Художественная обработка металла в Туле
Калужский Областной Колледж Культуры
Реферат по предмету народное творчество
на тему:
"Художественная обработка металла в Туле"
Студентки 4 – го курса
Специализации: художник – педагог
Тюриной Ирины Сергеевны
Преподаватель: Кузнецова Ирина Леонидовна
Калуга
2001 г.
? ? ™ S ? ? ? ? ? S :
1. ??S™????®?S.
2. ?? ??????? ?S?????©?? ? ?S??????????????.
3. ??®?? ? ????S???S ??™S???.
4. ????ч ? ??™S??? ?? ??©???.
5. ?S??????®??S ??????S??S.
6. ???????, ????S??? ? ??™??S??®S??? - ?????S??????S ??™S??? ?? ?????®?©
?S?????.
7. ????®??, ®????????, ?S????? ? ™??©?S ®?™? ?????®?? ®
?????S??????? ??S?S????.
1. ??S™????®?S.
Россия всегда славилась мастерством художественной обработки металлов,
оружейном и в самоварном производствах, в прикладном искусстве, попытка
открыть ещё одну страницу книги о русских умельцах – это, значит, осветить
непосредственную связь художественного металла с архитектурой городов, с
окружающей средой, его особую роль в архитектурной и эстетической
организации пространства. По возможности дан анализ бесценного наследия
многих поколений русских мастеров художественной обработки металла, в том
числе и наших современников. Выявлены периоды развития художественной
металлообработки, влияние различных стилевых направлений, характеризующихся
относительно устойчивыми художественными признаками: ритмическими,
композиционными, пластическими и другими. Но основное внимание уделится
тому, чтобы показать влияние на развитие художественной обработки металла
художественных местных традиций, а также народного искусства.
Художественные особенности часто носили региональный характер, а подчас и
сугубо местный. Так, русское просечное железо (дымники, водостоки,
флюгера), по существу не знает аналогов.
Металл является одним из наиболее древних материалов, который
человечество открыло, и начало широко использовать. На первых порах это
были самородные металлы - золото, серебро и медь. Метеоритное железо стало
применяться с IV тысячелетия до н. э. Добыча и обработка железной руды
относятся ко II тысячелетию до н. э. Холодную обработку металлов дополнили
горячая ковка и литьё, правда, для этого человечеству потребовалось не одно
тысячелетие. Из всех металлов наибольшее применение получило железо. Знания
и опыт в области обработки железных руд стали мерилом богатства и военной
мощи.
В нашей стране металлургия железа известна с XII - VI вв. до н. э.
Русская земля, богатая железными рудами, не является исключением. Здесь
издревле железо служило как для изготовления оружия, так и орудий труда,
украшений и т. п. Добывалось оно из бурых железняков, озёрных и болотных
руд, обжигаемых на открытом огне, в ямах или глиняных печах. Дальнейшее
развитие здесь металлургии явилось базой для создания промышленной
металлообработки, в частности оружейного производства, которое сыграло
решающую роль в рождении художественной обработки металлов как особого
явления в культуре и искусстве.
Формирование особенностей художественного металла, как составной части
русской национальной культуры, началось со времени образования в конце XVII
века всероссийского национального рынка, в пору петровских преобразований.
Решающую роль в развитии художественной металлообработки сыграло основание
Петром I в начале XVIII века первого государственного оружейного завода на
базе существующих к тому времени кузнечного и оружейных промыслов. К
середине XVIII столетия изделия русских мастеров с применением гравировки
с позолотой, инкрустации, отделки стальными "алмазами" приобрели широкую
известность не только в обеих российских столицах, но ив других странах.
Русские металлисты создали и множество архитектурно-художественных
украшений для разных городов России. Украшений, поражающих тонкостью
работы, неуёмной фантазией. Это кованные и литые решётки, козырьки над
входами и балконы, лестницы и парапеты, декоративные элементы на коньках
крыш и шпицах, флюгера и фонарные кронштейны, и многие-многие другие
изделия, облагораживающие облик и ставшие неотъемлемой частью деревянных
домов ремесленного люда, каменных казённых зданий и богатых особняков
знати.
Кузнецы, литейщики и жестянщики, многие поколения которых трудились над
созданием высокохудожественных и монументальных декоративных произведений,
упорно добивались органичного сочетания и связи металлических украшений с
архитектурным образом, органического слияния металла с камнем и деревом.
Всё это способствовало формированию неповторимого, самобытного
архитектурного облика города оружейников.
