Иван Грозный
Время Ивана Грозного 
Время Ивана Грозного давно привлекает к себе внимание ученых и беллетристов 
необычным в русской истории драматизмом положений и яркостью характеров. В 
эпохе Грозного много содержания: бурное детство великого князя; период 
светлых реформ и счастливых войн на востоке; ссора с советниками и опалы на 
них; опричнина, которая была, в сущности, глубоким государственным 
переворотом; сложный общественный кризис, приведший к опустению 
государственного центра; тяжелая и неудачная борьба за балтийский берег - 
вот главнейшие факты, подлежащие нашему вниманию в царствование Ивана 
Грозного. Но нельзя сказать, чтобы мы хорошо знали эти факты. Материалы для 
истории Грозного далеко не полны, и люди, не имевшие с ним прямого 
знакомства, могут удивиться, если узнают, что в биографии Грозного есть 
годы, даже целые ряды лет без малейших сведений о его личной жизни и делах. 
Первые годы. Таково прежде всего время его детства и юности. По восьмому 
году он остался круглым сиротой и с младшим братом Юрием попал на попечение 
бояр, которые питали их «яко иностранных или яко убожайшую чадь», так что 
Грозный, по его словам, пострадал «во одеянии и во алкании». Внешние 
лишения сопровождались моральными обидами. Грозный с негодованием 
вспоминал, как Шуйские вели себя: «Нам бо во юности детства играюще, а 
князь И. В. Шуйский сидит на лавке, локтем опершися, отца нашего о постелю 
ногу положив, к нам же не преклоняяся». А в официальной обстановке, при 
народе, те же Шуйские по «чину» низко преклонялися перед маленьким великим 
князем и тем учили его двуличию и притворству. Растащив многое из 
великокняжеского имущества, бояре явились перед мальчиком-государем 
грабителями и «изменниками». Ссорясь и «приходя ратью» друг на друга, бояре 
не стеснялись оскорблять самого государя, вламываясь ночью в его палаты и 
силой вытаскивая от него своих врагов. Шуйских сменял князь Бельский с 
друзьями, Бельского опять сменяли Шуйские, Шуйских сменяли Глинские, а 
маленький государь смотрел на эту борьбу боярских семей и партий до тех 
пор, пока не научился сам насильничать и опаляться, - и «от тех мест почали 
бояре от государя страх имети и послушание». Они льстили его дурным 
инстинктам, хвалили жестокость его забав, говоря, что из него выйдет 
храбрый и мужественный царь, - и из мальчика вышел испорченный и 
распущенный юноша, возбуждавший против себя ропот населения. Однако в конце 
1546 и начале 1547 г. этот юноша выступает перед нами с чертами некоторой 
начитанности и политической сознательности. В литературно отделанных речах, 
обращенных к митрополиту и боярам, он заявляет о желании жениться и принять 
царский венец: «Хочу аз поискати прежних своих прородителей чинов - и на 
царство на великое княжение хочу сести». Грозный, принимая зенец (1547), 
является носителем того идеала, которым, как мы видели, определяла свою 
миссию его народность; он ищет царства, а не только великого княжения, и 
официально достигает его в утвердительной грамоте цареградского патриарха 
(1561). И не только в деле о царском венце, но и во всех своих выступлениях 
пред духовенством и боярами молодой царь обнаруживает начитанность и 
умственную развитость: для своего времени это образованный человек. 
Раздумывая над тем, откуда могли прийти к распущенному морально юноше его 
знания и высшие умственные интересы, мы можем открыть лишь один источник 
благотворного влияния на Грозного. Это - круг того митрополита Мака-рия, 
который в 1542 г. был переведен на московскую митрополию с новгородской 
архиепископии. С Макарием в Москву перешли его сотрудники по литературному 
делу - собирания «великих миней-четьих» - и в их числе знаменитый священник 
Сильвестр. Сам Макарий пользовался неизменным почитанием Грозного и имел на 
него хорошее влияние; а Сильвестр прямо стал временщиком при Грозном и 
«владяше обема властми и святительскими и царскими, яко же царь и 
святитель». Воздействие этих лиц обратило Грозного от забав к чтению, к 
вопросам богословского знания и политических теорий. Способный и 
впечатлительный от природы, Грозный скоро усвоил себе все то, чем питался 
ум и возбуждалось чувство передовых москвичей, и сам стал (по выражению 
одного из ближайших потомков — князя И. М. Катырева-Ростовского) «муж 
чюднаго рассуждения, в науке книжнаго поучения доволен и многоречив зело». 
