Меню
Поиск



рефераты скачатьВечеллио Тициан

ранние годы продолжал дело мастера, ещё до 1511 года уехал в Рим, победа

Тициана была предначертана, ему не нужно было опасаться ещё одного

потенциального конкурента. Таким образом Тициан становится самым модным

художником Венеции. Вопреки приглашениям папы Льва Х[x] и заманчивым

предложениям некоторых итальянских княжеских домов, Тициан остался в

Венеции

В 1513 году он сообщил Совету Десяти[xi], что желает написать

батальную сцену в Большом зале Дворца дожей[xii] и попросил о присуждении

патента маклера при немецком торговом доме. С этой должностью, которую уже

имел Беллини и с которой был связан постоянный годовой пенсион, Тициан

перенял определенные обязанности, например, написание портретов дожей и

вотивных[xiii] картин. После первоначального согласия Совет Десяти отменил

свое решение, вероятно, не без интриг Беллини и его окружения. Только после

смерти Беллини в 1516 году Тициан получил этот патент и стал официальным

художником Венецианской республики. Значительная часть возникших в это

время портретов и исторических картин погибла после пожара в Палаццо

Дукале.

Для карьеры Тициана очень важными были связи с некоторыми итальянскими

княжескими домами. Ключевой фигурой в этих контактах стал герцог Альфонсо

д'Эсте[xiv], по его рекомендациям художника приняли в родственных домах, он

стал советником в вопросах искусства. В замке герцога Тициан жил вместе с

двумя помощниками с февраля до марта 1516 года.

После нескольких лет успешной деятельности Тициан получил первый

официальный заказ для одной из венецианских церквей, который открывает

второй период творческого развития мастера. В «Ассунте», большом алтарном

произведении, исполненном в 1516 году, он совершенно независимо решает

проблему объединения формы и цвета. Справедливо было замечено, что этим

заказом Тициан мог сравниться с несколько ранее возникшими росписями стен и

потолка в Ватиканских Станцах[xv], сделанных Рафаэлем[xvi]. Уверенность и

ясность построения вместе с возрастанием роли цвета позволяют занять

«Ассунте» одно из видных мест в творчестве Тициана.

В 20-х годах XVI века заказчиками мастера были дожи и другие высокие

чиновники Венеции, епископы и посланники папы.

В эти годы Тициан, принимая во внимание общественное мнение, приводит

в порядок свои семейные отношения: в 1525 году он женится на спутнице жизни

Чечилии, которая уже до этого родила ему двух сыновей, Помпонио и Орацио, а

позднее двух дочерей.

В эти годы и позднее Тициан занимался устройством своей мастерской.

Здесь его правой рукой в художественных и административных вопросах был

второй сын Орацио. Если верить дошедшим до нас сведениям, то известно, что

Тициан увольнял художников, работавших слишком самостоятельно, и, как все

великие, создал штат надежных, приспособляемых сотрудников. Его ярко

выраженный предпринимательский дух постоянно заставлял его требовать

выплаты полагающихся ему денег, просить о чинах для себя и двух своих

сыновей, с успехом заниматься торговлей древесиной. Всю прибыль Тициан

закладывал в покупку земельных угодий. Но многие начатые работы оставались

в течение месяцев и годов незавершенными. Это было обусловлено образом

работы Тициана: лишь изредка он делал идейный эскиз, который бы в грубых

чертах определял будущую картину. Он отвергал требование его современника

Дюрера[xvii] - изготовления точного предварительного рисунка, для него

важным было свободное развитие фантазии художника. В любой момент Тициан

был готов изменить концепцию картины. Такой процесс работы подтверждают

рентгеновские снимки многих его работ, проведенные в наши дни:

окончательный вариант постепенно вырастает из положенных друг на друга

слоев. Подобная художественная позиция как нельзя лучше подходила

искусству, стоявшему на службе государства, требовавшего в значительных

темах широкой формы.

Двадцатым годам с их полнотой новых решений и утверждением Тициана в

качестве первого живописца Венеции следует время внешнего и внутреннего

успокоения. В эти годы Тициан проявляет себя великим открывателем цвета,

каждое произведение исходит из специфической, тонко нюансированной

красочной палитры. Его работа над картинами для Мантуанского герцога

внезапно прерываются смертью жены Чечилии 5 августа 1530 года. В сентябре

следующего года он переезжает в новый дом с мастерской.

