Меню
Поиск



рефераты скачатьА.Д. Сахаров

публицистом Э.Генри” для опубликования в “Литературной газете”.[6]

Тема письма - мораторий ПРО, предложенный незадолго до того

американским президентом Линдоном Джонсоном и министр обороны Робертом

Макнамарой. Речь шла о двустороннем отказе США и СССР от создания

противоракетной обороны против массированного нападения (при сохранении

работ по защите от единичных ракет, запущенных провокатором или в

результате от случайного пуска).

В 1968 году он выступил со статьей "Размышления о прогрессе, мирном

сосуществовании и интеллектуальной свободе". В этой статье был обсужден ряд

очень важных проблем, стоящих перед советским обществом, и предложены пути

их решения. Нет возможности в краткой биографии изложить хотя бы бегло эту

богатую мыслями работу. Отметим только то, что кажется нам наиболее важным.

А. Д. Сахаров подчеркивал, что решение всех проблем, стоящих перед нашей

страной, будет достигнуто намного легче и намного скорее, если все проблемы

будут обсуждаться открыто и демократическим путем, и каждый гражданин будет

иметь право участия в обсуждении любого вопроса, и высказанное им мнение

будет обсуждаться по существу и без опасения, что какое либо высказывание

будет использовано как повод для политического или уголовного осуждения.[7]

Таким же демократическим путем должны приниматься и решения по всем

обсуждаемым вопросам. Таким образом, демократизация советского общества,

уважение к каждому гражданину и соблюдение всех гражданских прав есть

условие успешного развития общества не только в общественно-политическом,

но и в первую очередь в социально- экономическом отношении. А. Д. Сахаров

считал очень важным довести до конца критику сталинизма, поскольку без его

осуждения и отказа от сталинских методов невозможно развитие демократии.

В области международных отношений А. Д. Сахаров исходил из того, что

ядерная война, если она возникнет, приведет к гибели всего человечества, и

поэтому нельзя допустить военного столкновения между противостоящими

великими державами- обладателями ядерного оружия. В силу этого следует

переходить от противостояния к совместному решению всех международных

конфликтов в обстановке сотрудничества, не гонясь за односторонним

преимуществом и рассматривая каждое соглашение как общий успех. Наладить

сотрудничество между великими державами тем более необходимо, что перед

человечеством стоит ряд проблем, которые ни социалистические страны в

отдельности, ни капиталистические страны в отдельности не смогут решить.

Это, как было указано А. Д. Сахаровым,- проблемы мирового голода, сердечных

заболеваний, загрязнения окружающей среды и ряд других. Для решения этих

проблем требуется сотрудничество всех развитых стран, и А. Д. Сахаров в

своей работе наметил программу такого сотрудничества. Наконец, в своей

статье "Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной

свободе" А. Д. Сахаров отметил, что по мере углубления сотрудничества всех

стран социалистическая и капиталистическая системы будут заимствовать одна

у другой некоторые характерные черты (например, капиталистическая система

будет вводить элементы государственного регулирования производства, а

социалистическая система будет вводить элементы рыночной экономики), и

таким образом произойдет сближение (конвергенция) двух систем. [8]

Эта работа А. Д. Сахарова вызвала большой интерес и положительное

отношение во всем мире. За рубежом она была издана на многих языках общим

тиражом около 20 миллионов экземпляров. В нашей стране появление этой

работы совпало с началом периода застоя. Статья не была издана, взгляды А.

Д. Сахарова замалчивались, но статья ходила по рукам в списках, многие ее

читали, и она сыграла большую роль в развитии общественной жизни в нашей

стране. После появления этой статьи А. Д. Сахаров был отстранен от

секретной работы и вернулся в Москву. Покидая места, где он прожил 20 лет,

Андрей Дмитриевич перевел 139 тысяч рублей Красному Кресту и на

строительство Всесоюзного онкологического центра. В 1969 году он снова

поступил на работу в Теоретический отдел ФИАНа, на должность старшего

научного сотрудника.

3.2. Лидер правозащитнического движения.

