Меню
Поиск



рефераты скачатьПетр I - великий полководоц, pефоматоp

этот фактор не дал возможности Петру пойти дальше и глубже в своих

преобразованиях. Оппозиция зачастую играла тормозящую роль в продвижении

реформ.

Большим ударом для Петра было то , что в оппозиционные круги

вошел его сын Алексей. Петр не раз пытался привлечь Алексея к своим делам и

заботам, но царевич проявлял к этому полнейшее равнодушие.“ Наконец, 27

октября 1715 г. Петр поставил сына перед выбором: либо тот одумается и

вместе с отцом возьмется за дело, или отречется от престолонаследования..

На требование отца определить свое место в жизни, Алексей ответил, что

согласен постричься в монахи.“1 Но в действительности у Алексея не было

желания вести монашескую жизнь. Алексей видел для себя выход в бегстве за

границу. Царевич бежал в Австрию, где ему было тайно предоставлено убежище.

Спустя короткое время он был найден и 31 января 1718 г. привезен в Москву.

Получив прощение отца он подписал заранее приготовленный манифест об

отречении от престола. После этого царевич раскрыл всех своих сообщников,

которые были осуждены , казнены или сосланы в Сибирь. После этих событий

марта 1718 г. царский двор переехал в Петербург. ”Страх за свою жизнь

замутил Алексею рассудок. Во время допросов он лгал, оговаривал других,

чтобы умалить свою вину. Но Петербургский этап розыска установил его

бесспорную вину. 14 июня 1718 г. Алексея взяли под стражу и посадили в

Петропавловскую крепость. Суд , состоявший из 127 важных чинов, единогласно

объявил царевича достойным смерти. 24июня 1718 г. Алексею объявили смертный

приговор за государственную измену.”2

СОЗДАНИЕ АРМИИ И ФЛОТА.

От своих предшественников Петр унаследовал большую военную силу.

Московское государство ХVII века было в состоянии выставить армию более чем

в 200 000 человек. Но эта огромная армия была очень неоднородной по составу

и обучению. Ядро московской армии составляло ополчение. Таким образом, это

огромное военное формирование мало походило на регулярную армию. Армия

доставшаяся Петру была наследственной , она находилась на самообеспечении.

Каждый воин шел в поход и содержал себя в войске на собственные средства.

Никакого особого обучения в армии не существовало, точно так же как и не

было и однородного обмундирования, и вооружения. Руководящие должности в

армии занимались в связи не с заслугами или специальным образованием, а ,

как говорилось по породе. Другими словами, армия не являлась той силой,

которая могла бы оказать сопротивление современной ей европейской армии, от

которой к концу ХVII века она более чем отставала.

“Еще отец Петра ,Алексей Михайлович, предпринимал попытки

переустройства армии. При нем в 1681 г. была создана комиссия под

председательством князя В.В. Голицина, которая должна была изменить

устройство армии. Были проведены некоторые изменения: армия стала более

структурированной, теперь она делилась на полки и роты, также были

назначены офицеры в зависимости от опыта и заслуг ,а не от происхождения.

12 января 1682 г.Боярская Дума приняла постановление, в котором говорилось,

что старшим офицером может стать и незнатный человек, но опытный и знающий,

и все независимо от происхождения должны ему подчиняться.”1

Благодаря этим изменениям московское войско стало более

организованным и структурированным. Но все же эту военную организацию

нельзя было назвать реальной регулярной армией из-за огромного количества

пережитков, сохранившихся с давних времен, некоторые из них относились еще

к временам царствования Василия III.

Таким образом Петр получил армию хоть и не удовлетворявшую всем

требованиям военной науки, но в какой-то мере уже подготовленной к

дальнейшим преобразованиям.

С раннего детства Петра увлекало военное дело .В селах , в

которых жил маленький царь, создал два “потешных“ полка: Семеновский и

Преображенский- уже совершенно по новым правилам, отвечавшим европейским

стандартам. К 1692 г. эти полки были окончательно сформированы. По их

образцу позже были созданы и другие полки.

“В 1699г.Петр велел произвести общий рекрутский набор и начать

обучение новобранцев, по образцу Преображенского и Семеновского полков, в

связи с подготовкой к войне со Швецией. Это мероприятие дало 25 новых

пехотных полков и 2 кавалерийско-драгунских. Вся армия была разделена на

генеральства.“1 Для новобранцев был составлен особый артикул , участие в

составлении которого принимал сам царь. Петровская армия была обмундирована

по образцу немецкой пехоты. Был создан специальный военный суд, особое

ведомство, занимавшееся вопросами продовольственного обеспечения армии -

теперь армия содержалась за государственный счет.