Три значительных заказчика играют после 1532 года решающую роль. С

этого года Урбинский герцог Франческо Мария делла Ровере, покупает картины

Тициана. Связь с двором в Урбино[xviii] состояла, вероятно, и раньше. После

насильственной смерти герцога заказчиком становится его сын Гвибальдо II.

Около 1538 года Тициан пишет для него «Венеру Урбинскую».

Во время пребывания в Мантуе[xix] в 1532 году император Карл V[xx]

познакомился с произведениями венецианца. Он заказывает Тициану портрет, в

качестве образца должна была служить работа немецкого художника

Сейсенеггера. Эту безыскусную застывшую картину Тициан превращает в полный

жизни портрет. 10 мая 1533 года Карл V назначает Тициана своим придворным

художником. Тициан едет вслед за императором ко двору в Болонью, чтобы

писать его там. Дважды - в 1547/48 и в 1550/51 годах - Тициан едет по

приглашению Карла V в Аугсбург. Эти портреты приумножили его славу и

принесли ему почетные заказы. Обоими портретами Карла V, сидящего в кресле

и на коне, Тициан предопределил развитие придворного портрета в XVII и

XVIII веках.

Заказы и чины Тициан получал в эти годы не только от княжеских и

императорских домов. По приглашению папы он едет в 1545 году в Рим и в

качестве гостя главы римской церкви живет в ватиканском Бельведере[xxi].

Вазари было поручено познакомить художника из Венеции с Вечным городом.

Вазари сообщает о его и Микеланджело[xxii] посещении Тициана в Бельведере.

Здесь они видели его новые работы, среди них - «Данаю» для герцога Оттавио

Фарнезе. И хотя оба художника, принадлежавшие к римско-флорентийской школе,

устанавливали, по их мнению, многие недостатки в картинах Тициана, но

впечатление от колорита «Данаи» было большим. Для семейства Фарнезе Тициан

создал портреты, которые относятся к лучшим достижениям в его творчестве в

этом жанре. Как и почти одновременные портреты императора они являются

свидетельствами нового стиля художника. Парадное портретное изображение

приобретает все большую психологическую глубину. За внешним блеском

художник разглядел страшную жестокую сущность господствующего класса. Со

смелостью, свойственной четвертому десятилетию его творчества, Тициан

выражает границы сильных мира сего во времена Ренессанса.

Первая встреча с античностью и римским искусством глубоко повлияли на

него, об этом пишет почти пятидесятилетний Тициан императору, а позднее -

художнику Леоне Леони. Впечатления от поездки в Рим обогатили и вдохновляли

его, но не изменяли его стиля.

С 1552 года Тициан снова живет в Венеции. За время его многолетнего

отсутствия здесь многое изменилось. На подъеме находилось молодое поколение

художников, во главе его - Якопо Тинторетто[xxiii] и Паоло Веронезе[xxiv].

Первый художник города все еще пользоваться большим почетом, но многие

интересные заказы получали более молодые. После отречения от престола

императора Карла V, его сын, Филипп II Испанский, становится самым

влиятельным заказчиком и покровителем Тициана. В последующее время художник

пишет для него несколько вариантов темы Венеры и Данаи. Серии

мифологических сцен были посланы испанскому королю, известному религиозному

фанатику. За четвертым творческим десятилетием, которое истощило внутренние

силы художника, вновь следует время расслабленности, как и в тридцатые

годы, он посвящает себя главным образом прославлению женской красоты.

После 1560 года на передний план все сильнее выступают религиозные

темы. На это повлияли изменившиеся взгляды самого Тициана. С 1556 года

Аретино[xxv] не стало в живых, ему не доставало и многих других друзей его

поколения. Многие поклонники его искусства не понимали позднего стиля

художника, все громче становились сомнения в его необычной технике. Еще в

1568 году мастерская Тициана работала полным ходом, источники сообщают о

серийных поставках картин. Как и в ранние годы, мастерскую покидали

повторения и копии, которые в значительной мере зависели от спроса. Среди

них были повторения полюбившихся мифологических и религиозных сцен, а также

портреты великих людей. Сегодня трудно судить, насколько мастер сам

контролировал эти работы, всегда ли он прилагал к ним свою руку.

