Веласкес
Когда в 1621 году к власти пришёл король Филипп IV , важнейшим
культурным центром Испании становится Севилья. В этом всемирно
известном центре торговли в 1599 году родился великий испанский
художник XVII столетия Диего Веласкес , сын дворянина португальского
происхождения. После пребывания в латинской школе мальчик был отдан
отцом в обучение к живописцу. Первые шаги в искусстве Веласкес делал
под руководством Франсиско Эрреры Старшего , высоко почитаемого
художника. Однако бурный темперамент учителя вряд ли пришёлся по нраву
впечатлительному мальчику. Во всяком случае пребывание у Эрреры было
непродолжительным, и своё дальнейшее образование Веласкес получает в
мастерской Пачеко. Франсиско Пачеко, автор многочисленных
теоретических трактов по живописи, был приверженцем академизма в духе
Рафаэля, поэтому вовсе не удивительно ,что его влияние на ученика
,поглощено иными интересами , было не слишком велико .Однако ему в
большой мере обязан не только солидной профессиональной подготовке ,
которая послужила основой в его дальнейшей работе. Пачеко всячески
поддерживал в ученике стремление к творческой самостоятельности ,
представляя свободу подопечному , и не мешал раскрытию его задатков и
талантов. Доброжелательный учитель рано распознал в своём ученике
Веласкесе великие способности и по мере сил способствовал их
развитию. В не меньшей степени на всестороннее образование юноши
оказывали влияние широкие научные интересы Пачеко, чей дом в Севильи
был центром гуманистически настроенных кругов общества.
В марте 1617 года , после завершения обучения , Веласкес
получает свидетельство подписанное Пачеко и Хуаном де Уседа , в
котором подтверждалось , что он выдержал экзамен и может
«самостоятельно работать как художник- живописец по собственным
мотивам». в следующим году Пачеко отдаёт Веласкесу в жёны свою дочь
Хуану. В качестве приданного он передает молодоженам в пользование
несколько домов в Севильи. Отныне Веласкес прочно обосновывается в
родном городе . Здесь у него родятся две дочери , младшая из которых
вскоре умрёт.
К этому же времени относятся и первые самостоятельные ,
дошедшие до нас произведения художника раннего , севильского периода.
В отличие от Пачеко , который считал , что основная цель живописи
служение богу и что искусство должно быть помощницей религии, Веласкес
уже своими ранними работами сумел доказать, что он придерживается
иного мнения. В своих картинах он стремится запечатлеть окружающую
действительность, его влекут сцены из повседневной жизни- « бодегоны»,
как в испанском языке обозначались жанровые картины и натюрморты. Его
заслуга в том , что он сумел наполнить характеры своих персонажей
внутреннем величием и человеческим достоинством, придать избраненному
им жанру новый, глубокий смысл и содержание . Он изображал скудные
завтраки, кухонные сцены с немногими полуфигурами и выделенными на
переднем плане натюрмортами. В этих произведениях с резкими
светотеневыми контрастами, тяжелой и плотной живописью, отмеченных
воздействием школы Караваджо, господствуют полные естественного
достоинства запоминающиеся народные типы («Завтрак», ок. 1617-18,
Эрмитаж; сходная картина 1618-19, Музей изобразительных искусств,
Будапешт; «Старая кухарка», ок. 1620, Национальная галерея Шотландии,
Эдинбург; «Завтрак двух юношей», «Водонос», ок. 1621 — обе музей
Веллингтон, Лондон). К жанру бодегонов относятся и немногочисленные
ранние религиозные картины Веласкеса: «Поклонение волхвов» (1619,
Прадо); «Христос в доме Марфы и Марии» (ок. 1620, Национальная
галерея, Лондон).
«Завтрак» одна из самых ранних самостоятельных работ художника.
На ней изображена группа из трёх человек за столом в трактире. Слева
сидит древний , сгорбленный временем и заботами , бородатый старец. С
любопытством рассматривает он сидящего напротив него молодого
человека, который хитро подмигивает зрителю. Большим пальцем правой
руки тот указывает на смеющегося мальчика в центре , который поднял
графин с вином , как бы демонстрируя его нам. На белой полотняной
скатерти видны остатки скромной трапезы :чаша с рыбой, полунаполненный
стакан с вином , два граната , я так же булка и нож на переднем плане
, которые должны , правда , несколько грубовато , подчеркнуть глубину
пространства. Свет в духе Караваджо , падающий из источника ,
находящегося вне картины , выделяет фигуры на тёмном фоне, придавая им
пластичность.
Старика Веласкес изобразит ещё раз на схожем по композиции
полотне из будапештского музея , однако его принадлежность кисти
мастера оспаривается рядом исследователей. Смеющегося мальчика мы
встретим также в картине « Три музуканта». Она заслуживает особого
вниания , так как в ней отчётливо обнаруживается знакомство художника
с традициями нидерландског маньеризма и караваджизма.
