Журнально-публицистическая деятельность М.Б. Салтыкова-Щедрина
Воронежский государственный университет
Факультет журналистики
РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:
Журнально-публицистическая деятельность
М.Б. Салтыкова-Щедрина
Подготовил:
студент 3-его курса ОЗО
Тюрин Р.Ю.
Публицистическая и редакторская деятельность М.Е. Салтыкова Щедрина в
«Отечественных записках» явилась новым этапом той работы, которую он начал
еще в «Современнике». В «Отечественных записках» сатирик работал 16 лет, с
1868 по 1884 г.; его произведения появлялись почти в каждой книжке и во
многом определяли характер и на правление журнала.
Начиная свое сотрудничество в «Отечественных записках», писатель
опубликовал в 1868—1869 гг. два цикла: «Признаки времени» и «Письма о
провинции». И в том и в другом произведении Салтыков-Щедрин, как бы подводя
итог прожитому после реформы десятилетию, ставит вопросы: что изменилось в
жизни России после реформы 1861 г.? Почему общественный подъем 60-х годов
не принес ожидаемых результатов? В чем причина неудачи революционного
движения? Эти проблемы волновали всех сотрудников «Отечественных записок» и
их читателей.
Салтыков-Щедрин увидел причину неудачи борьбы против самодержавия в
том, что слишком неоднородно было «движение реформаторов», как он условно
называл движение 60-х годов.
Хотя крепостное право юридически было отменено, пережитки феодализма
оказались настолько живучими, что сатирик имел полное право признать:
крепостное право живет во всем — «в нашем темпера менте, в нашем образе
мыслей, в наших обычаях, в наших поступках. Все, на что бы мы ни обратили
наши взоры, все из него выходит и на него опирается» (т. 7, с. 150).
Оценивая другие реформы 60-х годов, Салтыков-Щедрин так же
недвусмысленно раскрыл их крепостническую сущность.
Салтыков-Щедрин верно раскрыл классовую природу земств, антинародный
характер многих их начинаний. Никогда не выступая против земств как органов
местного самоуправления, он был лишь против засевших в них крепостников-
помещиков, которые прилагали все силы к сохранению своих привилегий.
Признаки времени с господствующим капиталистическим устремлением к
наживе - «хищничеством» — и политической пассивностью народа,
задавленного нуждой, не могут ободрять писателя. Он сокрушается, что среди
«легковесных» нет места идеалам 40—60-х годов, однако не теряет веры в
лучшее будущее: «Как ни обширно кладбище, но около него ютится жизнь» (т.
7, с. 94).
В 1872—1876 гг. Салтыков-Щедрин печатает на страницах «Отечественных
записок» два новых публицистических произведения: «Дневник провинциала в
Петербурге» (1872) и «Благонамеренные речи» (1872—1876). Оба эти цикла
посвящены преимущественно дальнейшему развитию капитализма в России и
отражению этого процесса в политической жизни страны.
Писатель одним из первых в русской литературе создал типические образы
представителей русской буржуазии 70—80-х годов и ее идеологов — либералов.
Разоблачение либерализма становится одной из главных тем его литературной
деятельности.
На фоне торжества буржуазного предпринимательства становится отчетливо
виден идиотизм запуганного обывателя. Писатель смело осуждает политическую
реакцию конца 60-х годов, критикует последующие реформы царского
правительства, судебную в частности, затеянные для того, чтобы приспособить
самодержавный режим к нуждам капиталистического развития.
Особое место в цикле занимает рассказ о Дерунове, содержащий
беспощадную характеристику «опоры» современного общества
«Дерунов не столп! — заявляет в конце очерка Салтыков-Щедрин. — Он не
столп относительно собственности, ибо признает священною толь ко лично ему
принадлежащую собственность.
Рассматривая общественную жизнь в годы реакции, Салтыков-Щедрин
типичным явлением русской действительности называет «молчалинство».
Безразличие к насущным вопросам современности, стремление к личному
благополучию господствует в либеральном обществе. Молчалины всюду. Их
угодливость, карьеризм не означают, однако, что они играют только пассивную
роль. Все они — люди беспринципные, готовые снести любое оскорбление, если
оно будет оплачено. Цинизм, моральная и политическая нечистоплотность,
продажность являются неотъемлемым качеством преуспевающих адвокатов,
журналистов и литераторов. Но именно эти качества и определяют их будущее
поражение.
Салтыков-Щедрин, верно понимая характер русского капитализма как
явления, обусловленного историческим развитием, не признавал
капиталистические отношения вечными и неизменными.
После поездки по Европе Салтыков-Щедрин печатает в «Отечественных
записках» цикл очерков «За рубежом» (1880). Симпатизируя передовой,
революционной Франции, восхищаясь ее прогрессивными традициями, он
беспощадно разоблачает современную французскую буржуазию, затоптавшую из
алчности и страсти к наживе славные идеалы якобинцев. Сатирик развеял ореол
мнимой революционности, возникший вокруг буржуазных республиканцев, которые
защищали в прессе и парламенте капиталистические порядки.
В очерках «За рубежом» писатель признал милитаризм важнейшей чертой в
политике и настроениях немецкой буржуазии. Упоенная победой над Францией в
1870—1871 гг., Германия мечтала занять главенствующее положение в Европе.
Салтыков-Щедрин высмеял эту претензию и заклеймил наглость прусской
военщины.
«Зарубежное» в очерках Салтыкова-Щедрина постоянно и тесно
переплетается с «отечественным». В аллегорической сцене — диалоге между
«мальчиком без штанов» и «мальчиком в штанах» — сатирик ставит вопрос о
характере дальнейшего развития России и приходит к выводу, что она, так же
как многие европейские страны, пойдет по пути капиталистического развития.