Живописная застройка, впечатляющая многообразием применения
художественного металла и архитектурных форм, с множеством колоколен, башен
и башенок, теремков и мезонинов, шпилей и других, выступающих над крышами
элементов, украшенных ажуром и придавшим силуэту города остроту и
праздничность. Многочисленные дымники, кольца над затейливыми козырьками и
зонты у подъездов домов зданий, ограды набережных и скверов, придавшие
сказочность обстановке и зрелищность искусственно созданной среде
окружающего человека мира. Так выглядят многие города на старых открытках.
И в этом немалая заслуга кузнецов, литейщиков, жестянщиков и других
мастеров по металлу - истинных художников в своём деле.
В современной архитектуре, в формировании архитектурно -
градостроительного пространства в наши дни также есть многочисленные
примеры применения художественного металла. В этом прослеживается
определённая традиция. Более того, значительно поднимается роль металла в
наружной отделке современных зданий и сооружений, в декоративно -
прикладном и монументальном искусстве. Конечно, его применение имеет
несколько иное направление, соответствующее эстетическим воззрениям и
социально - экономическим условиям сегодняшнего времени, но так или иначе
он влияет на формирование облика города.
Из - за радикальной реконструкции исторической части многих городов в
последние годы исчезли многие здания и сооружения, а вместе с ними и
многочисленные художественно-архитектурные изделия прошлого.
С их потерей всё более возрастает ценность оставшегося художественного
металла, требующего к себе внимания и более бережного отношения.
В этих условиях выявление, систематизация, изучение и сохранение
произведений и изделий из художественного металла представляется не только
важным, но и крайне необходимым. И не только для истории. Изучение
особенностей художественно - архитектурного металла и приёмов его обработки
позволит художникам и архитекторам на основе выработанного старыми
мастерами опыта и традиций создавать новые решения, применимые и для
сельской архитектуры, и для архитектуры малых городов и посёлков.
2. ?? ??????? ?S?????©?? ? ?S??????????????.
Первые изделия из металла, найденные археологами на русской земле, учёные
относят к VI – IV веку до н.э. Там, где стояли когда-то древние городища, в
наше время находят и железные предметы, и литейные приспособления. В
раскопках городищ среди извлечённых предметов обнаруживают не только
украшения из бронзы, но и литейные формы, железные пробойники, зубильца и
другие предметы кузнечного производства. Так на Супрутском городище,
которое относится к IV – XII вв. нашей эры и принадлежало одному из
восточнославянских племён, известному в истории под именем вятичи, наряду с
украшениями из бронзы и меди найдены остатки домницы для выплавки железа и
железные серпы, топоры, сошники, пряжки, удила и другие предметы.
Примерно в XI веке у вятичей появляются крупные поселения и города, среди
которых выделялся Дедославль (ныне Дедилово), где проходили общие сборы –
вече, находился князь с дружиной и жило много ремесленников.
На первых порах руду плавили в ямах, затем их заменили печи – домницы.
Плавка шла на древесном угле с подачей в горн горячего воздуха, задуваемого
с помощью мехов из шкур животных. К концу XVI столетия домницы действовали
не только в Дедославле, но и в Туле, Крапивне, Дубне и Веневне. Русская
металлургия основательно развилась на Тульской земле, кустарное
крестьянское производство железа становится промышленным. Резкий скачок в
развитии отечественной металлургии приходится на начало XVIII столетия,
когда военные планы Петра I потребовали огромного количества металла.
Вокруг Тулы начали вырастать чугунные и железоделательные заводы,
строителями и владельцами которых были предприимчивые промышленники из
числа казённых кузнецов. Среди них особенно выделился кузнец - оружейник
Никита Демидов Антуфьев, прозванный Демидовым.
В 1696 году он получает от Петра разрешение на постройку
чугуноплавильного завода при впадении речки Тулицы в Упу. Там возводит
четырёхсотметровую плотину, две высокие домны и две молотовые фабрики, где
с помощью «водяных» молотов ковались железные заготовки. На «водяных»
приводах работали и металлообрабатывающие станки.
На военные цели требовалось всё больше и больше металла. В 1702 году Пётр
передаёт казённый Невьяновский завод Демидову, интересы которого с этого
времени сосредоточиваются на Урале. Здесь за исторически короткий срок
Демидовыми пущено около двадцати металлургических заводов. Демидовское
железо «русский соболь» высоко ценилось в Европе. Примеру Демидова
последовали оружейники Иван Данилов, Иван Баташов, Мосоловы, Василий
Ливенцев, Красильниковы, которые сначала на тульской земле, а потом и
далеко за её пределами построили несколько домен и железоделательных
заводов, способствуя развитию отечественной металлургии. Так тульский край
становится главным металлургическим центром России.
