Меню
Поиск



рефераты скачатьПетр Первый

Петр Первый

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение . . . . . . . . . . 3

Обучение малолетнего Петра . . . . . . . 6

События 1682 года . . . . . . . 6

Пётр в Преображенском . . . . . . . . 7

Низвержение царевны Софьи. Правление царицы Натальи . . 9

Азовские походы. Кумпанства . . . . . . . 11

“Великое (чрезвычайное) посольство” 1697 - 1698 годов . . .

11

Первые преобразования и стрелецкий розыск . . . . 13

Начало Северной войны. Военные действия 1701 - 1706 годов. Полтава.. 13

Второй этап северной войны. Прутский поход. Персидская война . 16

Ништадский мирный договор . . . . . . . 18

Внутриклассовая и классовая борьба в первой четверти XVIII века .

18

Обострение классовой борьбы. Астраханское восстание . . .

19

Народное движение 1707 - 1708 годов . . . . . .

19

Реформы Петра I. Их характер . . . . . . . 20

I. Реформа органов власти и управления . . . . .

21

II. Военная реформа . . . . . . . . 23

III. Устройство сословий

1. Служивое сословие . . . . . . . . 23

2. Городское сословие (посадские и городские люди) . .

24

3. Крестьянство . . . . . . . . .

25

IV. Церковная реформа . . . . . . . . 26

V. Финансовые меры . . . . . . . . 26

VI. Реформы в области культуры и быта . . . . . 27

Итоги преобразований . . . . . . .

29

Литература . . . . . . . . . 33

ВВЕДЕНИЕ

Изменения во всех отраслях и сферах социально-экономической и

политической жизни страны, которые постепенно накапливались и назревали в

XVII веке, переросли в первой четверти XVIII века в качественный скачок.

Московская Русь превратилась в Российскую империю. В её экономике, уровне и

форме развития производительных сил, политичевком строе, структуре и

функциях органов власти, управления и суда, в организации армии, классовой

и сословной структуре населения, в культуре страны и быту народа произошли

огромные изменения. Коренным образом изменилось место и роль России в

международных отношениях того времени.

Все эти изменения происходили на основе феодально-крепостнического

строя, который постепенно становился главным тормозом для прогрессивного

развития страны, вступал в стадию своего разложения. В стране всё более

отчётливо проявлялись симптомы зарождения и развития новых

капиталистических отношений.

В связи с этим уже в первой четверти XVIII века прослеживается

главное противоречие, свойственное периоду позднего феодализма. Интересы

самодержавно-крепостнического государства и класса феодалов в целом,

общенациональные интересы страны требовали развития производительных сил,

активного содействия развитию промышленности, торговли, ликвидации технико-

экономической отсталости страны. Но для решения этих задач было необходимо

сокращение сферы деятельности крепостничества, образование рынка

вольнонаёмного труда, ограничение и ликвидация сословных прав и привилегий

дворянства. Происходило же прямо противопложное: распространение

крепостничества вглубь и вширь, консолидция класса феодалов, закрепление,

расширение и законодательное оформление его прав и привилегий. Поэтому

развитие прмышленности, товарных отношений, укрепление мощи государства

сопровождалось резким ростом крепостнической эксплуатации, помещичьего

произвола, укреплением власти дворян и чиновничье-бюрократического аппарата

самодержавия. Это обостряло основное противоречие между господствующим

классом и различными категориями крепостного крестьянства, составлявшего

более 90% населения страны. Замедленность формирования буржуазии и

превращения её в класс, противостоящий классу феодалов-крепостников,

приводило к тому, что купечество и заводчики оказывались втянутыми в сферу

крепостнических отношений.

Сложность и противоречивость исторического развития страны в это

время определили крайнюю противоречивость деятельности Петра I и

осуществлённых им реформ. С одной стороны, они имели огромное прогрессивное

значение , шли навстречу общенациональным интересам и потрбностям,

способствовали значительному ускорению исторического развития страны и были

нацелены на ликвидацию её отсталости.

С другой стороны - осуществлялись крепостниками, крепостническими

методами и были направлены на укрепление их господства. Поэтому

прогрессивные преобразования петровского времени с самого начала несли в

себе консервативные черты, которые в ходе дальнейшего развития страны

выступали всё сильнее и, вместо того, чтобы ликвидировать отсталость,

консервировали её. В результате петровских преобразований Россия быстро

догоняла те европейские страны, где сохранялось господство феодально-

крепостнических отношений, но она не могла ликвидировать отсталость от

стран, вставших на капиталистический путь развития.

