А В Колчак
Александр Васильевич Колчак родился 4 ноября 1874 года в Петербурге, на
Обуховском заводе, где жил и служил его отец Василий Иванович Колчак. Отец
Колчака был крупным специалистом в области морской артиллерии и большую
часть своей службы провел на Обуховском заводе по приемке и испытанию
береговой и корабельной артиллерии флота. В чине генерал-майора он вышел в
отставку и после этого продолжал работать на том же заводе в должности
инженера. Василий Иванович Колчак был высоко образованным человеком и
большим специалистом не только в области морской артиллерии, но и горного
дела, получил звание техника после окончания Горного института. Мать А.В.
Колчака – Ольга Ильинична происходила из дворянской семьи.
Начальное образование будущий флотоводец российского флота получил дома,
занимаясь с отцом, имевшим большие познания в области математики и техники.
Занятия с отцом привили Александру Колчаку интерес к точным наукам и
технике, а также любовь к военно-морскому делу и флоту. С раннего детства
он проявлял большую любознательность и интерес ко всему окружающему, с чем
ему приходилось соприкасаться, с чем сталкивался его пытливый ум. У него
была прекрасная память, и все, что он читал, наблюдал и изучал, хорошо и
надолго запоминал. Проживая вместе с родителями на Обуховском заводе, он
часто посещал цех, где изготавливались морские орудия, и живо интересовался
этими "штучками", даже технологией их изготовления. Рабочие охотно
беседовали с юношей и даже обучали его работе на токарных станках.
В возрасте около десяти лет Александр Колчак поступил в классическую
гимназию, где проучился три года, и после этого в сентябре 1888 года по
предложению отца, которое совпадало с его личным желанием, он поступил в
Морской кадетский корпус, чтобы стать, так же как и его отец, морским
офицером и посвятить свою жизнь служению отечественному военно-морскому
флоту.
В период обучения Колчака в Морском кадетском корпусе был резко усилен
режим, чтобы оградить кадетов от проникновения в его стены революционных
идей. В устав корпуса была включена специальная статья, запрещавшая кадетам
вступать в какой-либо кружок или общество. В случае нарушения этой статьи
провинившийся подлежал немедленному исключению из корпуса. Исключение из
корпуса по неуспеваемости в это время было редким явлением, а вот за
малейшее вольнодумство с кадетами безжалостно расправлялись. За ними велось
непрерывное наблюдение в ротных помещениях, в столовой, в курительных
комнатах и других местах, где собирались кадеты в свободное от занятий
время. С этой целью была усилена дежурная служба. В каждой роте на 45–50
кадетов назначалось по три дежурных во главе с офицером.
Глубокие и всесторонние знания Колчака, приобретенные в Морском корпусе,
явились результатом его серьезной и целеустремленной самостоятельной
работы. Он много времени проводил в библиотеках, изучая не только
рекомендованную преподавателями учебную литературу, но и обширную
дополнительную и главным образом научную, стремясь расширить свои знания в
области военно-морских наук; с большим увлечением изучал географическую
литературу и труды по гидрологии полярных морей.
Его мечтой стало проникновение в высокие полярные широты и достижение
Южного полюса. Эта мечта настолько овладела его сознанием, что он и после
окончания Морского корпуса не только продолжал серьезно интересоваться этой
проблемой, но и предпринял практические шаги к ее осуществлению, приняв
участие в Северной экспедиции барона Э. В. Толя, известного русского
исследователя полярных морей.
Александр Колчак закончил Морской кадетский корпус вторым в своем
выпуске. За отличие в учебе и примерное поведение он был удостоен высшей
награды – премии адмирала Рикорда, которой награждались лучшие выпускники
корпуса.
В возрасте 19 лет он получил первый офицерский чин мичмана и был назначен
в Петербургский 7-й флотский экипаж, где ему пришлось заниматься в основном
строевой подготовкой новобранцев, призванных служить во флот. В экипаже он
пробыл несколько месяцев, после чего был назначен на только что построенный
броненосный крейсер "Рюрик" (I), на котором в должности младшего штурмана в
1895 году совершил поход во Владивосток. Это было его первое дальнее
заграничное плавание.
По прибытии во Владивосток он вскоре перешел служить на крейсер "Крейсер"
в должности вахтенного начальника. На этом корабле он проплавал в водах
Тихого океана до 1899 года, а затем на нем же совершил переход в Кронштадт
в качестве старшего штурмана. За отличную службу Колчак был произведен в
лейтенанты.
Находясь в Пирее, Колчак получил приглашение от Российской Академии наук
принять участие в Северной полярной экспедиции барона Э. В. Толя, которая
была запланирована на 1900 год, в качестве гидролога. К этому времени он
уже был известен в научном мире по опубликованным им серьезным научным
статьям как крупный специалист в этой области.
