устройства мозга и всего тела, они должны отождествляться с этим
устройством. "Вот и получилась высокоинтеллектуальная машина!"
Между человеком и животным он видел только количественное различие:
"человек обладает большей степенью чувственности". Человека выводил из мира
животных. Считал, что познание начинается с чувственного восприятия вещей и
поднимается к теоретическим обобщениям.
Истолковывал причины изменения характеров людей и побудительные мотивы
их поведения в различных условиях, сводя эти причины к чисто биологическим
факторам. "Что нужно было - говорил он, - чтобы превратить бесстрашие Кана
Юлия, Сенеки или Петрония в малодушие или трусость? Всего лишь расстройство
селезенки или печени, или засорение воротной вены". Считал, что решительное
исправление нравов, искоренение предрассудков, всеобщее благоденствие
является результатом распространения передовых взглядов.
Ламетри считал одной из важнейших задач человечества освободиться от
власти совести. Сам он считал своей целью восстановление этики Эпикура.
Политическим идеалом Ламетри является общество, в котором установлены
разумные законы, обеспечивающие политическую и гражданскую свободу граждан.
Был убежден в том, что свобода частной собственности и торговли выражает
интересы всех граждан и означает свободу личности. Тем не менее Ламетри
опасался предоставления свободы для бедных, неимущих. Религию он считал
ненужной для людей науки, но необходимой для народа.
Дидро Дени (1713-1784) - французский философ, просветитель,
руководитель Энциклопедии, писатель, критик искусства. Вместе с Вольтером
оказал наибольшее влияние на современную ему общественную мысль. В
философии быстро прошел путь от деизма и этического идеализма до
материализма (в учении о природе , в психологии, в теории познания) и
атеизма. В механическое материалистическое понимание природы Дидро внес
некоторые элементы диалектики - идеи связи материи и движения, связи
протекающих в природе процессов, вечной изменчивости природных форм. Вопрос
о способе, посредством которого механическое движение материальных частиц
может порождать специфическое содержание ощущений, Дидро решает в пользу
мысли о всеобщей чувствительности материи. Развив этот взгляд, Дидро
наметил материалистическую теорию психических функций, предвосхитившую
последующее учение о рефлексах. По этой теории люди, как и животные, -
инструменты, наделенные способностью ощущать и памятью.
В теории познания Дидро отверг представления идеалистов о спонтанности
мышления: все умозаключения коренятся в природе, и мы только регистрируем
известные нам из опыта явления и существующие между ними либо необходимые,
либо условные связи. Отсюда, по Дидро не следует будто наши ощущения -
зеркально точные копии предметов; между большинством ощущений и их внешними
причинами не больше сходства, чем между представлениями и их названиями в
языках. Он развил взгляд Ф. Бэкона, согласно которому знание, опытное по
своему источнику, имеет целью не самодовлеющее постижение истины, а
достижение способности совершенствовать и увеличивать могущество человека.
При этом Дидро учитывает роль техники и промышленности в развитии
мышления и познания. Методами и руководителями в познании являются
эксперимент и наблюдение. На их основе мышление может достигнуть знания
если и не вполне достоверного, то высоковероятного.
Дидро написал много работ по вопросам искусства и художественной
критике: развил эстетику реализма, защищая идею единства добра и красоты.
Теоретические принципы разработанной им эстетики он стремился осуществлять
в своих романах и драмах. Но при всех своих достижениях Дени Дидро в
понимании общественных явлений остался идеалистом.
Глава 2. Воспитание как основа построения нравственной личности
Жан-Жак Руссо (1712-1778) - представитель демократического крыла
французского Просвещения, философ, социолог, один из теоретиков педагогики.
Наиболее полно свои взгляды на роль воспитания Руссо изложил в
педагогическом романе "Эмиль, или О воспитании".