В ноябре 1970 года был создан Комитет прав человека, одним из

основателей которого явился А. Д. Сахаров. Провозгласив ранее общий

принцип, согласно которому соблюдение прав человека является необходимым

условием не только здорового развития нашей страны, но и необходимым

условием мира, А. Д. Сахаров не оставлял без внимания ни одного случая

нарушения прав человека. Он неоднократно выступал в защиту

политзаключенных, против использования психиатрии в репрессивных целях, за

право выбора страны проживания и места жительства в этой стране, в защиту

репрессированных народов (в частности, за право крымских татар вернуться на

свою родину).[9]

Каждое такое выступление требовало немалого гражданского мужества.

Одновременно А. Д. Сахаров продолжал развивать свою идею общества,

основанного на уважении к правам человека и на соблюдении этих прав. Его

предложения по осуществлению идей демократического и правового государства

во многом совпали с направлением сегодняшней перестройки в нашей стране,

которая осуществляется медленно, подчас непоследовательно, с отступлениями,

но все же осуществляется. [10]

Все свои предложения по вопросам общественного устройства А. Д.

Сахаров, как правило, направлял руководителям партии и государства (в те

годы- Л. И. Брежневу, Н. В. Подгорному и А. Н. Косыгину). Ответов он не

получал. Несмотря на замалчивание общественной деятельности А. Д. Сахарова,

имя его получало все более широкую известность в нашей стране. На его адрес

в Комитет прав человека и в ФИАН приходило много писем от людей, которые

нуждались в правовой помощи.

После 1985 года, когда на общественное сознание обрушилась лавина

страшной правды о коммунистическом терроре, возникло широкое движение с

требованием увековечить память о жертвах.

Академик Сахаров был одним из основателей и почетным председателем

общества “Мемориал” до самой своей кончины.

"Мемориал", духовным лидером и организатором которого был академик

Андрей Сахаров, возник как массовая организация на волне активности

общества, "дорвавшегося" до правды, общества, желавшего искупить свою вину

перед людьми, невинно пострадавшими от политических репрессий, и, наконец,

общества, желавшего возвратить свою историческую память. В то время

"Мемориал" пользовался массовой поддержкой различных групп населения: и

репрессированных, и интеллигенции, и политически активной общественности

"огоньковской" генерации. Основной "рабочей силой" "Мемориала" были

добровольцы-энтузиасты, основным принципом планирования мероприятий -

расчет на инициативу и массовую поддержку.

3.3. Неизбежность перестройки

А.Сахаров в статье Неизбежность перестройки проанализировал причины,

которые привели СССР в конечном итоге к эпохе застоя. В первую очередь он

называет отсутствие плюрализма в структурах власти, в экономике, в

идеологии. С этим связана бюрократизация всей общественно-политической

жизни. Нити управления концентрируются в руках людей, обладающих властью в

силу должности. Всесильная бюрократия стала основой административно-

командной системы управления.

А.Сахаров убежден в абсолютной исторической необходимости перестройки.

Но предупреждает: неизбежны большие трудности и препятствия экономического,

психологического, организационного характера. Народ проходил на протяжении

десятилетий развращающую антишколу, когда многие не работали, а только

создавали видимость работы, приучавшую к лжи, лицемерию и

приспособленчеству. Если внутренних нравственных сил окажется мало, то наш

путь будет медленным, противоречивым, с отступлениями и падениями.

Необходимо создать экономические и юридические условия, при которых выгодна

инициатива, четкое реагирование на конъюнктуру рынка, выгоден технический

прогресс, выгодна хорошая личная работа.

Теперь у нас есть возможность сравнить реальные дела с теоретическими

выкладками академика правильными и научно бесспорными...

4. Выступление на Первом съезде народных депутатов.

4.1. Съезд не может сделать все сразу.

В октябре 1988 года он был избран членом Президиума Академии Наук

СССР. В ноябре ему впервые разрешили выехать за границу.

В эти годы Сахаров много писал, давал бесчисленные интервью,

участвовал в работе научных и политических форумов, встречался с видными

учеными, общественными деятелями, главами государств - Маргарет Тэтчер,

Франсуа Миттераном, Рональдом Рэйганом, Михаилом Горбачевым. Его главной

заботой стало обеспечение скорейшего хода и необратимости реформ в

Советском Союзе.

