Махатма Ганди
МАХАТМА ГАНДИ
(МОХАНДАС КАРАМЧАНД)
РЕФЕРАТ
ученика 10-В класса средней школы №6
Шеянова Виктора
г. Сосновый Бор
1999
«Возможно, грядущие поколения не поверят, что такой человек из обычной
плоти и крови ходил по этой земле», — сказал Альберт Эйнштейн о Махатме
Ганди. История действительно знает немало людей, которые смогли изменить
мир. Но лишь немногие из них несли в себе дух, настолько чужеродный
царствующему в этом мире, что казались пришельцами из мира другого.
Первая половина XX века... Вместо царства разума, свободы и
справедливости, которого ждали люди XIX века, наступила эпоха невиданного
насилия и бессилия.
Циничные или безумные вожди отдают приказы — и миллионы людей с
готовностью идут убивать друг друга на мировых войнах. Несколько
автоматчиков ведут на смерть колонну из тысяч взрослых людей — и никто не
пытается сопротивляться. Восторженные толпы приветствуют палачей. Бездумное
подчинение, предательство, жестокость становятся высшими добродетелями.
Насилие стало повсеместным и будничным, стало нормой, смяло в человеке
веру в собственную значимость, в способность что-либо изменить. Людям уже
нечего противопоставить произволу, и их бессилие утверждает возрастающее
могущество насилия.
Как разорвать замкнутый круг насилия и бессилия? Возможна ли теперь
вера в человека и что может стать её основой?
Ответом на эти вопросы стала вся жизнь Махатмы Ганди.
ЮНОСТЬ ГАНДИ
Мохандас Карамчанд Ганди родился 2 октября 1869 г. в одном из маленьких
княжеств Западной Индии.
Древний род Ганди принадлежал к купеческой касте бания, однако и дед, и
отец Ганди были главными министрами небольших княжеств. В семье Ганди
строго соблюдались религиозные обряды — мать была глубоко верующей. Отец
Ганди был почитаем за справедливость и неподкупность и, несмотря на высокий
пост, оставался небогатым человеком. Он был противником религиозно-общинных
распрей, уважал людей независимо от их религиозной и кастовой
принадлежности, что нечасто встречалось в Индии в то время.
Мохандас был самым младшим ребёнком в семье и о своём детстве вспоминал
так: «Я был очень робок и избегал общества детей. Единственными друзьями
были у меня книги и уроки... Я в буквальном смысле слова убегал домой (из
школы), так как терпеть не мог с кем-нибудь разговаривать... Кроме того, я
был трусом. Я боялся воров, привидений и змей... Темнота приводила меня в
ужас... Насколько помню, сам я был не очень хорошего мнения о своих
способностях. Я обычно удивлялся, когда получал награды или стипендии. При
этом я был крайне самолюбив, малейшее замечание вызывало у меня слезы».
Робкий, застенчивый мальчик отличался недетской твёрдостью и
независимостью мысли. Ему было 11 лет, когда он понял, что не может
согласиться с одной из индийских традиций. Издавна в Индии существовало
сословие «неприкасаемых» — людей, выполняющих самую грязную работу. Им
запрещалось посещать индуистские храмы, пить воду из одного источника с
кастовыми индусами. Они должны были носить на шее колокольчик,
предупреждающий об их появлении. Неприкасаемость передавалась от родителей
к детям, и покинуть это сословие было невозможно.
Как и всем индийским детям, родители запрещали Мохандасу общаться с
«неприкасаемыми». «Я, естественно, подчинялся, но возражал с улыбкой, что
неприкасаемость не освящена религией и не может быть освящена. Я был очень
послушным ребёнком, но, насколько позволяло мне почтение к родителям,
вступал с ними в спор по этому поводу», — вспоминал Ганди. Через много лет
именно он сумел убедить индийцев отказаться от этого жестокого
предрассудка.
