Женщина на войне - феномен XX века
Министерство общего и профессионального образования РФ 
    Московский Государственный Институт Стали и Сплавов (технологический 
                                университет) 
                      Кафедра философско-историических 
                          и социально-правовых наук 
                              Реферат на тему: 
                    «Женщина на войне - феномен ХХ века» 
                                                        Студент группы МА-99 
                                                                  Щукин П.В. 
                                                               Преподаватель 
                                                Иоаннисянц Рубен Григорьевич 
                                МОСКВА 2000г. 
    План: 
I. Дореволюционная ситуация: исключение из правил. 
   1. Женщина на войне: мировые легенды. 
   2."Женщина с оружием - это серьезно…" 
   3. В.Кожина и Н.Дурова. 
   4. Цивилизация не стоит на месте. 
   5. Они вторглись в типично мужскую сферу деятельности. 
   6. …чтобы попасть на фронт, ей пришлось выдавать себя за мужчину. 
   7. Гражданская война. 
II СОВЕТСКАЯ   ЭПОХА: ОТ  РАВНОПРАВИЯ  В  МИРНОЙ  ЖИЗНИ К РАВЕНСТВУ НА 
ВОЙНЕ 
 1. Развитие эмансипации. 
 2. Девушки рвутся на фронт. 
 3. Они были готовы к подвигу, но не были готовы к армии. 
 4. Другая сторона феномена. 
 5. ППЖ. 
 6. Рождались на фронте и подлинные чувства. 
 7. Солдаты с благодарностью вспоминают своих подружек. 
III АФГАНСКИЙ ОПЫТ И СОВРЕМЕННОСТЬ: ЭВОЛЮЦИЯ ФЕНОМЕНА 
 1. Женщины в Афганестане 
 2. "Чекистки" - таких было большинство. 
 3.  Почему и в наше время женщины оказываются на войне? 
 4. Мата Хари. Чем примечательна эта личность? 
          а) Рождение Маты Хари. 
          б) Роковые путешествия. 
          в) Симпатические чернила для «Н-21» 
          г) Неубедительное судебное разбирательство. 
          д) В ожидании вызова. 
           е) Мнимая казнь? 
IV.  Заключение. 
              ДОРЕВОЛЮЦИОННАЯ СИТУАЦИЯ: ИСКЛЮЧЕНИЕ  ИЗ  ПРАВИЛ. 
  «Война -  дело   мужское».  Это   утверждение   всегда   принималось   за 
аксиому  и,  разумеется  не  случайно: на  всем   протяжении   человеческой 
истории  война действительно была прерогативой мужчин.  Женщина  же  всегда 
 выступала  в  качестве  пассивной  жертвы,   военной   добычи,   в  лучшем 
случае  -  в   роли долготерпеливой  Пенелопы   или   плачущей   Ярославны. 
Легенды  об амазонках, - кстати,  распространенные в   древности   во  всех 
частях  света, - чаще  всего  так  и остались легендами. 
      Впрочем,   уже   с   древнейших   времен  в  обозах    многий   армий 
странствовали те, кого  в XVIII  ХIХ  вв.  называли    маркитантками.   Они 
выполняли   тройную   функцию  -  снабжения  войск продовольствием,  иногда 
- ухода  за  ранеными , и  почти  всегда  «жриц    любви».  И   мужчины,  и 
непричастные  к  армии  женщины  относились  к  маркитанткам   не   слишком 
уважительно. 
      А  вот  женщина - солдат , женщина  с  оружием  в руках   -  это   во 
все   времена  становилось   событием    невероятным,   порождавшим   массу 
легенд,   слухов  и    домыслов.    Жанна    д’Арк   -   великая    героиня 
французского  народа.  И  это  ни   у   кого  не   вызывает   сомнений.  Но 
давайте вспомним,  как  жестоко  высмеивал  ее  Шекспир,  который,  впрочем 
был  англичанином1. Или наши   народные  героини  1812  года  -  партизанка 
  Василиса  Кожина  и   кавалерист  -  девица Надежда  Дурова. 
      С Кожиной  ситуация  более  или  менее  ясна:  когда  кругом   враг, 
который  грабит и убивает врывается  в  твой  дом, угрожает  твоим  детям, 
 -  поневоле  за  вилы  возьмешься. А  она, хоть и женщина, но  облеченная 
 властью  -  старостиха.  Это,  конечно,  не  совсем   обычное   поведение 
русской  крестьянки, воспитанной на  патриархальных  общинных   традициях. 