Сахаров принимал активное участие в попытках решения обострившихся в

период "перестройки" национальных конфликтов. Он продолжал защищать права

крымских татар. Во время кризиса в Нагорном Карабахе и землетрясения в

Армении он совершил поездку в Азербайджан, Армению и Нагорный Карабах.

После жестокого разгона демонстрации в Тбилиси 8 апреля 1989 года Сахаров

ездил в Грузию и помог организовать международную медицинскую помощь

пострадавшим.

В апреле 1989 года Сахаров был избран народным депутатом СССР от

Академии Наук. Этому предшествовала драматичная и напряженная выборная

кампания. На Съезде народных депутатов в острой дискуссии были подняты все

насущные проблемы, вызванные четырехлетними попытками реформ. По

большинству из них Сахаров высказывал свое мнение. Самым ярким из его

выступлений было провозглашение "Декрета о власти", отменявшего 6 статью

Конституции СССР о руководящей роли Коммунистической партии.

Нет больше ни съездов народных депутатов, ни самого Советского Союза.

Списаны в архив стенографические отчеты, давно утратили силу принятые тогда

нормативные акты, стерлись из памяти имена и фамилии. Но остались бесценным

достоянием уроки демократии, достижения и ошибки первых реформаторов, на

которых не грех поучиться современным политикам.

Съезды показали, как важно уметь слушать и слышать друг друга,

стремиться к пониманию того, что говорит твой оппонент. Если бы народные

депутаты СССР обладали этим качеством, выступление академика А.Д. Сахарова

не осталось бы незамеченным. Уже на первом заседании Андрей Дмитриевич

предложил принять декрет, в котором оценить происходящие в стране процессы

и определить перспективы исторического развития. Как знать, может быть,

именно этот документ позволил бы сохранить великую державу. Увы, депутаты

спешили с решением вопросов и отмахнулись от пророка.

Но, Сахаров стал одним из главных действующих лиц на этом первом в

СССР свободном законодательном форуме, и многое сделал, чтобы направить его

работу по конструктивному руслу. Он был введен в созданную Съездом

Конституционную комиссию. В последние дни Съезда он присоединился к

объединению депутатов демократического крыла - Межрегиональной депутатской

группе, которая стала прообразом будущих парламентских фракций.

27 ноября 1989 года, на первом заседании Конституционной комиссии

Сахаров передал председателю Комиссии Горбачеву свой проект Конституции.

Его проект был единственным. Он назывался "Проект Конституции Союза

Советских Республик Европы и Азии".

4.2. Проект Конституции Союза Советских Республик Европы и Азии.

Став в 1989 году членом Конституционного комитета, А. Сахаров задумал

написать свой проект Конституции. Его друг и учитель И.Е. Тамм говорил:

"Чтобы написать Конституцию, надо иметь за плечами жизнь, в голове немного

здравого смысла, обязательно уважать тех, для кого она пишется, и уважать

самого себя". За этими словами угадывается личность Андрея Дмитриевича

Сахарова. в преамбуле к своему проекту Конституции Андрей Сахаров писал:

`Цель народов СССР - счастливая и достойная жизнь, благополучная жизнь. И

мир во всем мире`.

Его последняя работа Проект "Конституции Союза Советских Республик

Европы и Азии" (14.12.89 г.) содержит 46 статей, семь из них посвящены

правам человека. В Проекте прослеживается Сахаровская концепция

нераздельной связи между правами человека и миром на земле, между

выживанием человечества и открытостью каждого общества… Теперь это называют

"новым мышлением".

В Проекте Конституции в статье 8 Сахаров предложил норму: "В мирное

время запрещена смертная казнь".[11] А.Д. Сахаров, можно сказать, опередил

время. Умер он 14 декабря 1989 года, а 15 декабря 1989 года был принят и

провозглашен. Второй Факультативный протокол к Международному Пакту о

гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни, в

преамбуле которого начертано: "Все меры по отмене смертной казни следует

рассматривать как прогресс в обеспечении права на жизнь".

