Боэций
В 10-й песне «Рая» среди 12 великих мудрецов Данте воспел  «безгрешный 
дух,  который  лживость  мира  являет  внявшему  его  словам».  Эти   строки 
посвящены  Боэцию,  «последнему  римлянину»,  включенному  затем   в   число 
наиболее почитаемых  учителей  средневековья.  Его  произведения  в  течение 
многих  веков   служили   фундаментом   средневековой   философии,   системы 
образования, литературы и теории музыки.  И  не  случайно  при  рассмотрении 
процесса   становления   раннесредневековой   культуры    проблема    иногда 
формулируется так: «Августин  или  Боэций?».  Тем  самым  уравниваются  роли 
Боэция,   завершавшего   языческую   античную   традицию,   и    крупнейшего 
христианского теолога.[1] 
      Аниций Манлий Торкват Северин Боэций родился в Риме около  480  г,  то 
есть в весьма драматичное для Европы время. В 476 г. пала  Западная  Римская 
империя, предводитель германцев Одоакр  низложил  ее  последнего  императора 
Ромула Августула и взял бразды  правления  в  свои  руки.[2]  На  развалинах 
империи возникли варварские королевства. В это время  складывалась  и  новая 
культура, сменявшая позднеантичную. 
      Боэций лишился отца еще в детстве и был взят  на  воспитание  Квинтом 
Аврелием Меммпем Симмахом –   консулом,  затем  главой  сената  и  префектом 
города Рима. В семье сенатора Симмаха Боэций получил  достойное  воспитание, 
а в дальнейшем при его содействии и превосходное образование. Дочь  Симмаха, 
Рустициана, стала потом его женой. 
      По праву рождения Боэций принадлежал к высшей римской  знати,  являлся 
наследником знаменитых родов Анициев и  Манлиев,  давших  стране  выдающихся 
полководцев и государственных деятелен.  Богатый  род  Анициев  находился  в 
непосредственном родстве с византийскими императорами. Отец  философа,  тоже 
Боэций, служил консулом; его дед сражался бок о бок  с  Аэцием,  победителем 
гуннов на Каталаунских полях, а затем  разделил  его  участь,  пав  от  руки 
наемных убийц. Таким образом, происхождение Боэция   уже  предвосхитило  его 
будущее. 
      Боэций уже  в  молодые  годы  отличался  незаурядной  ученостью.  Едва 
перешагнув рубеж 20-летия, он написал цикл трактатов по арифметике,  музыке, 
геометрии и астрономии. До нас  дошли  два:  «Наставления  к  арифметике»  и 
«Наставления  к  музыке»,  написанные  на  классическом   латинском   языке, 
отмеченные точностью формулировок и  четкой  интерпретацией  положений.  Эти 
трактаты надолго  определили  развитие  средневековой  системы  образования, 
став самыми популярными учебниками. Даже в XV в.  немецкий  теоретик  музыки 
Адам из Фульды упрекал учеников: «Несчастные, позорно не знать,  что  сказал 
Боэций в своих «Наставлениях к музыке». В Оксфордском университете по  этому 
трактату обучались вплоть до XVIII столетия. 
      О начале  политической  карьеры  Боэция  мы  почти  ничего  не  знаем. 
Известно только, что он рано становится сенатором, а в 510 г.—  консулом.  О 
своем консульстве Боэций упоминает в написанном в том  же  году  комментарии 
на «Категории», где он сетует на то, что  «общественные  дела  не  оставляют 
ему теперь времени на научные занятия». 
      Последующие годы Боэций посвятил в  основном  философским  изысканиям. 