Наряду с бодегонами , большой любовью и популярностью в Испании
пользовались плутовские романы , в которых показывалась жизнь низших
слоёв общества. Их персонажи , в основном глупцы и невежды , над
которыми можно было весело потешаться, как и над неуклюжими ужимками
крестьян на картинах голландских живописцев, изображались сознательно
утрировано и искажённо. Веласкесу, однако, были чужды подобные
грубоватые шутки и комические положения, он всегда испытывал глубокое
уважение к человеку, к какому бы слою общества он ни принадлежал.
Поэтому важным представляется не только то , что он выискивал модели
для своих бодегонов на улицах и в харчевнях родного города , но прежде
всего та гуманистическая позиция , которая характерна для творчества
мастера. В качестве наиболее впечатляющего примера можно привести его
картину «Продавец воды»,созданную художником в возрасте двадцати лет.
На ней изображён простой человек из народа в такой полной достоинства
позе, что сцена приобретает характер торжественного действия.
Алтарным композициям и другим релегиозным изображениям Веласкес
не уделяет такого большого внимания, как современные ему испанские
художники. Более того , немногочисленные картины на подобные сюжеты
севильского периода свидетельствуют, скорее , о его сознательном
интересе к реальной действительности. В «Поклонении волхвов»В фигурах
персонажей мастер стремится подчеркнуть портретное сходство, так что
можно предположить , что в качестве моделей он использовал людей из
своего окружения В картине «Христос в доме Марфы и Марии» хранящейся в
Лондоне, будничный и религиозные сюжеты неотделимы друг от друга.
Здесь особенно наглядно появляется гуманистическая позиция Веласкеса:
включая в сцену молодую служанку , художник как бы хочет выразить
мысль о том , что перед богом все люди равны , богатый или бедный ,
господин или слуга.
В произведениях раннего, севильского периода ещё отчётливо видны
различные влияния. В тематике картин , неопределённости их содержания
, отсутствии формального единства , в частности, в застывших позах
фигур- во всём ещё заметно воздействие нидерландских маньеристов.
Знакомство с произведениями Рибальты было определяющим для Веласкеса:
у него мастер обнаружил близкое ему стремление к непосредственному
отношению действительности.
Через несколько лет имя Веласкеса становится широко известным
в Севильи, и он начинает вынашивать честолюбивые планы , стремясь
получить должность при мадридском дворе . Жизнь в Мадриде, открывшая
Веласкесу возможность внимательного изучения ценнейших королевских
собраний живописи (в том числе произведений Тициана), близость с
испанской культурной элитой, встречи с посетившим в 1628 Мадрид
Рубенсом, первая поездка в Италию (1629-1631) содействовали расширению
его художественного кругозора и совершенствованию мастерства. В
необычных для испанской традиции картинах на античные сюжеты («Вакх»
или «Пьяницы», 1628-1629, «Кузница Вулкана», 1630 — обе в Прадо), с их
острым чувством житейской достоверности и оттенком иронии,
мифологические образы соединены со сценами, приближенными к
реальности.
Спустя некоторое время после первого краткого пребывания в
Мадриде, весной 1623 года , художник снова отправляется из Сельвии в
столицу. Этой поездке , ставшей определяющей для всего последующего
жизненного пути Веласкеса , предшествовало приглашение графа Оливера.
Граф Оливарес , первый министр , не отличавшийся особыми талантами , в
течении более двух десятилетий вершил судьбами Испании. Ему , правда ,
недоставало осмотрительности и широты кругозора его французского
противника, кардинала Ришелье , и его честолюбивые экспансионистские
устремления , а также внутриполитические мероприятия , осуществляемые
с беспощадной жестокостью, только ускорил распад испанской империи.
Падение ненавистного народу министра в 1643 году означало полный крах
проводимой политики . Со временем своего приезда в Мадрид Веласкес
неоднакрктно портретировал графа-герцога. Н картине 1624 года перед
нами предстаёт мощная фигура Оливароса , изображенного в полный рост ,
которому , кажется , тесно в её рамках. Художник отказывается от
фронтального расположения фигуры: легкий разворот корпуса и постановка
ног придают позе Оливареса аристократичность и элегантность . Такие
изменения характерны для портретного творчества молодого придворного
живописца, который , однако , не считал себя вправе поступаться
жизненной правдой и идеолизировать модель. На Оливаресе темный камзол
и черный плащ с вышитом крестом рыцарского ордена Алькантары . Бант
главного королевского казначея на груди и перекинутая через плечо
золотая цепь образуют цветовые акценты. В правой руке в вертикальном
положении он держит хлыст -отличительный знак оберегермейстера,
главного королевского егеря , левой рукой опирается на эфес шпаги.