Таким образом, моральное воспитание Грозного не соответствовало умственному 
образованию: душа Грозного была всегда ниже его ума. 
Годы 1550-1564. С совершеннолетием Грозного начинается лучший период его 
деятельности.Влияние Сильвестра выразилось, между прочим, в том, что он 
собрал около царя особый круг советников, называемый обыкновенно «избранной 
радой» (так именовал его в своем сочинении о Грозном кн. Курбский). Это не 
была ни «ближняя дума», ни дума вообще, а особая компания бояр, 
объединившихся в одной цели овладеть московской политикой и направить ее по- 
своему. Вспоминая об этой компании, Грозный раздраженно говорил, что эти 
бояре «ни единые власти не оставиша, идеже свои угодники не поставиша». Нет 
сомнения, что «избранная рада» пыталась захватить правление в свои руки и 
укрепить свое влияние на дела рядом постановлений и обычаев, неудобных для 
московских самодержцев. Состоя, по-видимому, из потомков удельных князей, 
«княжат», рада вела политику именно княжескую и поэтому должна была рано 
или поздно прийти в острое столкновение с государем, сознающим свое 
полновластие. Столкновения и начались с 1553 г., во время тяжкой болезни 
Грозного, обнаружилось, что рада желала воцарения не маленького сына 
Грозного, Димитрия, а двоюродного брата его (Грозного) — князя Владимира 
Андреевича: «Оттоле бысть вражда велия государю с князем Владимиром 
Андреевичем (говорит летопись), а в боярях смута и мятеж, а царству почала 
быти во всем скудость». Полный разрыв царя с радою произошел около 1560 г., 
когда удалены были из Москвы Сильвестр и другой царский любимец А. Адашев. 
До тех же пор, в продолжение 12-13 лет, правительственная деятельность 
Грозного шла под влиянием «избранной рады» и отличалась добрыми свойствами. 
В это время была завоевана Казань (1552), занята Астрахань (1556) и были 
проведены серьезные реформы. 
Завоевание Казани имело громадное значение для народной жизни. Казанская 
татарская орда связала под своей властью в одно сильное целое сложный 
инородческий мир: мордву, черемису, чувашей, вотяков, башкир. Черемисы за 
Волгой, на р. Унже и Ветлуге, и мордва за Окой задерживали колонизационное 
движение Руси на восток; а набеги татар и прочих «язык» на русские 
поселения страшно вредили им, разоряя хозяйства и уводя в «полон» много 
русских людей. Казань была хронической язвой московской жизни, и потому ее 
взятие стало народным торжеством, воспетым народной песней. После взятия 
Казани, в течение всего 20 лет, она была превращена в большой русский 
город; в разных пунктах инородческого Поволжья были поставлены укрепленные 
города как опора русской власти и русского поселения. Народная масса 
потянулась, не медля, на богатые земли Поволжья и в лесные районы среднего 
Урала. Громадные пространства ценных земель были замирены московской 
властью и освоены народным трудом. В этом заключалось значение «Казанского 
взятия», чутко угаданное народным умом. Занятие нижней Волги и Западной 
Сибири было естественным последствием уничтожения того барьера, которым 
было для русской колонизации Казанское царство. 
Одновременно с казанскими походами Грозного шла его внутренняя реформа. 
Начало ее связано с торжественным «собором», заседавшим в Москве в 
1550—1551 гг. Это не был земский собор в обычном смысле этого термина. 