Впрочем, во все времена   женщины осажденных   городов  и  крепостей  лили 
 на  голову  неприятелей  кипящую  смолу... 
      А вот с Надеждой Дуровой  все  намного  сложнее:  в  армию  она  ушла 
 в 1806  г.,  когда французов  под  Москвой  еще  и  в  помине   не   было. 
Причем  эта  замужняя  женщина оставила  семью,   мужа,  малолетнего   сына 
ради  своих  довольно  странных  наклонностей. А.С.  Пушкин,  публикуя    в 
«Современнике»  отрывок   из   ее   записок,  спрашивал    в   предисловии: 
«Какие  причины    заставили    молодую   девушку,    хорошей    дворянской 
фамилии, оставить  отеческий  дом,   отречься  от  своего   пола,   принять 
на  себя  труды  и  обязанности,  которые   пугают   и  мужчин,  и  явиться 
 на  поле  сражений - и  каких еще? Врожденная    неукротимая   склонность? 
Любовь?2  Догадки   были  самые  разные.   Споры    продолжаются    и    до 
сих   пор. 
      Цивилизация   не  стоит  на    месте,    войны    становятся    все 
страшнее  и   кровопролитнее, и   все   больше   женщин   приобщаются   к 
несвойственному  им  ремеслу. 
Крымская   война   1853 - 1856 гг.,  оборона   Севастополя:   женщины    в 
лазаретах;   женщины, собирающие ядра  и подающие  их  артиллеристам.  Там 
прославилась     своей     отвагой     медсестра    Дарья,      прозванная 
Севастопольской.  Русско-японская   война:   снова    женщины   -   сестры 
милосердия;  на  сей  раз  их  гораздо  больше.   Первая  мировая   война: 
сестры   милосердия    и   фельдшерицы   в   госпиталях,   реже    женщины 
находились  -  в  отрядах   Красного   креста -  в  прифронтовой   полосе, 
на  передовой.  И  наконец,  первое   женское   воинское   формирование  - 
Добровольческий     ударный     батальон    смерти    под     командования 
полного   Георгиевского кавалера  поручика   Марии  Бочкаревой. 
    Это  уже  серьезно. Женщина  с  ружьем  становится   фактом   Русской 
истории.  Кстати,  главным  аргументом   Бочкаревой,  при   создании    ее 
батальона  в  мае  1917 г.  было   то,  что   «солдаты    в  эту   великую 
войну   устали   и  им  нужно   помочь ...  нравственно» ;   т.е.  женщины 
 пошли  на  войну,   когда  мужчины  оказались   не   на   высоте,  пошли, 
чтобы  их  «устыдить»3 
     «Граждане  и  гражданки!  -  призывала  Мария   Бочкарева.,  -  Наша 
мать , наша  матушка  Россия гибнет.  Я   хочу   помочь   спасти   ее.   Я 
зову с  собой   женщин,   чьи   сердца   и   души   кристально   чисты,  а 
помыслы  высоки». Покажем  же   мужчинам   в   этот   тяжкий  час   пример 
самопожертвования,   чтобы   они   заново   осознали   свой   долг   перед 
Родиной !...»4 
    В то время, когда мужчины  целыми  толпами  дезертировали  с  фронта, 
женщины устремились на защиту Отечества. При этом  в  ударных  батальонах 
преобладали представительницы трудовых  семей  —  портнихи,  учительницы, 
сестры милосердия, работницы, учащиеся из провинциальных  городов.  Кроме 
того, в маршевые роты были приняты  женщины,  досрочно  освобожденные  из 
заключения, — "чтобы дать возможность грешницам искупить  вину  на  полях 
сражений"5. 
    Возникает вопрос: а как относились  мужчины  к  присутствию  в  армии 
женщин, к тому, что те вторглись в типично мужскую сферу деятельности? 
    Приведем    несколько    отрывков    из    воспоминаний    полковника 
Г.Н.Чемоданова, где он рассказывает и о  своей  встрече  с  женщинами  из 
батальона смерти, и о сестрах из отряда Красного креста. Дело происходило 
уже в период разложения армии, когда солдаты оставляли  позиции,  офицеры 
потеряли всякую власть  и  возможность  наводить  порядок.  А  женщины... 
Женщины оставались на посту и продолжали выполнять свой долг. 
