Меню
Поиск



рефераты скачатьЖенщина на войне - феномен XX века

Женщина на войне - феномен XX века

Министерство общего и профессионального образования РФ

Московский Государственный Институт Стали и Сплавов (технологический

университет)

Кафедра философско-историических

и социально-правовых наук

Реферат на тему:

«Женщина на войне - феномен ХХ века»

Студент группы МА-99

Щукин П.В.

Преподаватель

Иоаннисянц Рубен Григорьевич

МОСКВА 2000г.

План:

I. Дореволюционная ситуация: исключение из правил.

1. Женщина на войне: мировые легенды.

2."Женщина с оружием - это серьезно…"

3. В.Кожина и Н.Дурова.

4. Цивилизация не стоит на месте.

5. Они вторглись в типично мужскую сферу деятельности.

6. …чтобы попасть на фронт, ей пришлось выдавать себя за мужчину.

7. Гражданская война.

II СОВЕТСКАЯ ЭПОХА: ОТ РАВНОПРАВИЯ В МИРНОЙ ЖИЗНИ К РАВЕНСТВУ НА

ВОЙНЕ

1. Развитие эмансипации.

2. Девушки рвутся на фронт.

3. Они были готовы к подвигу, но не были готовы к армии.

4. Другая сторона феномена.

5. ППЖ.

6. Рождались на фронте и подлинные чувства.

7. Солдаты с благодарностью вспоминают своих подружек.

III АФГАНСКИЙ ОПЫТ И СОВРЕМЕННОСТЬ: ЭВОЛЮЦИЯ ФЕНОМЕНА

1. Женщины в Афганестане

2. "Чекистки" - таких было большинство.

3. Почему и в наше время женщины оказываются на войне?

4. Мата Хари. Чем примечательна эта личность?

а) Рождение Маты Хари.

б) Роковые путешествия.

в) Симпатические чернила для «Н-21»

г) Неубедительное судебное разбирательство.

д) В ожидании вызова.

е) Мнимая казнь?

IV. Заключение.

ДОРЕВОЛЮЦИОННАЯ СИТУАЦИЯ: ИСКЛЮЧЕНИЕ ИЗ ПРАВИЛ.

«Война - дело мужское». Это утверждение всегда принималось за

аксиому и, разумеется не случайно: на всем протяжении человеческой

истории война действительно была прерогативой мужчин. Женщина же всегда

выступала в качестве пассивной жертвы, военной добычи, в лучшем

случае - в роли долготерпеливой Пенелопы или плачущей Ярославны.

Легенды об амазонках, - кстати, распространенные в древности во всех

частях света, - чаще всего так и остались легендами.

Впрочем, уже с древнейших времен в обозах многий армий

странствовали те, кого в XVIII ХIХ вв. называли маркитантками. Они

выполняли тройную функцию - снабжения войск продовольствием, иногда

- ухода за ранеными , и почти всегда «жриц любви». И мужчины, и

непричастные к армии женщины относились к маркитанткам не слишком

уважительно.

А вот женщина - солдат , женщина с оружием в руках - это во

все времена становилось событием невероятным, порождавшим массу

легенд, слухов и домыслов. Жанна д’Арк - великая героиня

французского народа. И это ни у кого не вызывает сомнений. Но

давайте вспомним, как жестоко высмеивал ее Шекспир, который, впрочем

был англичанином1. Или наши народные героини 1812 года - партизанка

Василиса Кожина и кавалерист - девица Надежда Дурова.

С Кожиной ситуация более или менее ясна: когда кругом враг,

который грабит и убивает врывается в твой дом, угрожает твоим детям,

- поневоле за вилы возьмешься. А она, хоть и женщина, но облеченная

властью - старостиха. Это, конечно, не совсем обычное поведение

русской крестьянки, воспитанной на патриархальных общинных традициях.

Впрочем, во все времена женщины осажденных городов и крепостей лили

на голову неприятелей кипящую смолу...

А вот с Надеждой Дуровой все намного сложнее: в армию она ушла

в 1806 г., когда французов под Москвой еще и в помине не было.

Причем эта замужняя женщина оставила семью, мужа, малолетнего сына

ради своих довольно странных наклонностей. А.С. Пушкин, публикуя в

«Современнике» отрывок из ее записок, спрашивал в предисловии:

«Какие причины заставили молодую девушку, хорошей дворянской

фамилии, оставить отеческий дом, отречься от своего пола, принять

на себя труды и обязанности, которые пугают и мужчин, и явиться

на поле сражений - и каких еще? Врожденная неукротимая склонность?

Любовь?2 Догадки были самые разные. Споры продолжаются и до

сих пор.

Цивилизация не стоит на месте, войны становятся все

страшнее и кровопролитнее, и все больше женщин приобщаются к

несвойственному им ремеслу.