Одним из самых сильных потрясений детства стала ранняя по индийской
традиции женитьба — в 13 лет Мохандаса женили на девочке-ровеснице
Кастурбай. К счастью, дети полюбили друг друга, и Кастурбай до конца жизни
была другом и помощницей мужа.
В 1888 г. Ганди по совету друзей семьи и родственников решил поехать в
Англию, чтобы получить серьёзное образование и профессию адвоката. Это
решение вызвало резкий протест старейшин его касты. Религия запрещала
покидать Индию, кроме того, старейшины были уверены, что в Европе
невозможно жить, не нарушая заветов веры. Ганди не подчинился их
требованиям. За это он был отлучён от касты и не мог больше рассчитывать на
её помощь и поддержку.
В Англии он чувствовал себя очень одиноким, всё вокруг было чужим.
Вместе с тем общение с европейской культурой открыло для него новые
горизонты. Он познакомился с буддизмом, был потрясён Новым Заветом и мечтал
объединить индуизм с учениями Будды и Христа.
В 1891 г., получив высшую адвокатскую степень, Ганди возвращается в
Индию. Однако надежды родственников на его высокое положение и солидный
доход не оправдались. Честность и ответственность Ганди не способствовали
его карьере.
Вскоре молодой адвокат принимает предложение индийской торговой фирмы
вести её дела в Южной Африке. Его привлекает возможность увидеть новую
страну и приобрести опыт.
ЮЖНАЯ АФРИКА
Отправляясь в 1893 г. в Южную Африку, Ганди не подозревал, что едет
навстречу своему подлинному призванию и своей судьбе.
С первых дней пребывания в Южной Африке ему пришлось столкнуться с
откровенным расизмом. Его силой выволокли из вагона первого класса, не
позволили сесть в дилижанс, где ехали белые;
полицейские сталкивали его на мостовую с тротуаров, предназначавшихся
только для белых. Ганди узнал, что в этой стране унижения и притеснения —
судьба всех индийцев (и всех «цветных»), независимо от их образования и
статуса.
Немедленно вернуться в Индию? Смириться на время пребывания здесь
подобно остальным индийцам?
«Лишения, которым я подвергался, были проявлением серьёзной болезни —
расовых предрассудков. Я должен попытаться искоренить этот недуг, насколько
возможно, и вынести ради этого все предстоящие лишения», — решает Ганди.
Ганди начинает с того, что вырабатывает личные принципы поведения при
столкновении с проявлениями расизма. Он решает всякий раз оказывать
произволу вежливое, но непреклонное сопротивление и никогда не требовать
возмездия за оскорбления, касающиеся лично его.
Постепенно Ганди осознаёт, насколько безысходно положение индийцев в
Южной Африке. Возвращение на родину было невозможно: в Индии миллионы таких
же безземельных крестьян ежегодно умирали от голода. Здесь они были
обречены на нищенскую жизнь в грязных резервациях и на рабский труд; их
ежедневно унижали, могли бросить в тюрьму за отказ от работы и безнаказанно
избить до смерти. Безысходность порождала покорность и чувство полного
бессилия.
Стремление изменить это положение вещей и борьба за права индийцев
становятся основным содержанием жизни Ганди.
В мае 1894 г. Ганди созывает собрание всех индийцев Претории. Впервые в
своей жизни он произнёс публичную речь, в которой обрисовал положение
индийцев в Трансваале. Он подчеркнул необходимость забыть всякие различия
между индийцами разных каст, вероисповеданий и национальностей и предложил
объединиться в ассоциацию, от имени которой можно было бы обращаться к
властям по поводу притеснений.
«Я... изъявил готовность отдать этому делу столько времени и сил,
сколько смогу... Вскоре в Претории не было ни одного индийца, которого бы я
не знал и с условиями жизни которого не был бы знаком».
Созданный Индийский конгресс южноафриканской провинции Наталь ставил
своей целью, действуя в рамках британского законодательства, добиться
равенства прав индийцев и европейцев. Его члены собирали и распространяли
информацию о бедственном положении индийцев, обучали грамоте детей и
занимались улучшением санитарных условий жизни индийцев.