Он проделал огромную работу, переведя на латинский язык  значительную  часть 
«Органона» Аристотеля, что составило фрагмент  запланированного  им  дела  — 
дать  латинские  версии  и  прокомментировать  все   сочинения   Платона   и 
Аристотеля,  чтобы  показать  внутреннее  единство  величайших   философских 
систем  античности.  До  XII  в.  труды  Аристотеля  Западная  Европа  знала 
преимущественно по переводам и комментариям Боэция. Им были  написаны  также 
комментарии  к  «Введению»  Порфирия  в  «Комментарии»   Аристотеля,   затем 
комментарии к «Топике» Аристотеля  и  «Топике»  Цицерона.  В  процессе  этой 
работы Боэций заложил  наряду  с  Аврелием  Августином  основы  философского 
метода, впоследствие получившего название схоластического.[3] 
      Боэций не случайно считается  «отцом  схоластики»(.  Он  сформулировал 
основной круг проблем, впоследствии  дебатировавшихся  ею.  Знаменитый  спор 
между  номиналистами  и  реалистами  об  универсалиях  получил   толчок   от 
Боэциевой   интерпретации   этой   представленной   еще   у   Аристотеля   и 
перипатетиков проблематики.  Влияние  сочинений  Боэция  испытали  Ноткер  и 
Росцолин, Пьер Абеляр и  Фома  Аквинский.  Его  произведения,  затрагивающие 
логическую  проблематику,  входили  в  число  обязательных  для  изучения  в 
Парижском университете, одном из основных центров средневековой философии. 
       Говоря  о  значении  творчества  Боэция,  необходимо  отметить,  что 
произнося слова «субстанция»,  «эссенция»,  «персона»,  «интеллектуальный», 
«рациональный»,   «иррациональный»,    «спекулятивный»,    «предикативный», 
«натуральный», «формальный», «темпоральный», «суппозиция»,  «субсистепция», 
«субституция», «субальтернация», «дескрипция»,  «дефиниция»,  «акциденция», 
«атрибут»,  «антецедент»,  «консеквент»  и  многие  другие  латинизмы,  без 
которых  уже  трудно  обойтись  нашему  философскому  и   научному   языку, 
современный европеец не подозревает,  что  он  пользуется  этими  терминами 
именно благодаря Боэцию, который в то далекое и почти забытое теперь  время 
отчасти сам их придумал, отчасти впервые определил и  ввел  в  литературный 
оборот почти в том же самом значении, в каком мы их сейчас  употребляем.[4] 
На этом научно-философском языке Боэция беседовали в средневековых школах и 
университетах; на нем,  считая  его  уже  чем-то  естественным  и  обычным, 
говорили знаменитые философы XVII в. Им же все еще пользуемся  и  мы,  хотя 
воспринят он нами не прямо от Боэция. Без огромной и  столь  важной  работы 
Боэция  по  выяснению,  уточнению,  переводу  и  детализации   философской, 
логической терминологии очень трудно представить себе весь  дальнейший  ход 
развития средневековой схоластики, получившей в результате этого  труда  не 
только необходимый терминологический аппарат, но и методику  доказательств. 
Ценность его деятельности в этом  направлении  состоит  также  в  выработке 
метода философствования. 
       Боэций  занимался  обоснованием  системы  образования  и   созданием 
соответствующих латинских  учебников,  обобщавших  и  интерпретировавших  в 
доступной (но не примитивной) форме достижения греков в области арифметики, 
музыки, геометрии и астрономии. Особенно показательно,  что  уже  в  начале 
своей  деятельности  он  понимал  необходимость  не  только   популяризации 
античного знания, но и  целенаправленного  определения  структуры  и  новых 
задач  обучения.  Боэций  окончательно  обосновал  и  закрепил   формальное 
разделение системы «семи свободных искусств» на две ступени —  «тривиум»  и 
«квадривиум»[5]. 
      Литературное  наследие  Боэция  включает  в   себя   более   двадцати 
произведений, которые можно распределить по  четырем  тематическим  группам: 
1) учебные руководства по  «свободным  наукам»;   2)  сочинения  по  логике, 
включая переводы,  комментарии  и  трактаты;  3)  теологические  работы;  4) 
художественно-философская работа «Утешение Философией», которая  до  нас  не 
дошла.[6] 
      В целом труды Боэция все же довольно хорошо  сохранились.  Древнейшие 
из сохранившихся рукописей сочинений Боэция датируются VI  веком,  многие  — 
IX,  X,  XI  веками.  Уже  в  XV  в.  итальянские  гуманисты  на   основании 
средневековых кодексов определили более  или  менее  точно  полный  комплекс 
сочинений Боэция, и тогда же его работы были изданы типографски  Позднее,  в 
1546 г. в Базеле Глареан осуществил  издание, которое,  повторенное  в  1570 
г., остается и по сей день последним полным собранием текстов Боэция. 