    "За  несколько  дней  до  выступления  на   позицию,   —   вспоминает 
Г.Н.Чемоданов, - ко мне в штаб  полка  явились  две  молодые  женщины  из 
расформированного уже к тому времени батальона Бочаровой (так в тексте. — 
ЕС.). " 
    - Примите нас на службу в полк, - обратились они ко мне с просьбой. 
    Молодые, здоровые, рослые девицы, шинели туго перетянуты ремнями,  на 
стриженых головах лихо надвинуты папахи. Первый случай в  моей  практике; 
отношусь скептически и этого не скрываю; на повторные  просьбы  предлагаю 
вопрос перенести в полковой комитет, и  вот  эта  пара  хорошо  грамотных 
разбитных девиц у меня в полку на должности телефонистов в команде службы 
связи"6. 
    Далее Чемоданов описывает панику, когда вся рота убежала в тыл, а  на 
передовой остались  сам  ротный,  его  денщик,  телефонист,  фельдфебель, 
повар, обозные от кухни, "девять  человек  всего,  и  баба  в  их  числе, 
телефонистка". "Ну и  как  она  себя  держала?"  -  спросил  полковник  у 
ротного, когда тот доложил обстановку.  "Молодец  баба,  не  меньше  меня 
ругала и стыдила солдат", — был ответ. 
    Другой случай, описанный  Чемодановым,  касается  сестер  милосердия. 
Здесь обращают на себя внимание намек полковника на "блага", связанные  с 
соседством Красного Креста, а также упоминание о том, что такое соседство 
— явление весьма редкое. 
    "Во время доклада адъютант рассказывал мне  новости,  происшедшие  за 
день, и между прочим сообщил,  что  тут  же  в  имении  расположен  отряд 
Красного Креста. Удивление мое будет понятно тем, кто знает, как помпезно 
обычно располагались эти отряды и какие блага для  полка  проистекали  от 
такого редкого соседства. Мне показалось невероятным, что я мог не  знать 
о присутствии отряда, находясь в имении более суток"7. 
    И тут выяснилось, что от большого не  когда  отряда,  основная  часть 
которого была отправлена в тыл, остались  только  белый  флаг  с  красным 
крестом на доме, две юные сестры милосердия, четырнадцать санитаров и две 
санитарные повозки. Ни фельдшера, ни врача... 
    "Вы  понимаете,  господин  полковник,  какое  свинство  устроили!   — 
возмущался адъютант. — В такое время оставить  двух  молодых  девушек  на 
произвол четырнадцати санитаров". И начал рассказывать, в каких  условиях 
они живут: в холодном полуразрушенном здании,  спят  на  нарах,  питаются 
впроголодь, "и, кроме того, солдаты заставляют их каждый день по два часа 
газеты читать". Полковник посочувствовал и предложил "подкормить девиц" — 
приглашать их обедать вместе с офицерами. 
    И вот "к четырем часам за  обедом  собралась  большая  и  непривычная 
компания. Присутствие двух сестер милосердия, молодых, интересных  девиц, 
подтянуло собравшихся. Штабная молодежь сидело в  своих  лучших  кителях, 
тщательно выбритая. Приехавшие с передовой гости потуже  подтянули  ремни 
своих гимнастерок и аккуратней расправили на  них  складки.  Одичавшие  в 
условиях  жизни  последних  месяцев,  отвыкшие  не  только  от   женского 
общества, но даже от вида дам, офицеры  первое  время  чувствовали  себя, 
видимо, связанными и держались с комичной торжественностью великосветских 
банкетов. К концу обеда настроение, однако, изменилось,  непринужденность 
и простота, с которой держались  наши  гостьи,  рассеяли  натянутость,  и 
разговор сделался общим,  с  тем  особым  опенком  оживленности,  который 
получается от присутствия в мужской компании интересных женщин"8. 
    Таким образом, отношение офицеров к женщинам в армии в первую мировую 
войну представляется весьма противоречивым: с одной  стороны,  недоверие, 
скептицизм,  настороженность;   с   другой   —   снисходительная   опека, 
покровительство слабому полу; с третьей — желание  подтянуться,  проявить 
себя с лучшей стороны, оказавшись в обществе дам. 