Проект Сахарова противостоял действующей тогда конституции, в которой

полностью отсутствовала сама идея защиты прав человека. Поэтому Сахаров

предлагал специально закрепить в конституции такие положения как:

. свободу эмиграции, свободу передвижения (ст.6);

. запрещение медицинских и психологических опытов над людьми без их

согласия (ст.6);

. соблюдение принципа презумпции невиновности (ст.9);

. запрещение дискриминации по национальным, религиозным и политическим

убеждениям.

Существенным было и его предложение о том, чтобы Всеобщая Декларация

прав человека ООН и Пакты о правах человека, а также другие международные

соглашения имели на территории Союза прямое действие и приоритет перед

законами Союза и республик (ст.5).

5. Нравственный пример.

А.Д.Сахаров стоял у истоков нового мышления и был предтечей начавшейся

перестройки в нашей стране и мире. Одним из первых он провозгласил основные

принципы новой вселенской нравственности и веры, опирающиеся не только на

"вечные" моральные истины, но также учитывающие новейшие достижения науки и

техники, глобальные проблемы, возникшие вместе с ускоряющимся развитием

нашей цивилизации.

Его вера и оптимизм были основаны на глубоком творческом понимании

современных достижений науки о человеке и вселенной в целом. В 1975 г. он

закончил Нобелевскую лекцию словами: "Тысячелетия назад человеческие

племена проходили суровый отбор на выживаемость, и в этой борьбе было важно

не только умение владеть дубинкой, но и способность к разуму, к сохранению

традиций, способность к альтруистической взаимопомощи членов племени.

Сегодня все человечество в целом держит подобный же экзамен. В бесконечном

пространстве должны существовать многие цивилизации, в том числе более

разумные, более "удачные", чем наша. Я защищаю также космологическую

гипотезу, согласно которой космологическое развитие Вселенной повторяется в

основных чертах бесконечное число раз. При этом другие цивилизации, в том

числе более "удачные", должны существовать бесконечное число раз на

"предыдущих" и "последующих" к нашему миру листах книги Вселенной. Но все

это не должно умалить нашего священного стремления именно в этом мире, где

мы, как вспышка во мраке, возникли на одно мгновение из черного небытия

бессознательного существования материи, осуществить требования разума и

создать жизнь, достойную нас самих и смутно угадываемой цели". [12]

Влияние А.Д.Сахарова на ход перестройки в стране и в мире еще требует

глубокого и всестороннего анализа. Ясно, однако, что оно огромно и не

поддается простой количественной оценке. Оно сместило внутри каждого из нас

границу между добром и злом в сторону добра у большинства здравомыслящих

людей; оно, конечно, ожесточило убежденных противников перестройки: трудно

расставаться с властью, с привилегиями, с предрассудками. Но все

человечество стало несомненно добрее под влиянием этой личности. Это

вселяет надежду, что дополнительный запас доброты, который он передал

человечеству через каждого из нас, и веры в необратимость перестройки в

стране и в мире, хоть в малой степени смогут компенсировать невосполнимость

потери этого Человека.

Заключение.

Сахаров первый понял, или во всяком случае первый во весь голос

сказал, что в наш век термоядерного оружия это противостояние грозит

внезапным уничтожением всего живого на Земле и указал выход.

Борьба за права человека, которую он развил, это не филантропическое

занятие досужих интеллигентов, а борьба за превращение нашей страны из

диктатуры в демократическое открытое общество, борьба за международное

доверие, преодоление конфронтации, за путь к разоружению.

Насилию он противопоставил добро в жизни общества.

Он - гигант-естествоиспытатель и мыслитель, познавший явления природы,

ведущие к управляемому ядерному синтезу и к рукотворному термоядерному

взрыву неограниченно большой мощности, развивший глубинное понимание

законов космологии, происхождения и развития Вселенной - так же глубоко

постиг и закономерности жизни общества, указав пути преодоления катаклизма

всеобщей гибели, все еще угрожающей человечеству из-за преступных действий

и речей реакционной части КПСС и номенклатуры, которых мы являемся

свидетелями.

Так же как поступал Андрей Дмитриевич в своих теоретических

разработках по прикладной физике, заканчивая их не красивым интегралом, а

формулой, готовой для применения, так и в своей общественной деятельности

он не бросал лозунги и призывы, а сам сел за написание проекта "Конституции

Союза Советских Республик Европы и Азии", стараясь дать нам в руки

отточенный инструмент для исправления жизни нашей страны.

