Биография и труды Аверроэса
Доклад по истории наук 
                    то теме «Биография и труды Аверроэса» 
             ученика 10 класса физико-математического факультета 
                        лицея №1525 «Воробьевы горы» 
                              Казакова Филиппа. 
                                                        11/22/00, г. Москва. 
    Краткое  жизнеописание: 
    Аверроэс был знаменитым  арабским философом. Он добился успехов в 
изучении права, в медицине, математике и асторономии. Его полное имя звучит 
так: Абуль-Валид  Мохаммед  Ибн  Ахмет  Ибн Мохаммед Ибн Рошд. Он жил с 
1126 года по 12 декабря 1198 года нашей эры. Родился в г. Кордове 
(Испания), а умер в Марокко. Отец Аверроэса работал главным судьей в 
Кордове, поэтому Аверроэс имел возможность обучаться у знаменитейших ученых 
того времени, таких как Ибн-эль-Араби, Ибн-Тофаиль (латинизировано - 
Абубасес), Ибн-Зор (Авензоар). Получив блестящее образование, при султане 
Юссуфе, Ибн-Рошд занял почетную должность судьи в Севилье и Кордове. При 
наследнике Юссуфа, Альманзуре-Биллях, Аверроэс поначалу также находился в 
милости, но затем был оклеветан завистниками. По обвинению в несоблюдении 
учения Корана[1], Аверроэс был изгнан в Елизену или Люцену, что близ 
Кордовы. Через несколько лет, когда сам султан начал интересоваться 
философией, Аверроэс вновь был призван ко двору и осыпан почестями. Однако 
вскоре после этого Аверроэс умер. 
    Прославился Аверроэс в основном комментариями к сочинениям Аристотеля, 
которого превозносил очень высоко. За это получил прозвище "комментатор". О 
нем говорили: "Аристотель объяснил природу, а Аверроэс - Аристотеля". 
    Достижения, работы и философия Аверроэса: 
    Трактовка Аристотеля и философия. 
    Аверроэс перевел с сирийского языка, объяснил и прокомментировал 
сочинения Аристотеля. В его трактовках четко прослеживается влияние 
александрийских взглядов. Впрочем, такое свойство есть у большинства 
арабских философов. Его комментарии появились на  латинском языке в общем 
издании произведений Аристотеля (Венеция, 1560 г.) 
В рамках мусульманской религии Аверроэс доказывал вечность материи и 
движения, отрицал бессмертие индивидуальной души и загробную жизнь. Также 
был приверженцем двойственной истины[2]. Самой известной и яркой 
иллюстрацией его мнения в данном вопросе является труд «Опровержение 
опровержения». Этот труд - ответ на "Опровержение философов" аль-Газали. В 
нем Аверроэс рассматривает вопрос о соотношении философии и религии. Он 
показывает, что философия и религия очень сходны в своих мировоззрениях. 
"Философия - это спутница и молочная сестра религии… Они спутники по 
природе, друзья по сущности и врожденному предрасположению" – говорил 
Аверроэс. И философия, и религия ищут Бога, считал он, но рассуждают о нем 
совершенно различными методами. Если религия рассуждает о Боге образно, 
как, например, в Коране, то философия пользуется доказательным способом, то 
есть наиболее адекватным. Однако это не означает, что между религией и 
философией существуют противоречия. Просто религия познает буквальный 
смысл, зафиксированный, написанный в Коране, а философия - внутренний, 
содержащийся за буквами Корана. Это учение впоследствии развивали Дунс 
Скотт, Оккам и другие философы, а в эпоху Возрождения - Пьетро Помпонацци. 
Пантеистическое учение Аверроэса о единстве Мирового принципа[3] и его 
астрологическая деятельность послужили основанием, возникшему впоследствии 
течению аверроизма. Это учение было отвергнуто как заблуждение. 
Аверроэс также рассматривал центральный для всего средневекового периода 
вопрос об истолковании бытия: существует ли мир вечно, или он сотворен 
Богом. Согласно Аверроэсу, материальный мир вечен, как и Бог, который и 
сотворил мир. Отвергая креационистскую[4] концепцию возникновения мира, 
Аверроэс не отказывается от аристотелевского понятия Бога как 
перводвигателя. 
    Медицина. 
    Аверроэс написал произведение «Colliget», латинизированное арабское 
слово «Куллийят» - общее, система. Это было чем-то вроде сведения всех 
общих правил и законов медицины, известных на тот момент, в единую 
систематизированную книгу. Этот его труд был переведен на латинский язык и 
перепечатывался несколько раз (в 1482 и 1514 годах в Венеции). 
    Астрономия. 
В этой области Аверроэс не достиг сильно выдающихся успехов. Известно лишь, 
что он занимался исследованиями пятен на солнце и написал «Трактат о 
сущности небесной сферы» 
Большинство произведений Аверроэса остались лишь на латинском языке, хотя 
очень многие были переведены, например, на еврейский язык. 
В заключение надо отметить, что разносторонность увлечений Аверроэса 
бесспорно является следствием философической ориентации его натуры. 
Аверроэс был одним из основных философский деятелей тех времен, что 
подтверждается его непринужденностью суждений, разнообразностью и смелой 
оригинальностью взглядов. 
Источники: 
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон, «Энциклопедический словарь» Изд. "Русское 
слово", 1996 г. OCR Палек, 1998 г. 
"Большая Российская Энциклопедия", 1997 г., OCR Палек, 1998 г. 
Сайт «Средневековые Биографии» 
----------------------- 
[1] Коран - главная священная  книга мусульман, собрание "божественных 
откровений", ниспосланных  Мухаммеду. Включает проповеди, обрядовые и 
юридические  установления,  заклинания, молитвы, назидательные рассказы и 
притчи,  произнесенные  Мухаммедом  в Мекке и Медине. 
[2] Двойственная истина - учение о взаимной независимости истин философии и 
богословия. 
[3] Пантеистическое учение о единстве Мирового принципа - учение о Боге, 
основанное на идее присутствия Бога, во всем, существующем в мире, а не в 
некоей субстанции. Также известно, как идея «Растворенности Бога» (по 
неофициальным сведениям). 
[4] Идея созидания всего на свете Богом. 
   
 |