Византийское искусство и культура
Византийская культура, как культура других средневековых государств,
представляет собой весьма сложную, но все же единую систему культурных
ценностей. Изменения, происходящие в одной из сфер культуры,
незамедлительно сказывается и на другой. Тесная связь, взаимное влияние
всех видов культуры - закон их развития. Хотя, конечно, общее явления -
борьба старого с новым, зарождение новых тенденций - протекали в разных
отраслях культуры по-разному. Сопоставление их, типологизация помогут
выявлению главных направлений эволюции византийской культуры.
Можно, в частности, наметить основные пути развития византийского
изобразительного искусства в эпоху классического средневековья. С X-XI вв.
в искусстве господствует пышная декоративность. Торжественный мунамунтализм
все чаще соединяется с усложненной символикой. Победа обобщенно-
спиритуалистичекого принципа в эстетике приводит к растворению многообразия
реального мира в символах, художник стремится освободиться от излишних,
докучливых деталей, не раскрывающих, по его мнению, основной идеи
произведения. В живописи и архитектуре начинает господствовать строгая,
рассудочная симметрия, спокойная, торжественная уравновешенность линий и
движений человеческих фигур на фресках и мозаиках храмов. Изобразительное
искусство приобретает вневременный и вне пространственный характер;
абстрактный золотой фон, столь любимыми византийскими мастерскими, заменяет
реальное трехмерное пространство, выполняя важную эстетическую функцию: он
призван как бы отгородить отвлеченное изображение. того или иного явления
от живой деятельности окружающего мира. Стилизованные архитектурные
ассамблеи, фантастические пейзажи фона делают все более абстрактными и
зачастую заменяются золотыми или пурпурными плоскостями. Творчество
художника приобретает отныне безликий характер, оно скованно традицией и
церковным авторитетом, а порывы индивидуальных творческих исканий мастера
подчинены нивелирующему действию канона.
В церковной архитектуре к тому времени базилика как форма культурного
здания в виде удлиненной трехнефной постройки отживала свой век. Ее место
стал занимать крестово-купольный храм, имевший в плане форму креста с
равными ветвями и куполом в центре. Становление крестово-куполной
архитектуры было подлинным и сложным процессом. Его начало может быть
отнесено еще к VI в., когда был создан шедевр купольной архитектуры - София
Константинопольская, а завершение в основном X столетию. В X-XII вв.
крестово-куполное зодчество стало подниматься как в самой Византии, так и в
сопредельных с ней странах, но этот вид культурного зодчества был лишь
общей канвой, на основе которой развивались его различные варианты.
Появление крестово-купольной архитектуры было связано с изменением
общественных отношений и эстетических представлений в империи.
Новые тенденции появились и в изменении социального содержания
архитектуры. Прежде всего происходит сокращение масштабов храма.
Грандиозные храмы для народа уходят в прошлое. Распространение получают
сравнительно небольшие церкви, предназначенные для городского квартала,
сельского прихода, монастыря или замка. Одновременно храм растет в высоту:
изменяются пропорции здания, вертикаль становится преобладающей идеей,
устремление в высь дает новое эмоциональное и эстетическое наполнение
культовому зодчеству. Если раньше главную роль в культовом зодчестве играла
внутренне пространство, купол смотрелся изнутри и символизировал Вселенную,
то в XI-XII вв. все большее значение приобретает значение внешний вид
храма. Украшение фасада здания теперь входило в общий архитектурный
замысел, в единую композицию. Вместо замкнутых, с широкими песчаными
гладкими плоскостями закрытых фасадов и стен теперь появляются новые
архитектурные формы экстерьера: фасады членятся, украшаются легкими
колоннами и полуколоннами, растет число узких и длинных оконных проемов,
впервые появляется асимметрия. Вешний декор здания становится самодовлеющем
элементом архитектуры, увеличивает его художественную выразительность.
В архитектуру экстерьера смело и с большим вкусом ввели цвет и
декоративные разные украшения. Широко начали применять облицовки фасадов
разноцветными камнями, кирпичным узорочьем, декоративное чередование слоев
красного кирпича (плинфы) и белого раствора, яркие изразцы в виде фризов.
Цвет создавал совершенно новый художественный облик храмов. Окончательно
этот новый стиль сложился в XI в., но достиг своего апогея в XII в. В
течение двух столетий происходит детальнейшее развитие основных черт нового
стиля. Ощутимее становится связь внешнего и внутреннего облика храма,
усиливается воздушность, легкость, элегантность архитектурных пропорций,
колонны в храме делаются тоньше, удлинятся барабан купола - он становится
легким, стройным, со множеством вертикальных членений, с окнами,
усиливающими эффект освещения. Во внутреннем пространстве храма зодчие
стремятся к достижению большого единства. Наблюдается строгая центричность
и повышение подкупольного пространства, красота храма ныне во многом
определяется его устремленностью ввысь, в небеса. Во внешнем оформлении
храма порой появляются пирамидальный ритм, ажурность и красочность фасадов,
светотеневые контрасты. Архитектурные формы храмов второй половины XI-XII
в. становится утонченнее, совершеннее, жизнерадостнее, их красочная
ажурность и легкость резко контрастируют с глухим, суровым, аксетичным
наружным обликом зданий предшествующего времени.