Ведущий принцип этого педагогического романа заключается в том, что
свобода должна быть не капризной, а "хорошо упорядоченной". Излагая свои
педагогические взгляды, Руссо стремился придать им занимательную
беллетристическую форму. Однако сам жанр педагогического романа, цель
которого показать формирование личности - требовал более всестороннего
изображения человеческого характера, чем философская повесть. Главный герой
у Руссо должен был продемонстрировать те заложенные в человеческой природе
возможности, которые коверкаются в условиях современного общества. Поэтому
Эмиль - средний человек (Руссо всячески подчеркивает его заурядность) и
одновременно - некоторая идеальная норма. Эмиль - некий образец человека,
которому сердечность, доброта, простота и здравый смысл заменяют ум и
характер, что по мнению автора должно придавать Эмилю особое обаяние. Руссо
казалось, что замысел его вполне удался, между тем добродетельный Эмиль -
не более чем схема. Ни попытка соединить религию с философией, ни
идеализация средней счастливой середины между богатством и образованностью
- с одной стороны, невежеством и нищетой - с другой - не увенчались
успехом. Его педагогическая утопия "естественного человека" не могла
одержать победу над культурной монополией имущих классов. Однако Эмилем
Руссо нанес чувствительный удар по дворянской системе воспитания, как и по
церковной. Все, что сковывает ребенка уже с колыбели, тем более за школьной
партой по мнению Жан - Жака, должно быть отброшено. Учиться надо вольно и
лучше всего в деревне, желательно также под наблюдением учителя - философа,
дающему своему ученику возможность стихийно развивать в себе задатки и
дарования.
С этой целью не следует воспитывать ребенка, когда воспитатели не
знают точно, формирования каких именно качеств они хотят добиться. Ребенка
можно сковывать, сдерживать или побуждать к действию только с помощью
голоса необходимости, таким образом, что он даже не будет жаловаться; можно
сделать его мягким и послушным только с помощью силы вещей, так что ни один
порок не сумеет завестись в его сердце, ибо страсти никогда не
воспламеняются, когда они бесполезны.
Этот перечень уловок и ухищрений должен послужить воспитателю
подспорьем для упорядоченного развития всех потенциальных способностей
человека. Себялюбие должно преобразовываться в любовь к обществу и другим
людям; страсти, являющиеся средством нашего самосохранения, должны
превратиться в стратегию защиты общества; инстинкты должны вызреть до такой
степени, чтобы стать опорой разума, которому надлежит быть проводником
человека в общественной жизни. Поэтому педагогический процесс должен быть
постепенным и принимать во внимание уровень развития личности.
Прежде всего воспитатель не должен считать ребенка взрослым человеком
в миниатюре. Природа хочет, чтобы дети, прежде чем стать людьми, были
ребятишками. У детства существуют особые способы видеть, думать,
чувствовать, во всем отличные от взрослых; нет ничего глупее, чем пытаться
заменить их способы нашими. Принимая во внимание возрастные особенности, от
рождения до двенадцати лет, следует заботиться о разумной тренировке
органов чувств у детей. Следуя советам современника и друга Кондильяка,
Руссо утверждает: "Первыми способностями, формирующимися и развивающимися у
нас , являются органы чувств, поэтому о них надо побеспокоиться в первую
очередь, а в жизни об этом забывают либо оставляют в полном небрежении.
Тренировать органы чувств означает не только ими пользоваться, но и учиться
правильно рассуждать с их помощью, учиться, так сказать чувствовать, потому
что мы умеем прикасаться, видеть и слышать только тем способом, каким этому
научились". Отсюда вытекает требование воспитывать у ребенка умение
свободно развивать потребности в движении, в играх, способность хорошо
владеть собственным телом.
От двенадцати до пятнадцати лет следует развивать интеллект,
ориентируя внимание подростка на науки, от физики до геометрии и
астрономии, но посредством прямого контакта с предметом в целях постижения
им закономерностей природы. Этот период, в течении которого инстинкты и
страсти, сталкивались с законами реальности, с сопротивлением вещей, с
воздвигаемыми ими ограничениями и, одновременно, с предоставляемыми ими
точками опоры, должны постепенно приспосабливаться к логике природной
разумности в самом широком смысле. Проверкой качества воспитания является
реальная действительность.
От пятнадцати до двадцати двух лет внимание следует концентрировать
на морально - нравственных аспектах жизни: на любви к ближнему,
необходимости разделять страдания ближнего и пытаться их облегчить, на
смысле справедливости, а, значит на социальных аспектах и проблемах
общежития, с которых начинается действительное вхождение личности в мир
долга и обязанностей.
В дополнение к данному этапу воспитания прибавляется подготовка к
супружеской жизни, которая означает понимание того, что брак - не стихийно
- эмоциональное явление или страстная любовь, а разумное превращение
быстротечных страстей в долговременные духовные радости, происходящие от
подчинения собственной жизни обязанностям перед коллективом.
Если верно то, что "первые шаги природы всегда честны и в
человеческом сердце не бывает врожденной испорченности", то верно также и
другое: "Зло проникает в душу человека стараниями общества". Иными словами,
по мнению Руссо, путем правильно поставленного воспитания можно решать
коренные социальные проблемы. Воспитывать ребенка следует вне испорченного
общества, на "лоне природы", сообразно с природой, потому что "добрый
дикарь", перенесенный в наше общество, не смог бы в нем жить.
