщения. Может быть потому в маленьком

наброске, принадлежащем музею, так поражает умение передать несколькими

штрихами не только позу и облик женщины, но и душевное состояние и даже ту

атмосферу любви и доверия, которая словно окутывает ее и ребенка.

Рембрандт ценил в человеке не знатность, не богатство, не внешнюю

красоту, а способность мыслить, чувствовать, переживать. Любимыми героями

произведений Рембрандта были простые люди. На его полотнах человек

радуется, скорбит, печалится, страдает.

В необычайно волнующих и проникновенных портретах Рембрандта как бы

ощущаешь прожитую человеком жизнь. Изображая своих близких, друзей, нищих,

стариков, каждый раз с удивительной зоркостью передавал он изменчивые

душевные движения, живую трепетность выражений лица, смену настроений.

Портрет пожилой женщины, по традиции (но без достаточных оснований),

именуемый „Портретом жены брата", написан Рембрандтом в поздний период его

творчества, когда были созданы самые прославленные из его портретных работ.

Моделями для многих из них служили либо друзья художника, либо люди из

близкого ему круга. В таких портретах исчезает привычная дистанция,

отделяющая художника от портретируемого, и между ними устанавливается та

степень доверительного взаимопонимания, которая составляет основу для

проникновенного раскрытия внутреннего мира модели. Среди рембрандтовских

портретов 1650-х годов портрет из нашего собрания выделяется особой

концентрированностью образного и композиционного замысла. Светом выхвачены

лишь лицо и верхняя часть фигуры; сложенные руки, обычно столь

выразительные у Рембрандта, спрятаны в рукава. Темно-красный платок,

обрамляющий голову, подчеркивает богатство пластической нюансировки лица и

одновременно усиливает впечатление отъединенности героини от окружающего,

ее полную погруженность в свой внутренний мир. Произведение это принадлежит

к тому типу рембрандтовских работ, которые называют портретами-биографиями.

Женщина изображена здесь в состоянии особой внутренней сосредоточенности,

когда мысль и чувство слиты воедино и размышление предстает в ореоле

тончайших эмоциональных оттенков, а глубокое переживание неотделимо от той

мудрости, которая воспринимается как итог прожитой жизни. И сама

рембрандтовская живопись, его знаменитая светотень — контрасты мрака и

света, динамика их сложнейших градаций от прозрачных теней до пламенеющих

цветовых рефлексов — выступает как зримое воплощение духовного богатства

человеческой личности.

Одна из его поздних картин - «Возвращение блудного сына». Здесь

изображён человек, который когда-то покинул отчий дом и после долгих лет

скитаний, нищеты, унижений вернулся к отцу. И престарелый отец, ослепший от

горя, прощает его, обнимая дрожащими руками.

К самым значительным созданиям позднего пери ода его творчества принадлежит

картина „Артаксеркс, Аман и Эсфирь"(1660

ХОЛСТ, МАСЛО, 73 х 94).. Ее сюжет — эпизод библейской легенды о царице

Эсфири, обличившей перед своим супругом, персидским царем Артаксерксом,

коварные замыслы его приближенного Амана, грозившие уничтожением целому

народу. Скупые, но красноречивые жесты и позы персонажей раскрывают

драматический конфликт между ними. В картине царит напряженная атмосфера

ожидания. Только что закончила свое слово Эсфирь, Артаксеркс устремил

взгляд перед собой, рука его готова поднять жезл; под грузом обвинений

согнулся Аман. Сжавшись, он ожидает приговор царя. Торжество правды,

осуждение зла, воодушевленность Эсфири и подавленность Амана выражены в

картине через сложные сопоставления света, тени и цветовые оттенки. Фигура

Эсфири озарена сиянием, ее одежда с длинным шлейфом сверкает, как если бы

она была покрыта драгоценны ми камнями. В глубокую тьму погружен Аман.

Рембрандт достигает удивительной глубины в передаче внутренней жизни своих

героев, их духовной энергии. В напряженной эмоциональной среде картины

оттенки света и цвета воспринимаются как аналоги духовных и этических

ценностей.

Рембрандт был не только живописцем, но и выдающимся мастером офорта.

Рембрандт Харменс ван Рейн последние годы жил в нищете, забытый

всеми. Никто из богатых заказчиков и не вспоминал уже о великом голландском

художнике. В беднейшем квартале Амстердама нередко встречали его -

одинокого старика, чья ветхая одежда была запачкана красками. Но суровые

жизненные испытания не сломили его. Он продолжал упорно работать и писал

так, как подсказывало ему сердце

Подготовила Конышева Екатерина 6 класс




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.