Сами крестьяне, выходя из общины, первостепенное значение предавали не
закреплению за собой конкретных полос, а общей их площади. Поэтому они,
случалось, были не прочь принять участие в общем переделе, если при этом не
уменьшалась площадь их надела. Чтобы власти не вмешались и не расстроили
дело, такие переделы иногда проводились тайно. Бывало, что такой же взгляд
на укрепленную землю устраивало и местное начальство.
Министерская ревизия 1911г. обнаружила в Орловской губернии
многочисленные случаи долевого укрепления. Значит, что укреплялись не
отдельные полосы, а доля того или иного домохозяйства в мирском
землевладении. Да и само правительство, в конце концов, встало на такую же
точку зрения, присвоив себе по закону 29 мая 1911г. право передвигать
укрепленные полосы при выделении хуторов или отрубов. Поэтому массовое
укрепление чересполосных земель приводило только к образованию
беспредельных общин.
К началу столыпинской реформы около трети общин не переделяли землю.
Иногда рядом соседствовали две общины – переделяющаяся и беспредельная.
Большой разницы в этом нет. Только в беспредельной богатые были побогаче, а
бедные победнее.
В современной литературе долгое время господствовало представление,
будто указ 9 ноября 1906г. ставил своей задачей отдать общинные земли на
разграбление богатых крестьян. В действительности правительство, конечно,
не хотело сосредоточения земли в руках немногих мироедов и разорения массы
землевладельцев. Не имея средств пропитания в деревне, безземельная беднота
должна была хлынуть в город. Промышленность до 1910г. находившаяся в
депрессии, не смогла бы справиться с наплывом рабочей силы в таких
масштабах. Массы бездомных и безработных людей грозили новыми социальными
потрясениями. Поэтому правительство поспешило сделать дополнение к своему
указу, воспретить в пределах одного уезда сосредотачивать в одних руках
более 6 высших душевных наделов, определенных по реформе 1861г.
Для доказательства того, что указ 9 ноября 1906г. был издан с целью
возвысить, и укрепить немногочисленную деревенскую верхушку, часто
используется речь Столыпина в Думе, где он говорил о том, что правительство
сделало «ставку не на убогих и пьяных, а на крепких и сильных». Эти слова
обычно вырываются из контекста речи и подаются вне связи с
обстоятельствами при которых они были сказаны.
Переход целых обществ, как с общинным, так и с подворным
землевладением к владению в отрубных участках совершается по приговорам,
постановленным большинством 2/3 крестьян, имеющих право голоса на сходе.
На основаниях Положения о землеустройстве производятся следующие
землеустроительные действия:
1. выдел земель отдельным селениям сельских обществ
2. выдел земель выселкам и частям селений
3. выдел отрубных участков отдельным членам сельских обществ и
имеющих отдельное владение селений
4. полное по целым сельским обществам и имеющих отдельное владение
селениям разверстание угодий между членами общества или селения
на отрубные участки
5. уничтожение чересполосности земель с прилегающими владениями
6. разверстание к одним местам земель разного владения
7. раздел земель находящихся в общем пользовании крестьян и частных
владельцев
8. отграничение подлежащих землеустройству земель от смежных
владений в тех случаях, когда предварительное установление
внешних границ необходимо для исполнения вышеперечисленных
землеустроительных действий.
Правила этого положения применяются ко всем видам земель не зависимо
от способа их приобретения.
Перечисленные ранее землеустроительные действия могут быть произведены
в определенных настоящим положением случаях, как по согласию всех
заинтересованных лиц, так и в обязательном порядке.
Усадебные земли и земли входящие в состав усадебной оседлости селений;
земли в одном сплошном отрубе, если на них возведены жилые постройки и
заведено хозяйство; находящиеся вне черты селения жилые усадьбы с
принадлежащими к ним огородами; участки под водяными мельницами и заводами;
сады и виноградники, приносящие доход; искусственно разведенные леса; места
заведомого нахождения ископаемых; разрабатываемые торфяники; лесные
участки в местностях малолесных; участки, осушаемые дренажем; искусственно
орошаемые участки и угодья исключительной ценности и важности могут быть
разверстаны только с согласия их владельцев.
Количественное уравнение, может быть заменено денежным, но не иначе,
как по добровольному соглашению выделяющихся и остающихся, выраженному
простым большинством голосов с той и с другой стороны. Для денежного
уравнения требуется согласие всех собственников развертываемых земель,
причем в отношении земель, принадлежащих обществам, согласие это выражается
приговором, постановленным большинством 2/3 домохозяйств имеющих право
голоса на сходе.