Одновременно с приглашением Академии наук и лично барона Толя Колчак
получил предписание от Главного Морского штаба вернуться в Петербург в
распоряжение Российской Академии наук. В январе 1900 года он явился к
барону Толю, который предложил ему помимо должности гидролога исполнять
также обязанности второго магнитолога на исследовательском корабле.
Колчак согласился, имея определенные познания в области магнетизма,
полученные в Морском корпусе при изучении кораблевождения. Но, считая их
недостаточными, он в течение трех месяцев серьезно занимался изучением
теории и практики магнетизма сначала в Главной физической обсерватории в
Петербурге, а затем в Павловской магнитной обсерватории.
Высокие моральные качества, большое мужество, глубокие знания условий
плавания в полярных морях и огромная настойчивость в достижении намеченной
цели помогли молодому офицеру штурмовать ледяные преграды Арктики, чтобы
найти пропавших людей и оказать им помощь. Именно ради этого он и
предпринял столь рискованное предприятие. Таков был Колчак и во всех других
делах, за которые брался.
Плавание на вельботе в Северном Ледовитом океане явилось суровой и вместе
с тем прекрасной школой для формирования морских и морально-психологических
качеств Колчака как офицера флота. Но участие в экспедиции не прошло
бесследно для его здоровья – появился хронический суставный ревматизм,
который в дальнейшем не раз укладывал этого храброго и мужественного
офицера на больничную койку. За организацию полярной экспедиции по поиску
барона Толя Колчак был награжден орденом Святого Владимира 4-й степени.
По завершении полярной экспедиции и возвращении на материк Колчак в
Якутске получил извещение о начале русско-японской войны. Как офицер
российского флота он считал, что его место на войне, и решил как можно
скорее попасть на театр военных действий. С этой целью он направил
телеграмму в Академию наук и Морское министерство с просьбой отчислить его
из Академии и разрешить отправиться на Дальний Восток для участия в войне с
Японией, которая внезапно напала на русскую порт-артурскую эскадру и
открыла военные действия против России. Разрешение было получено, и Колчак
выехал в Иркутск, где его ждали отец и невеста, приехавшие повидаться с
ним. Здесь он обвенчался с Ольгой Ильиничной, которая стала официально его
женой, и после этого отправился в Порт-Артур, где размещался штаб русского
Тихоокеанского флота. Все научные материалы, собранные им во время
экспедиции, он отправил в Академию наук в Петербург с одним из своих
помощников, участвовавших в полярной экспедиции.
В начале марта 1904 года Колчак прибыл в Порт-Артур и сразу же явился для
представления к вновь назначенному командующему российским Тихоокеанским
флотом вице-адмиралу С.О. Макарову, с которым он был знаком по встречам и
беседам в Петербурге, в период, когда Степан Осипович готовился к своей
экспедиции на "Ермаке" в Арктику. Макаров даже собирался взять с собой
Колчака в эту экспедицию, но некоторые служебные обстоятельства помешали
этому к обоюдному их огорчению.
Осенью 1904 года Колчак серьезно заболел. С диагнозом воспаление легких и
обострение суставного ревматизма он был направлен в госпиталь, где пролежал
более месяца. После выздоровления, когда флот по существу прекратил
активные боевые действия на море и целиком переключился на поддержку
сухопутных войск, оборонявших Порт-Артур, Колчак перешел в крепость
командовать 120-мм и 47-мм морскими батареями вооруженного сектора
Скалистых гор. Будучи командиром батареи морских орудий, он неоднократно
вместе со своими матросами и солдатами участвовал в вылазках, отражая
ожесточенные атаки наседавших японцев. В должности командира артиллерийской
батареи он сражался с японцами до последнего дня обороны Порт-Артура. А
когда Порт-Артур пал, он вновь с острым приступом суставного ревматизма был
направлен в госпиталь, откуда вместе с другими ранеными и больными
офицерами эвакуирован японцами в Нагасаки, а оттуда в конце апреля 1905
года отправлен через Америку в Россию. Так для Колчака закончилась русско-
японская война 1904 – 1905 годов. За отличие и храбрость в этой войне он
был награжден двумя орденами Святой Анны 4-й степени и Святого Станислава 2-
й степени и Золотым оружием с надписью "За храбрость".
Колчак, как непосредственный участник русско-японской войны, умный и
очень способный офицер, извлек из опыта этой войны немало полезных для
своей последующей деятельности уроков, относящихся к строительству военно-
морского флота и подготовке его к боевым действиям на море. Острое желание
исправить серьезные ошибки, допущенные руководством российского флота при
подготовке к войне с Японией и в ходе этой трагической для русского флота
войны, стало главным направлением его деятельности после ее окончания.