В 1574 году Тициан привел в порядок свои деловые отношения с испанским

двором и позаботился о будущем своего сына Орацио. Вероятно смерть

Сансовино, умершего четыре года до этого, заставила осознать его свой

собственный возраст. Во время зверствующей в Венеции в 1575/76 годах

ужасной эпидемии чумы угасла 27 августа 1576 года жизнь Тициана.

Умер ли он от чумы, как несколько позднее Орацио, его сын, достоверно

неизвестно. Он не был похоронен с необходимой в таком случае поспешностью.

На следующий день после кончины с торжественной церемонией Тициан был

погребен в капелле Распятия в церкви Санта Мария деи Фрари, для которой

была предназначена картина «Оплакивание Христа», его последнее

незаконченное произведение.

Этапы творчества

Творчество Тициана можно разделить на несколько периодов: за активной

фазой всегда следовала пассивная.

Его жизнеутверждающее искусство отличается многогранностью, широтой

охвата действительности, раскрытием глубоких драматических конфликтов

эпохи. Интерес к пейзажу, поэтичность, лирическая созерцательность, тонкий

колорит роднят ранние работы Тициана («Христос и грешница», «Цыганская

мадонна») с творчеством Джорджоне. К 1515 влияние живописи Джорджоне на

стиль Тициана ослабло. Картина «Флора» является панегириком[xxvi]

женственности. Идеал земной, телесной красоты и любовь мастера к игре с

различными фактурами получили воплощение в картине «Любовь земная и

небесная».

Спокойные и радостные образы его картин отмечены в этот период

жизненным полнокровием, яркостью чувств, внутренней просветленностью,

мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок («Любовь

земная и небесная», около 1515-1516, «Флора», около 1515, «Динарий кесаря»,

1518). В 1516–1518 для церкви Санта Мария деи Фрари. Тициан исполнил

алтарный образ Вознесение Богоматери («Ассунта») Богоматерь возносится в

небо, окруженная ангельским хором; ее фигура акцентирована простым

сопоставлением трех основных цветов. Бурное движение творческой мысли в

этот период характеризуют три картины на мифологические темы, которые

Тициан написал в 1518–1523 для герцога Альфонсо д'Эсте: «Праздник Венеры»,

«Вакханалия», «Вакх и Ариадна».

С 1519 по 1526 Тициан работал над Алтарем семейства Пезаро для церкви

Санта Мария деи Фрари. Тогда же Тициан написал несколько портретов,

спокойных и строгих по композиции, богатых оттенками, тонко психологичных.

Портреты Тициана, исполненные в течение 1520-х годов, выглядят более

камерными. Обычно в них акцентируются черты личности модели. «Портрет

молодого человека с перчаткой» - этот портрет назван так потому, что мы не

знаем, кто этот юноша. Рука его с перчаткой уже сама по себе шедевр,

бесподобный тициановский «кусок живописи», красота которого как бы еще

усиливает значительность, красоту всего образа. Какая покойная и горделивая

осанка! От молодости и уверенности в своей силе, в своем праве на счастье.

В 1530-е годы Тициан создает полотна, совершенные с точки зрения

живописной техники. Картина «Введение Марии во храм» для Скуола делла

Карита представляет собой яркий, праздничный образ, в котором архитектура

как будто образует обрамление для многочисленных портретных изображений.

Это произведение вызывает в памяти городские виды и изображения

венецианских праздников. В 1538 г. Тициан пишет «Венеру Урбинскую».

Этот шедевр, хранящийся во Флоренции, во многом отличается от своего

образа, дрезденской «Венеры» Джорджоне: Венера у Тициана не спит, она

проснулась. Мы видим влажный взор влюбленной женщины, обещающей счастье. В

сравнении с возвышенно-героической атмосферой дрезденской картины действие

в «Венере Урбинской» перенесено в роскошный интерьер, интимность звучания

которого усиливается введением фигур двух служанок на заднем плане. При

взгляде на «Венеру» Тициана пробуждается интерес к личности изображенной,

спящая Венера в Дрездене - более богиня, чем желанная женщина. Пронизанное

светом помещение, которое с его любовью к деталям предвосхищает интерьеры

голландской живописи XVII века, является высшим иллюзионистическим

достижением Тициана этого периода творчества. Мягкие сочные тона красного и

зеленого связываются различными оттенками с рыжеватыми волосами, желтой

диадемой и светлым ложем.

