Византийское искусство и культура
Византийская культура, как культура других средневековых  государств, 
представляет собой весьма сложную,  но  все  же  единую  систему  культурных 
ценностей.   Изменения,   происходящие   в   одной   из    сфер    культуры, 
незамедлительно сказывается и на  другой.  Тесная  связь,  взаимное  влияние 
всех видов культуры - закон их развития.  Хотя,  конечно,  общее  явления  - 
борьба старого с новым, зарождение новых тенденций  -  протекали   в  разных 
отраслях  культуры  по-разному.  Сопоставление  их,  типологизация   помогут 
выявлению главных направлений эволюции византийской культуры. 
       Можно, в частности, наметить  основные  пути  развития  византийского 
изобразительного искусства в эпоху классического средневековья. С  X-XI  вв. 
в искусстве господствует пышная декоративность. Торжественный  мунамунтализм 
все  чаще  соединяется   с   усложненной   символикой.   Победа   обобщенно- 
спиритуалистичекого принципа в эстетике приводит к растворению  многообразия 
реального мира в символах,  художник  стремится  освободиться  от  излишних, 
докучливых  деталей,  не  раскрывающих,  по  его   мнению,   основной   идеи 
произведения. В живописи  и  архитектуре  начинает  господствовать  строгая, 
рассудочная симметрия, спокойная,  торжественная  уравновешенность  линий  и 
движений человеческих фигур на фресках и  мозаиках  храмов.  Изобразительное 
искусство  приобретает  вневременный  и   вне   пространственный   характер; 
абстрактный золотой фон, столь любимыми византийскими мастерскими,  заменяет 
реальное трехмерное пространство, выполняя важную эстетическую  функцию:  он 
призван как бы отгородить отвлеченное изображение. того  или  иного  явления 
от  живой  деятельности  окружающего   мира.   Стилизованные   архитектурные 
ассамблеи, фантастические пейзажи  фона  делают  все  более  абстрактными  и 
зачастую  заменяются  золотыми  или   пурпурными   плоскостями.   Творчество 
художника приобретает отныне безликий характер,  оно  скованно  традицией  и 
церковным авторитетом, а порывы индивидуальных  творческих  исканий  мастера 
подчинены нивелирующему действию канона. 
       В церковной архитектуре к тому времени базилика как форма культурного 
здания  в  виде удлиненной трехнефной постройки отживала свой век. Ее  место 
стал занимать крестово-купольный  храм,  имевший  в  плане  форму  креста  с 
равными  ветвями  и  куполом   в   центре.   Становление   крестово-куполной 
архитектуры было подлинным  и  сложным  процессом.  Его  начало  может  быть 
отнесено еще к VI в., когда был создан шедевр купольной архитектуры -  София 
Константинопольская, а  завершение  в  основном  X  столетию.  В  X-XII  вв. 
крестово-куполное зодчество стало подниматься как в самой Византии, так и  в 
сопредельных  с ней странах, но этот  вид  культурного  зодчества  был  лишь 
общей  канвой,  на  основе  которой  развивались  его  различные   варианты. 
Появление  крестово-купольной  архитектуры   было   связано   с   изменением 
общественных отношений и эстетических представлений в империи. 
       Новые  тенденции  появились  и  в  изменении  социального  содержания 
архитектуры.   Прежде   всего   происходит   сокращение   масштабов   храма. 
Грандиозные храмы для народа уходят   в  прошлое.  Распространение  получают 
сравнительно небольшие  церкви,  предназначенные  для  городского  квартала, 
сельского прихода, монастыря или замка. Одновременно храм растет  в  высоту: 
изменяются  пропорции  здания,  вертикаль  становится  преобладающей  идеей, 
устремление в  высь  дает  новое  эмоциональное  и  эстетическое  наполнение 
культовому зодчеству. Если раньше главную роль в культовом зодчестве  играла 
внутренне пространство, купол смотрелся изнутри и символизировал  Вселенную, 
то в XI-XII вв. все  большее  значение   приобретает  значение  внешний  вид 
храма.  Украшение  фасада  здания  теперь  входило   в  общий  архитектурный 
замысел,  в  единую  композицию.  Вместо  замкнутых,  с  широкими  песчаными 
гладкими  плоскостями  закрытых  фасадов  и  стен  теперь  появляются  новые 
архитектурные  формы  экстерьера:  фасады   членятся,   украшаются   легкими 
колоннами и полуколоннами, растет число узких  и  длинных  оконных  проемов, 
впервые появляется асимметрия. Вешний декор здания становится  самодовлеющем 
элементом архитектуры, увеличивает его художественную выразительность. 