Эта сложность и противоречивость со всей силой проявилась и в

преобразовательной деятельности Петра I, которая отличалась неукротимой

энергией, невиданным размахом, смелостью в ломке отживших учреждений,

законов, устоев и уклада жизни и быта. Прекрано понимая значение развития

торговли и промышленности, Пётр I осуществил ряд мероприятий,

соответствовавших интересам купечества. Но он же укреплял крепостные

порядки, обосновывал режим самодержавного деспотизма. Действия Петра I

отличались не только решительностью, но и крайней жестокостью

“нетерпеливого самовластного помещика”.

При подготовке реферата были использованы труды таких величайших

историков, как С.М. Соловьёв, В.О. Ключевский, С.Ф. Платонов. Современная

точка зрения на петровские преобразования изучалась с помощью работы М.Т.

Белявского.

Сергей Михайлович Соловьёв. В своих чтениях Соловьёв глубоко

анализирует деятельность Петра I, её итоги, взгляды западников и

славянофилов на дела Петра Великого. Он подчёркивает громадность

преобразований и продолжительность влияния дел Петра на историческое

развитие России. Знаменитый историк осуждает взгляды как западников, так и

славянофилов, считая, что они не смогли глубоко изучить все процессы,

которые происходили во время царствования Петра. Он осуждает благоговейное

уважение к делам Петра одних и резкое порицание других. Заслуга Соловьёва

состоит в том, что он один из первых видит, что вся деятельность Петра была

обусловлена предшедствующим развитием России, он обращается к допетровской

истории, чтобы понять, откуда произошёл этот переворт, для чего он

понадобился. В этот период, считает историк, в жизни русского народа

произошёл переход из одного возраста в другой - из возраста, в котором

преобладает чувство, в возраст, в котором господствует мысль. Соловьёв

бережно относится к наследию Петра, высоко оценивает его личность как

преобразователя.

Василий Осипович Ключевский. Образ Петра I складывается у Ключеского

долго и сложно. Так в “Исторических портретах” знаменитый историк развивает

мысль Соловьёва об исторической обусловленности деятельности Петра I как

“вождя”, почувствовавшего потребности народа и проводившего свои

преобразования совместно с народом. Ключевский отмечал неослабное чувство

долга и мысли Петра об общественном благе и то, как они влияли на

окружающих. Однако, он неоднозначно рассматривал итоги преобразований Петра

Великого, замечал несоответствие между их замыслом и результатами.

Ключевский писал, что бюрократизация вела к массовому казнокрадству и

другим должностным преступлениям. Позднее, в начале ХХ века, всё более

проявлялась интимонархическая позтция Ключевского. Он укоряет Петра за

самодурство, деспотизм, нежелание понимать народ ради достижения

поставленных задач и т. п.

Сергей Фёдорович Платонов. Основа всего жизненного труда Платонова -

стремление избежать тенденциозности, подгонки фактов под предвзятую схему.

Именно с эих позиций он подходит к оценке петровских преобразований.

Отвергнув тенденциозные, похвальные и пренебрежительные трактовки его

личности и деятельности, высоко оценив “богатство природных способностей

Петра” как полководца и гражданского администратора, Платонов не стремится

к оценкам, а делает простой вывод из анализа фактов о том, что в созданном

Петром “государстве не было ни привелегированных лиц, ни привелегированных

групп, и все они были уравнены в одинаковом равенстве бесправия перед

государством”.

В энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона даётся сжатое и сухое

изложение петровского периода. Краткость изложения основных фактов жизни и

деятельности Петра Великого переплетается здесь с обширным статистическим

материалом. Именно здесь можно найти многие интересные цифры, выражающие

некоторые экономические показатели того времени. Много внимания уделено

международному положению России и его изменению в связи с событиями

петровской эпохи. Словарь представляет собой интереснейшее дополнение к

другим источникам информации о деятельности Петра Великого.

История СССР, несмотря на то, что была издана в 1975 году,

представляет собой источник многих очень важных фактов и оценок. Учебник

был написан для исторических факультетов ВУЗов и в нём даётся серьёзный

анализ всем событиям петровской эпохи.

* * *

Пётр Алексеевич Романов (Пётр I, Пётр Великий) - первый император

всероссийский, родился 30 мая 1672 года, от второго брака царя Алексея

Михайловича с Натальей Кирилловной Нарышкиной, воспитаницей боярина А.С.