Предание о том, будто бы в 1550 г. Грозный созвал в Москве представительное 
собрание «всякого чина» из городов, признается теперь недостоверным. Как 
показал впервые И. Н. Жданов, в Москве заседал тогда собор духовенства и 
боярства по церковным делам и «земским». На этом соборе или с его одобрения 
в 1550 г. был «исправлен» Судебник 1497 г., а в 1551 г. был составлен 
«Стоглав», сборник постановлений канонического характера. Вчитываясь в эти 
памятники и вообще в документы правительственной деятельности тех лет, мы 
приходим к мысли, что тогда в Москве был создан целый план перестройки 
местного управления. «Этот план, — говорит В. О. Ключевский, — начинался 
срочной ликвидацией тяжб земства с кормленщиками, продолжался пересмотром 
Судебника с обязательным повсеместным введением в суд кормленщиков, 
выборных старост и целовальников и завершался уставными грамотами, 
отменявшими кормления». Так как примитивная система кормлений не могла 
удовлетворять требованиям времени, росту государства и усложнению 
общественного порядка, то ее решено было заменить иными формами управления. 
До отмены кормления в данном месте кормленщиков ставили под контроль 
общественных выборных, а затем и совсем заменяли их органами 
самоуправления. Самоуправление при этом получало два вида: 1) Ведению 
выборных людей передавались суд и полиция в округе («губе»). Так бывало 
обыкновенно в тех местах, где население имело разносословный характер. В 
губные старосты выбирались обыкновенно служилые люди, и им в помощь 
давались выборные же целовальники (т. е. присяжные) и дьяк, составлявшие 
особое присутствие, «губную избу». Избирали вместе все классы населения. 2) 
Ведению выборных людей передавались не только суд и полиция, но и 
финансовое управление: сбор податей и ведение общинного хозяйства. Так 
бывало обыкновенно в уездах и волостях со сплошным тяглым населением, где 
издавна для податного самоуправления существовали земские старосты. Когда 
этим старостам передавались функции и губного института (или, что то же, 
наместничьи), то получалась наиболее полная форма самоуправления, 
обнимавшая все стороны земской жизни. Представители такого самоуправления 
назывались разно: излюбленные старосты, излюбленные головы, земские судьи. 
Отмена кормлений в принципе была решена около 1555 г., и всем волостям и 
городам предоставлено было переходить к новому порядку самоуправления. 
«Кормленщики» должны были впредь оставаться без «кормов», и правительству 
надобны были средства, чтобы чем-либо заменить кормы. Для получения таких 
средств было установлено, что города и волости должны за право 
самоуправления вносить в государеву казну особый оброк, получивший название 
«кормленаго окупа». Он поступал в особые кассы, «казны», получившие 
наименование «четвертей» или «четей», а бывшие кормленщики получили право 
на ежегодные «уроки» или жалованье «из чети» и стали называться 
«четвертчиками». 
В связи с реформой местного управления и одновременно с ней шли меры, 
направленные к организации служилого класса. Служилые люди делились на 
«статьи», или разряды. Из общей их массы в 1550 г. была выделена избранная 
тысяча лучших детей боярских и наделена поместными землями в окрестностях 
Москвы («подмосковные»). Так образовался разряд «дворян московских», 
служивших по «московскому списку». Остальные служили «с городов» и 
назывались детьми боярскими «дворными» и «городовыми» (позднее «дворянами» 
и «детьми боярскими»). В 1550-х гг. был установлен порядок дворянской 
службы (устроены «сотни» под начальством «голов»); была определена норма 
службы с вотчин и поместий (с каждых 100 четвертей или полудесятин «доброй» 
земли «человек на коне в доспехе»); было регламентировано местничество. 
Словом, был внесен известный порядок в жизнь, службу и хозяйство служилого 
класса, представлявшего собой до тех пор малодисциплинированную массу. 