Ганди решает остаться в Южной Африке надолго и едет в Индию, чтобы
забрать свою семью — Кас-турбай и двоих детей.
В Индии Ганди опубликовал работу о положении индийцев в Южной Африке —
«Зелёную брошюру». Её обсуждали в Индии и в Англии, а в Южной Африке власти
распространили слухи, что Ганди отзывается о европейцах предвзято и
оскорбительно.
Когда два парохода с индийскими переселенцами, на одном из которых был
Ганди с семьёй, прибыли в порт Дурбан, белое население было одержимо одной
идеей: «Сбросим цветных в море!» Власти предложили пассажирам вернуться
обратно, если им дорога жизнь. Индийцы сплотились вокруг Ганди,
противостояние длилось 23 дня, пока наконец белые не уступили. Дождавшись,
когда все пассажиры и его семья окажутся в безопасности, Ганди один
появился на берегу и был сразу же окружён разъярённой толпой белых. Он был
зверски избит, и только вмешательство отряда полиции предотвратило расправу
и спасло его от смерти.
Дело получило широкую огласку, Лондон настаивал на наказании участников
избиения. Один из членов правительства Наталя (который сам был
организатором расистских митингов и распространял клевету), теперь
пригласил Ганди к себе и заявил, что арестует виновных, если Ганди опознает
их. «...Я считаю, что осуждать следует не тех, кто нападал на меня...
Осуждать надо их руководителей и, прошу прощения, Вас», — ответил Ганди.
Принципиальный отказ Ганди привлечь к суду людей, напавших на него,
произвёл сильное впе-| чатление на население Дурбана; у многих теперь он
сам и борьба индийцев за свои права вызывали уважение и понимание.
Последующие годы стали для Ганди временем углублённого самопознания,
поисков смысла жизни и формирования принципов. «Если я оказался всецело
поглощён служением общине, то причина этого заключалась в моём стремлении к
самопознанию. Я сделал своей религией религию служения, так как чувствовал,
что только так можно познать Бога... Я обрёл себя в поисках Бога и в
стремлении к самопознанию... Именно здесь религиозный дух стал моей
жизненной опорой».
Сколько бы ни делал Ганди для людей, это не удовлетворяет его. Он
выкраивает время, чтобы два часа каждый день бесплатно работать братом
милосердия в больнице. Во время эпидемий чумы он собирает добровольцев и
вместе с ними сутками ухаживает за больными.
В эти годы, заново перечитывая мировую религиозную и философскую
литературу, Ганди открывает для себя Льва Толстого. Учение о непротивлении
злу насилием, непримиримость к угнетению, мучительные поиски выхода из
состояния угнетённости потрясли Ганди. «Россия в лице Толстого дала мне
учителя, который предоставил теоретическую основу моего ненасилия», — писал
он позднее.
Толстой проповедовал презрение к материальным благам и возврат к
простой жизни и физическому труду. Эти идеи Ганди объединяет с древней
индийской традицией ашрамов — колоний, в которых единомышленники живут как
одна семья, вместе работают и духовно совершенствуют себя. Во всех ашрамах,
которые создавал Ганди в течение жизни, было принято довольствоваться самым
необходимым, полностью обходиться собственным трудом. В каждом из вновь
образовавшихся ашрамов вместе с детьми и внуками Ганди и его друзей
воспитывались приёмные дети, и Ганди считал одним из основных своих дел их
обучение и воспитание. В общении с детьми он устанавливал принцип, которого
всегда придерживался и в общественной деятельности: «Никогда не требуй от
человека того, чего не делаешь сам».
