Вазопись ориентализирующего стиля
РЕФЕРАТ
по Античному искусству
Вазопись ориентализирующего стиля
Минск, 2000
“... Ни пустынь, ни степей. Ничего бескрайнего, кроме голубого,
спокойного неба. Земля, в которую то тут, то там широко врезывается море.
Прозрачный воздух и льющийся с высоты все пронизывающий и все озаряющий
свет. Так что даже в полумраке кипарисовой рощи проглядывает сияющая лазурь
неба и моря. Заливы, окаймленные мерными ступенями гор, наподобие
амфитеатра. Четкий, как бы естественно оформленный пейзаж, точно
ограниченный скалами или серебристым потоком. Достаточно открыть глаза,
чтобы насладиться этим пейзажем как картиной, созданной и обрамленной самой
природой” (6). Здесь, в этом солнечном краю, дарованном человеку богами, в
этом маленьком райском уголке Земли, еще в III тысячелетии до н.э.
зародилась греческая цивилизация. Здесь создавали древние греки свою
величайшую культуру – культуру того мира, в лоне которого возникла наша
европейская цивилизация. Греческое искусство, утверждающее торжество
красоты, ликующей красоты мира, обретающей в образе человека свое высшее
воплощение, продолжает доставлять нам художественное наслаждение и служит в
известном отношении недосягаемым образцом.
Искусство античной Греции прошло в своем развитии несколько этапов,
совершенствуясь и приобретая с течением времени все новые и новые черты.
Зарождение его относится к периоду эгейской культуры, когда происходил
процесс разложения первобытнородовых отношений. следующий этап развития
греческой культуры – гомеровский период, представлявший собой переходную
ступень от родового строя к рабовладельческому. И вот наступает время
первого взлета искусства Эллады – период архаики, длившийся с конца VIII по
конец VI веков до н.э. Расцвет художественного творчества в этот период
непосредственно связан с изменениями, происходившими в греческом обществе.
VIII - VI вв. до н.э. – время формирования государства, перехода из
гомеровской эпохи экономической стагнации с сельской патриархальной
культурой на новый этап развития производительных сил и всего общества в
целом. Рост производства и связанное с ним усиление имущественного
неравенства привели к распаду родового строя в передовых эллинских общинах.
Развитие ремесла и торговли вызвало появление значительного количества
городов, ставших центрами жизни общества. В результате этого складываются
греческие “полисы” – небольшие рабовладельческие республики, власть в
которых первоначально принадлежала родовой аристократии. Полис представлял
собой государство, состоявшее из города и прилегавшей к нему небольшой
территории. В этих новых условиях греческое общество уже не ограничивается
сельской жизнью и связанными с ней интересами, с их неизбежной
замкнутостью. Вновь возникшие центры экономической, политической,
общественной и культурной жизни – города завязывают более оживленные
отношения с другими странами, что значительно расширяет кругозор общества
того времени. Немало этому способствует колонизационная деятельность
наиболее активных эллинских городов – метрополий, охватившая обширные
побережья Средиземного и Черного морей. Особенно же большую роль сыграли
связи с Египтом и Передней Азией, этими прославленными очагами высокой
культуры еще во времена седой древности. Туда устремляются греческие купцы-
мореходы в погоне за сокровищами и привозят оттуда богатые ткани и чеканные
металлические изделия. Туда едут и греческие наемники, продающие свою
кровь, а иногда и жизнь, за вавилонское золото.
Одновременно происходят изменения и в мировоззрении нового общества.
Совершенно иными, чем в предшествующий период, становятся его устремления,
интересы и художественные вкусы. Формируются основные градостроительные
принципы, виды храмов, жилых и общественных зданий. Получает развитие
ордерная система. Появляются новые типы монументальной скульптуры – статуи
юношей-атлетов (курос) и девушек (кора). “Сохраняя монументальность и
целостность, свойственные памятникам древнейших художественных цивилизаций,
греческое искусство эпохи архаики постепенно обретает самобытность и яркие
гуманистические черты” (4).
Рассмотрим один из видов искусства, в котором эти новые черты в
развитии цивилизации проявились наиболее ярко, – греческую вазопись. Этот
вид художественного творчества – роспись керамических сосудов – приобрел в
Древней Греции небывалую популярность. Вазопись дает некоторое
представление о почти не сохранившейся древнегреческой монументальной
живописи. Выполнение и украшение ваз росписью составили важную область
античного искусства. Композиция росписи органически связывалась с формой
сосудов, гибкий ритм обобщенных контурных линий отличался строгой
упорядоченностью, декоративным изяществом и свободой. “Тектоническая
ясность и функциональная оправданность форм, гармоничные пропорции сделали
древнегреческие вазы классическими образцами для европейского искусства
последующих эпох” (4).