Если рядом с этими мерами припомним меры, приведенные в «Стоглаве», 
относительно улучшения церковной администрации, поддержания церковного 
благочиния и исправления нравов, — то поймем, что задуманный Грозным и его 
«радой» круг реформ был очень широк и по замыслу должен был обновить все 
стороны московской жизни. Но правительство Грозного не могло вполне успешно 
вести преобразовательное дело по той причине, что в нем самом не было 
согласия и единодушия. Уже в 1552—1553 гг. Грозный в официальной летописи 
жалуется на бояр, что они «Казанское строение поотложиша», так как занялись 
внутренней реформой, и что они не хотели служить его сыну, а передались на 
сторону князя Владимира Андреевича. В 1557—1558 гг. у Грозного вышло 
столкновение с боярами из-за Ливонской войны, которой, по-видимому, 
боярская рада не желала. А в 1560 г., с кончиной жены Грозного Анастасии 
Романовны, у Грозного с его советниками произошел прямой разрыв. Сильвестр 
и Адашев были сосланы, попытки бояр их вернуть повели к репрессиям; однако 
эти репрессии еще не доходили до кровавых казней. Гонения получили 
решительный и жестокий характер только в связи с отъездами («изменой») 
бояр. Заметив наклонность недовольных к отъездам, Грозный брал с бояр, 
подозреваемых в желании отъехать в Литву, обязательства не отъезжать за 
поручительством нескольких лиц; такими «поручными грамотами» он связал все 
боярство. Но отъезды недовольных все-таки бывали, и в 1564 г. успел бежать 
в Литву князь Андрей Михайлович Курбский, бросив вверенные ему на театре 
войны войска и крепость. Принадлежа к составу «избранной рады», он пытался 
объяснить и оправдать свой побег «нестерпимою яростию и горчайшею 
ненавистью» Грозного к боярам его стороны. Грозный ответил Курбскому 
обличительным письмом, в котором противополагал обвинениям боярина свои 
обвинения против бояр. Обе стороны — монарх, стремившийся «сам править», и 
князь-боярин, представлявший принцип боярской олигархии, — обменялись 
мыслями с редкой откровенностью и резкостью. Бестужев-Рюмин в своей 
«Русской Истории» первый выяснил, что в этом вопросе о царской власти и 
притязаниях бояр-княжат основа была династическая. Потомки старой русской 
династии, «княжата», превратившись в служилых бояр своего сородича 
московского царя, требовали себе участия во власти; а царь мнил их за 
простых подданных, которых у него «не одно сто», и потому отрицал все их 
притязания. В полемике Грозного с Курбским вскрывался истинный характер 
«избранной рады», которая, очевидно, служила орудием не бюрократически- 
боярской, а удельно-княжеской политики, и делала ограничения царской власти 
не в пользу учреждений (думы), а в пользу известной общественной среды 
(княжат). 
Опричнина. Такой характер оппозиции привел Грозного к решимости уничтожить 
радикальными мерами значение княжат, пожалуй, даже и совсем их погубить. 
Совокупность этих мер, направленных на родовую аристократию, называется 
опричниной. Суть опричнины состояла в том, что Грозный применил к 
территории старых удельных княжеств, где находились вотчины служилых князей- 
бояр, тот порядок, какой обыкновенно применялся Москвой в завоеванных 
землях. И отец, и дед Грозного, следуя московской правительственной 
традиции, при покорении Новгорода, Пскова и иных мест выводили оттуда 
наиболее видных и для Москвы опасных людей в свои внутренние области, а в 
завоеванный край посылали поселенцев из коренных московских мест. Это был 
испытанный прием ассимиляции, которой московский государственный организм 
усваивал себе новые общественные элементы. В особенности ясен и 
действителен был этот прием в Великом Новгороде при Иване III и в Казани 
при самом Иване IV. Лишаемый местной руководящей среды завоеванный край 
немедля получал такую же среду из Москвы и начинал вместе с ней тяготеть к 
общему центру — Москве. То, что удавалось с врагом внешним, Грозный задумал 
испытать с врагом внутренним. Он решил вывести из удельных наследственных 
вотчин их владельцев — княжат и поселить их в отдаленных от их прежней 
Страницы: 1, 2 
   
 |