Не оборвись его жизнь так внезапно, он сделал бы этот инструмент

совершенным. Но уйдя из жизни он оставил нам программу:[13]

1. Об интеллектуальной свободе

"Главными и постоянными составляющими моей позиции являются: идея, что

сохранение мира неразрывно связано с открытостью общества и соблюдением

прав человека, как сформулировано во Всеобщей декларации прав человека, а

также убеждение, что только конвергенция социалистической и

капиталистической систем может обеспечить долговечный мир и выживание

человечества".

2. О сотрудничестве

"Международная безопасность и реальное разоружение невозможны без

большего доверия между народами Запада и СССР и других социалистических

стран. Необходимо улаживать региональные конфликты на базе компромиссов и

восстановления стабильности, где бы это ни происходило. Необходимо

покончить с поддержкой дестабилизирующих и экстремистских сил и всех

террористических групп, а также с попытками расширить сферу влияния одной

стороны за счет другой. Все страны должны сотрудничать в решении

экономических, социальных и экологических проблем. Нашей стране необходима

большая открытость и демократия. Нам нужны: свободный поток информации,

полное и безусловное освобождение узников совести, свобода передвижения,

выбор страны и места проживания, эффективный контроль народа над внутренней

и внешней политикой".

3. О гонке вооружений

"Без решения политических и гуманитарных проблем прогресс в

разоружении и международной безопасности будет необычайно трудным, если

вообще возможным. И наоборот, демократизация и либерализация в СССР- а

также экономический и социальный прогресс, с ними связанный- будет

затруднен, пока не замедлится гонка вооружений".

4. Об отношениях между Западом и СССР

"Запад и весь мир заинтересованы в успехе реформ в СССР. Экономически

сильный, демократический и открытый Советский Союз будет важным гарантом

международной стабильности, а также хорошим партнером в совместных поисках

решения глобальных проблем".

"Не следует надеяться на то, что гонка вооружений истощит материальные

и интеллектуальные возможности Советского Союза, или что СССР развалится

политически и экономически; весь исторический опыт говорит об обратном.

Однако процесс демократизации и либерализации остановится. Научно-

техническая революция приобретет выраженный военно-индустриальный характер,

и следует опасаться, что во внешней политике будут преобладать

экспансионистские мотивы и союз с деструктивными силами".

Если мы будем следовать этим положениям и работать, имея целью "Мир,

прогресс, права человека" (так была озаглавлена его Нобелевская речь), это

будет лучшей данью его памяти.

Литература.

1. Сахаров А.Д. Фрагменты биографии. - М.: Панорама, 1991

2. Сахаров А.Д. Тревога и надежда.-М.: 1990.

3. Боннер Е.Г. Звенит колокол.. Год без Сахарова, 1991.

-----------------------

[1] Сахаров А.Д. Фрагменты биографии. - М.: Панорама, 1991, Стр. 2

[2] Сахаров А.Д. Фрагменты биографии.-М.: Панорама, 1994, стр.8

[3] Сахаров А.Д. Тревога и надежда.-М.: 1990, Стр.10

[4] Сахаров А.Д. Фрагменты биографии.-М.: Панорама, 1994,стр.27

[5] Сахаров А.Д. Фрагменты биографии.-М.: Панорама, 1994, стр.4.

[6] Сахаров А.Д. Тревога и надежда. – М.: Интер Версо, 1990, стр. 10.

[7] Там же, стр.20

[8] Сахаров А.Д. Фрагменты биографии.-М.: Панорама, 1994, стр.5

[9] Сахаров А.Д. Мир, прогресс, права человека, 1990, стр. 121

[10] Сахаров А.Д. Фрагменты биографии.-М.: Панорама, 1994,стр.8

[11] Сахаров А.Д. Фрагменты биографии.-М.: Панорама, 1994, стр.10

[12] Сахаров А.Д. Фрагменты биографии.-М.: Панорама, 1994, стр.12

[13] Боннер Е.Г. Звенит колокол.. Год без Сахарова, 1991, стр.51

Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.