В период, который мы сегодня называем гомеровским, в вазописи Древней
Греции преобладал геометрический стиль. В VIII в. до н.э. крайне бедную
тематику, сводящуюся почти к одним линейным орнаментам, и сухую
монохромность геометрических росписей сменило более богатое содержание и
более красочные, сочные и полнокровные изображения. Во второй половине VIII
в. до н.э. уже не соблюдались строгие нормы геометрического стиля.
В конце VIII – начале VII вв. до н.э. в вазописи начал складываться
новый, более свободный, жизнерадостный, богатый и красочный стиль.
Существует несколько гипотез его зарождения. Обычно принято считать, что он
всецело навеян искусством классического Востока, поэтому вазы этого стиля
называют “ориентализирующими” или вазами “восточного стиля”. Известный
исследователь искусства Б.Р. Виппер утверждает, что восточные влияния
проникали в греческую керамику двумя главными путями – через Крит и через
восточно-ионийские центры, Милет и остров Родос. На Крите, по мнению Б.Р.
Виппера, ориентализирующий стиль распространился раньше всего, так как
свойственные этому стилю динамическая композиция и округленность линий
нашли себе благодатную почву в критских традициях. “В самих формах критских
сосудов раннего ориентализирующего стиля, явно навеянных металлическими
образцами, чувствуется что-то совсем не керамическое. К металлическому
эффекту стремится и роспись сосудов, особенно тех из них, где белые узоры
по темной глазури имитируют орнамент, процарапанный по металлическому фону”
(2).
Однако другие исследователи античной керамики и, в частности, В.Д.
Блаватский, придерживаются иного мнения относительно происхождения
ориентализирующего стиля. Не отрицая существенной роли Восточных стран в
развитии художественной культуры Греции в рассматриваемый период, они
склонны полагать, что в основе этого нового течения лежало не подражание
восточным образцам. В.Д. Блаватский видит в новом течении совершенно
самостоятельное и самобытное явление, вызвавшее возникновение нового, более
свободного стиля, чем стиль геометрических росписей. В создании этого
нового стиля участвовали не только ионяне, но также эоляне и доряне, причем
вклад последних был отнюдь не меньше, а скорее больше, чем первых.
“Достойно внимания, что во времена зарождения нового стиля в вазописи,
во второй половине VIII в. до н.э., наиболее ярким и значительным в
художественном творчестве Востока было искусство Ассирии, а между тем
именно последнее весьма далеко от росписей ваз ориентализирующего стиля.
Это лишний раз подтверждает, что новый стиль в вазописи отнюдь не был
наносным явлением, пришедшим откуда-то извне. Это было самобытное явление,
порожденное внутренними потребностями и вызванное к жизни развитием
греческого общества” (1).
В.Д. Блаватский считает, что искусство Крита не просто передало
восточное влияние на территорию Балканской Греции, а само стало первым
толчком, вызвавшим новое движение в вазописи. При этом известную роль могли
сыграть не умиравшие там традиции искусства Эгейской эпохи, отличавшейся,
как известно, изумительным мастерством в передаче живой натуры. На критских
вазах геометрического стиля нет того неограниченного господства
абстрактных, геометрически правильных форм, которое характерно для керамики
греческих метрополий того же времени. Это объясняется живучестью эгейских
традиций в искусстве Крита – центре тхалассократии (морской державы) царя
Миноса. С этими традициями связано стремление передавать не втиснутые в
геометрическую схему, а свободные формы природы, стремление внимательно
наблюдать ее и на основе этих наблюдений создавать художественные образы.
По мнению В.Д. Блаватского, в дальнейшем немалую помощь греческим
мастерам в их новых исканиях, в развитии их художественных представлений
могло оказать искусство классического Востока (Передней Азии и Египта).
Произведения его не могли не поражать посещавших эти страны эллинов
причудливой фантастикой своей тематики, своим красочным великолепием.
Вместе с тем некоторые художественные изделия Востока, преимущественно
произведения прикладного искусства, – ткани, металлическая утварь и пр. –
проникли в результате торговли в Грецию. Это еще более облегчало знакомство
греческих художников и ремесленников с восточными образцами. Создавая свои
оригинальные произведения, эллинские мастера нередко использовали эти
образцы, подвергая их сильной переработке.
Как уже говорилось выше, элементы нового стиля начали зарождаться еще в
вазовых росписях второй половины VIII в. до н.э., но вполне развитых форм
ориентализирующий, или ковровый, как его еще называют, стиль достиг лишь в
VII в. до н.э., продолжая существовать еще в течение первых десятилетий VI
в. Крупными центрами производства ваз коврового стиля были передовые
торгово-ремесленные общины того времени: Коринф, Родос, Самос, Клазомены,
Навкратис, Аттика.