       В архитектуру экстерьера смело  и  с  большим  вкусом  ввели  цвет  и 
декоративные разные украшения. Широко  начали  применять  облицовки  фасадов 
разноцветными камнями, кирпичным узорочьем, декоративное  чередование  слоев 
красного кирпича (плинфы) и белого раствора, яркие изразцы  в  виде  фризов. 
Цвет создавал совершенно новый  художественный  облик  храмов.  Окончательно 
этот новый стиль сложился в XI в., но  достиг  своего  апогея  в  XII  в.  В 
течение двух столетий происходит детальнейшее развитие основных черт  нового 
стиля. Ощутимее  становится  связь  внешнего  и  внутреннего  облика  храма, 
усиливается воздушность,  легкость,  элегантность  архитектурных  пропорций, 
колонны в храме делаются тоньше, удлинятся барабан купола  -  он  становится 
легким,  стройным,  со   множеством   вертикальных   членений,   с   окнами, 
усиливающими эффект  освещения.  Во  внутреннем  пространстве  храма  зодчие 
стремятся к достижению большого единства. Наблюдается  строгая  центричность 
и  повышение  подкупольного  пространства,  красота  храма  ныне  во  многом 
определяется его устремленностью ввысь,  в  небеса.  Во  внешнем  оформлении 
храма порой появляются пирамидальный ритм, ажурность и красочность  фасадов, 
светотеневые контрасты. Архитектурные формы храмов  второй  половины  XI-XII 
в.  становится  утонченнее,  совершеннее,   жизнерадостнее,   их   красочная 
ажурность и легкость  резко  контрастируют  с  глухим,  суровым,  аксетичным 
наружным обликом зданий предшествующего времени. 
       Прежняя замкнутость и отрешенность уходили  в  прошлое,  храм  теперь 
следовало созерцать не только внутри но и снаружи. 
       Однако на большой территории империи старые и новые формы  культового 
зодчества долгое время сосуществовали.  В  отдельных  областях  преобладание 
получали те или иные  архитектурные  тенденции.  В  Греции  с  особой  силой 
проявлялись традиции античного  и  ранневизантийского  зодчества.  В  XI  в. 
здесь строятся монументальные храмы,  сохранявшие  многое  от  более  ранней 
архитектуры, но и несущие уже элементы нового стиля. К их числу  принадлежат 
прославленные памятники архитектуры и живописи: католикон монастыря  Хосиос- 
Лукас в Фокиде и монастырь Дафнии близ Афин.  Собор  монастыря  Хосиос-Лукас 
был воздвигнут императором Василием II в прославление своих военных побед  и 
неоднократно  достраивался.  Это  огромный  пятинефный  храм,  над   котором 
возвысился  купол,  покоящийся   на  низком  барабане.  Благодаря  обширному 
нарфику храм имеет форму, удлиненную  с  запада  на  восток.  Большое  число 
оконных проемов создает при солнечном освещении  контрастную  игру  света  и 
тени. Византийские зодчие достигли в этом соборе гармонии  внешнего  вида  и 
внутреннего убранства. Строгость архитектурных  форм,  сохранявших  античную 
монументальность, в соединении с чертами нового стиля,  нарядность  карнизов 
и резных капителей, применение облицовки мраморами пастельных  тонов  -  все 
это создает впечатление простоты и торжественности. 
       Храм монастыря Дафеи близ Афин (конец XI) меньше, чем собор   Хосиос- 
Лукас, но, быть может, именно это придает ему особую цельность  и  гармонию. 
