не прекращалось общение Ж.И. Алфёрова с ребятами. Окруженный ими, он ходил
по территории лагеря, играл в снежки, дурачился. Насколько не формально он
относился к этому «мероприятию», говорит тот факт, что в эти поездки Жорес
Иванович брал свою жену Тамару Георгиевну и сына Ваню...
Результаты работы школы не замедлили сказаться. В 1977 году состоялся
первый выпуск инженеров по кафедре ОЭ, количество выпускников, получивших
дипломы с отличием, на факультете удвоилось. Одна группа студентов этой
кафедры дала столько же «красных» дипломов, сколько остальные семь групп.
В 1988 году Ж.И. Алфёров организовал в Политехническом институте физико-
технический факультет.
Следующим логическим шагом стало объединение этих структур под одной
крышей. К реализации данной идеи Ж.И. Алфёров приступил еще в начале 90-х
годов. При этом он не просто строил здание Научно-образовательного центра,
он закладывал фундамент будущего возрождения страны... И вот первого
сентября 1999 года здание Научно-образовательного центра (НОЦ) вступило в
строй.
На том стоит и стоять будет русская земля...
Алфёров всегда остается самим собой. В общении с министрами и студентами,
директорами предприятий и простыми людьми он одинаково ровен. Не
подстраивается под первых, не возвышается над вторыми, но всегда с
убежденностью отстаивает свою точку зрения.
Ж.И. Алфёров всегда занят. Его рабочий график расписан на месяц вперед, а
недельный рабочий цикл таков: утро понедельника – Физтех (он его директор),
вторая половина дня – Санкт-Петербургский научный центр (он председатель);
вторник, среда и четверг – Москва (он член Государственной думы и вице-
президент РАН, к тому же нужно решать многочисленные вопросы в
министерствах) или Санкт-Петербург (тоже вопросов выше головы); утро
пятницы – Физтех, вторая половина дня – Научно-образовательный центр
(директор). Это только крупные штрихи, а между ними – научная работа,
руководство кафедрой ОЭ в ЭТУ и физико-техническим факультетом в ТУ, чтение
лекций, участие в конференциях. Всего не перечесть!
Наш лауреат прекрасный лектор и рассказчик. Неслучайно все информационные
агентства мира отметили именно Алфёровскую Нобелевскую лекцию, которую он
прочитал на английском языке без конспекта и с присущим ему блеском.
При вручении Нобелевских премий существует традиция, когда на банкете,
который устраивает король Швеции в честь Нобелевских лауреатов (на нем
присутствуют свыше тысячи гостей), представляется слово только одному
лауреату от каждой «номинации». В 2000 году Нобелевской премии по физике
были удостоены три человека: Ж.И. Алфёров, Герберт Кремер и Джек Килби. Так
вот двое последних уговорили Жореса Ивановича выступить на этом банкете. И
он эту просьбу выполнил блестяще, в своем слове удачно обыграв нашу
российскую привычку делать «одно любимое дело» на троих.
В своей книге «Физика и жизнь» Ж.И. Алфёров, в частности, пишет: «Все,
что создано человечеством, создано благодаря науке. И если уж суждено нашей
стране быть великой державой, то она ею будет не благодаря ядерному оружию
или западным инвестициям, не благодаря вере в Бога или Президента, а
благодаря труду ее народа, вере в знание, в науку, благодаря сохранению и
развитию научного потенциала и образования.
3. Нобелевские лауреаты по химии
3.1 СЕМЁНОВ, Николай
15 апреля 1896 г. – 25 сентября 1986 г.
Нобелевская премия по химии, 1956 г.совместно с Сирилом Н. Хиншелвудом
Русский физикохимик Николай Николаевич Семёнов родился в Саратове, в
семье Николая и Елены Дмитриевны Семёновых. Окончив в 1913 г. среднюю школу
в Самаре, он поступил на физико-математический факультет Санкт-
Петербургского (Ленинградского) университета, где, занимаясь у известного
русского физика Абрама Иоффе, проявил себя активным студентом.
Окончив университет в 1917 г., в год свершения русской революции, С.
работал ассистентом на физическом факультете Томского университета в
Сибири. В 1920 г. по приглашению Иоффе С. вернулся в Ленинград, став
заместителем директора Петроградского (Ленинградского) физико-технического
института и руководителем его лаборатории электронных явлений. В
сотрудничестве с Петром Капицей С. предложил способ измерения магнитного
момента атома в неоднородном магнитном поле, описав экспериментальный
процесс в статье, которая была опубликована в 1922 г. Этот метод был
позднее успешно развит Отто Штерном и Вальтером Герлахом.