Формы сосудов коврового стиля заметно отличаются от форм
предшествующего периода. Несколько жесткие очертания и нередко вытянутые
пропорции ваз геометрического стиля меняются приземистыми, сильно
раздутыми, сочными, округлыми, как бы пухлыми формами керамики новой эпохи.
Наиболее распространенные и характерные для этого времени сосуды – это
кратеры, амфоры, ойнохои, килики, а также небольшие сосуды – арибаллы (для
ароматических масел), бомбилии, пиксиды (для хранения косметики).
Распространенной формой керамических изделий были также блюда.
Смену сухих и вытянутых форм геометрического стиля более округлыми и
низкими в вазах VII – VI вв. до н.э. можно сопоставить с аналогичной
эволюцией в эллинской архитектуре тех же эпох. Характерные для зодчества
начальных столетий I тыс. до н.э. стройные деревянные колонны прiмерно с
конца VII в. до н.э. постепенно начинают сменяться массивными, раздутыми
формами каменных колонн храмов дорийской архаики. Достойно при этом
внимания замечательное совпадение в характере профилей эхинов дорических
капителей и в очертаниях сочных тулов коринфских киликов.
Технические приемы, которые применяли мастера ваз ориентализирующего
стиля, более разнообразны, чем в предшествующий период. вазы расписывались
не только лаком, но также и красками, белой и пурпурной. Для внутренних
контуров фигур и других деталей, например, чешуйчатого орнамента,
применялись процарапанные линии, иногда исполненные простым острием, иногда
циркулем.
Как и на геометрических вазах, роспись больших ваз коврового стиля
обычно состоит из горизонтальных поясов, но число их не столь велико. На
небольших сосудах часто значительная часть, а иногда и почти вся боковая
поверхность тулова занята очень широким поясом фигурного фриза; при этом
бывает, что все вместилище вазы украшено одной композицией или одним
орнаментальным мотивом.
Особенно резко с переходом к ориентализирующему стилю изменился
характер росписей, их тематика. Геометрические узоры (меандр, шахматный
орнамент, зубчатый орнамент, зигзаги, пояса) уступаю т место различным
сильно стилизованным растительным мотивам. Широко применяются пальметты,
розетты, стилизованные цветы и бутоны лотоса. Эти мотивы иногда встречаются
поодиночке, но чаще в более или менее сложных сочетаниях, образуя пояса или
кольца. В отличие от сухих линий геометрических монохромных узоров,
орнаменты ваз ориентализирующего стиля насыщены полнокровной сочностью и
жизнерадостной полихромией.
Еще большее изменение испытывают фигурные изображения, которые теперь
начинают господствовать над орнаментальными мотивами. Восточные животные и
фантастические существа смешиваются с образами греческой мифологии.
Греческих керамистов охватывает жажда рассказывать, драматизировать события
жизни и мифа. Более подвижные и жизненные изображения животных,
фантастических существ и человеческих фигур, несмотря на их условную
стилизацию, значительно ближе к натуре, чем напоминающие иероглифы
схематические рисунки геометрического стиля.
Фигурные изображения представляют главным образом фризы с изображениями
следующих одно за другим животных или фантастических существ. Эти фризы
образуют пояс на наружных стенках тулова или замыкаются в кольцо внутри
сосуда или на его крышке. Композиции с человеческими фигурами встречаются
сравнительно редко, сюжеты их обычно имеют мифологическое содержание:
изображения божеств или сцен героических циклов, в частности, троянского.
Довольно редко встречаются изображения людей, сцены битв, вереница
всадников, охота на зайцев.
Таким образом, тематика фигурных изображений на вазах
ориентализирующего стиля заметно обогащается. На фризах с расположенными в
ряд животными мы видим не только изображения быков, оленей, кабанов,
козлов, орлов, петухов и водяных птиц, но также пантер и львов. “Особой
семантикой обладает образ львицы: она – и символ материнства, и атрибут
многих богинь – матерей, и воплощение сладострастия. Львица связана со
многими женскими божествами: Артемидой Эфесской, Кибелой, Гекатой,
Аталантой, Реей и др.” (7). Фигуры животных имеют плоскостной характер, и с
этим связана их сильная “распластанность” и выразительность силуэтов. Птицы
– летящие орлы или стоящие лебеди, утки, петухи – изображаются в профиль,
как и фигуры четвероногих животных и их головы. Заслуживает внимания твердо
установившаяся иконография льва и пантеры. У последней туловище
изображается в профиль, а голова в фас; у льва же и туловище, и голова
неизменно показаны в профиль.
Обязательным элементом росписи ваз коврового стиля является изображение
Страницы: 1, 2
|