22 августа 1906 г. правительство Трансвааля публикует проект закона,
который индийцы назвали «чёрным». По этому закону все индийцы — мужчины,
женщины и дети с восьмилетнего возраста —должны были пройти регистрацию в
полиции, оставить отпечатки пальцев и получить особые удостоверения, иначе
их ожидали арест и высылка. Такая регистрация приравнивала индийцев к
лицам, подозреваемым в совершении преступления. Более того, полицейские
получали право вторгаться в жилища индийцев и даже на традиционно
неприкосновенную женскую половину для проверки регистрации. Прочитав закон,
Ганди сказал: «Лучше умереть, чем согласиться с подобным законом». Индийцы
были взбешены, многие заявляли, что пристрелят любого, кто вломится в их
дом. Ганди, обратившись к ним, предложил совершенно иной путь
сопротивления. «Мы не будем обращаться к мировому общественному мнению, —
сказал он, — индийцы сами способны постоять за себя. Пусть каждый, кто
клянётся не подчиняться позорному закону, решит для себя, хватит ли у него
твёрдости, несмотря ни на какие гонения и даже смерть, сдержать эту клятву.
Борьба будет продолжаться долго, возможно, годы, но я смело и с полной
уверенностью заявляю, что если даже небольшая часть людей сохранит верность
своему слову, наша борьба может завершиться только одним — победой».
Ганди впервые выдвигает идею совместного ненасильственного
сопротивления произволу. Он ищет название для такого движения и
останавливается на предложении своего младшего сына: сатьяграха — твёрдость
в истине. Слово точно выражало суть нового метода: это не вынужденная пас-
' сивность слабого перед более сильным и не принцип «око за око». Насилию
противопоставляется сила духа, внутренняя уверенность в своей правоте и
солидарность.
Ганди (и это станет потом обязательным перед началом выступлений)
предупреждает правительство, что в случае принятия закона индийцы объявят
сатьяграху. Но, несмотря на предупреждение, закон был принят.
1 января 1908 г. сатьяграха начинается митингом в Иоганнесбурге, на
котором индийцы демонстративно сжигают свои повестки на регистрацию. Ганди
арестован и посажен в тюрьму, но движение разгорается. «Цветные» игнорируют
закон, тюрьмы переполнены, но репрессии ничего не дают.
Власти применяют подлый приём: прямо из тюрьмы Ганди доставляют к
генералу Смэтсу. Тот заявляет, что «чёрный закон» будет отменён, если
индийцы прекратят сатьяграху и один раз дадут о себе сведения, необходимые
правительству для установления количества переселенцев. Полагая, что
одержана победа, Ганди останавливает сатьяграху. Но «чёрный закон» не был
отменён. Это явилось крушением всех надежд. Индийцы подавлены. Многие
считают Ганди изменником. Всё приходится начинать сначала...
Ганди публикует статьи с призывом возобновить гражданское неповиновение
и надолго попадает в тюрьму. Выйдя из тюрьмы, Ганди начинает готовить
сатьяграху уже в масштабах всей Южной Африки. В 1913 г. ему удаётся поднять
горняков На-таля на забастовку. Забастовка быстро распространилась по всей
стране. Против горняков применили оружие — несколько рабочих были
расстреляны за отказ работать.
В тюрьмах оказались тысячи людей, в том числе женщины и подростки. От
тесноты, антисанитарии и бесчеловечного обращения многие умирали. Ганди —
тоже в тюрьме и пользуется любой возможностью облегчить страдания больных
заключённых.
Движение нарастало. Власти были вынуждены освободить Ганди, и он сразу
идёт в наступление.
6 ноября 1913 г. он начинает знаменитый мирный поход протеста из Наталя
в Трансвааль. Это было демонстративным нарушением закона, запрещавшего
индийцам перемещаться из одной провинции в другую. Нарушение закона
каралось тюремным заключением и высылкой.
Ганди шёл во главе многотысячной колонны, которая росла с каждым днём.
Вызванные правительством войска не решились стрелять, но попытались
рассеять демонстрантов лошадьми. Тогда участники похода легли на землю, и
Страницы: 1, 2, 3
|