Меню
Поиск



рефераты скачатьУкраинское барокко

Украинское барокко

ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ПРОМЫШЛЕННОГО И ГРАЖДАНСКОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

КАФЕДРА АРХИТЕКТУРЫ

Литература:

ДИСЦИПЛИНА

ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ

РЕФЕРАТ

УКРАИНСКОЕ БАРОККО

ВЫПОЛНИЛ: СТ. ГР. 51302

ПАДАЛКО С.А.

ПРИНЯЛ: ОРФИНСКИЙ В.П.

ПЕТРОЗАВОДСК 1998

УКРАИНСКОЕ БАРОККО

Стиль барокко возник в Италии в конце XVI в. и пришёл на смену

стилю Возрождения в результате кризиса гуманистической ренессансной

культуры.

В XVII в. барокко распространился в большинстве европейских стран.

Причём в одних подражали итальянским первоисточникам, в других –восприняли

лишь отдельные, наиболее соответствующие господствующим в стране вкусам и

художественным традициям особенности стиля. Так во Франции в XVII в.

барокко находит выражение лишь в некоторых чертах церквей и в интерьерах

зданий при том, что основным стилевым направлением Франции XVII в. был

классицизм.

Стиль барокко был противоречивым и неоднозначным. Так в разных

странах он выражал и идею дворянской культуры времён рассвета абсолютизма,

борьбы за национальное единство, вкусы бюргерства.

В барокко по сравнению с ренессансом классические формы приобретают

иной характер и иное композиционное видение. На смену рациональной

тектоничности приходит атектоничность, ренессансная графичность сменяется

живописностью, пластика, ставшая основным средством художественной

выразительности, создаёт беспокойную игру светотени, в планах и формах

господствуют сложные криволинейные очертания, статичность ренессансных

композиций сменяется бурной динамикой форм, группируются колонны и

пилястры[1], фасады и интерьеры зданий насыщаются скульптурами, в

интерьерах широко используется позолота, лепка, резьба, живописные плафоны,

иллюзорно изображающие небо с летящими по нему ангелам, разверзшимися

сводами и др.

Достоинства стиля проявились в исключительно сильных по

художественной выразительности принципах создания архитектурных ансамблей и

удивительном умении органически вписывать архитектуру в окружающую природу.

Главное в нём –поразить воображение человека необычным, повлиять на его

чувства.

На Украине барокко характеризуется своеобразными особенностями, в

частности использованием традиций народного искусства. Его самобытный стиль

наиболее ярко проявился в архитектуре Левобережья и Слобожанщины[2],

воссоединённых с Россией в результате освободительной войны украинского

народа 1648-1654 гг.

На западных землях Украины, оставшихся под властью польских

магнатов, дело обстояло иначе. Иными были заказчики, их вкусы и требования,

иными были и архитекторы, в основном иностранцы, иными были традиционные

приёмы строительства и строительные материалы, усиливалась политика

католической экспансии[3]. Именно этой политикой объясняется строительство

большого количества католических монастырей в Галиции, на Волыни, Подолии и

Правобережье.

Одним из первых зданий, полностью соответствовавших архитектурному

стилю барокко, был иезуитский костёл[4] Петра и Павла во Львове,

построенный в 1610-1630 гг. итальянским зодчим Джакомо Бриано. В плане –это

базилика[5] с типичным для средневековой архитектуры высоко поднятым

центральным нефом и аркбутанами[6] над боковыми нефами, т.е. чертами,

восходящими к готической архитектуре. Здание костёла почти полностью

копирует римскую церковь капитула иезуитов Иль Джезу, построенную в 1575 г.

одним из основателей стиля барокко Джакомо делла Порта. Иль Джезу

становится примером для многочисленных католических церквей во многих

странах. Во Львове по его образцу с теми или иными отличиями строятся

костёл Сретенья (1642-1644 гг., архит. Дж. Б. Джизлени), Вознесенский

костёл в Рудках (1728 г.). характерными для стиля барокко были также

многочисленные небольшие однонефные костёлы. Черты барокко стали присущи и

другим типам зданий –дворцовым, замковым и прочим. (здание королевского

арсенала во Львове, 1635 г.)

После завершения освободительной войны и воссоединения Украины с

Россией, начался новый этап в истории украинской архитектуры. На

воссоединённых землях бурно растут города, развиваются ремёсла, торговля,

формируется новый уклад жизни. На земли Левобережья и Слобожанщины с

Правобережной Украины, оставшейся под властью Польши, целыми сёлами и

городами переселяется украинское население, основываются новые города и

сёла, растут и застраиваются старые. Западные центры украинской культуры

–Львов, Луцк, Острог постепенно утрачивают своё значение, уступая место

Киеву, Чернигову, Перяславу, Полтаве, и новопостроенным Харькову, Сумам.