Следующий период творчества Тициана связан с общественным и культурным

подъемом Венеции, ставшей в эту эпоху одним из главных оплотов гуманизма и

городских свобод в Италии. Конец 1530-х - 1540-е годы - время расцвета

портретного искусства Тициана. В эти годы Тициана вновь охватил дух

экспериментаторства, стремление расширить технические возможности живописи

и достичь более глубокого психологического проникновения в образы своих

героев. В творчестве Тициана возникла новая форма картины - парадный

портрет. Он использовал при этом не только более старую полуфигурную

композицию, но и вводил в картину целую фигуру, что было характерно для

немецкой живописи. Совершенно новым было портретное изображение сидящей

фигуры. Наряду с этими композициями новое значение в его творчестве

приобретает групповой портрет. Несмотря на большое количество портретных

заказов, Тициан не становится однообразным. С удивительной прозорливостью

изображал художник своих современников, запечатлевая различные, порой

противоречивые черты их характеров: лицемерие и подозрительность,

уверенность и достоинство («Ипполито Медичи», «Пьетро Аретино». В Портрете

Франциска I (1538), в котором художник явно польстил королю, изобразив его

при всех регалиях, позирующим в профиль, как бы суммируется весь

накопленный мастером опыт. На неоконченном «Портрете папы Павла III с

Алессандро и Оттавио Фарнезе» представлен немощный, но хитрый старик,

которого пытаются обмануть двуличные услужливые родственники.

В произведениях 40-х годов по сравнению с более сдержанными и

уточненными работами предыдущего десятилетия вновь проявляется динамика.

Тициан обращается к совершенно новым темам, его стиль становится

монументальнее, возрастает стремление к единству колорита. В парижской

версии картины «Коронование терновым венцом» он использует резкие

диагональные построения и тесно сгруппированные фигуры, чтобы передать

эмоциональное напряжение, а через него – силу физического страдания Христа.

Исполненным глубокого трагизма поздним религиозным полотнам Тициана присущи

цельность характеров, стоическое мужество. В основе колорита поздних

произведений Тициана лежит тончайший красочный хроматизм: цветовая гамма, в

целом подчиненная золотистому тону, строится на тонких оттенках

коричневого, сине-стального, розово-красного, блекло-зеленого.

В поздний период своего творчества Тициан достиг вершин как в своем

живописном мастерстве, так и в эмоционально-психологическом толковании

религиозных и мифологических тем. Жизнеутверждающая красота человеческого

тела, полнокровие окружающего мира стали ведущим мотивом произведений

художника с почерпнутыми из античной мифологии сюжетами («Даная», «Венера и

Адонис», «Венера перед зеркалом»). Манера письма художника становится

исключительно свободной, композиция, форма и цвет строятся с помощью смелой

пластической лепки, краски

накладываются на полотно не только кистью, но и шпателем и даже пальцами.

Из сочетания гибких многообразных мазков рождаются образы, исполненные

трепетной жизненности и драматизма. Стареющий мастер придает всему

изображенному красочный блеск высшего совершенства. Перед нами подлинно

царственная женственность во всей ее первозданной славе. Богиня любви в

обличии златовласой красавицы являет нам совершеннейший образ любви и неги.

В этом образе нет ничего порочного, как нет ничего порочного в полноте

счастья.

Великое обещание счастья, надежда на счастье, и это полное наслаждение

жизнью составляет одну из основ творчества Тициана.

Только цвет определяет выражение этих поздних, глубоко внутренних

произведений старого художника. От тщательности и точности предыдущих

десятилетий он пришел к широкому, растворяющему контур мазку кисти. Этот

«магический импрессионизм» позднего стиля вызвал восхищение, но и презрение

современников. Цвет стал для Тициана самым важным, колорит в его творчестве

достигает с 1550 года высшего совершенства. В работе с цветом Тициан

обращается к уже достигнутому, не забывая при этом всего нового. Именно в

этом заключается то большое впечатление, оставляемое его последними

творениями. Цвет у Тициана с самого начала выражал радость жизни и

декоративную роскошь, выполняя тем самым запросы венецианского искусства. В

последующие века великие представители европейской живописи - Пуссен,

Рубенс, ван Дейк, Веласкес и Ватто[xxvii] - обратились именно к этим

достижениям Тициана.

