Меню
Поиск



рефераты скачатьА В Колчак

А В Колчак

Александр Васильевич Колчак родился 4 ноября 1874 года в Петербурге, на

Обуховском заводе, где жил и служил его отец Василий Иванович Колчак. Отец

Колчака был крупным специалистом в области морской артиллерии и большую

часть своей службы провел на Обуховском заводе по приемке и испытанию

береговой и корабельной артиллерии флота. В чине генерал-майора он вышел в

отставку и после этого продолжал работать на том же заводе в должности

инженера. Василий Иванович Колчак был высоко образованным человеком и

большим специалистом не только в области морской артиллерии, но и горного

дела, получил звание техника после окончания Горного института. Мать А.В.

Колчака – Ольга Ильинична происходила из дворянской семьи.

Начальное образование будущий флотоводец российского флота получил дома,

занимаясь с отцом, имевшим большие познания в области математики и техники.

Занятия с отцом привили Александру Колчаку интерес к точным наукам и

технике, а также любовь к военно-морскому делу и флоту. С раннего детства

он проявлял большую любознательность и интерес ко всему окружающему, с чем

ему приходилось соприкасаться, с чем сталкивался его пытливый ум. У него

была прекрасная память, и все, что он читал, наблюдал и изучал, хорошо и

надолго запоминал. Проживая вместе с родителями на Обуховском заводе, он

часто посещал цех, где изготавливались морские орудия, и живо интересовался

этими "штучками", даже технологией их изготовления. Рабочие охотно

беседовали с юношей и даже обучали его работе на токарных станках.

В возрасте около десяти лет Александр Колчак поступил в классическую

гимназию, где проучился три года, и после этого в сентябре 1888 года по

предложению отца, которое совпадало с его личным желанием, он поступил в

Морской кадетский корпус, чтобы стать, так же как и его отец, морским

офицером и посвятить свою жизнь служению отечественному военно-морскому

флоту.

В период обучения Колчака в Морском кадетском корпусе был резко усилен

режим, чтобы оградить кадетов от проникновения в его стены революционных

идей. В устав корпуса была включена специальная статья, запрещавшая кадетам

вступать в какой-либо кружок или общество. В случае нарушения этой статьи

провинившийся подлежал немедленному исключению из корпуса. Исключение из

корпуса по неуспеваемости в это время было редким явлением, а вот за

малейшее вольнодумство с кадетами безжалостно расправлялись. За ними велось

непрерывное наблюдение в ротных помещениях, в столовой, в курительных

комнатах и других местах, где собирались кадеты в свободное от занятий

время. С этой целью была усилена дежурная служба. В каждой роте на 45–50

кадетов назначалось по три дежурных во главе с офицером.

Глубокие и всесторонние знания Колчака, приобретенные в Морском корпусе,

явились результатом его серьезной и целеустремленной самостоятельной

работы. Он много времени проводил в библиотеках, изучая не только

рекомендованную преподавателями учебную литературу, но и обширную

дополнительную и главным образом научную, стремясь расширить свои знания в

области военно-морских наук; с большим увлечением изучал географическую

литературу и труды по гидрологии полярных морей.

Его мечтой стало проникновение в высокие полярные широты и достижение

Южного полюса. Эта мечта настолько овладела его сознанием, что он и после

окончания Морского корпуса не только продолжал серьезно интересоваться этой

проблемой, но и предпринял практические шаги к ее осуществлению, приняв

участие в Северной экспедиции барона Э. В. Толя, известного русского

исследователя полярных морей.

Александр Колчак закончил Морской кадетский корпус вторым в своем

выпуске. За отличие в учебе и примерное поведение он был удостоен высшей

награды – премии адмирала Рикорда, которой награждались лучшие выпускники

корпуса.

В возрасте 19 лет он получил первый офицерский чин мичмана и был назначен

в Петербургский 7-й флотский экипаж, где ему пришлось заниматься в основном

строевой подготовкой новобранцев, призванных служить во флот. В экипаже он

пробыл несколько месяцев, после чего был назначен на только что построенный

броненосный крейсер "Рюрик" (I), на котором в должности младшего штурмана в

1895 году совершил поход во Владивосток. Это было его первое дальнее

заграничное плавание.

По прибытии во Владивосток он вскоре перешел служить на крейсер "Крейсер"

в должности вахтенного начальника. На этом корабле он проплавал в водах

Тихого океана до 1899 года, а затем на нем же совершил переход в Кронштадт

в качестве старшего штурмана. За отличную службу Колчак был произведен в

лейтенанты.

Находясь в Пирее, Колчак получил приглашение от Российской Академии наук

принять участие в Северной полярной экспедиции барона Э. В. Толя, которая

была запланирована на 1900 год, в качестве гидролога. К этому времени он

уже был известен в научном мире по опубликованным им серьезным научным

статьям как крупный специалист в этой области.

