Меню
Поиск



рефераты скачатьЖурнально-публицистическая деятельность М.Б. Салтыкова-Щедрина

Журнально-публицистическая деятельность М.Б. Салтыкова-Щедрина

Воронежский государственный университет

Факультет журналистики

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:

Журнально-публицистическая деятельность

М.Б. Салтыкова-Щедрина

Подготовил:

студент 3-его курса ОЗО

Тюрин Р.Ю.

Публицистическая и редакторская деятельность М.Е. Салтыкова Щедрина в

«Отечественных записках» явилась новым этапом той работы, которую он начал

еще в «Современнике». В «Отечественных записках» сатирик работал 16 лет, с

1868 по 1884 г.; его произведения появлялись почти в каждой книжке и во

многом определяли характер и на правление журнала.

Начиная свое сотрудничество в «Отечественных записках», писатель

опубликовал в 1868—1869 гг. два цикла: «Признаки времени» и «Письма о

провинции». И в том и в другом произведении Салтыков-Щедрин, как бы подводя

итог прожитому после реформы десятилетию, ставит вопросы: что изменилось в

жизни России после реформы 1861 г.? Почему общественный подъем 60-х годов

не принес ожидаемых результатов? В чем причина неудачи революционного

движения? Эти проблемы волновали всех сотрудников «Отечественных записок» и

их читателей.

Салтыков-Щедрин увидел причину неудачи борьбы против самодержавия в

том, что слишком неоднородно было «движение реформаторов», как он условно

называл движение 60-х годов.

Хотя крепостное право юридически было отменено, пережитки феодализма

оказались настолько живучими, что сатирик имел полное право признать:

крепостное право живет во всем — «в нашем темпера менте, в нашем образе

мыслей, в наших обычаях, в наших поступках. Все, на что бы мы ни обратили

наши взоры, все из него выходит и на него опирается» (т. 7, с. 150).

Оценивая другие реформы 60-х годов, Салтыков-Щедрин так же

недвусмысленно раскрыл их крепостническую сущность.

Салтыков-Щедрин верно раскрыл классовую природу земств, антинародный

характер многих их начинаний. Никогда не выступая против земств как органов

местного самоуправления, он был лишь против засевших в них крепостников-

помещиков, которые прилагали все силы к сохранению своих привилегий.

Признаки времени с господствующим капиталистическим устремлением к

наживе - «хищничеством» — и политической пассивностью народа,

задавленного нуждой, не могут ободрять писателя. Он сокрушается, что среди

«легковесных» нет места идеалам 40—60-х годов, однако не теряет веры в

лучшее будущее: «Как ни обширно кладбище, но около него ютится жизнь» (т.

7, с. 94).

В 1872—1876 гг. Салтыков-Щедрин печатает на страницах «Отечественных

записок» два новых публицистических произведения: «Дневник провинциала в

Петербурге» (1872) и «Благонамеренные речи» (1872—1876). Оба эти цикла

посвящены преимущественно дальнейшему развитию капитализма в России и

отражению этого процесса в политической жизни страны.

Писатель одним из первых в русской литературе создал типические образы

представителей русской буржуазии 70—80-х годов и ее идеологов — либералов.

Разоблачение либерализма становится одной из главных тем его литературной

деятельности.

На фоне торжества буржуазного предпринимательства становится отчетливо

виден идиотизм запуганного обывателя. Писатель смело осуждает политическую

реакцию конца 60-х годов, критикует последующие реформы царского

правительства, судебную в частности, затеянные для того, чтобы приспособить

самодержавный режим к нуждам капиталистического развития.

Особое место в цикле занимает рассказ о Дерунове, содержащий

беспощадную характеристику «опоры» современного общества

«Дерунов не столп! — заявляет в конце очерка Салтыков-Щедрин. — Он не

столп относительно собственности, ибо признает священною толь ко лично ему

принадлежащую собственность.

Рассматривая общественную жизнь в годы реакции, Салтыков-Щедрин

типичным явлением русской действительности называет «молчалинство».

Безразличие к насущным вопросам современности, стремление к личному

благополучию господствует в либеральном обществе. Молчалины всюду. Их

угодливость, карьеризм не означают, однако, что они играют только пассивную

роль. Все они — люди беспринципные, готовые снести любое оскорбление, если

оно будет оплачено. Цинизм, моральная и политическая нечистоплотность,

продажность являются неотъемлемым качеством преуспевающих адвокатов,

журналистов и литераторов. Но именно эти качества и определяют их будущее

поражение.

Салтыков-Щедрин, верно понимая характер русского капитализма как

явления, обусловленного историческим развитием, не признавал

капиталистические отношения вечными и неизменными.

После поездки по Европе Салтыков-Щедрин печатает в «Отечественных

записках» цикл очерков «За рубежом» (1880). Симпатизируя передовой,

революционной Франции, восхищаясь ее прогрессивными традициями, он

беспощадно разоблачает современную французскую буржуазию, затоптавшую из

алчности и страсти к наживе славные идеалы якобинцев. Сатирик развеял ореол

мнимой революционности, возникший вокруг буржуазных республиканцев, которые

защищали в прессе и парламенте капиталистические порядки.

В очерках «За рубежом» писатель признал милитаризм важнейшей чертой в

политике и настроениях немецкой буржуазии. Упоенная победой над Францией в

1870—1871 гг., Германия мечтала занять главенствующее положение в Европе.

Салтыков-Щедрин высмеял эту претензию и заклеймил наглость прусской

военщины.

«Зарубежное» в очерках Салтыкова-Щедрина постоянно и тесно

переплетается с «отечественным». В аллегорической сцене — диалоге между

«мальчиком без штанов» и «мальчиком в штанах» — сатирик ставит вопрос о

характере дальнейшего развития России и приходит к выводу, что она, так же

как многие европейские страны, пойдет по пути капиталистического развития.