Воплощением этого позднего стиля является картина «Похищение Европы»,

где живыми, подвижными выглядят не только человеческие фигуры, но и пейзаж.

«Положение во гроб» повторяет иконографическую схему композиции,

выполненной мастером 35 лет назад, но здесь группа главных персонажей

расположена более компактно, а эмоции изображенных людей более открыты.

Индивидуальные роли отдельных героев теперь, однако, не так сильно

выделены; фигуры почти сливаются в единую массу под воздействием

объединяющего света и посредством текучей живописной фактуры. Его последняя

картина – «Оплакивание Христа» была сделана им для своего собственного

надгробия между 1573 и 1576. Это огромная алтарная композиция, к сожалению,

так и осталась незаконченной. Это полотно - вопль отчаяния, потрясающий

душу. Но именно грандиозность этого отчаяния служит нам утешением, ибо в

самой этой грандиозности звучит протест против неизбежности конца.

Заключение

И вот перед нами сам этот художник, овладевшей стихией цвета,

окончательно преодолевший главенствующую роль очертаний и тем открывший

новую страницу в истории живописи. Художник, давший миру самое радостное,

торжественно-праздничное искусство, художник, которого не могли омрачить ни

закат гуманизма, ни дума о смерти в самые старческие годы. Величав, покоен

и строг он на последнем автопортрете с орлиным носом, высоким лбом и

взглядом одухотворенным и проницательным. Черты Тициана вылеплены из

пламенеющих тициановских красок, в контрасте с черным одеянием они

выступают на полотне как вечный памятник знаменосцу великого искусства,

памятник, созданный им самим во славу этого искусства.

При написании этого реферата я поняла, что созданные однажды,

произведения искусства не остаются одинаковыми раз и навсегда. Творения

Тициана живут своей жизнью в смене исторических этапов, то порой отчуждаясь

в своем глубоком смысле от понимания зрителя нового поколения, то,

напротив, вырастая в своей содержательной сущности и в эстетической

притягательности. На мой взгляд, важно именно то, что несмотря на столетия,

которые разделяют наше время и эпоху, в которую творил гениальный художник,

его произведения продолжают жить, продолжают удивлять и восхищать не только

искусствоведов, но и простых людей. А это, я считаю, и есть показатель

того, что творения Тициана пережили время, а какое еще можно найти

подтверждение гениальности и величия истинного творца.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лазарев В.Н. Поздний Тициан. – В кн.: Старые итальянские мастера. М.,

1972

2. Любимов Л. Искусство Западной Европы. Книга для чтения. - М.,

«Просвещение», 1976.

3. Смирнова И.А. Тициан и венецианский портрет XVI в. М., 1964.

4. Интернет-сайт: www.elibron.com.

-----------------------

[i] Гуманизм - Идейно-культурное движение эпохи Возрождения,

противопоставлявшее схоластике и духовному господству церкви принцип

свободного всестороннего развития человеческой личности.

[ii] Реформация - мощное религиозное движение, направленное на

реформирование учения и организации христианской церкви, которое возникло в

Германии в начале 16 в., быстро распространилось на большой части Европы и

привело к отделению от Рима и образованию новой формы христианства -

протестанизма.

[iii] протестант - проповедующий протестанизм. Протестанизм - Одно из

направлений христианства, которое объединяет вероучения, отколовшиеся от

католицизма в ходе реформации XVI в.

[iv] ксилография - гравюра на дереве.

[v] офорт - 1. Способ углубленного гравирования на металлической доске при

помощи травления кислотами. 2. Гравюра на меди или цинке с рисунком,

протравленным кислотами; типографский оттиск такой гравюры.

[vi] Интроспекция - Метод изучения психических процессов, основанный на

самонаблюдении.

[vii] Джованни Беллини Bellini Джованни, также Джамбеллино (ок. 1430-1516

), один из величайших живописцев итальянского Возрождения.