Одновременно с приглашением Академии наук и лично барона Толя Колчак

получил предписание от Главного Морского штаба вернуться в Петербург в

распоряжение Российской Академии наук. В январе 1900 года он явился к

барону Толю, который предложил ему помимо должности гидролога исполнять

также обязанности второго магнитолога на исследовательском корабле.

Колчак согласился, имея определенные познания в области магнетизма,

полученные в Морском корпусе при изучении кораблевождения. Но, считая их

недостаточными, он в течение трех месяцев серьезно занимался изучением

теории и практики магнетизма сначала в Главной физической обсерватории в

Петербурге, а затем в Павловской магнитной обсерватории.

Высокие моральные качества, большое мужество, глубокие знания условий

плавания в полярных морях и огромная настойчивость в достижении намеченной

цели помогли молодому офицеру штурмовать ледяные преграды Арктики, чтобы

найти пропавших людей и оказать им помощь. Именно ради этого он и

предпринял столь рискованное предприятие. Таков был Колчак и во всех других

делах, за которые брался.

Плавание на вельботе в Северном Ледовитом океане явилось суровой и вместе

с тем прекрасной школой для формирования морских и морально-психологических

качеств Колчака как офицера флота. Но участие в экспедиции не прошло

бесследно для его здоровья – появился хронический суставный ревматизм,

который в дальнейшем не раз укладывал этого храброго и мужественного

офицера на больничную койку. За организацию полярной экспедиции по поиску

барона Толя Колчак был награжден орденом Святого Владимира 4-й степени.

По завершении полярной экспедиции и возвращении на материк Колчак в

Якутске получил извещение о начале русско-японской войны. Как офицер

российского флота он считал, что его место на войне, и решил как можно

скорее попасть на театр военных действий. С этой целью он направил

телеграмму в Академию наук и Морское министерство с просьбой отчислить его

из Академии и разрешить отправиться на Дальний Восток для участия в войне с

Японией, которая внезапно напала на русскую порт-артурскую эскадру и

открыла военные действия против России. Разрешение было получено, и Колчак

выехал в Иркутск, где его ждали отец и невеста, приехавшие повидаться с

ним. Здесь он обвенчался с Ольгой Ильиничной, которая стала официально его

женой, и после этого отправился в Порт-Артур, где размещался штаб русского

Тихоокеанского флота. Все научные материалы, собранные им во время

экспедиции, он отправил в Академию наук в Петербург с одним из своих

помощников, участвовавших в полярной экспедиции.

В начале марта 1904 года Колчак прибыл в Порт-Артур и сразу же явился для

представления к вновь назначенному командующему российским Тихоокеанским

флотом вице-адмиралу С.О. Макарову, с которым он был знаком по встречам и

беседам в Петербурге, в период, когда Степан Осипович готовился к своей

экспедиции на "Ермаке" в Арктику. Макаров даже собирался взять с собой

Колчака в эту экспедицию, но некоторые служебные обстоятельства помешали

этому к обоюдному их огорчению.

Осенью 1904 года Колчак серьезно заболел. С диагнозом воспаление легких и

обострение суставного ревматизма он был направлен в госпиталь, где пролежал

более месяца. После выздоровления, когда флот по существу прекратил

активные боевые действия на море и целиком переключился на поддержку

сухопутных войск, оборонявших Порт-Артур, Колчак перешел в крепость

командовать 120-мм и 47-мм морскими батареями вооруженного сектора

Скалистых гор. Будучи командиром батареи морских орудий, он неоднократно

вместе со своими матросами и солдатами участвовал в вылазках, отражая

ожесточенные атаки наседавших японцев. В должности командира артиллерийской

батареи он сражался с японцами до последнего дня обороны Порт-Артура. А

когда Порт-Артур пал, он вновь с острым приступом суставного ревматизма был

направлен в госпиталь, откуда вместе с другими ранеными и больными

офицерами эвакуирован японцами в Нагасаки, а оттуда в конце апреля 1905

года отправлен через Америку в Россию. Так для Колчака закончилась русско-

японская война 1904 – 1905 годов. За отличие и храбрость в этой войне он

был награжден двумя орденами Святой Анны 4-й степени и Святого Станислава 2-

й степени и Золотым оружием с надписью "За храбрость".

Колчак, как непосредственный участник русско-японской войны, умный и

очень способный офицер, извлек из опыта этой войны немало полезных для

своей последующей деятельности уроков, относящихся к строительству военно-

морского флота и подготовке его к боевым действиям на море. Острое желание

исправить серьезные ошибки, допущенные руководством российского флота при

подготовке к войне с Японией и в ходе этой трагической для русского флота

войны, стало главным направлением его деятельности после ее окончания.