Но русский народ, не опутанный мещанским филистерством, еще не пропитанный

буржуазной законностью, как это случилось с немецким «мальчиком в штанах»,

сумеет свести счеты с Колупаевым и добиться освобождения от всякой

эксплуатации. Все сопоставления русских и западноевропейских общественных

отношений даны в очерках под углом зрения перспектив революционного

развития России.

«Письма к тетеньке» (1881—1882), «Современная идиллия» (1877—1883) и

публицистические произведения, написанные после закрытия «Отечественных

записок», рисуют русское общество в период обострения революционной борьбы

и реакции, наступившей вслед за разгромом движения народников.

Яркой сатирой на царский суд и расправу является сценка «Злополучный

пискарь, или Драма в Кашинском окружном суде». В наиболее обобщенном виде

тупость и реакционность царской бюрократии была воплощена писателем в

образе ретивого начальника, который решил закрыть Америку.

Не менее злую сатиру на либеральную прессу, явно повернувшую в конце 70-

х годов к монархизму, содержит цикл «В среде умеренности и аккуратности».

Прототипом газеты «Чего изволите?» и ее редактора, Молчалина 2-го, явился

Суворин, издатель газеты «Новое время».

Сатирик вводит читателей во все тайны редакционной кухни и пародийно

раскрывает сущность основных жанров буржуазной газеты: передовой статьи,

фельетона, корреспонденций. Пустословие возведено здесь в принцип, и только

одна мысль беспокоит редактора: как бы при всем либерализме дать каждой

фразе такой оборот, чтобы не осталось и тени недоверия к начальству!

Щедринское выражение «Чего изволите?» было очень удачным и прочно

укрепилось за газетой Суворина «Новое время».

Позднее, в условиях реакции 80-х годов, Салтыков-Щедрин еще не раз

обращается к характеристикам буржуазной и монархической прессы в России.

Редактор «Красы Демидрона», бывший тапер публичного дома Иван Иванович

Очищенный («Современная идиллия»), сам признается, что он не имеет

никакого влияния на газету. Все зависит от издателей — содержателей

увеселительных заведений. Скандальная хроника, порнография, социальная

демагогия — вот основное содержание газеты «Краса Демидрона» в 80-е годы.

Публицистика Салтыкова-Щедрина 70—80-х годов - это подлинная

революционно-демократическая летопись всей пореформенной России. Резкость и

непримиримость сатиры были отражением убежденности писателя в том, что

необходимо решительно покончить с царизмом и эксплуататорами.

Салтыков-Щедрин был и остается непревзойденным мастером

публицистической сатиры, замечательным художником слова. В своем творчестве

он часто прибегал к иносказанию, гиперболе, иронии, фантастике.

Писатель быстро и верно умел подметить новое в экономике, политике,

литературе. Это умение позволило ему раньше других, уже в на чале 70-х

годов, создать яркие, типические образы.

Огромная сила сатирического обобщения, типизации— яркая индивидуальная

особенность стиля Салтыкова-Щедрина. Он мог схватывать явления в их

становлении, росте. Недаром Гончаров говорил, что для изображения не

установившегося в жизни нужен талант Щедрина, признав тем самым способность

сатирика верно и своевременно улавливать новое в жизни.

Салтыков-Щедрин был мастером эзоповского языка. Немного найдется

писателей и публицистов, которые могли бы сравниться с ним в искусстве

обходить цензурные рогатки. Вслед за Герценом и Чернышевским он блестяще

пользовался в подцензурной печати иронией и по праву мог повторить слова

Герцена, назвавшего иронию «утешительницей» и «мстительницей».

Несмотря на многочисленные иносказания, на условность употребления ряда

слов и оборотов речи, читатель, по свидетельству самого сатирика, хорошо

понимал его.

Неистощимо языкотворчество Салтыкова-Щедрина. Он был очень чуток,

внимателен к структуре родного языка, идиомам и поговоркам и негодовал на

либерально-буржуазных газетчиков, коверкавших речь в угоду своим

невзыскательным читателям. У него чрезвычайно сильно развито чувство слова,

огромен словарный запас, поразительно умение использовать многозначность

слов. Как никто, писатель умел выявить нужный смысловой оттенок в слове и

с его помощью охарактеризовать любое жизненное явление, поведение

отдельного человека или целой социальной группы. Сатирик в совершенстве

постиг язык так называемого образованного общества — язык чиновников,

адвокатов, либеральных писателей и журналистов, законодательных учреждений

— и пародировал его в своих произведениях. Столь же хорошо знал он речь

народа, крестьян, язык русских летописей.

Для характеристики различных сторон русской жизни 70—80-х годов

Салтыков-Щедрин охотно вводил в свои произведения литературные персонажи:

Молчалина, Чацкого, Рудина, Глумова, Ноздрева и многих других — и заставлял

их действовать. Это избавляло его от необходимости подробно характеризовать

прошлое «героев» своего времени. Сохраняя первоначальный портрет,

литературные персонажи жили в произведениях Салтыкова-Щедрина второй

жизнью. В изменившихся исторических условиях их характеры и поведение

раскрывались с новых сторон, а литературное прошлое помогало уяснить

классовую сущность и общественную роль живых представителей различных

сословий в 70—80-е годы.

Писатель постоянно стремился сделать своих противников смешными, ибо

смех — великая сила.

В подцензурных же условиях этот способ борьбы оставался подчас

единственно возможным, ибо кто мог позволить себе в легальной прессе

патетический гнев или прямое осуждение позорящего Россию самодержавия?!

Смех сатирика, злой и безжалостный, был направлен на расшатывание основ

существующего строя, что прямо соответствовало тогда интересам народа.




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.