убедится, огромная. Более того, в «Жемчугах» уже зреет зерно будущего
направления – того самого акмеизма, который, по убеждению Гумилёва, должен
будет спасти отечественную поэзию. Когда читаешь:
И апостол Петр в дырявом рубище,
Словно нищий, бледен и убог, -
понимаешь, что поэт и научился, и осмелился небесное опускать до земного,
осязаемого, а не только земное опускать до земного, а не только земное
возносить до романтических заоблачных высей.
Одной из основных проблем литературного процесса 1910 года стала
проблема символизма.
«Цех поэтов» был задуман осенью и обсуждён в «Аполлоне» с
привлечением Городецкого, Лозинского, Нарбута, Мандельштама, Зенкевича,
Ахматовой… 20 октября уже состоялось первое заседание, 1 ноября – второе, в
Царском Селе.
Принявший к этому времени участие в создании нескольких журналов и
литературной организации, в которой верховодил всё-таки не он, а Вячеслав
Иванов, Гумилёв на этот раз взял в свои руки все бразды. Убеждённый в том,
что стихи может писать каждый грамотный человек, овладевший техникой,
ремеслом, Гумилёв и останавливается именно на таком названии – цех. Своё
предназначение Гумилёва видел в том, чтобы руководить.
Созданный в 1911 году «Цех Поэтов» был как раз той организацией, и
структура, и направленность, и порядки которой вполне импонировали
Гумилёву. Разделив участников на «мастеров» («синдиков»), которых было
всего два – Городецкий и сам Гумилёв, - и «подмастерьев», Гумилёв вменял в
обязанность «подмастерьям» беспрекословное повиновение, работу над «вещью»
по указанию «мастера» и запрет на публикацию без разрешения «мастера» (для
публикаций использовались «Аполлон» и созданные при «Цехе» журнал и
издательство, которые назывались одинаково: «Гиперборей»).
Выдержать подобное мог далеко не каждый, и потому многие «подмастья»
в скором будущем покинут свой «Цех». Блок, который был в «Цехе»
единственный раз – на организационном собрании 20 октября, - назвал
объединение «Гумилёвско-Городецкими обществом», а впоследствии записал:
«Футуристы в целом, вероятно, явление более крупное, чем акмеизм. Последние
– хилы, Гумилёва тяжелит «вкус», багаж у него тяжёлый, а Городецкого
держат, как застрельщика с именем; думаю, что Гумилёв конфузится и
шокируется им нередко»3.
Акмеизм как программа зародился в «Цехе Поэтов», но это было
несколько позже. Поначалу же «Цех», насчитывавший 26 членов, вбирал в себя
представителей разных направлений, большей частью как раз не акмеистов.
О создании акмеизма было официально заявлено 11 февраля 1912 года на
заседании «Академии стиха», а в №1 «Аполлона» за 1913 год появились статьи
Гумилёва «Наследие символизма и акмеизма».
Единственный, кому, как учителю акмеизма, сохранил приверженность сам
Гумилёв, даже когда он уже перерос созданную школу, был Готье. Его стихи
включены Гумилёвым в «Чужое небо», а затем выпущена и самостоятельная книга
переводов «Эмали и камей».
Видимо, в эстетической программе Готье Гумилёву наиболее импонировали
декларации, близкие ему самому: «Жизнь – вот наиглавнейшее качество в
искусстве; за него можно всё простить»; «…поменьше медитаций,
празднословия, синтетических суждений; нужна только вещь и ещё раз вещь». А
непосредственно в поэтическом творчестве – программное стихотворение
«Искусство», заканчивающиеся строками:
Работать, гнуть, бороться!
И лёгкий сон мечты
Вольётся
В нетленные черты.
Создавая «Цех Поэтов», а за ним и акмеизм, Гумилёв не отрицал
достижений символизма, наоборот – призывал взять из него лучшее. Разве что
в выпущенной в этом же, 1912 году книге «Чужое небо» современники увидели
некие черты проявления нового направления.
«Чужое небо» - книга более «простая», чем предыдущие; быть может,
именно потому, что в ней теперь уже не демонстрируются достижения формы, -
в этом нет нужды: всем уже – и себе самому – он доказал, что может, что
овладел. Интересна книга и тем, что автор в ней представлен и как лирик, и
как эпик (поэмы «Блудный сын» и «Открытие Америки»), и как драматург
(одноактная пьеса в стихах «Дон Жуан в Египте»), и как переводчик (стихи
Теофилия Готье).
«Чужое небо» действительно являет собой лучшую из вышедших до 1912
года Гумилёва – по лиризму, по земным и в то же время возвышенным чувствам,
воспетым в ней, по тщательной дозировки эмоционального (любовная лирика) и
рационального («Искусство» Готье), экзотического, «конквистадорского», но
уже в ином преломлении («Открытие Америки», «Абиссинские песни», «У
камина») и приземлённо-бытового («Из логова змиева…»).