На предложение земского начальника 9го участка Балашовского уезда от 2
июля 1906г. избрать уполномоченных в землеустроительную комиссию по
предложению предводителей дворянства постановили – ответить отказом.
Земельный вопрос должно решать все население.
Постановлением аграрной комиссии от 14 апреля 1907г. было принято
предложение учредить подкомиссию из 18 лиц, для рассмотрения законопроектов
по земельному вопросу.
Председателем комиссии был избран В.В. Волк-Карачевский, а за его
отказом – М.Е. Березин, секретарем был избран А.С. Хоменский. Из
голосования выяснилось, что все члены подкомиссии стоят за прекращение
действий именного указа 9 ноября 1906г. с условием указания мер,
гарантирующих интересы лиц, выходящих из общины, 2 члена высказались за то,
чтобы одновременно с этим был внесен новый законопроект, а 2е других
полагали отложить вынесение нового законопроекта до решения думой общего
вопроса о земле.
В настоящее время община представляет собой стеснение хозяйственной
деятельности личности крестьянина, она не дает ему возможности не только
развить свою деятельность на улучшение полеводства, но даже в простых
хозяйственных приемах он получает стеснение, в своих имущественных правах
он одинаково ограничен.
Формальная причина издания указа 9 ноября 1906г. объясняется
представителем правительства тем, что к 1 января 1907г. заканчивался выкуп,
и необходимо было исправить недочеты статьи 12 общего пользования, которая
нормирует отношение крестьян к выкупленной земле.
После окончания революции 1905-1907гг., когда выяснилось, что прирезки
земли от помещиков не будет, взоры российских крестьян устремились в
Сибирь.
Несмотря на спешное развертывание переселенческого дела, правительство
едва справлялось с наплывом переселенцев. 14 сентября 1906г. был издан указ
о передаче переселенческому управлению земель комитета его величества в
Алтайском горном округе.
В наиболее благоприятной для земледелия зоне – на территории
Алтайского округа и в северной части Степного края – становилось уже тесно,
наплыв переселенцев туда был слишком велик. Поэтому правительство Столыпина
разработало систему организованного ходачества, призванную обеспечить более
или менее заселение всей территории Сибири, где можно было заниматься
сельским хозяйством.
В 1910г. в переселенческом движении обозначился кризис. Поток
переселенцев уменьшился почти вдвое. Недород, случившийся в этом году в
Сибири, усилил обратное переселение. За 15 лет с 1910г. возврат стал
массовым. Больше всего правительство опасалось новых массовых беспорядков в
деревне.
В августе 1910г. Столыпин и А.В. Кривошеин, глава землеустроительного
ведомства отправились в продолжительную поездку в Сибирь. За время поездки
Столыпин и Кривошеин пришли к выводу, что Степной край « в течение
короткого времени может занять видное место в сельском хозяйстве Империи».
Многие домохозяева, переселившиеся из переделяющихся общин, опасались, что
и здесь когда-нибудь начнутся переделы – и пропадет их непомерный труд,
вложенный в расчистку и раскорчевку участков. Чтобы не возникло таких
опасений, министры решили впредь таежные участки отводить каждому
переселенцу в потомственное пользование.
Подводя итоги своей поездки, Столыпин и Кривошеин делали вывод об
общем успехе переселения в Сибирь: «У сибирских переселенцев даже «на глаз»
больше земли, больше скота, больше хлеба, больше инвентаря, чем у средних
крестьян Европейской России». Это, однако, не снимало проблему кризиса
переселенческого движения и в записке ставился вопрос об изменении всей
прежней системы его регулирования. Стройная, детально разработанная система
«организованного ходачества» оказалась неэффективной. Переселенцы
отказывались от худших участков предлагаемых наравне с лучшими. Многие
переселенцы, не добившись направления на Алтай или в Степной край,
отправлялись туда самовольно, без всяких льгот на проезд. «Самовольные»
переселенцы составляли до половины общего потока переселенческого движения.
Прибыв на место, они долго не могли устроиться, получить землю, перебиваясь
случайными заработками. Обратное движение на 2/3 состояло из «самовольных»
переселенцев. Переселенческое движение – естественный процесс народной
жизни, он не поддается бюрократической регламентации.
Многократно вырос спрос на землю в обжитых сибирских местах. В связи с
этим, резко возросли цены на эту землю. «Нельзя по всей Азиатской России
раздавать переселенцем землю даром, на одних и тех же условиях, не различая
лучшей земли от худшей» - говорилось в записке. В связи с этим,
предлагалось бесплатное земельное наделение сохранить только в местах
наименее обжитых, и отдаленных районах.