      В  средние  века  произведения  Боэция  служили  одним   из   главных 
источников философской образованности, а поэтому содержащиеся  в  них  идеи, 
образы и формулировки, способы рассуждения и даже иллюстрирующие их  примеры 
довольно  скоро  стали   для   западного   европейца   чем-то   само   собой 
разумеющимся,  некими  «общими   местами»,   так   что   упоминать   об   их 
происхождении уже тогда считалось необязательным. 
      Через все западное средневековье прошла  тема  «утешающей  Философии» 
(или – Теологии», как у парижского мистика Герсона)  и  тема  «превратностей 
фортуны», нашедшая себе место и в  серьезных  богословских  трактатах,  и  в 
куртуазных романах, и в вольной поэзии трубадуров. А ведь темы эти  вошли  в 
обиход средневековой культуры именно через Боэция,  через  самое  знаменитое 
его сочинение — «Утешение  Философией»,  бывшее  много  столетий  настольной 
книгой каждого образованного человека на  Западе.  Не  менее  глубокий  след 
оставили его логические сочинения, особенно  его  комментарии  на  Порфирия. 
Как раз отсюда пришла в  средние  века  затронувшая  почти  всех  выдающихся 
латинских мыслителей этой эпохи  проблема  универсалий.  Проблема  эта  жила 
потом уже собственной жизнью, но введена она была все-таки Боэцием. 
      Собственным содержанием  средневековой  мысли  стали  многие  темы  и 
проблемы, выдвинутые Боэцием  в  его  теологических  трактатах,  а  также  в 
работах математического цикла. 
      Боэциевский компонент средневековой  культуры,  уже  почти  полностью 
интегрированный и «обобществленный», был передан Возрождению, а  через  него 
был  унаследован  национальными  культурами  Нового  и  Новейшего   времени. 
Конечно,  отнюдь  не  чтение  трудов  Боэция  привлекло  к  проблеме   общих 
сущностей («универсалий») столь серьезное внимание Спинозы,  Гоббса,  Локка, 
Гегеля, а затем — Брэдли, Кроче, Рассела и многих  других.  И  все-таки  нет 
сомнений, что каждый из этих мыслителей остается обязанным  Боэцию.  Сегодня 
Боэция читают немногие, но это не исключает,  что  многие,  не  ведая  того, 
пользуются  материалом,  вошедшим  когда-то  в  культуру  именно  через  его 
произведения. 
      Что же касается «Утешения», то это  была  не  только  одна  из  самых 
читаемых и обсуждаемых латинских книг средних  веков,  но  это  была  еще  и 
книга, сыгравшая свою особую роль в  формировании  национальных  европейских 
культур: английской, провансальской и итальянской. 
      Еще  в  девятом  веке  англо-саксонский   король   Альфред   Великий, 
покровитель просвещения и сам поэт, перевел эту  книгу  на  староанглийский, 
таким образом «Утешение Философией» стало  одним  из  древнейших  памятников 
англоязычной литературы. Войдя в нее с благословения и  при  прямом  участии 
легендарного короля, книга надолго  сохранила  в  этой  литературе  значение 
вдохновляющего образца  и  примера  для  подражания.  Среди  переводчиков  и 
подражателей «Утешения»  значатся  такие  имена,  как  Чосер,  Томас  Мор  и 
королева Елизавета Тюдор.  Прямо  или  косвенно  «Утешение»  повлияло  и  на 
Шекспира. Ведь не случайно  основной  мотив  шекспировской  драматической  и 
лирической поэзии — тот же, что и лейтмотив  книги  Боэция:  непредсказуемые 
превратности  человеческой  судьбы  и  величие  возвышающегося  над  судьбой 
свободного человеческого духа. 
      В итальянской литературе влияние «Утешения» прослеживается с  момента 
ее  возникновения.  Очень  отчетливо  оно  выразилось   у   Данте,   который 
использовал приемы Боэция в «Пире», подражал ему в «Новой жизни, а  в  своей 
бессмертной «Комедии» поместил его в  Раю  среди  главных  докторов  церкви, 
увековечив его в стихах. 
