Личность Сталина
План:
I. Вводная часть.
I.1. Понятие личности в психологии. Структура и
направленность личности.
I.2. Может ли личность повлиять на ход истории.
II. Основная часть. Роль личности Сталина в истории
России.
II.1. Общий анализ жизнедеятельности Сталина.
II.2. Роль Сталина в истории России.
Ш. Заключение.
I. Вводная часть.
I.1. Понятие личности в психологии. Структура и направленность
личности.
ичность – деятель общественного развития, сознательный индивид, занимающий
определённое положение в обществе и выполняющий определённую общественную
роль.
Психическая жизнь имеет определённое строение. В психологической науке
мы можем встретить выделение и описание трёх компонентов личности:
Направленность личности. Включает в себя различные свойства систему
взаимодействующих потребностей и интересов из которых складывается
мировоззрение личности, т.е. другими словами говоря, направленность
личности – это система её отношений к окружающему миру, это мотивы
поведения личности.
Возможности личности. Этот компонент включает в себя ту систему
способностей и склонностей, которую обеспечивают в каком-то виде
деятельности.
Стиль поведения человека. В первую очередь сюда относятся темперамент
и характер. В системе характера можно выделить в первую очередь моральные
качества и свойства (отношение к людям, ответственность), во-вторых –
волевые качества.
Личность является в одно и то же время и объектом и субъектом
общественных отношений. Личность человека, как члена общества находится в
сфере влияния различных отношений и прежде всего экономических трудовых
отношений, которые складываются в процессе производства материальных благ.
-2-
В самом общем виде развитие личности можно представить как процесс её
вхождения в новую социальную среду и интеграции в ней. Этапы развития
личности в относительно стабильной общности называются фазами развития
личности. Фаза становления личности:
. Предполагает активное усвоение действующих в общности норм и
овладение соответствующими формами и средствами деятельности.
Принеся с собой в новую группу всё, что составляет его
индивидуальность, субъект не может осуществить потребность
проявить себя как личность раньше, чем освоит действующие в группе
нормы(нравственные, учебные, производственные) и овладеет теми
приёмами и средствами деятельности, которыми владеют другие
члены группы.
. Порождается обостряющимися противоречиями между достигнутым
результатом адаптации - тем, что субъект стал таким, «как все» в
группе и не удовлетворяемой на первом этапе потребностью индивида в
максимальной персонализации. На этой фазе нарастает поиск средств и
способов для обозначения своей индивидуальности, её фиксации.
. Детерминируется противоречиями между сложившимися на предыдущей
фазе стремлением субъекта быть идеально представленным в других
своими особенностями и значимыми для него отличиями - с одной
стороны, и потребностью общности принять, одобрить и
культивировать лишь те демонстрируемые им индивидуальные
особенности, которые ей импонируют, соответствуют её ценностям,
стандартам, способствуют успеху совместной деятельности с другой
стороны.
-3-
I.2. Может ли личность повлиять на ход истории.
доказательство возможности влияния личности на историю целесообразно
обратиться к мнению на этот счёт известной личности К. Маркса.
Он, в своём письме к Кугельману говорит: «История носила бы очень
мистический характер, если бы «случайности» не играли никакой роли. Эти
случайности входят, конечно, сами составной частью в общий ход развития,
уравновешиваясь другими случайностями. Но ускорение и замедление в сильной
степени зависит от этих «случайностей», среди которых фигурирует также и
такой «случай», как характер людей, стоящих вначале во главе движения».
В наших условиях такая случайность, как характер человека, стоящего во
главе движения, во главе партии и рабочего класса, играет поистине
роковую роль. В условиях пролетарской диктатуры, сосредоточившей в своих
руках все рычаги экономики, обладающей аппаратом, в десятки раз более
мощным и разветвленным, чем аппарат любого буржуазного государства, в
условиях безраздельного господства в стране одной партии и гигантской
централизации всего партийного руководства роль генсека огромна. Его
личные качества приобретают исключительное политическое значение.
Именно поэтому Ленин в своем «Завещании» придавал такое
исключительное значение личным качествам генсека, именно поэтому Ленин,
зная личные качества Сталина, настойчиво в своем «Завещании» подчеркивал
необходимость снятия Сталина с поста генсека и замены его более подходящим
для этой роли лицом.