Самый главный вывод сделанный по итогам поездки в Сибирь звучал так:
«Необходимо отводить наделы старожилам и переселенцам Сибири не в
пользование, а в собственность». Помимо прочего, это предполагало ускорение
работ по ограничению казенных земель от земель крестьян – старожилов и
кочевников, предоставление им большой свободы распоряжаться своими землями,
и широкую продажу казенных земель. В Сибири Столыпин предполагал в
невиданных прежде масштабах развернуть процесс приватизации земельной
собственности, начатый в коренной России в 1906г.
Второй вывод предполагал распространить на Сибирь действия закона 14
июня 1910г. Но речь шла о довольно осторожном его применении. Политика
правительства по отношению к сибирской общине, как она формулировалась в
записке, в основном сводилась к противодействию «развития в Сибири общинно
уравнительных порядков». Предполагалось оказывать «широкое содействие»
выделу отрубов, как в переселенческих, так и в старожилах обществах, а
переселенческие участки отводить, по возможности, уже разбитыми на отруба.
Однако при этом подчеркивалось, что обязательная разбивка на отруба всего
земельного фонда, предоставляемого переселенцам, слишком замедлила бы это
дело. В записке особо оговаривалось, что хуторская система не подходит ко
многим местностям Сибири «по безводию, чрезмерно густой лесистости,
отдаленности человеческого жилья, соседству диких зверей». Но в наиболее
обжитых местах, на Алтае и на севере Степного края, предполагалась продажа
участков переселенцам в виде хуторов и отрубов.
Большие надежды правительство возлагало на прокладку южно-сибирской
магистрали, которая должна была «теснее связать нашу сибирскую окраину с
мировым рынком, дать южным киргизским степям, богатым хлебом, скотом,
золотом, медью, и каменным углем возможность сбыта этих богатств». По
замыслу Столыпина и Кривошеина, дорога должна была пройти от Уральска через
степь на Семипалатинск, а затем на Барнаул и соединиться с транссибирской
магистралью в Новониколаевске или даже в Агинске. Отдельные участки дороги,
совпавшие с Турксибом были построены уже при советской власти, но в целом
этот проект не был осуществлен. В это время правительство вело
строительство Амурской железной дороги. Столыпин провел ее проект через
Думу и Государственный совет, несмотря на противодействие многочисленных
оппонентов. Столыпин говорил, что «Амурская дорога имеет главной задачей
накрепко приковать к России ее Дальний Восток». Строительные работы
закончились в 1916г.
По ходатайству Иркутского, Тюменского и Курганского биржевых комитетов
вопрос о сибирском земстве был поставлен в Думе уже после смерти Столыпина.
Но думский законопроект о сибирском земстве, принятый в 1912г. был отвегнут
Государственным комитетом. В 1917г. в гораздо более сложной обстановке.
Временное правительство ввело земства в Сибири. Несмотря на короткий срок
своего существования (1917-1920), земства проявили себя с хорошей стороны.
Второе междудумье не было использовано Столыпиным для проведения новых
указов по 87й статье. Правительство занималось добиванием революционного
движения, преследовало демократические и леволиберальные партии и
организации, оппозиционные газеты и журналы.
Третья Дума, избранная по новому закону и собравшаяся 1 ноября 1907г.
разительно отличалась от двух предыдущих. Трудовики, прежде задававшие тон,
теперь были представлены крошечной организацией в 14 человек. Сильно
сократилось число социал-демократов и кадетов. Зато октябристы,
поддержавшие военно-полевые суды и третье июньский переворот, составили
самую значительную фракцию. Они блокировались с умеренно-правыми и
националистами, которые в последствии объединились во фракцию
националистов. Блок октябристов и националистов действовал до конца
полномочий третьей Думы.
Существо политики Столыпина в период после окончания революции
составляло лавирование между интересами помещиков и царской монархии, с
одной стороны, и задачами капиталистического развития страны с другой. Эта
политика получила название бонапартистской.
До третьеиюньского переворота Столыпин говорил: «сначала успокоение, а
затем реформы». После 3 июня 1907г. в революционном движении наступило
временное затишье. И Столыпин изменил свою формулу. В одном из интервью
1909г. он заявил: «Дайте государству 20 лет покоя, внутреннего и внешнего,
и вы не узнаете нынешней России». Это не означало, что Столыпин отложил
свои преобразования на 20 лет. Это говорило о том, что он понял, каких
неимоверных усилий они требуют в условиях наступившего «покоя», но не
осознал или не хотел признать, что он поступил опрометчиво, добившись
подавления революции ранее проведения всех остальных реформ.
Все более обострялись отношения Столыпина с крайне правыми,
черносотенными организациями. В свое время правительство способствовало их
Страницы: 1, 2, 3, 4
|