Он  значительно  более,  чем  его  предшественник,  устремлен  ввысь,  менее 
монументален и громоздок. Пропорции  храма  Дафни  отличаются  стойкостью  и 
пластичностью. Наружный  вид  здания  строг  в  выразителен.  Его  декор  не 
перегружен  деталями,  но  одновременно   и   достаточно   наряден.   Широко 
применяется   украшение   купола,   оконных   проемов,   апсиды   маленькими 
полуколоннами, полукруглыми арками, к узорчатой кладкой.  Сохраняя  античные 
архитектурные основы, этот храм показывает в то же  время  усиление  влияние 
нового стиля в византийском зодчестве. 
       Особенно ярко эти  новые  черты  архитектурного  стиля  проявились  в 
небольшом храме Неа-Мони на Хиосе (середина XII в.). Этот  храм.  необычайно 
красиво вписанный в окружающую природу, отличается строгой  центричностью  в 
соединении с подчеркнутой вертикальностью, устремленностью ввысь,  единством 
архитектурных  форм.  Все  эти  памятники  по  ясности   и   выразительности 
композиции, новизне архитектурной концепции, совершенству ее  претворения  в 
жизнь представляют собой выдающиеся явления в византийской, а  может,  и  во 
всей средневековой архитектуре. 
       О  светской  архитектуре  X-XII  вв.  мы  узнаем  преимущественно  из 
литературных памятников и описаний современников. В этот  период  непрерывно 
шло строительство  и  украшение  императорских  дворцов  в  Константинополе. 
Комплекс  Большого  дворца,  раскинувшийся  на   берегу   Мраморного   моря, 
постоянно разрастался,  отделывался  цветными  мраморами  и  мозаиками,  что 
придавало ему все  большую  парадность  и  праздничность.  В  X  в.  в  этом 
комплексе был  заново  отстроен  дворец  Вуколеон,  получивший  название  от 
украшавшей его скульптурной группы быка и льва. Все торжественные  приемы  и 
церемонии X - первой половины XI в. проходили в  комплексе  зданий  Большого 
дворца. При Комнинах  императорский  двор  покинул  Большой  дворец,  старый 
центр византийской державы, символ ее власти и могущества.  По  политическим 
причинам  резиденция  василевсов  была  перенесена  во   вновь   отстроенный 
Влахенский  дворец,  расположенный  на  северо-западной   окраине   столицы. 
Алексей I Комнин воздвиг здесь  Дворец  рядом  с  храмом  Влахернской  Божий 
Матери. Именно здесь он принимал крестоносных вождей  и  показывал  Боэмунду 
сокровища имперской казны. Император Мануил I  Комнин  в  1156  г.  расширил 
этот дворец, построив роскошный зал, украшенный мозаиками, на  которых  были 
изображены его походы  и  упомянуты  названия  300  завоеванных  им  гордов. 
Крестоносцы,  захватив  в  1204  г.  Влахенсткий  дворец,   удивлялись   его 
роскошному убранству и красоте парадных зал. 
       Дворцы аристократов и богатые дома горожан и провинциальной знати 
возводились по всей империи. Представление о дворце провинциального 
владетеля дает нам описание имения Дигениса Аркита в поэме о его подвигах. 
Дворец представлял собой прямоугольное строение из тесаного камня и был 
украшен колоннами, кровля сверкала мозаикой, а полы выложены полированным 
камнем. Описания светской архитектуры встречаются и в византийских романах 
XII в., и в исторической эпистолярной литературе. До XIII в. византийскою 
архитектуру можно считать одной из самых развитых и совершенных в 
средневековом мире. Она оказала влияние на широкий ареал стран - Болгарию, 
Сербию, Русь и даже в какой-то мере на романский Запад. Древнерусское 
государство обязано Византии первыми выдающимися архитектурными 
достижениями. 
