Карамзин Н.М. и его История ...
Удивительна судьба главного творения Николая Михайловича
Карамзина —«История государства Российского». При жизни автора ею
зачитывалась едва ли не вся просвященная Россия, читали даже вслух в
салонах, обменивались впечатлениями по поводу драматических событий,
описанных мастерской рукой историка, наиболее чувствительные проливали
слезы. Сошлемся на свидетельство горячего поклонника таланта Николая
Михайловича А.С. Пушкина :»Все, даже светские женщины, бросались читать
историю своего отечества, дотоле им неизвестную. Она была для них новым
открытием. Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как
Америка —Колумбом. несколько времени ни о чем ином не говорили.»
Имя Николая Михайловича пользовалось широчайшей популярностью не только
в прошлом веке, но и ныне. В чем притягательная сила ставшего бессмертным
сочинения Карамзина?
Почему только на протяжении второй четверти XIX столетия «История
государства Российского»перездавалась шесть раз? Читателя влечет к
Карамзину магия слова, созданные им художественные портреты исторических
личностей, сочетание писательского и исследовательского талантов.
Дарованиями, свойственными Николаю Михайловичу, не обладали ни историки
XVIII века, ни историки XIX столетия вплоть до Н.И. Костомарова и В.О.
Ключевского.
Родился Н.М. Карамзин в родовитой дворянской семье в 1766 году под
Симбирском. В творческой биографии Николая Михайловича четко прослеживаются
два периода: первый до 1803 года, когда он выступал писателем, журналистом
и издателем; второй начинается в 1803 году, когда царский указ утвердил его
в должности историографа. Он стал третьим по счету, вслед за Г.Ф. Миллером
и князем
М.М. Щербатовым, историографом России —так тогда именовали историков.
Но по порядку. Семнадцатилетний поручик уходит в отставку, и начинается
быстрый взлет писателя Карамзина. «Бедная Лиза»стала настольной книгой
многих грамотных семей. В начале 90-х годов XVIII века к репутации модного
беллетриста прибавилась слава талантливого писателя публициста. В 1789 году
он побывал в Швейцарии, Германии, Франции, Англии. Многое запало в душу
восприимчивого 23-летнего путешественника: непохожие нравы и обычаи,
архитектура и городская жизнь, политический строй и встречи с интересными
людьми. Обогащенный впечатлениями (Французскую же революцию ему удалось
наблюдать воочию), он, возвратившись в Москву, два года печатает «Письма
русского путешественника»в издаваемом им Московском журнале. Письма
закрепили автора в ряду литературных звезд первой величины. Николай
Михайлович стал желанным гостем в салонах московских вельмож, и те, по
свидетельству современника, обходились с тридцатилетним отставным поручиком
«почти как с равным».
И вдруг совершилось для многих нечто непонятное: известный
писатель,купавшийся в лучах славы, оставляет литературу, издательскую
деятельность, светскую жизнь, обрекает себя на долгие годы заточения в
кабинете, чтобы погрузиться в науку именуемую историей. Это был подвиг!
Смена профессии произошла, по словам
А.С.Пушкина, «уже в тех летах, когда для обыкновенных людей круг
образования и познания давно окончен и хлопоты по службе заменяют усилия к
просвещению».
Впрочем, неожиданным это решение было для всех, только не для Николая
Михайловича. К нему он готовился издавна. Чем бы он не занимался, его
преследовала мысль погрузиться в отечественную историю. В 1790 году в
«Письмах русского путешественника»он изложил свое представление о русской
истории: «Говорят, что наша история сама по себе менее занимательна: не
думаю, нужен только ум, вкус, талант. Можно выбрать, одушевить, раскрасить;
и читатель удивится, как из Нестора, Никона и пр. могло выйти нечто
привлекательное, сильное, достойное внимания не только русских, но и
чужестранцев... У нас был свой Карл Великий: Владимир; свой Людовик XI:
царь Иоан; свой Кромвель : Годунов, и еще такой государь, которому нигде не
было подобных: Петр Великий». Интерес Карамзина к истории проявлися и в
написании исторических повестей —«Марфа Посадница», «Наталья —борская
дочь». В 1800 году он признавался, что «По уши влез в русскую историю; сплю
и вижу Никона с Нестором».
В 1803 году, когда Николай Михайлович принял для себя важное решение,
ему исполнилось 37 лет —возраст по тем временам достаточно почтенный, когда
трудно порывать с прежним образом жизни, привязанностями, наконец,
материальным благополучием. Правда, царский рескрипт, дающий Николаю
Михайловичу звание историографа и открывающий перед ним архивы и
бибилиотеки, одновременно определил и пенсион в размере двух тысяч рублей в
год —сумма весьма скромная, далеко не покрывающая его прежних доходов.
И еще одно обстоятельство: ремеслу историка писателю пришлось обучаться уже
в процессе работы, самостоятельно постигая тонкости исторического
исследования. Все это дает право называть поступок Карамзина
подвижническим.