Повсеместно начинается строительство церквей, православных монастырей,

домов казацкой старшины –теперь они становится основными заказчиками. Если

раньше каменные здания были единичными, то теперь их строительство

приобретает массовый характер.

В XVII в. в России управление всем строительством было

централизовано. Им руководил Приказ каменных дел, в обязанности которого

входили вопросы квалификации мастеров, посылка мастеров по вызовам

заказчика, надзор за строительством. После воссоединения юрисдикция Приказа

каменных дел распространяется и на украинские земли, и так как объём

строительства был очень велик, на Украину приезжают русские мастера, причём

даже ведущие архитекторы страны. Вполне естественно, что эти мастера

приносят с собой новые приёмы строительной техники и формы, характерные для

русской архитектуры того времени. Основную массу строителей составляли

украинские мастера, многие из которых позже работали в России. Работали на

Приднепровье и Черниговщине и немецкие, и литовские архитекторы.

Несмотря на то, что приезжие мастера принесли в архитектуру

создаваемых ими зданий определённые черты, свойственные их творческой

индивидуальности, стиль, сформировавшийся на Украине во второй половине

XVII в., имел свои особенности, обладал устойчивой общностью конструктивных

и художественных черт, что даёт полное основание назвать его украинским

барокко. Существенным обстоятельством было то, что католическое барокко,

ассоциировавшееся с деятельностью иноземных угнетателей, было ненавистно

украинскому народу настолько, что многие дворцы польских магнатов, а также

католические постройки были разрушены. И вполне понятно, что новостроящиеся

здания не должны были ни в какой мере на них походить. В связи с этим

украинское барокко быстро вырабатывает свои стилевые особенности.

Компонентами стиля были национальные приёмы типов и композиций зданий, а

также некоторые черты русской архитектуры, выразившиеся в характере декора.

Застройка городов Приднепровья и Левобережья носила усадебный

характер. Это резко отличало её от застройки европейских городов, где чаще

всего соблюдалась регулярная система улиц и сплошная застройка с тесно

прижатыми друг к другу домами. В приднепровных городах сохранялся принцип

древнерусской планировки –радиально-порядковой, носившей живописный

характер.

Замечательным памятником жилой украинской архитектуры конца XVII

в., отлично сохранившим свои первоначальные формы, является дом Якова

Лизогуба в Чернигове –большой, одноэтажный, перекрытый высокой двухскатной

крышей и треугольными фронтонами на торцевых фасадах, которые расчленены

пилястрами, огражда-ющими структуру плана. Фронтоны украшают плоские

фигурные ниши, полуколонки и треугольные сандрики[7] над окнами. Пластика

фасадов и фронтонов близка по характеру к формам русской архитектуры XVII

в., но значительно крупнее и сочнее её, что создаёт живописную игру

светотени.

К общественным зданиям того времени относится Черниговский

коллегиум, построенный в 1700-1702 гг. Большой двухэтажный дом коллегиума

стоит рядом с главными постройками Черниговского кремля и входит в его

ансамбль. В западной части здания –высокая башня, необычная по форме –на

верхнем ярусе её окружают цилиндрические выступы. Южный фасад здания

богато декорирован наличниками со сложными фигурными украшениями.

К постройкам гражданской архитектуры второй половины XVII –начала

XVIII вв. можно отнести многочисленные трапезные палаты в православных

монастырях. Очень интересна трапезная черниговского Троицкого монастыря, по

словам исследователя украинской архитектуры этого времени М.П.Цапенко,

«подлинный шедевр национального архитектурного стиля»[8]. Трапезная

построена в 1677-1679 гг. ещё до начала строительства монастырского собора.

К трапезному залу с западной стороны примыкают сени и хозяйственные

помещения, а с восточной –Введенская церковь с высоким верхом над

центральной частью.

Наиболее ярко и самобытно стиль украинского барокко проявился в

культовом зодчестве. Цапенко писал, «дух времени требовал монументальных

образов. Главной задачей, особенно в XVII –начале XVIII вв., становится

создание выразительного, впечатляющего образа, символа, памятника

содеянного народом в деле национального освобождения и утверждения

национальной культуры.»[9]

В украинских церквях этого периода отмечается несколько типов, из

которых один (главным образом монастырские соборы) восходит к традициям

древнерусской архитектуры, а остальные –к типам украинских деревянных

церквей.