По возвращении в Петербург Колчак по заключению медицинской комиссии был

послан лечиться на Кавказские Минеральные Воды, где пробыл несколько

месяцев, а затем был прикомандирован к Академии наук для отработки

картографических и гидрографических материалов русской полярной экспедиции,

в которой он участвовал. За выполненную им большую научную работу по

материалам двух полярных экспедиций он был награжден большой

Константиновской золотой медалью.

В 1906 году в Петербурге при Морской академии по инициативе группы

молодых офицеров, среди которых был и лейтенант Колчак, с разрешения

Морского министерства был создан на добровольных началах военно-морской

кружок. В его состав входили Щеглов, Римский-Корсаков, Пилкин и многие

другие молодые прогрессивные офицеры, пережившие трагедию российского флота

в русско-японской войне и поставившие своей целью возрождение русского

флота. Руководителем этого кружка вскоре стал Александр Колчак, который,

несмотря на свою молодость, пользовался большим авторитетом среди офицеров

флота как боевой офицер и заслуженный ученый, исследователь Арктики.

Весной 1906 года члены военно-морского кружка направили морскому министру

докладную записку, подписанную А.В. Колчаком, А.Н. Щегловым и другими, в

которой весьма убедительно обосновывалась необходимость создания в России

Морского Генерального штаба как высшего органа оперативно-стратегического

управления российским флотом. Морской министр, согласившись с аргументацией

кружковцев, доложил ее царю вместе с разработанным ими проектом организации

Морского Генерального штаба. Николай II согласился с доводами молодых

офицеров флота, и в апреле 1906 года в России был создан Морской

Генеральный штаб.

21 декабря 1907 года с обстоятельным докладом на тему, "Какой нужен

России флот" на заседании военно-морского кружка при Морской академии

выступил Колчак. Он исторически обосновал необходимость для России, как

крупной морской державы, иметь сильный военно-морской флот, способный

надежно защищать ее морские границы, простирающиеся на десятки тысяч

километров. Главной силой флота, способной успешно решать эту задачу.

Колчак считал линейные корабли. Он не умалял и не принижал роль в войне на

море других сил флота, как-то минно-торпедных и подводных лодок, но все же

пальму первенства отдавал линейным силам. Так же как в это время поступали

и в других морских державах, делавших ставку на линейные корабли.

Точка зрения Колчака, высказанная им в докладе на заседании военно-

морского кружка, соответствовала официальным взглядам Морского Генерального

штаба России и нашла свое практическое отражение в кораблестроительных

программах Российского военно-морского флота, разработкой которых занимался

Морской Генеральный штаб.

Доклад, прочитанный Колчаком, произвел сильное впечатление на членов

кружка и приглашенных гостей, и по их просьбе морской министр И.М. Диков

разрешил Колчаку выступить с этим докладом перед различными общественными

организациями, имевшими отношение к флоту. Голос молодого талантливого

офицера, представителя Морского Генерального штаба, прозвучал в

петербургском клубе общественных деятелей, в кронштадтском обществе

офицеров флота, в обществе ревнителей военных знаний и даже на заседании в

Государственной Думе, от которой зависели кредиты; отпускаемые на

строительство флота. Всюду. где бы ни выступал Колчак со своими докладами,

он производил сильное впечатление на слушателей своей убежденностью,

логичностью мысли, ясностью изложения материала и убедительностью

приведенных доказательств в виде исторических примеров и параллелей. Даже

явные скептики, прослушав выступление молодого офицера и ученого, меняли

свое отношение к флоту и после этого начинали поддерживать идею его

возрождения.

Вокруг разработанной Морским Генеральным штабом программы, представленной

в Морское министерство, развернулась непонятная "мышиная" возня. Под

различными предлогами руководители Морского министерства не давали

программе хода. Немалую роль в интригах вокруг программы играли

"доцусимские адмиралы", заседавшие в Главном Морском штабе и всячески

мешавшие работе молодых талантливых офицеров, усилиями которых и была

разработана эта программа. Неблаговидную роль в этом играли адмиралы А.А.

Бирилев, И.М. Диков и С.А. Воеводский, которые последовательно (но не

продолжительное время) возглавляли Морское министерство и также

последовательно были сняты как не справившиеся со своими обязанностями.

Бесконечные проволочки с кораблестроительной программой, не позволявшие

начинать постройку новых кораблей, крайне необходимых для флота, возмущали

многих офицеров Морского Генерального штаба, особенно тех, кто над ней

трудился. К числу таких офицеров относился и капитан 2-го ранга А.В.

Колчак, больше всех поработавший над ее составлением и обоснованием. В знак

Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.