Жизнь и труды Михаила Петровича Погодина
Погодин Михаил Петрович родился в семье русского крепостного крестьянина, в 
будущем знаменитый историк, писатель, журналист и публицист. В 1821 году 
окончил Московский университет. Профессором всеобщей истории Московского 
университета он становится в1826 году, а затем с 1833 года профессором 
русской истории. 
Как журналист и публицист М.П.Погодин проявил себя  издавая с 1827 по 1830 
год журнал ‘Московский вестник’. Позже при тесном участие С.П.Шеврёва в 
1841 году  по 1856 год издавал журнал ‘Москвитянин’. В 20-30-е годы Погодин 
написал несколько беллетристических  и драматических произведений (‘Чёрная 
немочь’) (‘Пётр I,‘ Повести ’). В те же годы он выступил и как историк с 
критикой скептической школы и М.Т.Каченевского. О М.П.Погдине положительно 
расказывает ,в своей работе под названием ‘‘Жизнь и труды 
М.М.Погодина’’,В.В.Маиков. 
Политическая позиция Погодина - монархизм, а методология-рационализм. 
Основные собственные интересы он находил в области древнерусской и 
славянской истории. Он исследовал все основные ее стороны. Исследования 
Погодина по определенным вопросам русской истории были основаны в изучении 
первоисточников и имели положительные значение. Основными областями 
исторических исследований Погодина являлись: установление источников 
начальной летописи, изучение причин возвышения Москвы, Образование 
централизованного государства на Руси, выяснение постепенного характера 
закрепощения крестьян и многое другое. 
Признание самобытности русского исторического процесса составило основу 
исторических взглядов Погодина. Он полагал ,что вечное начало России это ее 
дух, который лежит в основе русской истории и что в ней полностью 
отсутствует внутренняя борьба. Наличие этой борьбы, как основной черты 
общества, Погодин признавал только для стран западной Европы. Основываясь 
на взглядах немецких ученых Байера и Миллера, источником внутренней борьбы 
на западе Погодин считал завоевания, которых не видел в России, так как 
полагал что Русское государство основано без насилия, путем добровольного 
призвания варягов. В связи с этой проблемой Погодин в 60-е годы часто вел 
диспуты с Н.И.Костомаровым и Д.И.Иловайским. В целом Погодин не имел 
определенной и законченной исторической концепции. Считал невозможным 
осмысление русского исторического с выводами и обобщениями, ибо, по 
Погодину, русская история не может быть подведена под ту или иную теорию, в 
ней [1]‘‘много чудесного и необъяснимого’’ Будучи историком официального 
направления, в 1842г. в своей работе ‘‘Взгдяд на русскую историю ’’ Погодин 
главную задачу истории видел в том, чтобы она зделась [2]‘‘охранительницею 
и блюстительницею общественного спокойствия!’’ 
Публицистика Погодина в 30-х - начало 50-х годов 19 века преследовала те же 
охранительные цели и проповедовала ‘ православие, самодержавие и народность 
’. После Крымской войны 1853-1856 года 19 века стал выступать как сторонник 
проведения реформ. Погодин вел большую публицистическую работу впервые 
подготовил издание сочинений И.Т.Посомлова, собрал и издал много писем 
Н.М.Карамзина. С 30-х годов Погодин начал собирать письма и вещественные 
памятники русской истории, составившие весьма ценную коллекцию (‘ 
Древлехранилище ’) Большая часть которой в 50-х годах приобретена публичной 
библиотекой в Петербурге.(‘‘взгляд на русскую историю’’,т.1, 
Москва,1842г.,с.16). 
Основным занятием на Руси он считал исконно земледелие. 
И лишь в 14 веке указывал на торговлю. Погодин дает по княжескую и по 
царскую периодизацию. Проблемой периодизации русской истории ,считает он, 
являлись социально экономические факторы. Причину раздробленности Михаил 
Петрович Погодин видел в изменении права  наследования ("старший в роду 
брат наследовал после брата ,а не сын после отца"). Он считал что право 
стало не выполненным в следствие увеличения числа князей, и подавало повод 
к постоянным распрям. В вопросе образования централизованного русского 
государства он пишет о проведении разумной и грамотной политике московских 
князей ,начиная с эпохи правления Ивана Калиты, и заметному усилению 
Московского княжества. Исследуя время татаро-монгольского ига он проводит 
резкую грань между Юго-западной и Северо-восточной Русью и говорит что в 14 
и 15 веке большая территория Юго-западной Русь была вся в развалинах. В 
итоге татаро-монгольское нашествие полностью остановило развитие Руси. К 
вопросам опричнины Ивана Грозного он относится крайне отрицательно 
указывает на ее вред и пишет что она очень плачевно сказалась на народе. 
Положительно относится к реформам Петра первого и выделяет основные из них: 
Церковные реформы, судопроизводство, изменения престолонаследия, одобряет и 
отмечает их многообразие. Основную роль в народе он отдает русским царям и 
князьям, так же говорит что с их деятельностью связано большое развитие 
культуры и искусства на Руси. Генезис крепостного права у Погодина не 
прослеживается. В вопросе классов и классовой борьбы он лишь указывает на 
ее существование но не прослеживает ее подробно. 
----------------------- 
[1] ‘‘Взгляд на русскую историю’’ М., т., 1842г., ст.43 
[2] ‘‘Взгляд на русскую историю’’ М., т1.,1842г.,ст.31 
   
 |