Какие цели ставил перед собой Карамзин, приступая к «Истории государства
Российского»? Их три. Первую он сформулировал так: «Мудрость человеческая
имеет нужду в опытах, а жизнь кратковременна. Должно знать, какие мятежные
страсти волновали гражданское общество и какими системами благотворная
власть ума обуздывала их бурное стремление, чтобы учредить порядок,
согласить выгоды людей и даровать им возможное на земле счастье».
В этом Карамзин не оригинален. Об изучении опыта прошлого, чтобы не
повторять ошибок и подражать всему доброму, как главной задаче истории
писал еще Василий Никитич Татищев, а вслед за ним и
М.В. Ломоносов. Оригинальна лишь форма выражения этой мысли. Кстати, мысль
«Мудрость человеческая имеет нужду в опытах, а жизнь
кратковременна»перекликается с пушкинскими строками в «Борисе Годунове»:
«Учись, сын мой, наука сокращает нам опыт быстротекущей жизни».
Вторая цель изучения истории смыкается с тем, что писал на этот
счет М.В. Ломоносов: «История дает государям примеры правления,
подданным —повиновения, воинам —мужества, судьям —правосудия,
младым —старых разум, престарелым —сугубую твердость в советах». Карамзин,
как бы продолжая и развивая сказанное, считал необходимым знать историю
простолюдинов. Чем же она полезна рядовым жителям страны? Ответ любопытен:
простых граждан история, считал Николай Михайлович, «мирит с
несовершенством видимого порядка вещей, как с обыкновенным явлением во всех
веках, утешает в государственных бедствиях, свидетельствуя, что и прежде
бывали подобные, бывали еще ужаснейшие, и государство не разрушилось».
Николай Михайлович был последним ученым, возлагавшим на историю
утилитарную задачу изучения опыта прошедших веков.
Но Карамзин ставил перед историей и новое требование, оказавшееся
непосильным для большинства ученых и предшествующего и нынешнего столетия.
Его можно назвать эстетическим. История должна доставлять удовольствие,
наслаждение, она как бы воскрешает мертвых и их страсти. «Мы их слышим,
любим и ненавидим». Именно поэтому он придавал такое исключительное
значение искусству изложения. Отсюда особые требования к самому историку.
Друг Карамзина П.А. Вяземский так передает рассуждение Карамзина на сей
счет: «Таланты и знание, острый, проницательный ум, живое воображение все
еще недостаточны». В дополнение к перечисленным качествам надобно, «чтобы
душа могла возвыситься до страсти к добру, могла питать в себе святое,
никакими сферами не ограниченное желание всеобщего блага». Иными словами,
Николай Михайлович считал, что историк должен владеть не только талантом,
но и быть человеком высокой нравственности. Из-под пера лишь такого автора
могут вылиться строки, способные зажечь читателя.
Без преувеличения можно сказать, что сам Карамзин принадлежал числу
людей кристальной нравственной чистоты, порядочности и бескорыстия. Эти
черты натуры Николая Михайловича признавали не только его друзья, но и
враги.Он не воспользовался дружбой с Александром I, чтобы исхлопотать себе
какие-либо блага, негодовал, когда его награждали, ибо искренне, без
рисовки, считал, что «главное дело не получать, а заслуживать».
Не уподоблялся он и лукавым царедворцам, поднатаревшим в лести и готовым
ради корысти пойти на унижение своего достоинства.
Итак, обоснованием Карамзиным необходимости изучать историю заимствовано
им у историков XVIIIвека. К этому же столетию восходит и его концепция
истории страны (ее на три четверти века раньше формулировал В.Н. Татищев, а
затем в основных чертах повторил князь М.М. Щербатов). Н.М. Карамзин
впервые ее изложил в публицистическом сочинении —«Записка о древней и новой
России»,- поданном Александру I в 1811 году с целью убедить его
воздержаться от проведения реформ М.М. Сперанского.
В первой части «Записки»автор делает краткий обзор истории России —от ее
возникновения до царствования Павла I включительно. Карамзин повторяет
мысль Татищева о том, что Россия процветала, процветает и будет процветать
лишь под скипетром монарха: «Россия обосновалась победами и единоначалием,
гибла от разновластия, а спасалась мудрым самодержавием». Карамзин
подкрепил этот тезис сжатым экскурсом в прошлое страны.
Силой, сцементировавшей единое государство из множества слабых
организмов, было единовластие. Русь, «рожденная, возвеличенная
единовластием, не уступала в силе и в гражданском образовании первейшим
европейским державам». Утрата единовластия в удельный период повлекла
огромной важности перемены: «Дотоле боялись россиян,
— начали презирать их». В удельный период «народ утратил почтение к
князьям, а князья —любовь к народу»; «удивительно ли, что варвары покорили
наше отечество». Вслед за М.М. Щербатовым Карамзин отмечал два результата
татаро-монгольского ига: отрицательный —«Земля русская сделалась жилищем
рабов»; положительный —под эгидой татаро-монгольского созревали условия для
освобождения от их ига и восстановления единовластия. Оно восстановилось
при Иване III , когда государство приобрело «независимость и величие».