После погрома под Нарвой в 1700г. Петр снова начинает проводить

преобразования и обучение военному делу в армии: изучается новая тактика

ведения боя, идут регулярные учения новых солдат.

Таким образом в первом десятилетии ХVIII в. российская армия уже

существенно отличалась от той , которая досталась в наследство Петру. Эта

армия явилась той силой , которая могла оказать реальное сопротивление, а

после победы в Северной войне она заставила всю Европу взглянуть на Россию

, как на сильную державу.

Петр оставил после себя военную организацию, доказавшую свои

блестящие боевые качества и составляющую одну из бесспорных и славных

заслуг Преобразователя. Важное значение для организации армии имела табель

о рангах, но она имела значение и для штатских организаций. Этот

законодательный акт определил порядок прохождения службы как военных так и

штатских чиновников. Табель предусматривала постепенное продвижение вверх

по служебной лестнице, но не исключала возможности обратного движения.

|Чины военные | |штатские чины | Классы |

|Морские |Сухопутные | | |

|Генерал-адмирал |Генералиссимус |Канцлер | |

| |Фельдмаршал | |I |

|адмирал |Генерал по |Ответственный | II |

| |артиллерии; |тайный советник.| |

| |генерал от | | |

| |кавалерии; | | |

| |генерал от | | |

| |инфантерии. | | |

| вице-адмирал. |Генерал-лейтенан|Тайный советник.| |

|Контр-адмирал |т; |Действительный |III- IV |

| |генерал-майор. |статский | |

| | |советник. | |

|капитан-командор|Бригадир |Статский | |

| | |советник. |V |

|Капитан I ранга.|Полковник. |Коллежский | |

| | |советник. |VI |

|Капитан II |Подполковник. |Надворный | |

|ранга. | |советник. |VII |

|Флота |Майор. |Коллежский | |

|капитан-лейтенан| |асессор. | |

|т. | | |VIII |

|Артиллерийский | | | |

|капитан. | | | |

|III рапга. | | | |

|Флота лейтенант.|Капитан или |Титулярный | |

|Артиллерийский |ротмистр. |советник. |IХ |

|капитан. | | | |

|Артиллерийский |Штабс-капитан |Коллежский | |

|лейтенант. |или |секретарь. |Х |

| |штабс-ротмистр. | | |

| | |Сенатский | |

| | |секретарь. |ХI |

|Флота мичман. |Поручик |Губернский | |

| | |секретарь. |ХII |

|Артиллерийский |Поручик |Сенатский | |

|констебль. | |регистратер. |ХIII |

| |Прапорщик или |Коллежский | ХIV |

| |корнет. |регистратор. | |

Табель была объявлена 24 января 1722года. Указ о табели не допускал каких-

либо нарушений в порядке прохождения службы.

Огромное значение Петр придавал военно-морскому флоту, его

созданию и развитию. Неудачи первого Азовского похода очень ясно показали,

что без сколько-нибудь сильного флота причерноморскую крепость взять

невозможно. Поэтому Петр отдает указ о построении флотилии. Созданная в

одну зиму флотилия была проведена по мелким рекам к Азову. Флотилия стояла

в чужом море, где не было ни одной гавани, которая бы принадлежала ей.

Корабли этой флотилии были построены из мерзлого дерева и ,по словам

иностранных экспертов , годились лишь на дрова. Петр делал все возможное со

своей стороны для укрепления и развития флота, по этой причине на смену

малограмотным мастерам были приглашены английские и голландские мастера,

которые славились своим мастерством в этом деле.

Возникли арсеналы и портовые мастерские. Наскоро были обучены

матросы и офицеры. Было устроено общее управление флотом; адмирал Крюйс

составил правила морской службы. И уже в 1710г. Черное море пересекали

русские корабли.

Еще до начала войны со шведами ,начинаются столкновения с ними.

Петр понимает ,что без военного флота ему не овладеть Невой и ее устьями.

Ввиду этого Петр начинает постройку нового флота и берет в ней сам активное

участие наравне с мастерами-плотниками, кузнецами и др. .Русские суда

строили по лучшим английским и голландским чертежам. Отрицательное влияние

на развитие флота оказывала отдаленность верфей от моря. Это обусловило

необходимость позаботиться об обустройстве кораблестроения в Петербурге,

строительство корабельных мастерских началось 5 ноября 1704года.

