Волков Валентин Викторович
Волков Валентин Викторович 
Родился 7(19) апреля 1881 года и умер 8 ноября 1964 года. Белорусский 
современный живописец. Народный художник БССР (1955). Закончил Пензенское 
художественное училище (1907). Принимал участие в художественных выставках 
с 1903 года. Работал в жанрах тематических картин, портретах, писал 
пейзажи, натюрморты. 
В 1918 году участвовал в художественном оформлении Петрограда до 1-го 
времени Октябрьской революции (эскизы панно «Вся власть Советам», «Штурм 
Зимнего»). 
Один из первых в белорусской живописи сделал образ Ленина(портрет, 1926). 
Автор рисунка герба БССР (1926 и 1938), «Индустриализация», 
«Коллективизация», «Кастусь Калиновский», «Баррикада»(1923), 
«Молотобоец»(1926), «Партизаны»(1928), «Передача опыта»(1937), 
«Студенты»(1947), «Минск 3 июля 1944 года»(1944-1955). Первыми 
произведениями В. Волкова, написанными в Белоруссии, были уже упомянутая 
нами картина «Баррикады. Из событий 1905 года в Москве» и композиция на 
историческую тему «Кастусь Калиновский» 
                            “  Кастусь Калиновский “(1925) 
Художников особенно увлекал образ руководителя восстания Кастуся 
Калиновского. В нем он находил много созвучных эпохе черт – романтику 
героического подвига, бесстрашие и непреклонность в борьбе. Именно эти 
черты стремился передать В. Волков в своем композиции. Художник показал 
Калиновского и повстанцев на фоне белорусской пущи при свете заходящего 
солнца. Голубовато-лиловые отблески, приглушенные холодные тени, 
выразительные силуэты деревьев, фигур людей – все это создавало в картине 
своеобразный колорит, необходимый для раскрытия сюжета. Однако, увлекшись 
колористическими поисками, художник недостаточно раскрыл психологическое 
состояние персонажей. Они оказались лишенными эмоциональной 
выразительности. 
Гораздо большее внимание к образному раскрытию темы В. Волков проявил в 
картинах «Молотобоец»(1926) и «Плотогоны»(1928). Подлинной психологической 
выразительностью он добивается в картине «Партизаны»(1928). 
                                  “  Партизаны “ (1928) 
В картине изображена группа партизан, собравшихся в лесу у костра. 
Вернувшийся из разведки боец докладывает обстановку. Его товарищ, 
закаленные в стычках с врагом лесные солдаты, внимательно слушают донесения 
разведчика. Среди них – и умудренный опытом старик-крестьянин, и прошедший 
суровую школу жизни фронтовик с вещевым мешком за плечами, и молодой парень- 
батрак, надевающий на плечо винтовку, решительный, готовый в любую минуту 
вступить в схватку с врагом. Фигуры партизан выражают крайнюю степень 
напряжения. 
     Глубокие синие, серые и коричневые тона контрастируют с яркими 
оранжевыми и красными, создавая напряженную живописную гамму. 
Значительным явлением в художественной жизни республики явилось большое 
живописное полотно В. Волкова “Минск. 3-го июля 1944г.”(1946-1955). 
                           “Минск 3-го июля 1944г.” (1946-1955) 
       В этой картине запечатлен незабываемый, волнующий момент встречи 
население Минска воинов Красной Армии, освободивший город от немецко- 
фашистских захватчиков. Над картиной художник работал более восьми лет. В 
основу ее положено реальные события, свидетелем и участником которых он 
был. 
…Дымом пожарищ окутаны руины Минска. На площадь Свободы въезжают советские 
танки. Население исстрадавшегося за годы оккупации города вышло встречать 
воинов-освободителей. Среди  встречающих – закаленные в боях герои 
подполья, партизаны, старики, женщины, дети. Все они вместе с воинами- 
освободителями слились в единую ликующую массу народа. 
    Основным композиционного и смысловым центром картины является фигура 
танкиста, стоящего с автоматом в руке  на броне головного танка. Наиболее 
сильной стороной этого произведения является психологическая трактовка 
персонажей каждая фигура в картине – это тип, наделенный яркой образной 
характеристикой. Достичь этого художнику удалось тщательной проработкой 
деталей, большой проработкой деталей, большой работой над натурным 
материалом. 
Наиболее последователен и стог в решении композиции на бытовую тему В. 
Волков создавший в 1947 году одну из лучших картин белоруской тематической 
живописи «Вузовцы». Картина посвящена жизни советского студенчества в 
послевоенные годы. 
                                          Студенты. 
В небольшой уютной комнате общежития собрались студенты. Они слушают своего 
товарища, вдохновенно читающего книгу. О духовных запросах студентов, их 
интересах красноречиво свидетельствуют книги, газеты, портрет А. М. 
Горького на стене. Выразительно решена композиционная группа произведения. 
Студенты расположились полукругом у стола. Фигура сидящей на переднем плане 
мечтательной девушки, облокотившейся на край стола, как бы вводит зрителя в 
картину. Постепенно взгляд переходит к другим персонажам. Замыкает 
композицию фигура юноши с книгой в руках. 
   
 |