Первый тип восходит к восстановленным в XVII в. древнерусским

святыням –киевскому Софийскому собору, собору Елецкого монастыря в

Чернигове, и, особенно, Успенскому собору Печёрского монастыря, издревле

считавшемуся самым популярным зданием на Руси. Все эти сооружения в основе

имели крестовокупольный тип и все они после восстановления «одеты» в

барочную «одежду»; надстроены верха, появились пристройки, фасады украшены

декором.

Старейшее здание этого типа –собор Троицкого монастыря в Чернигове.

В композиции собора сочетаются традиционные черты древнерусской

(трёхапсидный в плане, пятиглавый) и западной архитектуры (базиликальный

характер интерьера, башни перед западным фасадом, барочный фронтон,

элементы декора)

Но не этот тип зданий был главным в украинской архитектуре

рассматриваемого периода. Наиболее выразительно национальные черты

проявились в каменных храмах, идущих от деревянных церквей, широко к тому

времени распространённых. К постройкам этого типа относится один из лучших

памятников украинского зодчества –трёхчастнный в плане, увенчанный тремя

высокими живописными главами Покровский собор в Харькове (1689г.). Это

древнейшее сооружение города и единственно сохранившееся от застройки

Харьковской крепости. Собор поставлен по русскому обычаю на подклеть,

окруженную арочной галереей. Три тесно приставленных главы стремятся вверх,

трижды сужаясь. Сам храм и все ярусы глав хорошо освещены окнами,

обрамлёнными наличниками. В объёмно-пространственном решении отразились

традиции украинской трёхверховой, многозаломной церкви.

Более распространённым типом храма был храм пятикамерный,

образующий в плане крест, часто с дополнительными ячейками по углам. Здания

с крестообразным планом, с центрической объёмной динамической композицией,

завершающеёся в большинстве случаев пятью или девятью верхами, как правило

ставились на хорошо обозреваемых со всех сторон местностях, что определило

одинаковое построение фасадов.

Старейшим зданием этого типа является Николаевский собор в Нежине,

построенный в 1668-1670 гг. московским архитектором Г.И.Усти-новым. Собор

венчают пять широких восьмигранных барабанов[10], перекрытых куполами с

высокими, традиционными для украинской архитектуры завершениями. Композиция

здания имеет чётко выраженную пирамидальность. В пластике фасадов

отсутствуют элементы, роднящие её с московской архитектурой XVII в.

Последним по времени памятником пятиглавых, крестовых в плане

церквей считается Спасо-Преображенская церковь в Сорочицах (1732 г.) с

прекрасным лепным декором в характере украинского народного искусства.

Русские зодчие, работающие вместе с украинскими мастерами на

Украине, не переносили на украинские церковные здания типологические и

композиционные черты русской архитектуры, но повсеместно применяли

свойственные ей элементы пластики и декора. Композиционные черты украинской

архитектуры сказались и на русской архитектуре. Примером этому может

служить Надвратная церковь Новодевичьего монастыря в Москве.

В монументальном зодчестве Киева, Левобережья Украины в условиях

подъёма национального самосознания украинского народа ярко проявились черты

украинского барокко. Это нашло выражение в типах, конструктивных

особенностях, декоре. Но главная особенность стиля –это новаторские и

вместе с тем традиционные композиционные приёмы с гармонией и чувством

пропорций, раскрытием внутреннего пространства, органически сочетаемого с

внешними формами.

В XVIII в. в архитектуре западных областей Украины существенных

изменений не произошло. Продолжал развиваться стиль барокко с чертами,

характерными для позднего барокко в архитектуре Италии, Польши и Австрии. К

началу XVIII в. резко усилилась католическая экспансия. Украинское

духовенство принимает унию, католическая церковь крепко держит в своих

руках общественную жизнь. В ту пору во Львове было около 25 тысяч жителей и

40 костёлов и католических монастырей. Давно миновали времена, когда в

постройках Львовского братства выражались национальные украинские черты. Во

Львове и других городах западных областей Украины работают крупные зодчие

того времени, сооружается ряд церковных и гражданских сооружений,

выдающихся в художественном отношении.

В стиле западного барокко строятся многочисленные костёлы. Например

Николаевский костёл во Львове (1739-1745 гг.) с традиционной базиликальной

структурой здания. В тех же формах позднего барокко построен и костёл Софии

во Львове.

Барочная архитектура Львова достигла своего апогея в здании

Доминиканского костёла. Строился он 1749 по 1764 год по проекту Яна де

Витте мастером Мартином Урбанником. План костела эллиптической формы с

капеллами[11] по бокам. Здание венчает огромный купол на высоком барабане,

Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.