Этот год предельно насыщенный литературными делами (кроме названного,
вышло немало статей: о Кузьмине, Брюсове, Цветаевой, Иванове, Блоке,
Гуревиче, Зенкевиче и др.; сделаны доклады; посещались «Вечера Случевского»
и т.д.), был насыщен и событиями личной жизни: вместе с Ахматовой была
предпринята поездка в Италию; родился сын Лев. Гумилёв со своим племянником
Сверчковым, в апреле 1913 года, через Одессу морем отправился в Африку.
Коллекция, которую они там собрали, по мнению специалистов, по своей
полноте стоит на втором месте после коллекции, привезённой Миклухо-Маклаем.
Об африканских экспедициях Гумилёва можно было бы написать отдельную
книгу. Частично написал её поэт – в стихах «Шатра», в «Африканском
дневнике», часть которого недавно обнаружена.
«Чужому небу» суждено было стать последней «мирной» книгой поэта.
Следующая, «Колчан», вышла только спустя четыре года. Правда, было немало
промежуточных публикаций в периодике – как стихов, так и прозы, тех же
«Записок кавалериста».
Гумилев и война.
Спустя 24 дня после объявления войны, 24 августа, несмотря на
полученное ещё в 1907 году из-за косоглазия освобождение, он записывается
добровольцем в лейб-гвардии уланский полк.
В 1944 году Анна Ахматова напишет:
Две войны, моё поколение,
Освещали твой страшный путь.
Но первую войну он не воспринял как «страшный путь». Другие ритмы и
мотивы слышались ему:
Солдаты громко пели, и слова
Невнятны были, сердце их ловило.
- «Скорей вперёд! Могила, так могила!
Нам ложем будет свежая трава,
А пологом – зелёная листва,
Союзником – архангельская сила».
Как и ко всему, что делал, к своему участию в войне Гумилёв отнесся
крайне серьёзно. Добившись зачисления «охотником» в армию и выбрав
кавалерию, он тут же стал тренироваться, совершенствоваться в стрельбе,
езде и фехтовании.
Служил Гумилёв прилежно, отличался храбростью – о том говорит и
быстрое его продвижение до прапорщика, и два Георгиевских креста – 5 и 3
степени, которые давались за исключительное мужество. Был в уланском полку,
затем в гусарском.
В Собрании сочинений Гумилёва, кроме этого воспоминания, собрано и
немало других, говорящих о том, что и в полку он старался не выходить из
сферы творчества: писал и читал стихи, рисовал, даже вёл споры о поэтике,
когда попадался собеседник.
Уйдя на фронт в 1914 году, Гумилёв, естественно, выбрал из
литературной жизни столицы, не мог на неё влиять. В другом, военном мире
создавалась и другая поэзия. Стихи, написанные им на фронте, значительно
отличаются не только от «Жемчугов», но и от «Чужого неба»,- достаточно
прочесть хотя бы «Наступление», чтобы увидеть отличие.
«Цех Поэтов» распался, что ещё раз подтвердило: Гумилёв был в нём
стержнем, основным звеном. Гумилёв стал публиковать в «Биржевых
ведомостях» свои «Записки кавалериста», которые появились в течение года и
привлекали внимание публики. Всего состоялось 12 публикаций, сопровождённых
пометкой: «От нашего специального военного корреспондента».
Эти «Записки…» да ещё письма и воспоминания товарищей свидетельствуют
о том, что трагичности происходящего Гумилёв не ощущал. Он жаждал героизма
– и потому героизм в первую очередь видел.
В конце декабря 1925 года вышла книга стихов «Колчан», в которую поэт
включил и то, что было создано им на фронте.
Книга посвящена Татьяне Викторовне Адамович, с которой поэт
познакомился до войны, в январе 1914 года.
В этом же году Анна Ахматова написала посвящённое мужу стихотворение
«Колыбельная», в котором есть и её отношение к войне, и ощущение
происходящего как именно горя:
Было горе, будет горе,
Горю нет конца.
Да хранит святой Егорий
Твоего отца.
В книге же Гумилёва, вышедшей почти в это же время, читаем:
И воистину светло и свято
Дело величавое войны.
Серафимы, ясны и крылаты,
За плечами воинов видны.
Тружеников, медленно идущих
На полях, омоченных в крови,
Подвиг сеющих и славу жнущих,
Ныне, Господи, благослови.
«Вероятно, включай в себя сборник только подобные стихотворения, он и
остался бы в том времени – как его, времени как его, времени, знак. Но в
книге много как довоенной, так и в 1914 годах созданной лирики, любовной и
философской, и именно эти стихи определяют лицо нового сборника – новое
лицо поэта».4
«Колчан», собрал в себе, по замыслу автора, «стрелы»- стихи,
передающие состояния человека на войне: это и «Война», и «Пятистопные
ямбы», и «Наступление», и «Смерть». Но не меньше в нём стрел Амура. И –
стрел острой философской мысли.