По возвращении в Петербург Колчак по заключению медицинской комиссии был
послан лечиться на Кавказские Минеральные Воды, где пробыл несколько
месяцев, а затем был прикомандирован к Академии наук для отработки
картографических и гидрографических материалов русской полярной экспедиции,
в которой он участвовал. За выполненную им большую научную работу по
материалам двух полярных экспедиций он был награжден большой
Константиновской золотой медалью.
В 1906 году в Петербурге при Морской академии по инициативе группы
молодых офицеров, среди которых был и лейтенант Колчак, с разрешения
Морского министерства был создан на добровольных началах военно-морской
кружок. В его состав входили Щеглов, Римский-Корсаков, Пилкин и многие
другие молодые прогрессивные офицеры, пережившие трагедию российского флота
в русско-японской войне и поставившие своей целью возрождение русского
флота. Руководителем этого кружка вскоре стал Александр Колчак, который,
несмотря на свою молодость, пользовался большим авторитетом среди офицеров
флота как боевой офицер и заслуженный ученый, исследователь Арктики.
Весной 1906 года члены военно-морского кружка направили морскому министру
докладную записку, подписанную А.В. Колчаком, А.Н. Щегловым и другими, в
которой весьма убедительно обосновывалась необходимость создания в России
Морского Генерального штаба как высшего органа оперативно-стратегического
управления российским флотом. Морской министр, согласившись с аргументацией
кружковцев, доложил ее царю вместе с разработанным ими проектом организации
Морского Генерального штаба. Николай II согласился с доводами молодых
офицеров флота, и в апреле 1906 года в России был создан Морской
Генеральный штаб.
21 декабря 1907 года с обстоятельным докладом на тему, "Какой нужен
России флот" на заседании военно-морского кружка при Морской академии
выступил Колчак. Он исторически обосновал необходимость для России, как
крупной морской державы, иметь сильный военно-морской флот, способный
надежно защищать ее морские границы, простирающиеся на десятки тысяч
километров. Главной силой флота, способной успешно решать эту задачу.
Колчак считал линейные корабли. Он не умалял и не принижал роль в войне на
море других сил флота, как-то минно-торпедных и подводных лодок, но все же
пальму первенства отдавал линейным силам. Так же как в это время поступали
и в других морских державах, делавших ставку на линейные корабли.
Точка зрения Колчака, высказанная им в докладе на заседании военно-
морского кружка, соответствовала официальным взглядам Морского Генерального
штаба России и нашла свое практическое отражение в кораблестроительных
программах Российского военно-морского флота, разработкой которых занимался
Морской Генеральный штаб.
Доклад, прочитанный Колчаком, произвел сильное впечатление на членов
кружка и приглашенных гостей, и по их просьбе морской министр И.М. Диков
разрешил Колчаку выступить с этим докладом перед различными общественными
организациями, имевшими отношение к флоту. Голос молодого талантливого
офицера, представителя Морского Генерального штаба, прозвучал в
петербургском клубе общественных деятелей, в кронштадтском обществе
офицеров флота, в обществе ревнителей военных знаний и даже на заседании в
Государственной Думе, от которой зависели кредиты; отпускаемые на
строительство флота. Всюду. где бы ни выступал Колчак со своими докладами,
он производил сильное впечатление на слушателей своей убежденностью,
логичностью мысли, ясностью изложения материала и убедительностью
приведенных доказательств в виде исторических примеров и параллелей. Даже
явные скептики, прослушав выступление молодого офицера и ученого, меняли
свое отношение к флоту и после этого начинали поддерживать идею его
возрождения.
Вокруг разработанной Морским Генеральным штабом программы, представленной
в Морское министерство, развернулась непонятная "мышиная" возня. Под
различными предлогами руководители Морского министерства не давали
программе хода. Немалую роль в интригах вокруг программы играли
"доцусимские адмиралы", заседавшие в Главном Морском штабе и всячески
мешавшие работе молодых талантливых офицеров, усилиями которых и была
разработана эта программа. Неблаговидную роль в этом играли адмиралы А.А.
Бирилев, И.М. Диков и С.А. Воеводский, которые последовательно (но не
продолжительное время) возглавляли Морское министерство и также
последовательно были сняты как не справившиеся со своими обязанностями.
Бесконечные проволочки с кораблестроительной программой, не позволявшие
начинать постройку новых кораблей, крайне необходимых для флота, возмущали
многих офицеров Морского Генерального штаба, особенно тех, кто над ней
трудился. К числу таких офицеров относился и капитан 2-го ранга А.В.
Колчак, больше всех поработавший над ее составлением и обоснованием. В знак
Страницы: 1, 2
|