Но русский народ, не опутанный мещанским филистерством, еще не пропитанный
буржуазной законностью, как это случилось с немецким «мальчиком в штанах»,
сумеет свести счеты с Колупаевым и добиться освобождения от всякой
эксплуатации. Все сопоставления русских и западноевропейских общественных
отношений даны в очерках под углом зрения перспектив революционного
развития России.
«Письма к тетеньке» (1881—1882), «Современная идиллия» (1877—1883) и
публицистические произведения, написанные после закрытия «Отечественных
записок», рисуют русское общество в период обострения революционной борьбы
и реакции, наступившей вслед за разгромом движения народников.
Яркой сатирой на царский суд и расправу является сценка «Злополучный
пискарь, или Драма в Кашинском окружном суде». В наиболее обобщенном виде
тупость и реакционность царской бюрократии была воплощена писателем в
образе ретивого начальника, который решил закрыть Америку.
Не менее злую сатиру на либеральную прессу, явно повернувшую в конце 70-
х годов к монархизму, содержит цикл «В среде умеренности и аккуратности».
Прототипом газеты «Чего изволите?» и ее редактора, Молчалина 2-го, явился
Суворин, издатель газеты «Новое время».
Сатирик вводит читателей во все тайны редакционной кухни и пародийно
раскрывает сущность основных жанров буржуазной газеты: передовой статьи,
фельетона, корреспонденций. Пустословие возведено здесь в принцип, и только
одна мысль беспокоит редактора: как бы при всем либерализме дать каждой
фразе такой оборот, чтобы не осталось и тени недоверия к начальству!
Щедринское выражение «Чего изволите?» было очень удачным и прочно
укрепилось за газетой Суворина «Новое время».
Позднее, в условиях реакции 80-х годов, Салтыков-Щедрин еще не раз
обращается к характеристикам буржуазной и монархической прессы в России.
Редактор «Красы Демидрона», бывший тапер публичного дома Иван Иванович
Очищенный («Современная идиллия»), сам признается, что он не имеет
никакого влияния на газету. Все зависит от издателей — содержателей
увеселительных заведений. Скандальная хроника, порнография, социальная
демагогия — вот основное содержание газеты «Краса Демидрона» в 80-е годы.
Публицистика Салтыкова-Щедрина 70—80-х годов - это подлинная
революционно-демократическая летопись всей пореформенной России. Резкость и
непримиримость сатиры были отражением убежденности писателя в том, что
необходимо решительно покончить с царизмом и эксплуататорами.
Салтыков-Щедрин был и остается непревзойденным мастером
публицистической сатиры, замечательным художником слова. В своем творчестве
он часто прибегал к иносказанию, гиперболе, иронии, фантастике.
Писатель быстро и верно умел подметить новое в экономике, политике,
литературе. Это умение позволило ему раньше других, уже в на чале 70-х
годов, создать яркие, типические образы.
Огромная сила сатирического обобщения, типизации— яркая индивидуальная
особенность стиля Салтыкова-Щедрина. Он мог схватывать явления в их
становлении, росте. Недаром Гончаров говорил, что для изображения не
установившегося в жизни нужен талант Щедрина, признав тем самым способность
сатирика верно и своевременно улавливать новое в жизни.
Салтыков-Щедрин был мастером эзоповского языка. Немного найдется
писателей и публицистов, которые могли бы сравниться с ним в искусстве
обходить цензурные рогатки. Вслед за Герценом и Чернышевским он блестяще
пользовался в подцензурной печати иронией и по праву мог повторить слова
Герцена, назвавшего иронию «утешительницей» и «мстительницей».
Несмотря на многочисленные иносказания, на условность употребления ряда
слов и оборотов речи, читатель, по свидетельству самого сатирика, хорошо
понимал его.
Неистощимо языкотворчество Салтыкова-Щедрина. Он был очень чуток,
внимателен к структуре родного языка, идиомам и поговоркам и негодовал на
либерально-буржуазных газетчиков, коверкавших речь в угоду своим
невзыскательным читателям. У него чрезвычайно сильно развито чувство слова,
огромен словарный запас, поразительно умение использовать многозначность
слов. Как никто, писатель умел выявить нужный смысловой оттенок в слове и
с его помощью охарактеризовать любое жизненное явление, поведение
отдельного человека или целой социальной группы. Сатирик в совершенстве
постиг язык так называемого образованного общества — язык чиновников,
адвокатов, либеральных писателей и журналистов, законодательных учреждений
— и пародировал его в своих произведениях. Столь же хорошо знал он речь
народа, крестьян, язык русских летописей.
Для характеристики различных сторон русской жизни 70—80-х годов
Салтыков-Щедрин охотно вводил в свои произведения литературные персонажи:
Молчалина, Чацкого, Рудина, Глумова, Ноздрева и многих других — и заставлял
их действовать. Это избавляло его от необходимости подробно характеризовать
прошлое «героев» своего времени. Сохраняя первоначальный портрет,
литературные персонажи жили в произведениях Салтыкова-Щедрина второй
жизнью. В изменившихся исторических условиях их характеры и поведение
раскрывались с новых сторон, а литературное прошлое помогало уяснить
классовую сущность и общественную роль живых представителей различных
сословий в 70—80-е годы.
Писатель постоянно стремился сделать своих противников смешными, ибо
смех — великая сила.
В подцензурных же условиях этот способ борьбы оставался подчас
единственно возможным, ибо кто мог позволить себе в легальной прессе
патетический гнев или прямое осуждение позорящего Россию самодержавия?!
Смех сатирика, злой и безжалостный, был направлен на расшатывание основ
существующего строя, что прямо соответствовало тогда интересам народа.
|