Открывающее книгу стихотворение «Памяти Аннинского» в некотором роде
символично: оно – и памяти собственного ученичества, долгого, кропотливого,
упорного, но – завершившегося. Несколько «итальянских» стихотворений –
«Венеция», «Фра Беато Анджелико», «Рим», «Генуя» - автобиографичны, в них
нашли отражение впечатления, полученные во время поездки в Италию в 1912
году вместе с Ахматовой. Но стихи эти, конечно, значительно глубже, чем
просто «дневниковые записи», как это нередко бывало раньше - наступил новый
этап развития. До сих пор – не всегда, естественно, но часто – Гумилёв
строил своё творчество из того материала, который попадался под руку: важно
было соответствие форме.
Теперь в материале «со стороны» особой нужды не было – его с избытком
давала душа, которой, слава Богу, было над чем трудиться – и над
африканскими, французскими, итальянскими встречами; и над фронтовыми
наблюдениями; и над петербургскими событиями… Происходило какое-то
перераспределение ролей, о котором – в «Разговоре»:
И всё идёт душа, горда своим уделом,
К несуществующим, но золотым полям,
И всё спешит за ней, изнемогая, тело,
И пахнет тлением заманчиво земля.
Если война и была важна для Гумилёва, то – в личном плане, как ещё
один из способов вечного его самоутверждения, но никак не в плане
творческом – как, к примеру, та же Африка. Этот перелом – и в то же время
нерасторжимое единство всего, что отражено в «Колчане»,- автор воплотил в
одном из лучших произведений сборника – поэме «Пятистопные ямбы», где
взаимодополняющие сосуществует всё, что собрано в душевном мире поэта: и
путешествия, и экзотика, и любовь, и война, и раздумья над смыслом жизни.
Да, душа всё ещё
Глас Бога слышит в воинской тревоге
И Божьими зовёт свои дороги,
но она уже помышляет и о другом – о том даже, чтобы самой собою
распоряжаться:
Есть на море пустынном монастырь
Из камня белого, золотоглавый,
Он озарён немеркнущею славой.
Туда б уйти, покинув мир лукавый,
Смотреть на ширь воды и неба ширь…
В тот золотой и белый монастырь!
Достигший «высокого косноязычья», Гумилёв в «Колчане» окончательно
выходит на собственный свой путь. Произошла переоценка ценностей, о которой
можно догадаться по строчкам:
Я не прожил, я протомился
Половину жизни земной.
Ясно, что путь «конквистадорства» в том его виде, как до сих пор, уже
отринут окончательно.
После неудачной сдачи экзаменов на офицерское звание и болезни
Гумилёв получил назначение в экспедиционный корпус за границу и в июле 1917
года прибыл в Париж. Позднее высказывалось предположение, что был он
разведчиком.
Как всякий военный человек, Гумилёв в этой поездке был занят в первую
очередь военными хлопотами, которых в 1917 году, особенно после прошедшей в
России Февральской революции, было немало.
Лондонский период связан с именем Б.В. Анрепа – художника, близкого
знакомого Ахматовой. Именно он помог Гумилёву войти в новый ритм,
познакомив его с английскими писателями; ему же, уезжая, Гумилёв оставил
свои записные книжки и черновики, которые Анреп впоследствии передал Г.П.
Струве.
Октябрьская революция, естественно, изменила планы и экспедиционного
корпуса, и бывших союзников России. Коснулось это и планов Гумилёва.
1917 год был и годом интенсивных творческих раздумий, чему в немалой
степени способствовало парижское окружение.
Вернувшись из Лондона, он с головой ушёл в литературную деятельность,
не сомневаясь в том, что сможет возглавить литературную жизнь Петрограда.
По возращении его ждали не только лавры: прекратил существование едва
дотянувший до осени 1917 года второй «Цех Поэтов», надо было возрождать
«Гиперборей».
Организаторские способности Гумилёва, его деятельная энергия,
соединённая с признанным к тому времени мастерством, не могли остаться
незамеченными хотя бы по той простой причине, что сам он этого бы не
позволил. Духовный его подъём, объясняемый возращение в литературу,
счастливо совпал с открывшимися возможностями. Он переиздаёт свои книги
(«Жемчуга», «Романтические цветы»), издаёт одну за другой новые («Мик»,
«Фарфоровый павильон», «Костер»), читает лекции в многочисленных студиях и
объединениях, занимается активной переводческой деятельностью, снова воз
вращается к литературной критике.
Творческая и общественная деятельность Гумилёва в первые же годы
после возвращения из-за границы сделала его одним из самых значительных
литературных авторитетов. Десятки выступлений в институтах, студиях, на
вечерах принесли ему широкую известность и сформировали вокруг него
довольно широкий круг учеников.
Страницы: 1, 2, 3
|