      Несколько особняком стоят теологические трактаты  Боэция.  В  средние 
века под его именем было известно более  десяти  различных  произведений  по 
вопросам христианской догматики. Наиболее известным из  них  было  сочинение 
«О Троице», которое прокомментировал Фома Аквинский. Начиная с XVIII  в.,  в 
литературе о Боэции неоднократно высказывалось мнение, что эти  трактаты  не 
принадлежат перу Боэция, однако обнаруженный  Холдером  и  опубликованный  и 
1877 г. Г. Узенером фрагмент из утраченного  сочинения  Кассиодора,  бывшего 
квестора короля Теодориха, в котором сообщается, что Боэций написал книгу  о 
святой Троице, некоторые сочинения по  вопросам  догматики  и  книгу  против 
несториан,   позволяет   признать    указанные    трактаты    принадлежащими 
философу[7]. 
      Из философских авторитетов раннего западноевропейского  средневековья 
Боэций был, пожалуй, вторым после Августина, а в логике  —  даже  и  первым. 
Высок был его престиж  и  в  теологии. 
      Сохранилось также мнение о заслугах Боэция, принадлежащее грамматику, 
причем одному из крупнейших в античном мире. Речь идет о современном  Боэцию 
латинском грамматике Присциане, жившем при византийском дворе.  В  одном  из 
своих сочинений он писал: «Боэций достиг всеобщего признания и  вершин  всех 
наук», имея в виду, наверное, и саму грамматику. 
      Таким образом, еще  при  жизни  Боэций  достиг  славы  универсального 
ученого,  проявившего  себя  во  всех  так   называемых   «свободных»,   или 
«благородных», науках, т. е.  как  в  словесных  —  грамматике,  риторике  и 
диалектике, так и в математических —  арифметике,  геометрии,  астрономии  и 
музыке. Но слава  истинного  философа  и  выдающейся  исторической  личности 
пришла к нему все же только после смерти.  Первым,  кто  именно  так  оценил 
значение Боэция,  был  византийский  историк  VI  в.  Прокопий  Кесарийский, 
который  оказал  о  Боэции,  что  он  «превзошел  всех   других   римлян   и 
чужестранцев своими деяниями в философии и справедливостью» . 
      В 522 г. закончился пик карьеры Боэция. Вскоре после  ложного  доноса 
он был обвинен в государственной  измене,  тайных  сношениях  с  Византией, 
выслан в Тичин. В 525 г. философ был казнен.  Его  гибель  была  следствием 
распада временного союза римлян и готов.  Боэций  стал  жертвой  Теодориха, 
важнейшие социальные и политические начинания которго  претерпели  к  этому 
времени  неудачу.  Так  закончился  блестящий  жизненный  путь  выдающегося 
деятеля культуры, науки, философии Боэция. 
----------------------- 
[1] В.И. Уколова. «Последний римлянин» Боэций // Вопросы истории.-1981.-№2.- 
С.183 
[2] В.И. Уколова. Античное наследие и культура раннего средневековья.- 
М.:Наука.-1989.-С.29 
[3] В.И. Уколова. «Последний римлянин» Боэций // Вопросы истории.-1981.-№2.- 
С.185 
( Схоластика – религиозно-философские учения западноевропейского 
средневековья и Нового времени, которые в противоположность мистике видели 
путь постижения бога в логике и рассуждении, а не в сверхразумном 
созерцании и чувстве. (Философская энциклопедия.-Т.5.-С.170) 
[4] Майоров Г.Г. Судьба и дело Боэция // Боэций. «Утешение Философией» и 
другие трактаты.-М.:Наука.-1990.-С.316 
[5] Уколова В.И. Мировоззрение Боэция и античная традиция // Вестник 
древней истории.-1981.-№3.-С.78 
[6] Майоров Г.Г. Там же.-С.334 
[7] В.И. Уколова. Мировоззрение Боэция и античная традиция // Вестник 
древней истории.-1981.-№3.-С.79 
   
 |