[viii] Джорджоне - итальянский художник (1477-1510)

[ix] Себастьяно дель Пьомбо Себастьяно Лучиани (ок. 1485–1547) -

итальянский живописец Высокого Возрождения

[x] Лев Х (1475—1521) - в 1513 г. Джованни де'Медичи под именем Льва X

избирается папой

[xi] Совет Десяти, - совет из 10 самых уважаемых и высокопоставленных

дожей, избирался на один год, входил в Большой Совет, который в свою

очередь входил в Сенат республики. Совет Десяти обладал колоссальной

властью в связи с тем, что на него была возложена обязанность следить за

политической безопасностью в республике.

[xii] дожи - верховные главы Венецианского государства, избирались

пожизненно.

[xiii] вотивный (от латин. votum - обет, желание) - содержащий обет в честь

высшего существа, бога.

[xiv] Альфонсо II д’Эсте (1533-97), герцог Феррары из рода Медичи. Феррара

- город и провинция в Италии.

[xv] станцы - комнаты (итал.)

[xvi] Рафаэлло Санти или Санцио (Raphael, Raffaello Santi, Sanzio)

(1483–1520), итальянский живописец и архитектор, один из величайших

мастеров эпохи Возрождения

[xvii] Дюрер Альбрехт (Drer, Albrecht) (1471–1528), немецкий живописец,

рисовальщик

[xviii] город в Италии.

[xix] Мантуя Мантуя (Mantova), город в Северной Италии, в области

Ломбардия, административный центр провинции Мантуя.

[xx] Карл V - (1500-1558) - Император Священной Римской Империи (1519 -

1556), король Испании (1516 - 1556), эрцгерцог Австрии (1519 - 1522),

герцог Люксембурга (1506 - 1556).

[xxi] БЕЛЬВЕДЕР (ит. belvedere – букв. «прекрасный вид»), надстройка над

домом, павильон или беседка, расположенные, как правило, на возвышенном

месте, откуда открывается красивый вид. Бельведером может называться и двор

с окружающими его галереями. Двор с этим названием построен в Ватикане. В

галереях Бельведера хранятся многие шедевры античного искусства.

[xxii] Микеланджело Буонарроти (Michelangelo Buonarroti) (1475-1564 гг.),

итальянский скульптор, живописец, архитектор, поэт. Выдающийся мастер эпохи

Ренессанса.

[xxiii] Я.Сансовино наст. имя и фамилия Якопо Татти (1486–1570),

итальянский художник и архитектор, центральная фигура ренессансного

зодчества Венеции.

[xxiv] (Veronese, Paolo) (1528–1588), итальянский художник, представитель

венецианской школы; родился в 1528 в Вероне. Настоящее имя – Паоло Кальяри

(Cagliari) или Калиари (Caliari).

[xxv]Аретино Aretino, Pietro (1492–1556), итальянский писатель эпохи

Возрождения, близкий друг Тициана.

[xxvi] панегрик - 1. Ораторская речь хвалебного содержания; похвальное

слово в честь кого-л. (в Древней Греции и Древнем Риме). 2. перен.

Восторженно-хвалебный отзыв о ком-л., чем-л., восторженная - и часто

неумеренная - похвала.

[xxvii] Пуссен, Poussin, Nicolas (1594–1665), французский живописец.

Рубене, Питер Пауль Рубенс - выдающийся художник фламандского барокко (1577-

1640); ван Дейк - один из величайших фламандских живописцев XVII века (1599

- 1641) ;Веласкес Velzquez, Rodrguez de Silva Velzquez, Diego (1599–1660),

великий испанский живописец 17 в.

-----------------------

Палацо дукале. Венеция.

Церковь деи Фрари Венеция.

Вакх и Ариадна. Тициан.

Дворец Дожей. Венеция

Ассунта. Тициан.

Портрет Карла V на коне. Тициан.

Даная. Тициан

Цыганская Мадонна. Тициан.

Флора. Тициан.

Динарий кесаря. Тициан

Венера Урбинская. Тициан.

Портрет молодого человека с перчаткой. Тициан.

Портрет Франциска I. Тициан.

Портрет Кардинала Пьетро Бембо. Тициан

Коронование терновым венцом. Тициан.

Венера перед зеркалом. Тициан.

Венера и Адонис. Тициан.

Похищение Европы. Тициан.

Положение во гроб. Тициан.

Автопортрет. Тициан.

Портрет папы Павла III.(фрагмент) Тициан

Похищение Европы. Тициан.

Положение во гроб. Тициан.

Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.