Крымская война 1853 - 1856 гг., оборона Севастополя: женщины в

лазаретах; женщины, собирающие ядра и подающие их артиллеристам. Там

прославилась своей отвагой медсестра Дарья, прозванная

Севастопольской. Русско-японская война: снова женщины - сестры

милосердия; на сей раз их гораздо больше. Первая мировая война:

сестры милосердия и фельдшерицы в госпиталях, реже женщины

находились - в отрядах Красного креста - в прифронтовой полосе,

на передовой. И наконец, первое женское воинское формирование -

Добровольческий ударный батальон смерти под командования

полного Георгиевского кавалера поручика Марии Бочкаревой.

Это уже серьезно. Женщина с ружьем становится фактом Русской

истории. Кстати, главным аргументом Бочкаревой, при создании ее

батальона в мае 1917 г. было то, что «солдаты в эту великую

войну устали и им нужно помочь ... нравственно» ; т.е. женщины

пошли на войну, когда мужчины оказались не на высоте, пошли,

чтобы их «устыдить»3

«Граждане и гражданки! - призывала Мария Бочкарева., - Наша

мать , наша матушка Россия гибнет. Я хочу помочь спасти ее. Я

зову с собой женщин, чьи сердца и души кристально чисты, а

помыслы высоки». Покажем же мужчинам в этот тяжкий час пример

самопожертвования, чтобы они заново осознали свой долг перед

Родиной !...»4

В то время, когда мужчины целыми толпами дезертировали с фронта,

женщины устремились на защиту Отечества. При этом в ударных батальонах

преобладали представительницы трудовых семей — портнихи, учительницы,

сестры милосердия, работницы, учащиеся из провинциальных городов. Кроме

того, в маршевые роты были приняты женщины, досрочно освобожденные из

заключения, — "чтобы дать возможность грешницам искупить вину на полях

сражений"5.

Возникает вопрос: а как относились мужчины к присутствию в армии

женщин, к тому, что те вторглись в типично мужскую сферу деятельности?

Приведем несколько отрывков из воспоминаний полковника

Г.Н.Чемоданова, где он рассказывает и о своей встрече с женщинами из

батальона смерти, и о сестрах из отряда Красного креста. Дело происходило

уже в период разложения армии, когда солдаты оставляли позиции, офицеры

потеряли всякую власть и возможность наводить порядок. А женщины...

Женщины оставались на посту и продолжали выполнять свой долг.

"За несколько дней до выступления на позицию, — вспоминает

Г.Н.Чемоданов, - ко мне в штаб полка явились две молодые женщины из

расформированного уже к тому времени батальона Бочаровой (так в тексте. —

ЕС.). "

- Примите нас на службу в полк, - обратились они ко мне с просьбой.

Молодые, здоровые, рослые девицы, шинели туго перетянуты ремнями, на

стриженых головах лихо надвинуты папахи. Первый случай в моей практике;

отношусь скептически и этого не скрываю; на повторные просьбы предлагаю

вопрос перенести в полковой комитет, и вот эта пара хорошо грамотных

разбитных девиц у меня в полку на должности телефонистов в команде службы

связи"6.

Далее Чемоданов описывает панику, когда вся рота убежала в тыл, а на

передовой остались сам ротный, его денщик, телефонист, фельдфебель,

повар, обозные от кухни, "девять человек всего, и баба в их числе,

телефонистка". "Ну и как она себя держала?" - спросил полковник у

ротного, когда тот доложил обстановку. "Молодец баба, не меньше меня

ругала и стыдила солдат", — был ответ.

Другой случай, описанный Чемодановым, касается сестер милосердия.

Здесь обращают на себя внимание намек полковника на "блага", связанные с

соседством Красного Креста, а также упоминание о том, что такое соседство

— явление весьма редкое.

"Во время доклада адъютант рассказывал мне новости, происшедшие за

день, и между прочим сообщил, что тут же в имении расположен отряд

Красного Креста. Удивление мое будет понятно тем, кто знает, как помпезно

обычно располагались эти отряды и какие блага для полка проистекали от

такого редкого соседства. Мне показалось невероятным, что я мог не знать

о присутствии отряда, находясь в имении более суток"7.

И тут выяснилось, что от большого не когда отряда, основная часть

которого была отправлена в тыл, остались только белый флаг с красным

крестом на доме, две юные сестры милосердия, четырнадцать санитаров и две

санитарные повозки. Ни фельдшера, ни врача...

"Вы понимаете, господин полковник, какое свинство устроили! —

возмущался адъютант. — В такое время оставить двух молодых девушек на

произвол четырнадцати санитаров". И начал рассказывать, в каких условиях

они живут: в холодном полуразрушенном здании, спят на нарах, питаются

впроголодь, "и, кроме того, солдаты заставляют их каждый день по два часа

газеты читать". Полковник посочувствовал и предложил "подкормить девиц" —

приглашать их обедать вместе с офицерами.