Проблема ионизации газов была, по-видимому, первой научной проблемой,
которая заинтересовала С. Еще будучи студентом университета, он опубликовал
свою первую статью, в которой говорилось о столкновениях между электронами
и молекулами. По возвращении из Томска С. занялся более глубокими
исследованиями процессов диссоциации и рекомбинации, в т.ч. потенциалом
ионизации металлов и паров солей. Результаты этих и других исследований
собраны в книге «Химия электрона», которую он написал в 1927 г. в
соавторстве с двумя своими студентами. С. интересовался также молекулярными
аспектами явлений адсорбции и конденсации паров на твердой поверхности.
Проведенные им исследования вскрыли взаимосвязь между плотностью пара и
температурой поверхности конденсации. В 1925 г. вместе с известным физиком-
теоретиком Яковом Френкелем он разработал всеобъемлющую теорию этих
явлений.
Другая сфера интересов С. в то время относилась к изучению электрических
полей и явлений, связанных с прохождением электрического тока через газы и
твердые вещества. Ученый, в частности, исследовал прохождение
электрического тока через газы, а также механизм пробоя твердых
диэлектриков (электрически инертных веществ) под действием электрического
тока. На основании этого последнего исследования С. и Владимир Фок,
прославившийся своими работами в области квантовой физики, разработали
теорию теплового пробоя диэлектриков. Это в свою очередь подтолкнуло С. к
проведению работы, которая привела к его первому важному вкладу в науку о
горении – созданию теории теплового взрыва и горения газовых смесей.
Согласно этой теории, тепло, выделяющееся в процессе химической реакции,
при определенных условиях не успевает отводиться из зоны реакции и вызывает
повышение температуры реагирующих веществ, ускоряя реакцию и приводя к
выделению еще большего количества тепла. Если нарастание количества тепла
идет достаточно быстро, то реакция может завершиться взрывом.
Вскоре после окончания этой работы в 1928 г. С. был назначен профессором
Ленинградского физико-технического института, где он помог организовать
физико-механическое отделение, а также ввел обучение физической химии. По
его настоянию и с помощью его коллег, заинтересованных в развитии
физической химии, лаборатория физики электрона превратилась в 1931 г. в
Институт химической физики Академии наук СССР, и С. стал его первым
директором. В 1929 г. он был избран членом-корреспондентом Академии наук
СССР, а в 1932 г. стал академиком.
К этому времени С. вел глубокие исследования цепных реакций. Они
представляют собой серию самоинициируемых стадий в химической реакции,
которая, однажды начавшись, продолжается до тех пор, пока не будет пройдена
последняя стадия. Несмотря на то что немецкий химик Макс Боденштейн впервые
предположил возможность таких реакций еще в 1913 г., теории, объясняющей
стадии цепной реакции и показывающей ее скорость, не существовало. Ключом
же к цепной реакции служит начальная стадия образования свободного радикала
– атома или группы атомов, обладающих свободным (неспаренным) электроном и
вследствие этого чрезвычайно химически активных. Однажды образовавшись, он
взаимодействует с молекулой таким образом, что в качестве одного из
продуктов реакции образуется новый свободный радикал. Новообразованный
свободный радикал может затем взаимодействовать с другой молекулой, и
реакция продолжается до тех пор, пока что-либо не помешает свободным
радикалам образовывать себе подобные, т.е. пока не произойдет обрыв цепи.
Особенно важной цепной реакцией является реакция разветвленной цепи,
открытая в 1923 г. физиками Г.А. Крамерсом и И.А. Кристиансеном. В этой
реакции свободные радикалы не только регенерируют активные центры, но и
активно множатся, создавая новые цепи и заставляя реакцию идти все быстрее
и быстрее. Фактический ход реакции зависит от ряда внешних ограничителей,
например таких, как размеры сосуда, в котором она происходит. Если число
свободных радикалов быстро растет, то реакция может привести к взрыву. В
1926 г. два студента С. впервые наблюдали это явление, изучая окисление
паров фосфора водяными парами. Эта реакция шла не так, как ей следовало
идти в соответствии с теориями химической кинетики того времени. С. увидел
причину этого несоответствия в том, что они имели дело с результатом
разветвленной цепной реакции. Но такое объяснение было отвергнуто Максом
Боденштейном, в то время признанным авторитетом по химической кинетике. Еще
два года продолжалось интенсивное изучение этого явления С. и Сирилом
Н. Хиншелвудом, который проводил свои исследования в Англии независимо от
С., и по прошествии этого срока стало очевидно, что С. был прав.
В 1934 г. С. опубликовал монографию «Химическая кинетика и цепные
реакции», в которой доказал, что многие химические реакции, включая реакцию
полимеризации, осуществляются с помощью механизма цепной или разветвленной
цепной реакции. В последующие десятилетия С. и другие ученые, признавшие
его теорию, продолжали работать над прояснением деталей теории цепной
реакции, анализируя относительные опытные данные, многие из которых были
собраны его студентами и сотрудниками. Позднее, в 1954 г., была
опубликована его книга «О некоторых проблемах химической кинетики и
реакционной способности», в которой ученый обобщил результаты открытий,
сделанных им за годы работы над своей теорией.
