Меню
Поиск



рефераты скачатьМухтар Ауэзов

Мухтар Ауэзов

«Твои

бессмертные труды ста-

вят тебя в ряд лучших предста-

вителей мировой художественной

прозы. Я счастлив, что имею

честь быть твоим современником

и соотечественником»,-так писал

видный советский писатель Всеволод

Иванов, адресуя эти слова Мухтару

Ауэзову. М.А. внёс неоценимый

Вклад в развитие литературы.

Создатель первого романа-эпопеи,

Драматург, переводчик русской и

Европейской классики, учёный –

Поистине неисчерпаемо литературное

Наследие великого писателя.

Творческий путь

Мухтар Омарханович Ауэзов родился 28 сентября 1897 года в урочище

Чингизтау Абаевского района Семипалатинской области. Будущий писатель рос

под духовным влиянием Абая. Отец Омархан и дед Ауез – люди культурные,

высоко чтили великого поэта, соседа и друга семьи.

Много сил воспитанию внука отдавал дед Ауэз. Он был неистощимым

рассказчиком народных сказаний, учил внука грамоте, он же привил Мухтару

любовь к литературе, к поэзии Абая.

«Мне с детства стали известны произведения Абая. Мой дедушка Ауэз был

его другом. Дедушка заставлял нас, внуков, помногу раз перечитывать и

оригинальные, и переводные стихи поэта. Особенно строго требовал он, чтобы

мы знали наизусть письмо Татьяны», - вспоминал впоследствии М. Ауэзов.

Сначала Мухтар учился в родном ауле, затем в мусульманском медресе в

Семипалатинске. Но уже в одиннадцатилетнем возрасте он перешёл в

пятиклассное городское училище. Мухтар учился на «отлично». Он был

исключительно прилежен, любознателен, пользовался уважением одноклассников

и учителей.

После окончания городского училища (1915) М. Ауэзов поступил в

Семипалатинскую учительскую семинарию. Здесь начинается его знакомство с

русской и зарубежной классикой. В тоже время Ауэзов пишет небольшие

рассказы, стихи и статьи, которые начинают публиковаться.

Первым крупным произведением М. Ауэзова явилась пьеса «Енлик-Кебек»

(1917), в которой молодой автор подверг суровой критике косные феодальные

обычаи и нравы.

М. Ауэзов проходит школу большой государственной работы, занимая

различные посты в Семипалатинском губисполкоме и КазЦИКе в Оренбурге. В

двадцатые годы он пишет ряд рассказов и пьес («Карагоз» и др.), которые

тематически продолжают первую драму, а также повесть «События в Караш-

Караш», переведённую впоследствии на русский и французский языки и

заслуживающую высокую оценку читателей.

В 1928 году М. Ауэзов окончил филологический факультет Ленинградского

университета, затем аспирантуру при университете в Ташкенте. С 30-х годов

начинается плодотворная деятельность писателя-профессионала. М.О. Ауэзов

много ездит по стране, знакомится с людьми, изучает жизнь.

С творчеством Ауэзова связан расцвет драматургии. Им написано свыше

двадцати пьес, а также переведены такие классические произведения мировой и

русской драматургии, как: «Ревизор» Н. Гоголя, «Отелло» и «Укрощение

строптивой» В. Шекспира, «Аристократы» Н. Погодина, «Любовь Яровая» К.

Тренева, «Офицер флота» А. Крона.

Значительным вкладом в литературоведение являются исследования

Ауэзова устно-поэтического творчества казахского народа, эпоса «Манас»,

творчества Абая и других классиков. Вершиной его литературного наследия

является многотомная эпопея «Путь Абая». Последние годы жизни писатель

работал над созданием новой эпопеи о наших современниках – «Племя младое».

Национальная проза и драматургия переживала в начале 20-го века

процесс становления. Ощутимо было в художественной литературе влияние

устного народного творчества. Влияние это касается сюжета и композиции,

приёма создания человеческого характера. Прозу молодого писателя отличают

глубина и психологизм. М. Ауэзов расширил изобразительные возможности

родного языка. Основная тема рассказов и повестей М. Ауэзова 20-х годов –

не только страдания простых людей, угнетение, но и духовное пробуждение

народа. В отличие от Майлина и Торайгырова, М. Ауэзов более тяготеет к

нравственной проблематике. Его занимает не столько происходящее, сколько

исследование моральных принципов персонажей.

В эти годы М. Ауэзов создаёт такое объёмное произведение, как «Серый

лютый». Рассказ-символ как бы впрессовывает в себя общественные и личные

проблемы, психологически-нравственную оценку. Рассказ был настолько новым,

неожиданным по содержанию и форме, что на долгие десятилетия стал объектом

жарких споров критиков.

В ранних произведениях М. Ауэзова нет ни одного персонажа, мечты

которого бы сбылись. Если герой протестует, борется, он ничего не может

добиться, кроме страданий. Пока существует стена социально-нравственного

отчуждения между людьми, не будет справедливости.

Молодой писатель отказывается от свойственной фольклору однозначной

характеристики героев. Он не любит пользоваться только белыми или чёрными

красками: жизнь сложна и противоречива. Писатель воздерживается и от прямых

характеристик, острые жизненные конфликты – вот его стихия.

М. Ауэзов –мастер выразительного портрета, в котором, как и в прежних

его повестях, используются неожиданно зримые сравнения: «Узкие, маленькие

глаза его будто распарывают дождливую тёмную ночь», «Его длинные, чёрные

усы, как крылья чёрного беркута, распластавшегося на белом снегу на лисой».

В годы Великой Отечественной войны М. Ауэзов трудится много и

напряжённо. В 1942 году он выпускает первый том знаменитой эпопеи «Путь

Абая».

Главное место в творческой и научно-исследовательской деятельности

Мухтара Ауэзова начинает занимать личность Абая. Ему писатель посвящает

трагедию (первый вариант – совместно с Л. Соболёвым), либретто оперы,

киносценарий, ряд исследовательских работ и, наконец, монументальную

четырёхтомную эпопею.




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.