“Первыми русскими матросами были те же “потешные“. Петр начал

заботиться о создании личного состава флота еще в 1697году:он отправил

несколько партий учеников в Венецию, Англию и Голландию. В 1699г. они

вернулись обратно в Россию .Надеясь обнаружить глубокие познания в

корабельном и морском деле у учеников, Петр делает им экзамен в городе

Воронеже. Из всех учеников, хотя бы удовлетворительно, экзамен выдержали

только 4 человека.“1 Ощущалась острая нехватка квалифицированных кадров,

поэтому Петру пришлось нанять матросов, офицеров и кораблестроителей в

Англии и Голландии.

Детище Петра - Российский флот не раз сыграл важную роль в жизни

государства. Первая победа русских на море-победа у мыса Гангут, в

результате которой Петр заполучил Финляндию. Эта победа доказала военную

мощь и знание морского дела . После победы у м. Гангут Петр стал проводить

довольно дальние военные рейды. Русский флот становился все сильнее и

опытнее. Он стал флотом, который уважали державы-обладательницы крупнейших

флотов: Англия, Дания, Голландия. ярким примером этого было событие 1716г.:

Петру I предложили командовать флотами четырех держав( Дания, Англия,

Голландия, Россия) для охраны торговых кораблей от шведских каперов. Это

событием огромной важности для Петра и он проявил себя наилучшим образом в

этой кампании.

Таким образом Петр I вывел Россию в ранг морских держав. В

большей степени благодаря именно военно-морскому флоту удалось “прорубить

окно в Европу”, что оказало свое влияние на дальнейшее развитие империи и

укрепления ее могущества.

РЕФОРМЫ ВЛАСТИ ,БЫТА, КУЛЬТУРЫ

Старые обветшалые органы управления были уже непригодны для

дальнейшего употребления и необходимость в преобразовании системы

управления была вызвана настоятельной потребностью того времени.

Административные преобразования Петр I начал проводить в конце

ХVII в., но они проходили в очень сложных условиях. Наряду с новыми

органами администрации существовали старые сильно устаревшие их формы -

такое сочетание столь различных и несоответствующих друг другу органов

привело к тому, что они не только мешали , но и вредили друг другу. Новые

сподвижники Петра одетые и снаряженные на европейский лад стояли рядом с

окольничими, кравчими, постельничими; старые приказы красовались рядом с

учреждениями Нового образования. Главной же проблемой являлось то, что

новые учреждения заимствовали у западных только форму, а остался прежним.

Другими словами, старое содержание перелили в новую форму, но от этого же

оно не изменилось. Это противоречие привело к тому, что принцип действия

новых органов остался старым. ”В 1708г. была проведена административно-

территориальная реформа, следствием которой было создание 8 крупных

губернаторств. Это решение было вызвано войной, т.к. сколько новых единиц ,

столько ядер новых военных организаций. Результатом этой реформы уже в

1709г. проявился в ходе битвы под Полтавой.“1 Созданные губернаторства

представляли собой военные и финансовые округа. Решение о создании

губернаторств было тесно связано с делами казначейства: ранее

существовавшая система поступления доходов предполагала то , что это

поступление должно быть централизованным а в роли центра выступала Ратуша.

Но у Петра были свои планы, сосредоточение доходов в Ратуше привело бы к

тому, что средства были бы неминуемо распределены между различными

учреждениями, имевшими своих представителей в городской управе; а царь

намеривался большую часть доходов использовать на военные цели.

Разъединенные, без непосредственной связи с государством, кроме как воли

царя, губернаторства должны были ему в этом помогать. Это и являлось

основной причиной их создания. У новоучрежденных администраций не было

четко определенных функций и полномочий, но главной возлагаемой на них

задачей было пополнение военной казны. Возник конфликт, т.к. царь думал об

увеличении поступлений в казну от созданных администраций , а те считали

себя обязанными защищать свои интересы. Петр прибегнул к обычному приему:

указом от 6 июня 1712 г. деньги были просто отобраны и переданы

Адмиралтейству. Это средство оказалось настолько удачным, что его стали

применять довольно часто, следствием этого было быстрое истощение

финансовых ресурсов. ”Никто не согласовывался с росписью доходов и

расходов. Царил полнейший беспорядок.“ 1

Система управления являлась очень сложным и запутанным

механизмом. Созданная система подчинения губернаторств клонилась к тому ,

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.