История Государства Российского
Удивительна    судьба    главного    творения    Николая     Михайловича 
Карамзина —«История  государства   Российского».   При   жизни   автора   ею 
зачитывалась едва ли  не  вся  просвященная  Россия,  читали  даже  вслух  в 
салонах,  обменивались  впечатлениями  по  поводу   драматических   событий, 
описанных  мастерской  рукой  историка,  наиболее  чувствительные  проливали 
слезы.  Сошлемся  на  свидетельство  горячего  поклонника  таланта   Николая 
Михайловича А.С. Пушкина :»Все,  даже  светские  женщины,  бросались  читать 
историю своего отечества, дотоле им неизвестную.  Она  была  для  них  новым 
открытием.   Древняя   Россия,    казалось,    найдена    Карамзиным,    как 
Америка —Колумбом. несколько времени ни о чем ином не говорили.» 
    Имя Николая Михайловича пользовалось широчайшей популярностью не  только 
в прошлом веке, но и ныне. В чем притягательная  сила  ставшего  бессмертным 
сочинения Карамзина? 
    Почему только  на  протяжении  второй  четверти  XIX  столетия  «История 
государства  Российского»перездавалась  шесть   раз?   Читателя   влечет   к 
Карамзину магия слова, созданные  им  художественные  портреты  исторических 
личностей,   сочетание   писательского   и   исследовательского    талантов. 
Дарованиями, свойственными Николаю  Михайловичу,  не  обладали  ни  историки 
XVIII века, ни историки XIX  столетия  вплоть  до  Н.И.  Костомарова  и В.О. 
Ключевского. 
    Родился Н.М. Карамзин в  родовитой  дворянской  семье  в  1766 году  под 
Симбирском. В творческой биографии Николая Михайловича четко  прослеживаются 
два периода: первый до 1803 года, когда он выступал  писателем,  журналистом 
и издателем; второй начинается в 1803 году, когда царский указ утвердил  его 
в должности историографа. Он стал третьим по счету, вслед  за Г.Ф.  Миллером 
и князем 
М.М. Щербатовым, историографом России —так тогда именовали историков. 
    Но по порядку. Семнадцатилетний поручик уходит в отставку, и  начинается 
быстрый взлет  писателя  Карамзина.  «Бедная  Лиза»стала  настольной  книгой 
многих грамотных семей. В начале 90-х годов XVIII века к  репутации  модного 
беллетриста прибавилась слава талантливого писателя публициста.  В 1789 году 
он побывал в Швейцарии, Германии, Франции,  Англии.  Многое  запало  в  душу 
восприимчивого  23-летнего  путешественника:  непохожие  нравы   и   обычаи, 
архитектура и городская жизнь, политический строй и  встречи  с  интересными 
людьми. Обогащенный впечатлениями  (Французскую  же  революцию  ему  удалось 
наблюдать воочию), он, возвратившись в Москву,  два  года  печатает  «Письма 
русского  путешественника»в  издаваемом  им   Московском   журнале.   Письма 
закрепили  автора  в  ряду  литературных  звезд  первой  величины.   Николай 
Михайлович стал желанным гостем в  салонах  московских  вельмож,  и  те,  по 
свидетельству современника, обходились с тридцатилетним отставным  поручиком 
«почти как с равным». 
    И вдруг   совершилось   для   многих   нечто    непонятное:    известный 
писатель,купавшийся  в  лучах  славы,  оставляет  литературу,   издательскую 
деятельность, светскую жизнь, обрекает  себя  на  долгие  годы  заточения  в 
кабинете, чтобы погрузиться в науку  именуемую  историей.  Это  был  подвиг! 
Смена профессии произошла, по словам 
А.С.Пушкина,  «уже  в  тех  летах,  когда  для   обыкновенных   людей   круг 
образования и познания давно окончен и хлопоты по службе заменяют  усилия  к 
просвещению». 