Ленин в своем завещании писал:
-4-
«Сталин слишком груб, и этот недостаток, вполне терпимый в среде и в
общении между нами, коммунистами, становится нетерпимым в должности
генсека. Поэтому я предлагаю товарищам обдумать способ перемещения Сталина
с этого места и назначить на это место другого человека, который во всех
других отношениях отличается от товарища Сталина только одним перевесом,
именно, более терпим, более лоялен, более вежлив и более внимателен к
товарищам, меньше капризности и т.д.».
«Тов. Сталин, сделавшись генсеком, сосредоточил в своих руках
необъятную власть, и я не уверен, сумеет ли он всегда достаточно осторожно
пользоваться этой властью», - говорит далее Ленин.
Сталин, комментируя «Завещание», по обыкновению с помощью софизма,
сводит всё дело к грубости, отвлекая внимание от других своих качеств, о
которых Ленин говорил. Между тем именно эти качества и имеют решающее
значение.
Теперь перейдём к более подробному анализу личностных качеств и
жизнедеятельности генерального секретаря.
-5-
II. Основная часть.
II.1. Общий анализ жизнедеятельности Сталина.
Сталин (настоящая фамилия - Джугашвили) Иосиф Виссарионович (1879-
1953), один из руководящих деятелей КПСС, Советского государства,
международного коммунистического и рабочего движения; теоретик и
пропагандист марксизма-ленинизма, Герой Социалистического Труда (1939),
Герой Советского Союза (1945), Маршал Советского Союза (1943),
Генералиссимус Советского Союза (1945). Член КПСС с 1898 года. Участник
Революции 1905-1907 годов в Закавказье. В 1912-1913 годах - член Русского
бюро ЦК, сотрудник газет «Звезда», «Правда». Один из руководителей
Октябрьской революции в Петорограде. С октября 1917 года нарком по делам
национальностей, нарком государственного контроля, РКИ. Член ЦК партии с
1917 года, Политбюро ЦК с 1919. С 1922 Генеральный секретарь ЦК КПСС. С
1941 председатель СHК (СМ) СССР и ГКО, нарком обороны, Верховный
главнокомандующий; один из организаторов антигитлеровской коалиции.
Сыграл видную роль в построении социализма в СССР, в разгроме
троцкизма, правого оппортунизма, в организации победы советского народа в
Великой Отечественной Войне. Вместе с тем допускал теоретические и
политические ошибки, грубые нарушения социалистической законности,
отступления от ленинских норм партийной и государственной жизни.
В 11 лет Иосиф поступил в духовное училище. Там он изучил русский
язык, который навсегда остался для него чужим, и стал атеистом. Из низшей
духовной школы молодой атеист перевелся, однако, в духовную семинарию в
Тифлисе. Его пер-
-6-
вые политические мысли были ярко окрашены национальным романтизмом. Сосо
усвоил себе консперативную кличку Коба, поимени героя грузинского
патриотического романа. Близкие к нему товарищи называли его этим именем до
последних лет; сейчас они почти все расстреляны. Уже в те годы товарищи
отмечали у Иосифа склонность находить у других только дурные стороны и с
недоверием относиться к бескорыстным побуждениям. Он умел играть на
чужих слабостях и сталкивать своих противников лбами. Кто пытался
сопротивляться ему или хотя бы объяснить ему то, чего он не понимал, тот
накликал на себя «беспощадную вражду».
Коба хотел командовать другими. Закончив духовную школу в 20 лет,
Коба считает себя революционером и марксистом. Он пишет прокламации на
грузинском и плохом русском языках, работает в нелегальной типографии,
объясняет в рабочих кружках тайну прибавачной стоимости, участвует в
местных комитетах партии. Его револяционный путь отмечен тайными
переездами из одного кавказского города в другой, тюремными заключениями,
ссылкой, побегами, новым коротким периодом нелегальной работы и новым
арестом.
После раскола между большевиками и меньшевиками в 1903г. осторожный и
медлительный Коба выжидает полтора года в стороне, но потом примыкает к
большевикам. На Кавказе, где живы были еще традиции разбоя и кровавой
мести, террористическая борьба нашла смелых исполнителей. Убивали
губернаторов, полицейских, захватывали казенные деньги для революции. Про
Сталина ходили слухи, что он принимал участие в террористических актах,
это не было доказано. Однако, это не значит, что он стоял в стороне от
террористической деятельности. Он действовал из-за кулис: подбирал людей,
давал им
-7-
санкцию партийного комитета, а сам своевременно отходил в сторону. Это
более соответствовало его характеру.
Только в 1912 году Коба, доказавший в годы реакции свою твердость и
верность партии, переводится с провинциальной арены на национальную. С
этого времени кавказец усваивает русский псевдоним Сталин, производя его
от стали. В этот период это означало не столько личную характеристику,
сколько характеристику направления.