Прежняя замкнутость и отрешенность уходили в прошлое, храм теперь
следовало созерцать не только внутри но и снаружи.
Однако на большой территории империи старые и новые формы культового
зодчества долгое время сосуществовали. В отдельных областях преобладание
получали те или иные архитектурные тенденции. В Греции с особой силой
проявлялись традиции античного и ранневизантийского зодчества. В XI в.
здесь строятся монументальные храмы, сохранявшие многое от более ранней
архитектуры, но и несущие уже элементы нового стиля. К их числу принадлежат
прославленные памятники архитектуры и живописи: католикон монастыря Хосиос-
Лукас в Фокиде и монастырь Дафнии близ Афин. Собор монастыря Хосиос-Лукас
был воздвигнут императором Василием II в прославление своих военных побед и
неоднократно достраивался. Это огромный пятинефный храм, над котором
возвысился купол, покоящийся на низком барабане. Благодаря обширному
нарфику храм имеет форму, удлиненную с запада на восток. Большое число
оконных проемов создает при солнечном освещении контрастную игру света и
тени. Византийские зодчие достигли в этом соборе гармонии внешнего вида и
внутреннего убранства. Строгость архитектурных форм, сохранявших античную
монументальность, в соединении с чертами нового стиля, нарядность карнизов
и резных капителей, применение облицовки мраморами пастельных тонов - все
это создает впечатление простоты и торжественности.
Храм монастыря Дафеи близ Афин (конец XI) меньше, чем собор Хосиос-
Лукас, но, быть может, именно это придает ему особую цельность и гармонию.
Он значительно более, чем его предшественник, устремлен ввысь, менее
монументален и громоздок. Пропорции храма Дафни отличаются стойкостью и
пластичностью. Наружный вид здания строг в выразителен. Его декор не
перегружен деталями, но одновременно и достаточно наряден. Широко
применяется украшение купола, оконных проемов, апсиды маленькими
полуколоннами, полукруглыми арками, к узорчатой кладкой. Сохраняя античные
архитектурные основы, этот храм показывает в то же время усиление влияние
нового стиля в византийском зодчестве.
Особенно ярко эти новые черты архитектурного стиля проявились в
небольшом храме Неа-Мони на Хиосе (середина XII в.). Этот храм. необычайно
красиво вписанный в окружающую природу, отличается строгой центричностью в
соединении с подчеркнутой вертикальностью, устремленностью ввысь, единством
архитектурных форм. Все эти памятники по ясности и выразительности
композиции, новизне архитектурной концепции, совершенству ее претворения в
жизнь представляют собой выдающиеся явления в византийской, а может, и во
всей средневековой архитектуре.
О светской архитектуре X-XII вв. мы узнаем преимущественно из
литературных памятников и описаний современников. В этот период непрерывно
шло строительство и украшение императорских дворцов в Константинополе.
Комплекс Большого дворца, раскинувшийся на берегу Мраморного моря,
постоянно разрастался, отделывался цветными мраморами и мозаиками, что
придавало ему все большую парадность и праздничность. В X в. в этом
комплексе был заново отстроен дворец Вуколеон, получивший название от
украшавшей его скульптурной группы быка и льва. Все торжественные приемы и
церемонии X - первой половины XI в. проходили в комплексе зданий Большого
дворца. При Комнинах императорский двор покинул Большой дворец, старый
центр византийской державы, символ ее власти и могущества. По политическим
причинам резиденция василевсов была перенесена во вновь отстроенный
Влахенский дворец, расположенный на северо-западной окраине столицы.
Алексей I Комнин воздвиг здесь Дворец рядом с храмом Влахернской Божий
Матери. Именно здесь он принимал крестоносных вождей и показывал Боэмунду
сокровища имперской казны. Император Мануил I Комнин в 1156 г. расширил
этот дворец, построив роскошный зал, украшенный мозаиками, на которых были
изображены его походы и упомянуты названия 300 завоеванных им гордов.
Крестоносцы, захватив в 1204 г. Влахенсткий дворец, удивлялись его
роскошному убранству и красоте парадных зал.
Дворцы аристократов и богатые дома горожан и провинциальной знати
возводились по всей империи. Представление о дворце провинциального
владетеля дает нам описание имения Дигениса Аркита в поэме о его подвигах.