    Впрочем, неожиданным это решение было для всех, только  не  для  Николая 
Михайловича. К нему он готовился  издавна.  Чем  бы  он  не  занимался,  его 
преследовала  мысль  погрузиться  в  отечественную  историю.  В 1790 году  в 
«Письмах русского путешественника»он изложил свое  представление  о  русской 
истории: «Говорят, что наша история сама  по  себе  менее  занимательна:  не 
думаю, нужен только ум, вкус, талант. Можно выбрать, одушевить,  раскрасить; 
и читатель удивится,  как  из  Нестора,  Никона  и  пр.  могло  выйти  нечто 
привлекательное,  сильное,  достойное  внимания  не  только  русских,  но  и 
чужестранцев... У нас был свой Карл  Великий:  Владимир;  свой  Людовик  XI: 
царь Иоан; свой Кромвель : Годунов, и еще такой государь, которому нигде  не 
было подобных: Петр Великий». Интерес Карамзина  к  истории  проявлися  и  в 
написании  исторических   повестей —«Марфа   Посадница»,   «Наталья —борская 
дочь». В 1800 году он признавался, что «По уши влез в русскую историю;  сплю 
и вижу Никона с Нестором». 
    В 1803 году, когда Николай Михайлович принял для  себя  важное  решение, 
ему исполнилось 37 лет —возраст по тем временам достаточно почтенный,  когда 
трудно  порывать  с  прежним  образом   жизни,   привязанностями,   наконец, 
материальным  благополучием.  Правда,  царский  рескрипт,   дающий   Николаю 
Михайловичу  звание  историографа  и  открывающий   перед   ним   архивы   и 
бибилиотеки, одновременно определил и пенсион в размере двух тысяч рублей  в 
год —сумма весьма скромная,  далеко  не  покрывающая  его  прежних  доходов. 
И еще одно обстоятельство: ремеслу историка писателю пришлось обучаться  уже 
в  процессе   работы,   самостоятельно   постигая   тонкости   исторического 
исследования.   Все   это   дает   право   называть    поступок    Карамзина 
подвижническим. 
    Какие цели ставил перед собой Карамзин, приступая к «Истории государства 
Российского»? Их три. Первую он сформулировал  так:  «Мудрость  человеческая 
имеет нужду в опытах, а жизнь кратковременна. Должно знать,  какие  мятежные 
страсти волновали  гражданское  общество  и  какими  системами  благотворная 
власть  ума  обуздывала  их  бурное  стремление,  чтобы  учредить   порядок, 
согласить выгоды людей и даровать им возможное на земле счастье». 
    В этом Карамзин не оригинален.  Об изучении  опыта  прошлого,  чтобы  не 
повторять ошибок и подражать  всему  доброму,  как  главной  задаче  истории 
писал еще Василий Никитич Татищев, а вслед за ним и 
М.В. Ломоносов. Оригинальна лишь форма выражения этой мысли.  Кстати,  мысль 
«Мудрость    человеческая    имеет    нужду    в     опытах,     а     жизнь 
кратковременна»перекликается с пушкинскими  строками  в  «Борисе  Годунове»: 
«Учись, сын мой, наука сокращает нам опыт быстротекущей жизни». 
    Вторая цель  изучения  истории  смыкается  с  тем,  что  писал  на  этот 
счет М.В.   Ломоносов:   «История   дает   государям   примеры    правления, 
подданным —повиновения,        воинам —мужества,         судьям —правосудия, 
младым —старых разум, престарелым —сугубую твердость в  советах».  Карамзин, 
как бы продолжая и развивая  сказанное,  считал  необходимым  знать  историю 
простолюдинов. Чем же она полезна рядовым жителям страны?  Ответ  любопытен: 
простых   граждан   история,   считал   Николай   Михайлович,    «мирит    с 
несовершенством видимого порядка вещей, как с обыкновенным явлением во  всех 
веках, утешает в государственных бедствиях,  свидетельствуя,  что  и  прежде 
бывали подобные, бывали еще ужаснейшие, и государство не разрушилось». 
    Николай  Михайлович  был  последним  ученым,  возлагавшим   на   историю 
утилитарную задачу изучения опыта прошедших веков. 
    Но Карамзин  ставил  перед  историей  и  новое  требование,  оказавшееся 
непосильным для большинства ученых и предшествующего и  нынешнего  столетия. 
Его можно назвать  эстетическим.  История  должна  доставлять  удовольствие, 
наслаждение, она как бы воскрешает мертвых и  их  страсти.  «Мы  их  слышим, 
любим  и  ненавидим».  Именно  поэтому  он  придавал  такое   исключительное 
значение искусству изложения. Отсюда особые требования  к  самому  историку. 