Кузнечное ремесло и сопровождавшее его железное производство в Туле и
округе существовали задолго до того как возникла государственная
потребность в металле и вооружении. В конце VI века появляются зачатки
оружейного производства. Началом же освоения казённого оружейного дела
можно считать 1595 год, когда «самопальные» кузнецы были освобождены от
податей, земских повинностей и, согласно царскому указу, обязывалось
изготовлять казённое оружие. Тридцать мастеров поселилось на дарованной им
земле за рекой Упой, и образовали Кузнецкую казённую слободу, которая на
долгое время стала родовым гнездом многих талантливых мастеров. Всем
знающим кузнечное дело и желающим разрешалось записываться в оружейники и
обосновываться в слободе. И уже в 1640 году там насчитывалось около ста
мастеров, а к концу века оружейным делом занимались до 300 человек. К этому
времени многие из них обладали высокой техникой и создавали
высококачественные изделия.
Начинает внедряться пооперационное производство. Увеличивается выпуск
продукции. В начале XVIII века оружейники делали 5–7 тысяч фузей ежегодно.
К этому времени производство перешло под начало оружейной палаты.
В 1705 году для упорядочения работы кузнецов, с целью централизации и
полного подчинения производства государственному контролю Пётр I
распоряжается построить в Туле Оружейный двор с 50 горнами для заварки
стволов.
Со временем обработка металла совершенствуется. Начинает широко
использоваться штамповка, впервые в России применённая на Тульском
оружейном заводе. С появлением в середине XIX века порового молота
отковываются более тяжёлые и объёмные изделия.
3. ??®?? ? ????S???S ??™S???.
Техника ручной ковки – пластической обработки раскалённого железа –
известна с незапамятных времён, и кузнечное оборудование – горн, мехи,
наковальни различных фасонов, молотки и клещи – почти ничего не изменилось
и до наших дней. При помощи этого нехитрого оборудования металл
расковывался, плющился, сгибался, растягивался, рассекался, сваривался.
Вплоть до XVIII века слесарных приёмов в кузнечном деле не применяли.
На территории России из всех промыслов наиболее широко был распространён
кузнечный. Каждый город имел по несколько кузниц, а иногда и великое
множество их, если под рукой имелись железные руды.
В архитектуре кованые изделия кузнечных дел мастеров встречаются очень
часто. В прошлом они были распространены довольно широко, и, прежде всего
на церквях, домах знати, промышленников, купцов, и на общественных зданиях.
Решётки балконов, ворот и калиток, оконные решётки и ограждения лестниц,
ограды и кронштейны были в основном кованными. Лёгкие и достаточно прочные
по сравнению с литыми, кованые решётки имели широкое применение ещё и
потому, что в силу распространения кузнечного дела, такие архитектурные
изделия, как, впрочем, и любые другие предметы и вещи (к примеру,
хозяйственно – бытового назначения), можно было изготовить и быстро, и без
особого труда.
И русский классицизм, и русский стиль, и русский модерн получили
отражение в архитектурных металлических изделиях.
К числу наиболее ранних кованых изделий относятся различные по назначению
ручки, засовы, петли, жиковины, которые со временем становились всё
разнообразнее по художественным формам, рисункам.
Широко использовалось кованое железо и на всевозможных решётках для окон
и полотнах для дверей амбаров и церквей. Кованые светцы, ухваты, кочерги и
другие необходимые в быту предметы и вещи в изобилии изготавливались
кузнецами не только для нужд горожан и окрестного населения, но и иногда на
вывоз за границу.
Двери в дом и ворота на усадьбу, участок человек украшал издревле и во
все времена. Особенно украшались ворота в город, в крепость и двери храмов
и богатых домов. Функциональное их назначение - прикрыть от недруга и от
непогоды - прозаично. Но с развитием художественного начала в человеке
неудержимо прорывается желание украсить окружающее, сработанное его руками,
и проявить своё художественное "я". И прежде всего это касалось вещей,
предметов быта, построек.
То, что сохранилось к нашему времени из архитектурно – утилитарных
кованых изделий, относится в основном к XIX веку, но встречаются изделия и
XVIII столетия. Из-за частых случаев пожаров менялось не одно поколение
деревянных построек, но очень часто металлические детали со сгоревшего дома
ещё долго служили человеку в новом строении. Уже изъеденные ржавчиной ручки
и запоры, жиковины и петли кузнечной работы на воротах и калитках старинных
построек привлекают внимание и необычностью очертаний, и в то же время
Страницы: 1, 2
|