    Еще одно свидетельство —  воспоминания  большевика  А.Пирейко,  который 
служил рядовым (вернее,  всеми  способами  отлынивал  от  службы,  а  потом 
красочно описывал в мемуарах свои дезертирские подвиги).  Он  рассказывает, 
как в поезде, шедшем к фронту, пассажиры,  состоявшие  главным  образом  из 
военных, во всю ругали большевиков. И тогда этот находчивый товарищ  провел 
блестящую провокацию: сообщил  солдатам,  размещенным  в  вагонах  третьего 
класса, что во втором  классе  едут  женщины  из  батальона  смерти  (едут, 
заметим,   на   передовую,   в   действующую   армию).   Возмущенные   этим 
обстоятельством солдаты  ("Как  это  так?  Нас  возили  кровь  проливать  в 
теплушках, а этих ... которые будут так же воевать, как и сестры воевали, — 
с офицерами, возят  еще  во  втором  классе!")  отправились  разбираться  с 
доброволками. Недовольство было направлено в  новое  русло,  о  большевиках 
забыли9. 
Интересны и сам факт, рисующий отношение солдат к женщинам в  армии  (в  том 
числе к медсестрам из Красного креста), и бравый тон описания. 
    В книги Софьи Федорченко ”Народ на войне. Фронтовые записи" есть  такие 
строки - от имени солдата; "На той войне и сестры  больше  барыни  были.  Ты 
пеший, без ног, в последней усталости грязь на шоссе  месишь,  а  мимо  тебя 
фырк-фырк коляски с сестрами  мелькают."10  Здесь  уже  о  снисходительности 
говорить не приходится, - отношение откровенно враждебное. 
      Что касается женщины-солдата, то в первую мировую  такая  фигура  была 
все-таки редкостью. И судьба  Антонины  Пальшиной,  повторившей  путь  своей 
землячки Надежды Дуровой (под мужским именем,  в  мужской  одежде  17-летняя 
крестьянская девушка служила сначала в кавалерии, затем в пехоте,  закончила 
войну в чине унтер-офицера, кавалером двух Георгиевских крестов и  медалей), 
- яркое тому подтверждение; чтобы попасть на  фронт,  ей  пришлось  выдавать 
себя за мужчину. В гражданскую войну такая  маскировка  была  уже  не  нужна 
(А.Т.Пальшина   воевала   у   Буденного,   работала   в   ЧК),-    в    этой 
братоубийственной  схватке  все  прежние  нормы  поведения   потеряли   свое 
значение, были отброшены и забыты.11 
      Гражданская война - это вопрос особый. Комиссарши в  кожаных  куртках, 
из нагана добивавшие раненых офицеров, и лихие  казачки  из  Белой  гвардии, 
рубившие шашками направо и налево, - явление одинаково страшное... 
                             СОВЕТСКАЯ   ЭПОХА: 
                         ОТ  РАВНОПРАВИЯ  В  МИРНОЙ 
                         ЖИЗНИ К РАВЕНСТВУ НА ВОЙНЕ 
      После  революции  политика   советского   государства   способствовала 
быстрому развитию эмансипации со всеми  её  последствиями.  Направленная  на 
вовлечение женщин в общественное  производство,  эта  политика  довела  идею 
мужского  и  женского  равенства  до  полного   игнорирования   особенностей 
женского организма и психики, в результате чего участие  женщин  в  наиболее 
тяжелом физическом труде, приобщение их к традиционно мужским  профессиям  к 
занятиями  военно-прикладными  видами  спорта  преподносились  общественному 
мнению как величайшее достижение социализма,  как  освобождение  женщины  от 
"домашнего рабства." 
      Идеи  эмансипации  были  наиболее  популярны  в  молодежной  среде,  а 
массовые  комсомольские  призывы,  наборы  и  мобилизации   (под   лозунгами 
"Девушки - на трактор!", "Девушки- в авиацию!", "Девушки - на  комсомольскую 
стройку!"  и  т.д.)явились  своего  рода   психологической   подготовкой   к 
массовому участию советских  женщин  в  грядущей  войне,   которая  вошла  в 
историю нашей страны как Великая Отечественная. С  ее  началом  сотни  тысяч 
женщин устремились в армию, не желая  отставать  от  мужчин,  чувствуя,  что 
способны наравне с ними вынести все тяготы  воинской  службы,  а  главное  - 
утверждая за собой право на защиту Отечества. 
Глубокий  патриотизм  поколения,  воспитанного   на   героических   символах 
недавнего революционного прошлого, но имевшего в большинстве  своем  книжно- 
Страницы: 1, 2, 3 
   
 |