Осенью 1628 года с дипломатической миссией в испанскую столицу
приезжает Пауль Рубенс. За время его восьмимесячного пребывания в
Мадриде Веласкесу представилась возможность познакомится со знаменитым
коллегой по искусству и показать ему достопримечательности города .
Рубенс получил заказ на написание портрета Филипа IV, несмотря на то,
что в 1623 году Веласкесу было гарантированно право единолично
портретировать монаха. Вероятно , Рубенс вдохновил молодого художника
попробовать свои возможности в мифологическом жанре- именно в это
время в «Триумфе Вакха» , единственном испанской школе живописи
изображение сцены пирушки , Веласкес впервые обращается к мифологии.
Однако его трактовка мифологического сюжета не имеет ничего общего с
картинами фламандского мастера , который в своих чувственно-опьяняющих
вакханалиях прославлял античных богов . Здесь, скорее, сплав
мифологического сюжета и сцены из крестьянской жизни, и можно провести
параллели с творчеством Якоба Йорданса. Бог вина и веселья Вакх
изображен как друг и помощник бедняков . Полуобнаженный , как и его
спутник сатир , сидит он , скрестив ноги , на бочке с вином;
виноградные листья обрамляют его вовсе не благородное лицо. Он
возлагает венок на голову склонившегося перед ним солдата , который ,
вероятно , заслужил такую честь за своё пристрастие к выпивке. От души
веселясь, наслаждаются крестьяне счастливой минутой. Горек и тяжек
каждодневный труд этих простых людей, ветер и непогода оставили
глубокий след на их лицах. Однако именно им , « последним из
последних, а не праздным бездельникам предназначены дары неизвестного
божества. Батраку- поденщику несёт он луч света в его мрачно бытие»
(Карл Юсти). В вине забыты тяготы и лишения и обретаются первозданные
радости жизни. Художник блестяще запечатлел целый ряд человеческих
характеров, переданные с захватывающей достоверностью. Однако
отсутствие единого центра восприятия композиции, а также подчёркнутая
дифференциация в проявление чувств персонажей , каждый из которых
может рассматриваться как отдельный законченный портрет, создаёт
впечатление их изолированности существенно ослабляет внутренние
единство картины.
В произведение видно безусловное влияние фламандского
живописца Петера Пауля Рубенса , который в 1628 году в течении
нескольких месяцев находился с дипломатической миссией при мадридском
дворе. Между обоими художниками установились дружеские отношение . Это
свидетельствует о творческой самостоятельности испанца, который сумел
подтвердить свою творческую индивидуальность в газах величайшего
живописца своего времени. Общение с Рубенсом , несомненно , оказало
сильное влияние на Веласкеса : он стал острее осозновать недостатки
собственной манеры. Рубенс , этот «князь живописи и дворянин» , бывший
на дружеской ноге с сильными мира сего, принимаемый во всех
европейских дворах с великими почестями, наиболее ярко воплощали собой
тип художника , сложившийся в Италии в эпоху Возрождения . По
сравнению с ним Веласкес , как, впрочем, и другие испанские живописцы,
имел лишь ограниченный круг влияния , несмотря на то, что их работы
были признаны за границей. И если до сих пор он не покидал родины , то
теперь его влечет Италия , где его соотечественник Хосе де Рибера
сумел добиться широкого признания . Однако , принимая в 1629 году
поездку в Италию , он ставит своей целью не в последнею очередь и
знакомство с деятельностью и творчеством местных художников.
В написанной во время пребывания В Италии картине «Кузница
Вулкана» Веласкес вновь обращается к античной мифологии. В отличии от
бодегонов , в которых фигуры соединялись друг с другом ещё достаточно
произвольно , здесь они уже объединены в рамках общего действия . На
смену несколько искусственной компоновке персонажей , которую можно
видеть в «Вакхе» , приходит более свободное расположение фигур а
пространстве. Исчезают и характерные для ранних работ художника резкие
контрасты света и тени в духе живописи «тенебросо», а также известная
угловатость в моделировке персонажей. Залитые мягким светом фигуры
людей легко вписываются в окружающую среду ; само помещение становится
источником света. Манера письма приобретает большую свободу и
непринужденность , цветовая палитра- богатство и красочность. Подобное
обобщенное живописное видение было подсказано Веласкесу Тицианом и
Тинторетто , с чьими картинами он мог познакомится в королевском
собрании живописи в Мадриде . Теперь же, вовремя почти двухгодичной
поездки по Италии, испанский художник имеет возможность
непосредственно на месте изучать произведения великих венецианцев. В
Риме , втором важнейшем пункте его путешествия, он копирует Рафаэля и
Микеланджело ,о чём сообщает Пачеко в своём «Об искусстве»
Интенсивное изучение произведений великих мастеров Ренессанса
и раннего барокко не могли поколебать уверенности в собственных
возможностях такого художника как Веласкеса, который , вероятно,
Страницы: 1, 2, 3
|