       К X в. в византийском изобразительном искусстве, в частности в 
живописи, окончательно складывается иконографический канон- строгие правила 
изображения всех сцен религиозного содержания и образов святых, а также 
устойчивый канон в изображении человека. Эстетика созерцательного покоя, 
торжественной умиротворенности, неземной упорядоченности влекла за собой 
создание устойчивой и неизменной иконографии. Иконографические типы и 
сюжеты почти не изменялись в течение столетий. Глубокий спиритуализм 
эстетических воззрений византийского аристократического общества не увел, 
однако, искусство Византии окончательно в мир голой абстракции. В отличие 
от мусульманского Востока, где примат духовного начала над плотским привел 
к господству в изобразительном искусстве геометризма и орнаментальных форм, 
вытеснивший изображение человека, в искусстве Византии человек все же 
остался в центре художественного творчества. После победы над иконоборцами 
в Византии вновь утвердились идеи антропоморфенизма. В искусстве опять 
обратились к эллинизму, но при глубокой переработке его традиций с целью 
повышения духовности художественного творчества. Если языческий мир 
воспевал в человеке телесную красоту, то византийское искусство прославляло 
его духовное величие и аскетическую чистоту. 
       В стенных росписях, в мозаиках и иконах и даже в книжной миниатюре 
голова как средоточение духовной жизни становится доминантой человеческой 
фигуры, тело же стыдливо скрывается под струящимися складками одеяний, 
линейная ритмика сменяет чувственную экспрессию. В изображение 
человеческого лица на первый план художник его одухотворенность, 
самоуглубленную созерцательность, внутреннее величие, глубину душевных 
переживаний. Огромные глаза с экстатически расширенными зрачками, 
пристальный взор которых как бы завораживает зрителя, высокий лоб, тонкие, 
лишенные чувствительности губы - вот характерные черты портрета в 
византийском искусстве классического средневековья. Из культового 
художественного творчества почти совсем исчезает скульптура как искусство, 
прославляющее телесную, а не духовную красоту. Ее сменяет плоский рельеф и 
живопись (мозаика, фреска, икона). Отныне художник должен изображать не 
только тело, но и душу, не только внешний облик, но и внутреннею духовную 
жизнь своего героя. В этом, кстати сказать, важное отличие византийского 
искусства от западноевропейского, где скульптурные изображения Христа, 
мадонн, святых приобрели широчайшее распространение. 
       Впечатление пассивной созерцательности, замкнутости художественных 
образов достигается к тому же и византийскими мастерами строгой 
фронтальности изображений и сбой колористической гаммы. Вместо античного 
импрессионизма с его тончайшей нюансировкой нежных полутонов в Византии с Х 
в. господствуют плотные локальные краски, наложенные декоративными 
плоскостями, с преобладание пурпурных, лиловых, синих, оливково-зеленыхи 
белых тонов. С этой поры цвет мыслился как уплотненный цвет и задача 
художника - не воспроизведение  реальных тонов, а создание отвлеченной 
колористической гаммы. Образ человека как бы окончательно застывает в 
величественном бесстрастии, лишается динамизма, олицетворяет состояние 
созерцательного покоя. Непревзойденным образцом монументального искусства 
Византии середины IX в. являются мозаики Софии Константинопольской. Этот 
шедевр искусства неоклассического стиля был восстановлен в апсиде собора на 
месте уничтоженных иконобразцами мозаик, о чем свидетельствует 
сохранившееся надпись. Величественная, сидящая в спокойной статуарной позе 
огромна фигура Марии с младенцем на руках - воплощение возвышенной 
одухотворенности в сочетании с чувственной прелестью. Прекрасное лицо Марии 
дышит мягкой женственностью и мудрым спокойствием. Стоящий рядом архангел 
Гавриил поражает сходством с никейскими ангелами, он - воплощение земной и 
одновременно небесной красоты, эллинистического сенсуализма в соединении с 
византийским спиритуализмом. Мозаики выполнены талантливым мастерами, 
отличаются утонченным артистизмом в соединении с аристократической манерой 
выполнения. По словам лучшего знатока византийской живописи советского 
ученого В. Н. Лазарева, в них есть нечто "врубелевское". По его мнению, 
мозаики Софии Константинопольской - высшее воплощение византийского гения. 
       Другие мозаики Софии (IX - начало XI в.) несколько уступают по 
художественному мастерству этому шедевру, но интересны по своему сюжету. 
Страницы: 1, 2 
   
 |