К началу 50-х годов имя Сталина стало почти мистическим: оно внушало
одновременно любовь и ужас, преданность и страх, обожание и покорность.
Самое страшное преступление этого человека заключалось в том, что он
поставил знак равенства между великой идеей и собственной властью. «Тайна»
силы Сталина состояла в узурпации, монополизации права на Ленина, на его
интерпритацию и «защиту». Это обезоруживало потенциальных соперников, даже
тех, кто заметно превосходил его силой интеллекта. Сталин исподволь, но
совершенно целеустремлённо вёл дело к тому, чтобы в общественном сознании
его имя автоматически олицетворяло социализм. Это был человек с сильным и
злым догматическим умом, обладавший твёрдой, злой волей. Он часто
колебался, бывал нерешителен, однако умел искусно скрывать свои сомнения
при выборе решения. Это был циничный прагматик в настоящем времени, не
обладавший способностями даже посредственного футуролога. Он не мог,
например, даже приблизительно предположить, что уже через три года после
его смерти, на ХХ съезде КПСС начнётся первое заседание исторического суда
над ним. Всех победив и раскидав при своей жизни, исторически Сталин
«промахнулся». Этот человек любил и ценил только власть. Именно свою
власть. Hасилие было для него главным достижения поставленных це-
-8-
лей. Сталин был насквозь «политическим человеком» и олицетворял собой
полный разрыв между политическим и моральным сознанием.
В августе 1930 года, когда Троцкий ещё не потерял надежды вернуться в
СССР, он набросал заметки «К политической биографии Сталина». Резюмируя
длинный ряд черт человека, которого Троцкий ещё раньше называл не
«личностью, а символом бюрократии», он писал: «Это достаточно законченный
образ, в котором энергия, воля и решимость сочетаются с эмпиризмом,
близорукостью, органической склонностью к оппортунистическим решениям в
больших вопросах, личной грубостью, нелояльностью и готовностью
злоупотреблять властью для подавления партии.» Позже он, как и многие,
понял, что дело заключалось не только в Сталине. Рождавшаяся жёстко
централизированная система, где партия стала государственным рыцарским
орденом, а народовластие - фикцией, всегда бы нашла своего Сталина. Этот
человек явился идеальным образом лидера тоталитарной системы. В результате
применения чрезвычайных мер в стране фактически были задушены все ростки
политической оппозиции - не только реальные, но и потенциальные.
Интеллигенцию заставили замолчать. Фронтовиков из героев-победителей
разжаловали до «винтиков». «Строптивую» молодежь наказали. «Либералов»
уничтожили. Оставалось подавить внешнюю оппозицию, навести порядок в
«братских» странах. Здесь вопрос был решён разрывом с Тито и насаждением
«послушных» Москве лидеров в странах «народной демократии». Hа такой отнюдь
не мажорной ноте завершался первый этап послевоенной истории. Её
заключительным аккордом стала смерть Сталина летом 1953 г.
-9-
Поверхностные психологи изображают Сталина как уравновешенное
существо, в своем роде целостное дитя природы. На самом деле он весь
состоит из противоречий. Главное из них: несоответствие честолюбивой воли
и ресурсов ума и таланта. Что характеризовало Ленина, - это гармония
духовных сил: теоретическая мысль, практическая проницательность, сила
воли, выдержка, - все это было связано в нем в одно активное целое. Он без
усилий мобилизовал в один момент разные стороны своего духа. Но его
умственные способности будут измеряться какими-нибудь десятью-двадцатью
процентами, если принять за единицу измерения Ленина. В свою очередь, в
области интеллекта у Сталина новая диспропорция: чрезвычайное развитие
практической проницательности и хитрости за счет способности обобщения и
творческого воображения. Ненависть к сильным мира сего всегда была его
главным двигателем как революционера, а не симпатия к угнетенным, которая
так согревала и облагораживала человеческий облик Ленина.
Его честолюбие не давало ему покоя как внутренний нарыв и отравляло
его отношение к выдающимся личностям, мнительностью и завистливостью. В
Политбюро он почти всегда оставался молчаливым и угрюмым. Только в кругу
людей первобытных, решительных и не связанных предрассудками он становился
ровнее и приветливее. В тюрьме он легче сходился с уголовными арестантами,
чем с политическими. Грубость представляет органическое свойство Сталина.
Но с течением времени он сделал из этого свойства сознательное орудие.
Страницы: 1, 2
|