Друг Карамзина П.А. Вяземский так  передает  рассуждение  Карамзина  на  сей 
счет: «Таланты и знание, острый, проницательный ум,  живое  воображение  все 
еще недостаточны». В дополнение к перечисленным  качествам  надобно,  «чтобы 
душа могла возвыситься до страсти к  добру,  могла  питать  в  себе  святое, 
никакими сферами не ограниченное желание всеобщего  блага».  Иными  словами, 
Николай Михайлович считал, что историк должен владеть  не  только  талантом, 
но и быть человеком высокой нравственности. Из-под пера лишь  такого  автора 
могут вылиться строки, способные зажечь читателя. 
    Без преувеличения можно сказать,  что  сам  Карамзин  принадлежал  числу 
людей кристальной нравственной  чистоты,  порядочности  и  бескорыстия.  Эти 
черты натуры Николая Михайловича признавали  не  только  его  друзья,  но  и 
враги.Он не воспользовался дружбой с Александром I, чтобы  исхлопотать  себе 
какие-либо  блага,  негодовал,  когда  его  награждали,  ибо  искренне,  без 
рисовки,  считал,  что  «главное   дело   не   получать,   а   заслуживать». 
Не уподоблялся он и лукавым царедворцам, поднатаревшим  в  лести  и  готовым 
ради корысти пойти на унижение своего достоинства. 
    Итак, обоснованием Карамзиным необходимости изучать историю заимствовано 
им у историков XVIIIвека. К этому  же  столетию  восходит  и  его  концепция 
истории страны (ее на три четверти века раньше формулировал В.Н. Татищев,  а 
затем  в  основных  чертах  повторил  князь  М.М.  Щербатов). Н.М.  Карамзин 
впервые ее изложил в публицистическом сочинении —«Записка о древней и  новой 
России»,-  поданном  Александру  I  в  1811 году   с   целью   убедить   его 
воздержаться от проведения реформ М.М. Сперанского. 
    В первой части «Записки»автор делает краткий обзор истории России —от ее 
возникновения до  царствования  Павла  I  включительно.  Карамзин  повторяет 
мысль Татищева о том, что Россия процветала, процветает и  будет  процветать 
лишь под скипетром монарха: «Россия обосновалась победами  и  единоначалием, 
гибла  от  разновластия,  а  спасалась   мудрым   самодержавием».   Карамзин 
подкрепил этот тезис сжатым экскурсом в прошлое страны. 
    Силой,  сцементировавшей  единое   государство   из   множества   слабых 
организмов,   было    единовластие.    Русь,    «рожденная,    возвеличенная 
единовластием, не уступала в силе  и  в  гражданском  образовании  первейшим 
европейским  державам».  Утрата  единовластия  в  удельный  период  повлекла 
огромной важности перемены: «Дотоле боялись россиян, 
— начали  презирать  их».  В удельный  период  «народ  утратил  почтение   к 
князьям, а князья —любовь к народу»; «удивительно ли, что  варвары  покорили 
наше отечество». Вслед за М.М. Щербатовым Карамзин  отмечал  два  результата 
татаро-монгольского ига:  отрицательный —«Земля  русская  сделалась  жилищем 
рабов»; положительный —под эгидой татаро-монгольского созревали условия  для 
освобождения от их ига и  восстановления  единовластия.  Оно  восстановилось 
при Иване III , когда государство приобрело «независимость и величие». 
    Подобно князю Щербатову  Николай  Михайлович  Карамзин  разделил  долгое 
царствование Ивана IV на два  этапа,  гранью  между  которыми  стала  смерть 
царицы Анастасии. Исчезло начало, сдерживавшее  необузданный  нрав  царя,  и 
наступила мрачная пора зверств, жестокостей,  тиранического  режима.  В годы 
смуты, когда было поколеблено самодержавие, погибала и Россия. 
    Отношение  Карамзина  к  Петру  Великому  и  его  реформам  со  временем 
существенно   изменилось.   В «Письмах   русского    путешественника»историк 
восторженно отзывался о  пребразованиях  и  преобразователе.  Он,  например, 
считал, что для пути, пройденного Россией при Петре  за  четверть  столетия, 
без него понадобилось бы шесть веков. Теперь  же,  два  десятилетия  спустя, 
Карамзин пишет: «Мы стали гражданами мира, но  перестали  быть  в  некоторых 
случаях гражданами России.  Виною  Петр».  В вину  царю-реформатору  Николай 
Михайлович  ставил  искоренение  древних  обычаев.   Введенные   же   Петром 
новшества коснулись лишь дворянства  и  не  затронули  народную  толщу.  тем 
самым царь воздвиг стену между дворянами  и  остальным  населением.  Осуждал 
историк деспотизм Петра, его жестокость, усердие преображенского приказа,  в 
застенках которого гибли люди за бороду и русские кафтаны.  Отрицал  Николай 
Михайлович  и  разумность  перенесения  столицы  государства  из  Москвы   в 
Петербург —в город, воздвигнутый на болоте, в местности с  плохим  климатом, 
«на слезах и трупах». 