Матвеева. Пётр был четырнадцатым ребёнком царя Алексея и первым от его

второго брака. Первая жена царя, дочь И.Д. Милославского Марья Ильинична,

умерла, оставив ему двух сыновей Фёдора и Ивана, и много дочерей. Таким

образом при царе Алексее в царском семействе два враждебных друг другу

круга родных: старшие дети царя с Милославскими и Наталья Кирилловна с

сыном и роднёй. Дело в том, что царевичи Фёдор и Иван не отличались

физической крепостью и не подавали надежды на долголетие, а младший царевич

Пётр цвёл здоровьем, поэтому, несмотря на то, что он был самым младшим из

братьев, именно ему было суждено стать царём. На это и надеялись Нарышкины,

но этого очень боялись Милославские, и только страх перед царём Алексеем

сдерживал проявления семейной вражды.

Со смертью царя Алексея Михайловича глухая борьба Милославских и

Нарышкиных переходит в открытое столкновение. Начались ссоры и интриги.

Боярин А.С. Матвеев, стоявший тогда во главе всех дел был сослан на север в

Пустозёрск. Положение матери Петра стало очень затруднительно.

ОБУЧЕНИЕ МАЛОЛЕТНЕГО ПЕТРА

Обучение Петра шло довольно медленно. По старорусскому обычаю его

начали учить с пяти лет. Учителем Петра стал дьяк Никита Моисеев, сын

Зотов, человек учёный, но любящий выпить. Впоследствии Петр назначил его

князем-папой шутовской коллегии пьянства.

Зотов прошёл с Петром азбуку, часослов, псалтырь, евангелие и

апостол. Так же начинали своё учение и царь Алексей, и его старшие сыновья.

Зотов касался и русской старины, рассказывал царевичу про дела его отца,

про царя Ивана Грозного, о Дмитрии Донском и Александре Невском.

Впоследствии Пётр не терял интереса к истории, придавал ей важное значение

для народного образования.

До смерти своего отца, царя Алексея, Пётр жил баловнем в царской

семье. Ему было всего три с половиной года, когда умер отец. Царь Фёдор был

крёстным отцом своего маленького брата и очень любил его. Он держал Петра

при себе в большом московском дворце и заботился о его обучении.

Учился ли Пётр у Зотова ещё чему-нибудь, остаётся неизвестным;

сохранилось предание о том, что Зотов показывал царевичу много “потешных

листов”, то есть картинок исторического и бытового содержания, привозимых в

Москву из-за границы. За обучением у Зотова должна была следовать

схоластическая наука, с которой знакомились старшие братья и даже сёстры

Пётра под руководством киевских монахов. Петру предстояло изучить

грамматику, пиитику, риторику, диалектику и философию, латинскую и

греческую грамоту и, вероятно, польский язык. Но перед началом этого

обучения царь Фёдор умер и началась смута 1682 года. Из-за этого Пётр

остался без систематического образования. До конца жизни он игнорировал

грамматику и орфографию.

СОБЫТИЯ 1682 ГОДА

Царь Фёдор Алексеевич умирает, не оставив наследников прстола. По

общему мнению наследовать престол должен был его брат Иван. Но 15-летний

Иван был очень болезненным и малоумным и, конечно, не мог принять власти.

Зная это, любимцы царя Фёдора (Языков, Лихачёв и др.) устроили дело так,

что сразу после смерти Фёдора патриарх Иоаким и бояре провозгласили царём

младшего царевича Петра. Однако, права царевича Ивана были нарушены и его

родные не могли примириться с происшедшим. Самыми умными и решительными

среди них были царевна Софья Алексеевна и боярин Иван Михайлович

Милославский. Против своих врагов (Языкова и Нарышкиных) они подняли

стрелецкое войско.

Стрельцам дали знать, что царевич Иван задушен и в руки стрельцов

дали список “изменников-бояр”. Стрельцы поверили и начали открытый мятеж.

15 мая 1682 года они, вооружившись, пришли в Кремль. Царица Наталья

Кирилловна вывела на Красное крыльцо дворца царя Петра и царевича Ивана и

показала их стрельцам. Однако стрельцы не успокоились, вломились в царский

дворец и на глазах членов царской семьи зверски убили боярина Матвеева и

многих родственников царицы Натальи. Пётр, бывший очевидцем кровавых сцен

стрелецкого мятежа, вызвал удивление твёрдостью, какую сохранил при этом:

стоя на Красном крыльце он не изменился в лице, когда стрельцы подхватывали

на копья Матвеева и его сторонников. Но майские ужасы неизгладимо врезались

в память Петра, вероятно, отсюда берут начало и известная нервность, и его

ненависть к стрельцам. Через год 11-летний Пётр по развитости показался

иноземному послу 16-летним юношей.

Через неделю после начала бунта (23 мая) победители потребовали от

правительства, чтобы царями были назначены оба брата; ещё неделю спустя (29-

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.