Дворец представлял собой прямоугольное строение из тесаного камня и был
украшен колоннами, кровля сверкала мозаикой, а полы выложены полированным
камнем. Описания светской архитектуры встречаются и в византийских романах
XII в., и в исторической эпистолярной литературе. До XIII в. византийскою
архитектуру можно считать одной из самых развитых и совершенных в
средневековом мире. Она оказала влияние на широкий ареал стран - Болгарию,
Сербию, Русь и даже в какой-то мере на романский Запад. Древнерусское
государство обязано Византии первыми выдающимися архитектурными
достижениями.
К X в. в византийском изобразительном искусстве, в частности в
живописи, окончательно складывается иконографический канон- строгие правила
изображения всех сцен религиозного содержания и образов святых, а также
устойчивый канон в изображении человека. Эстетика созерцательного покоя,
торжественной умиротворенности, неземной упорядоченности влекла за собой
создание устойчивой и неизменной иконографии. Иконографические типы и
сюжеты почти не изменялись в течение столетий. Глубокий спиритуализм
эстетических воззрений византийского аристократического общества не увел,
однако, искусство Византии окончательно в мир голой абстракции. В отличие
от мусульманского Востока, где примат духовного начала над плотским привел
к господству в изобразительном искусстве геометризма и орнаментальных форм,
вытеснивший изображение человека, в искусстве Византии человек все же
остался в центре художественного творчества. После победы над иконоборцами
в Византии вновь утвердились идеи антропоморфенизма. В искусстве опять
обратились к эллинизму, но при глубокой переработке его традиций с целью
повышения духовности художественного творчества. Если языческий мир
воспевал в человеке телесную красоту, то византийское искусство прославляло
его духовное величие и аскетическую чистоту.
В стенных росписях, в мозаиках и иконах и даже в книжной миниатюре
голова как средоточение духовной жизни становится доминантой человеческой
фигуры, тело же стыдливо скрывается под струящимися складками одеяний,
линейная ритмика сменяет чувственную экспрессию. В изображение
человеческого лица на первый план художник его одухотворенность,
самоуглубленную созерцательность, внутреннее величие, глубину душевных
переживаний. Огромные глаза с экстатически расширенными зрачками,
пристальный взор которых как бы завораживает зрителя, высокий лоб, тонкие,
лишенные чувствительности губы - вот характерные черты портрета в
византийском искусстве классического средневековья. Из культового
художественного творчества почти совсем исчезает скульптура как искусство,
прославляющее телесную, а не духовную красоту. Ее сменяет плоский рельеф и
живопись (мозаика, фреска, икона). Отныне художник должен изображать не
только тело, но и душу, не только внешний облик, но и внутреннею духовную
жизнь своего героя. В этом, кстати сказать, важное отличие византийского
искусства от западноевропейского, где скульптурные изображения Христа,
мадонн, святых приобрели широчайшее распространение.
Впечатление пассивной созерцательности, замкнутости художественных
образов достигается к тому же и византийскими мастерами строгой
фронтальности изображений и сбой колористической гаммы. Вместо античного
импрессионизма с его тончайшей нюансировкой нежных полутонов в Византии с Х
в. господствуют плотные локальные краски, наложенные декоративными
плоскостями, с преобладание пурпурных, лиловых, синих, оливково-зеленыхи
белых тонов. С этой поры цвет мыслился как уплотненный цвет и задача
художника - не воспроизведение реальных тонов, а создание отвлеченной
колористической гаммы. Образ человека как бы окончательно застывает в
величественном бесстрастии, лишается динамизма, олицетворяет состояние
созерцательного покоя. Непревзойденным образцом монументального искусства
Византии середины IX в. являются мозаики Софии Константинопольской. Этот
шедевр искусства неоклассического стиля был восстановлен в апсиде собора на
месте уничтоженных иконобразцами мозаик, о чем свидетельствует
сохранившееся надпись. Величественная, сидящая в спокойной статуарной позе
огромна фигура Марии с младенцем на руках - воплощение возвышенной
одухотворенности в сочетании с чувственной прелестью. Прекрасное лицо Марии
дышит мягкой женственностью и мудрым спокойствием. Стоящий рядом архангел
Гавриил поражает сходством с никейскими ангелами, он - воплощение земной и
одновременно небесной красоты, эллинистического сенсуализма в соединении с
византийским спиритуализмом. Мозаики выполнены талантливым мастерами,
отличаются утонченным артистизмом в соединении с аристократической манерой
выполнения. По словам лучшего знатока византийской живописи советского
ученого В. Н. Лазарева, в них есть нечто "врубелевское". По его мнению,
мозаики Софии Константинопольской - высшее воплощение византийского гения.
Другие мозаики Софии (IX - начало XI в.) несколько уступают по
художественному мастерству этому шедевру, но интересны по своему сюжету.
Страницы: 1, 2
|