    Критической оценке подверг  Карамзин  и  все  последующие  царствования. 
После Петра «пигмеи спорили  о  наследстве  великана».  Говоря  о  монархах, 
царствовавших вслед за Петром, историк обязательно подчеркивал, обладали  ли 
они чертами правителей-тиранов. Анна Иоановна, по его мнению, сделала  много 
хорошего  в  пользу  дворян —отменила  указ   об   единонаследии,   учредила 
Кадетский корпус, ограничила  срок  службы  в  армии  25 годами,  —но  в  ее 
царствование «воскресла  Тайная  канцелярия,  в  ее  стенах  и  на  площадях 
градских лились реки  крови».  О Елизавете  Петровне  отзывался  иронически: 
«женщина праздная и сластолюбивая, усыпленная негою». 
    При Екатерине II  самодержавие  смягчилось,  исчезли  страхи,  навеянные 
Тайной  канцелярией.  Императрица  очистила  самодержавие  от  «от  примесов 
тиранства». Впрочем и у Екатерины  II  историк  обнаружил  непривлекательные 
черты: она гналась за внешним блеском  (выражаясь  современным  языком,  —за 
«показухой»)  при  ней  «избиралось  не  лучшее  по  состоянию   вещей,   но 
красивейшее по формам». В страну широким  потоком  хлынули  чужеземцы,  двор 
забыл русский  язык,  расцветал  разврат,  непомерная  роскошь  приводила  к 
раззорению дворян. 
    Отношение историка  к  Павлу  I  резко  негативное  и  прежде  всего  за 
пренебрежение к дворянам, за  унижение,  которому  он  их  подвергал.  Павел 
хотел быть Иваном IV, но после Екатерины это было трудно. Царь  «отнял  стыд 
у  казны,  у  награды —прелесть».  Он мечтал  построить  себе   неприступный 
дворец, а соорудил гробницу. 
    Обзор княжений  и  царствований  Карамзин  завершил  фразой,  получившей 
хрестоматийную известность. «Самодержавие есть палладиум  России;  цельность 
ее  необходима  для  ее  счастья;  из  сего  не  следует,  чтобы   государь, 
единственный источник  власти,  имел  право  унижать  дворянство,  столь  же 
древнее, как и Россия». 
    Двух мнений об  исторической  концепции  Карамзина  и  его  общественно- 
политических воззрениях быть не может. Он предстает защитником  самодержавия 
и порожденных им институтов, прежде всего крепостнических  порядков.  Однако 
это утверждение требует уточнений. Первое. Не всякая монархия  и  не  всякий 
монарх    заслуживают    положительной    оценки.    Карамзин —за    монарха 
просвещенного,   человеколюбивого,   высоконравственного,   не   попирающего 
человеческое достоинство подданных. 
    Николай Михайлович —последовательный сторонник  эволюционного  развития, 
он враждебно относился к социальным  потрясениям  и  всякому  насилию,  даже 
если оно исходило от монарха. Отсюда его  осуждение  действий  якобинцев  во 
Франции и декабристов в России. «Всякие насильственные потрясения  гибельны, 
и каждый бунтовщик готовит себе эшафот», —так он откликнулся на  Французскую 
революцию. Провсещенный барин, мягкий и сердобольный, он  был  сыном  своего 
века  и  придерживался  традиционно-консервативных  взглядов  на  крепостное 
право; отмену его  он  связывал  с  отдаленным  будущим,  когда  просвещение 
окажет  на  крестьян  благотворное  влияние,  и  они  получат  свободу,   не 
поддвергая существующий порядок вещей сотрясениям. 
    Отношение Карамзина к самодержавию и крепостному праву определило оценку 
советской  историографией  его  творчества.  Карамзин   значился   во   всех 
Страницы: 1, 2 
   
 |