В 1956 г. С. совместно с Хиншелвудом была присуждена Нобелевская премия
по химии «за исследования в области механизма химических реакций». В
Нобелевской лекции С. сделал обзор своих работ над цепными реакциями:
«Теория цепной реакции открывает возможность ближе подойти к решению
главной проблемы теоретической химии – связи между реакционной способностью
и структурой частиц, вступающих в реакцию... Вряд ли можно в какой бы то ни
было степени обогатить химическую технологию или даже добиться решающего
успеха в биологии без этих знаний... Необходимо соединить усилия
образованных людей всех стран и решить эту наиболее важную проблему для
того, чтобы раскрыть тайны химических и биологических процессов на благо
мирного развития и благоденствия человечества».
После того как в 1944 г. С. был назначен профессором МГУ, он продолжал
публиковать свои работы по различным проблемам вплоть до 80-х гг. Его
объемная работа по окислению паров фосфора не потеряла своей актуальности и
сегодня, спустя 50 лет со дня ее создания. Во время второй мировой войны
Институт химической физики переехал в Москву. Многие направления проводимых
там исследований непосредственно связаны с первоначальными научными
интересами С., хотя теперь они осуществляются с помощью масс-спектрометрии
и квантовой механики.
Даже в последние годы жизни С., по словам его коллег, оставался
энтузиастом науки, творческой личностью, которую отличала бьющая через край
энергия. Он был высок и худощав, любил охотиться и работать в саду,
увлекался архитектурой. С. и Наталия Николаевна Бурцева, на которой он
женился в 1924 г., жили в Москве, где она преподавала пение. У супругов
родилось двое детей: сын и дочь. С. умер 25 сентября 1986 г. в возрасте 90
лет.
За работу по созданию теории цепных реакций С. в 1941 г. был удостоен
советской правительственной награды – Сталинской премии. Среди других его
наград – орден Ленина, орден Трудового Красного Знамени, золотая медаль
имени Ломоносова Академии наук СССР. Обладатель почетных степеней ряда
европейских университетов, С. был избран почетным членом Лондонского
королевского общества. В Академии наук СССР ученый занимал большое число
официальных должностей. Кроме того, он был избран членом академий многих
других стран, включая США.
4. Нобелевские лауреаты по физиологии и медицине
4.1. ПАВЛОВ, Иван
26 сентября 1849 г. – 27 февраля 1936 г.
Нобелевская премия по физиологии и медицине, 1904 г.
Русский ученый-физиолог Иван Петрович Павлов родился в Рязани, городе,
расположенном приблизительно в 160 км от Москвы. Его мать, Варвара
Ивановна, происходила из семьи священника; отец, Петр Дмитриевич, был
священником, служившим сначала на бедном приходе, но благодаря своему
пастырскому рвению со временем ставшим настоятелем одного из лучших храмов
Рязани. С раннего детства П. перенял у отца упорство в достижении цели и
постоянное стремление к самосовершенствованию. По желанию своих родителей
П. посещал начальный курс духовной семинарии, а в 1860 г. поступил в
рязанское духовное училище. Там он смог продолжить изучение предметов,
интересовавших его больше всего, в частности естественных наук; с
увлечением участвовал он в различных дискуссиях, где проявились его
страстность и настойчивость, сделавшие П. грозным оппонентом.
Увлечение физиологией возникло у П. после того, как он прочитал русский
перевод книги английского критика Георга Генри Леви. Его страстное желание
заняться наукой, особенно биологией, было подкреплено чтением популярных
книг Д. Писарева, публициста и критика, революционного демократа, работы
которого подвели П. к изучению теории Чарлза Дарвина.
В конце 1880-х гг. русское правительство изменило свое предписание,
разрешив студентам духовных семинарий продолжать образование в светских
учебных заведениях. Увлекшись естественными науками, П. в 1870 г. поступил
в Петербургский университет на естественное отделение физико-
математического факультета. Его интерес к физиологии возрос, после того как
он прочитал книгу И. Сеченова «Рефлексы головного мозга», но освоить этот
предмет ему удалось только после того, как он прошел обучение в лаборатории
И. Циона, изучавшего роль депрессорных нервов. Цион выяснял влияние нервов
на деятельность внутренних органов, и именно по его предложению П. начал
свое первое научное исследование – изучение секреторной иннервации
поджелудочной железы; за эту работу П. и М. Афанасьев были награждены
золотой медалью университета.
После получения в 1875 г. звания кандидата естественных наук П. поступил
на третий курс Медико-хирургической академии в Санкт-Петербурге
(реорганизованной впоследствии в Военно-медицинскую), где надеялся стать
ассистентом Циона, который незадолго до этого был назначен ординарным
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|