По Руссо ребенок от рождения не имеет никаких дурных черт, он своего
рода совершенство; задача воспитателя - сохранит его; на этом базируется
взгляд Руссо на "свободное воспитание", связанного у него с идеей
"естественного воспитания". Свобода и самодеятельность ребенка, уважение
его личности и изучение его интересов - вот основа "настоящего воспитания"
по Руссо. Задача воспитателя заключается в создании необходимой обстановки,
наводящей ребенка на размышления, на тот или иной поступок.
Глава 3. Роль государственного служащего в урегулировании
взаимоотношений между государством и обществом
Французские просветители на многочисленных исторических примерах
доказывали, что именно республика с демократической формой правления
порождает такое совпадение интересов частных и общественных, а тем самым и
многочисленных героев или просто добродетельных людей.
В то же время тиранические и деспотические государства, опирающиеся на
самовластие и произвол правителей и бесправие людей, порождают низких,
лживых, пресмыкающихся и заискивающих индивидов, ибо только с этими
качествами они могут здесь выжить.
Таким образом, государственный служащий должен придерживаться основных
принципов демократии, так как только в этом случае он будет служить на
благо государства, его граждан, приносить истинную пользу и способствовать
здоровому развитию нравственности и духовности.
Моралисты 18 века считали своим долгом перед государством в целом и
государственными служащими в частности распространять среди населения и
пропагандировать выполнение выведенных ими максим. Но при этом идеальное
государство, где правит разум и справедливость, видели во главе с
философом.
Жан - Жак Руссо - один из ярких и оригинальных мыслителей во всей
истории философских учений о праве, государстве, законе.
С позиций обоснования и защиты принципа народного суверенитета он по-
новому интерпретирует представления о естественном состоянии и договорном
происхождении государства.
В его трактовке естественное состояние - строй всеобщей свободы и
равенства. Однако с появлением частной собственности и социального
неравенства, противоречащих естественному равенству, начинается борьба
между бедными и богатыми. Выход из такого состояния был найден с помощью
соглашения о создании государственной власти и закона, которым будут
подчиняться все. Но потеряв свою естественную свободу, бедные не обрели
свободы политической. Неравенство частной собственности, дополненное
политическим неравенством, привело, согласно Руссо, в конечном счете к
абсолютному неравенству при деспотизме, когда по отношению к деспоту все
равны в своем рабстве и бесправии.
Бичуя такое ложное, порочное и пагубное для человечества направление
развитие общества и государства, Руссо выдвигает свой проект “исправления”
истории - создании Политического организма как подлинного договора между
народами и правителями.
Благодаря общественному договору каждый, передав в общее достояние и
поставив под единое высшее руководство общей воли свою личность и все свои
силы, превращается в нераздельную часть целого. Последствия общественного
договора, по Руссо, таковы: немедленно вместо отдельных лиц, вступающих в
договорные отношения, этот акт ассоциации создает условное коллективное
Целое, состоящее из стольких членов, сколько голосов насчитывает общее
собрание. Это Целое получает в результате такого акта свое единство, свое
общее я, свою жизнь и волю. Это лицо юридическое, образующееся,
следовательно, в результате объединения всех других, некогда именовалось
Гражданскою общиной, ныне же именуется Республикою, или Политическим
организмом: его члены называют этот Политический организм Государством,
когда он пассивен, Сувереном, когда он активен, Державою, при сопоставлении
ему подобных.
В социально - экономическом плане Руссо, не отрицая самой частной
собственности, вместе с тем выступает за относительное выравнивание
имущественного положения граждан и с этих эгалитаристских позиций критикует
роскошь и излишки, поляризацию богатства и бедности. В общественном
состоянии, согласно Руссо, ни один гражданин не должен обладать столь
значительным достатком, чтобы иметь возможность купить другого, и ни один -
быть настолько беден, чтобы быть вынужденным себя продавать. Это, поясняет
Руссо, предполагает как ограничение размеров имущества и влияния знатных и
богатых, так и умерение скаредности и алчности бедных.
В основе аргументации Руссо в пользу такого проекта и такой
перспективы изменения исторических реалий лежит убеждение, что только
установление тех политических и экономических отношений, которые
соответствуют его концепции общественного договора, может оправдать - с
точки зрения разума, справедливости и права - переход от естественного
Страницы: 1, 2, 3, 4
|