Подобно князю Щербатову Николай Михайлович Карамзин разделил долгое
царствование Ивана IV на два этапа, гранью между которыми стала смерть
царицы Анастасии. Исчезло начало, сдерживавшее необузданный нрав царя, и
наступила мрачная пора зверств, жестокостей, тиранического режима. В годы
смуты, когда было поколеблено самодержавие, погибала и Россия.
Отношение Карамзина к Петру Великому и его реформам со временем
существенно изменилось. В «Письмах русского путешественника»историк
восторженно отзывался о пребразованиях и преобразователе. Он, например,
считал, что для пути, пройденного Россией при Петре за четверть столетия,
без него понадобилось бы шесть веков. Теперь же, два десятилетия спустя,
Карамзин пишет: «Мы стали гражданами мира, но перестали быть в некоторых
случаях гражданами России. Виною Петр». В вину царю-реформатору Николай
Михайлович ставил искоренение древних обычаев. Введенные же Петром
новшества коснулись лишь дворянства и не затронули народную толщу. тем
самым царь воздвиг стену между дворянами и остальным населением. Осуждал
историк деспотизм Петра, его жестокость, усердие преображенского приказа, в
застенках которого гибли люди за бороду и русские кафтаны. Отрицал Николай
Михайлович и разумность перенесения столицы государства из Москвы в
Петербург —в город, воздвигнутый на болоте, в местности с плохим климатом,
«на слезах и трупах».
Критической оценке подверг Карамзин и все последующие царствования.
После Петра «пигмеи спорили о наследстве великана». Говоря о монархах,
царствовавших вслед за Петром, историк обязательно подчеркивал, обладали ли
они чертами правителей-тиранов. Анна Иоановна, по его мнению, сделала много
хорошего в пользу дворян —отменила указ об единонаследии, учредила
Кадетский корпус, ограничила срок службы в армии 25 годами, —но в ее
царствование «воскресла Тайная канцелярия, в ее стенах и на площадях
градских лились реки крови». О Елизавете Петровне отзывался иронически:
«женщина праздная и сластолюбивая, усыпленная негою».
При Екатерине II самодержавие смягчилось, исчезли страхи, навеянные
Тайной канцелярией. Императрица очистила самодержавие от «от примесов
тиранства». Впрочем и у Екатерины II историк обнаружил непривлекательные
черты: она гналась за внешним блеском (выражаясь современным языком, —за
«показухой») при ней «избиралось не лучшее по состоянию вещей, но
красивейшее по формам». В страну широким потоком хлынули чужеземцы, двор
забыл русский язык, расцветал разврат, непомерная роскошь приводила к
раззорению дворян.
Отношение историка к Павлу I резко негативное и прежде всего за
пренебрежение к дворянам, за унижение, которому он их подвергал. Павел
хотел быть Иваном IV, но после Екатерины это было трудно. Царь «отнял стыд
у казны, у награды —прелесть». Он мечтал построить себе неприступный
дворец, а соорудил гробницу.
Обзор княжений и царствований Карамзин завершил фразой, получившей
хрестоматийную известность. «Самодержавие есть палладиум России; цельность
ее необходима для ее счастья; из сего не следует, чтобы государь,
единственный источник власти, имел право унижать дворянство, столь же
древнее, как и Россия».
Двух мнений об исторической концепции Карамзина и его общественно-
политических воззрениях быть не может. Он предстает защитником самодержавия
и порожденных им институтов, прежде всего крепостнических порядков. Однако
это утверждение требует уточнений. Первое. Не всякая монархия и не всякий
монарх заслуживают положительной оценки. Карамзин —за монарха
просвещенного, человеколюбивого, высоконравственного, не попирающего
человеческое достоинство подданных.
Николай Михайлович —последовательный сторонник эволюционного развития,
он враждебно относился к социальным потрясениям и всякому насилию, даже
если оно исходило от монарха. Отсюда его осуждение действий якобинцев во
Франции и декабристов в России. «Всякие насильственные потрясения гибельны,
и каждый бунтовщик готовит себе эшафот», —так он откликнулся на Французскую
революцию. Провсещенный барин, мягкий и сердобольный, он был сыном своего
века и придерживался традиционно-консервативных взглядов на крепостное
право; отмену его он связывал с отдаленным будущим, когда просвещение
окажет на крестьян благотворное влияние, и они получат свободу, не
поддвергая существующий порядок вещей сотрясениям.
Отношение Карамзина к самодержавию и крепостному праву определило оценку
советской историографией его творчества. Карамзин значился во всех
Страницы: 1, 2
|