И вот "к четырем часам за обедом собралась большая и непривычная

компания. Присутствие двух сестер милосердия, молодых, интересных девиц,

подтянуло собравшихся. Штабная молодежь сидело в своих лучших кителях,

тщательно выбритая. Приехавшие с передовой гости потуже подтянули ремни

своих гимнастерок и аккуратней расправили на них складки. Одичавшие в

условиях жизни последних месяцев, отвыкшие не только от женского

общества, но даже от вида дам, офицеры первое время чувствовали себя,

видимо, связанными и держались с комичной торжественностью великосветских

банкетов. К концу обеда настроение, однако, изменилось, непринужденность

и простота, с которой держались наши гостьи, рассеяли натянутость, и

разговор сделался общим, с тем особым опенком оживленности, который

получается от присутствия в мужской компании интересных женщин"8.

Таким образом, отношение офицеров к женщинам в армии в первую мировую

войну представляется весьма противоречивым: с одной стороны, недоверие,

скептицизм, настороженность; с другой — снисходительная опека,

покровительство слабому полу; с третьей — желание подтянуться, проявить

себя с лучшей стороны, оказавшись в обществе дам.

Еще одно свидетельство — воспоминания большевика А.Пирейко, который

служил рядовым (вернее, всеми способами отлынивал от службы, а потом

красочно описывал в мемуарах свои дезертирские подвиги). Он рассказывает,

как в поезде, шедшем к фронту, пассажиры, состоявшие главным образом из

военных, во всю ругали большевиков. И тогда этот находчивый товарищ провел

блестящую провокацию: сообщил солдатам, размещенным в вагонах третьего

класса, что во втором классе едут женщины из батальона смерти (едут,

заметим, на передовую, в действующую армию). Возмущенные этим

обстоятельством солдаты ("Как это так? Нас возили кровь проливать в

теплушках, а этих ... которые будут так же воевать, как и сестры воевали, —

с офицерами, возят еще во втором классе!") отправились разбираться с

доброволками. Недовольство было направлено в новое русло, о большевиках

забыли9.

Интересны и сам факт, рисующий отношение солдат к женщинам в армии (в том

числе к медсестрам из Красного креста), и бравый тон описания.

В книги Софьи Федорченко ”Народ на войне. Фронтовые записи" есть такие

строки - от имени солдата; "На той войне и сестры больше барыни были. Ты

пеший, без ног, в последней усталости грязь на шоссе месишь, а мимо тебя

фырк-фырк коляски с сестрами мелькают."10 Здесь уже о снисходительности

говорить не приходится, - отношение откровенно враждебное.

Что касается женщины-солдата, то в первую мировую такая фигура была

все-таки редкостью. И судьба Антонины Пальшиной, повторившей путь своей

землячки Надежды Дуровой (под мужским именем, в мужской одежде 17-летняя

крестьянская девушка служила сначала в кавалерии, затем в пехоте, закончила

войну в чине унтер-офицера, кавалером двух Георгиевских крестов и медалей),

- яркое тому подтверждение; чтобы попасть на фронт, ей пришлось выдавать

себя за мужчину. В гражданскую войну такая маскировка была уже не нужна

(А.Т.Пальшина воевала у Буденного, работала в ЧК),- в этой

братоубийственной схватке все прежние нормы поведения потеряли свое

значение, были отброшены и забыты.11

Гражданская война - это вопрос особый. Комиссарши в кожаных куртках,

из нагана добивавшие раненых офицеров, и лихие казачки из Белой гвардии,

рубившие шашками направо и налево, - явление одинаково страшное...

СОВЕТСКАЯ ЭПОХА:

ОТ РАВНОПРАВИЯ В МИРНОЙ

ЖИЗНИ К РАВЕНСТВУ НА ВОЙНЕ

После революции политика советского государства способствовала

быстрому развитию эмансипации со всеми её последствиями. Направленная на

вовлечение женщин в общественное производство, эта политика довела идею

мужского и женского равенства до полного игнорирования особенностей

женского организма и психики, в результате чего участие женщин в наиболее

тяжелом физическом труде, приобщение их к традиционно мужским профессиям к

занятиями военно-прикладными видами спорта преподносились общественному

мнению как величайшее достижение социализма, как освобождение женщины от

"домашнего рабства."

Идеи эмансипации были наиболее популярны в молодежной среде, а

массовые комсомольские призывы, наборы и мобилизации (под лозунгами

"Девушки - на трактор!", "Девушки- в авиацию!", "Девушки - на комсомольскую

стройку!" и т.д.)явились своего рода психологической подготовкой к

массовому участию советских женщин в грядущей войне, которая вошла в

историю нашей страны как Великая Отечественная. С ее началом сотни тысяч

женщин устремились в армию, не желая отставать от мужчин, чувствуя, что

способны наравне с ними вынести все тяготы воинской службы, а главное -

утверждая за собой право на защиту Отечества.

Глубокий патриотизм поколения, воспитанного на героических символах

недавнего революционного прошлого, но имевшего в большинстве своем книжно-

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.