Меню
Поиск



рефераты скачатьТитаны эпохи возрождения

Титаны эпохи возрождения

Министерство образования Украины

ХГАГХ

на тему:

Титаны эпохи Возрождения

в Италии

Выполнил:

Проверил:

Харков, 2000

Введение

XV и XVI столетия были временем больших перемен в экономике,

политической и культурной жизни европейских стран. Бурный рост городов и

развитие ремесел, а позднее и зарождение мануфактурного производства,

подъем мировой торговли, вовлекавший в свою орбиту все более отдаленные

районы постепенное размещение главных торговых путей из Средиземноморья к

северу, завершившееся после падения Византии и великих географических

открытий конца XV и начала XVI века, преобразили облик средневековой

Европы. Почти повсеместно теперь выдвигаются на первый план города.

Некогда могущественнейшие силы средневекового мира - империя и папство -

переживал глубокий кризис. В XVI столетии распадавшаяся Священная Римская

империя германской нации стала ареной двух первых антифеодальных

революций - Великой крестьянской войны в Германии и Нидерландского

восстания. Переходный характер эпохи, происходящий во всех областях жизни,

процесс освобождения от средневековых пут и вместе с тем еще неразвитость

становящихся капиталистических отношений не могли не сказаться на

особенностях художественной культуры и эстетической мысли того времени.

Все перемены в жизни общества сопровождались широким обновлением

культуры - расцветом естественных и точных наук, литературы на

национальных языках и, в особенности, изобразительного искусства.

Зародившись в городах Италии, это обновление захватило затем и другие

европейские страны. Появление книгопечатания открыло невиданные возможности

для распространения литературных и научных произведений, а более

регулярное и тесное общение между странами способствовало повсеместному

проникновению новых художественных течений.

Термин "Возрождение" (Ренессанс) появился в XVI веке древности.

Рассматривая эпоху Средневековья как простой перерыв в развитии культур.

Еще Джордано Вазари - живописец и первый историограф итальянского

искусства, автор прославленных "Жизнеописаний" наиболее знаменитых

живописцев, ваятелей и зодчих (1550 г.) писал о "возрождении" искусства

Италии. Это понятие возникло на основе широко распространенной в то время

исторической концепции, согласно которой Эпоха Средневековья

представляла собой период беспросветного варварства и невежества,

последовавший за гибелью блестящей цивилизации классической уры,

историки того времени полагали, что искусство некогда процветавшее в

античном мире, впервые возродилось в их время к новой жизни. Термин

"Возрождение" означал первоначально не столько название всей эпохи, сколько

самый момент возникновения нового искусства, который приурочивался обычно к

началу XVI века. Лишь позднее понятие это получило более широкий смысл и

стало обозначать эпоху, когда в Италии, а затем и в других странах

сформировалась и расцвела, оппозиционная феодализму, культура. Энгельс

охарактеризовал Возрождение как «величайший прогрессивный переворот из

всех, пережитых до того времени человечеством».

Искусство раннего возрождения

В первых десятилетиях XV века в искусстве Италии происходит

решительный перелом. Возникновение мощного очага Ренессанса во Флоренции

повлекло за собой обновление всей итальянской художественной культуры.

Творчество Донателло, Мазаччо и их сподвижников знаменует победу

ренессанского реализма, существенно отличавшегося от того "реализма

деталей", который был характерен для готизирующего искусства позднего

треченто. Произведения этих мастеров проникнуты идеалами гуманизма. Они

героизируют и возвеличивают человека, поднимают его над уровнем

обыденности.

В своей борьбе с традицией готики художники раннего Возрождения

искали опору в античности и искусстве Проторенессанса. То, что только

интуитивно, на ощупь искали мастера Проторенессанса, теперь основывается

на точных знаниях.

Итальянское искусство XV века отличается большой пестротой.

Различие условий, в которых формируются местные школы, порождает

разнообразие художественных течений. Новое искусство, победившее в начале

XV века в передовой Флоренции, далеко не сразу получило признание и

распространение в других областях страны. В то время как во Флоренции

работали Брунелесски, Мазаччо, Донателло, в северной Италии еще были живы

традиции византийского и готического искусства, лишь постепенно вытесняемые

Ренессансом.

Главным очагом раннего Возрождения была Флоренция. Флорентийская

культура первой половины и середины XV века разнообразна и богата. С 1439

года, со времени состоявшегося во Флоренции вселенского церковного собора,

на который прибыли в сопровождении пышной свиты византийский император

Иоанн Палеолог и константинопольский патриарх, и особенно после падения

Византии в 1453 году, когда многие бежавшие с Востока ученые нашли

прибежище во Флоренции, город этот становится одним из главных в Италии

центров изучения греческого языка, а также литературы и философии Древней

Греции. И все же ведущая роль в культурной жизни

Флоренции первой половины и середины XV века, бесспорно, принадлежала

искусству.

Период Высокого Ренессанса

Этот отрезок времени представляет собой апогей эпохи Возрождения. Это

был небольшой период, продожавшийся около 30 лет, но в количественном и

качественном уровне, этот отрезок времени подобен векам. Искусство Высокого

Возрождения является суммированием достижений 15 века, но в то же время это

новый качественный скачок, как в теории искусства, так и в его воплощении.

Необычайную «уплотненность» этого периода можно объяснить тем, что

количество одновременно (в один исторический период) работающих гениальных

художников является неким рекордом даже для всей истории искусства.

Достаточно назвать такие имена как Леонардо да Винчи, Рафаэль и

Микеланджело.

Сандро Боттичелли

Имя Сандро Боттичелли известно всему миру, как и имя одного из самых

замечательных художников итальянского Возрождения.

Сандро Боттичелли родился в 1444 (или в 1445) году в семье кожевника,

флорентийского гражданина Мариано Филиппепи. Сандро был самым младшим,

четвертым сыном Филиппепи. В 1458 году отец, давая для налоговых записей

сведения о своих детях, сообщает, что его сын Сандро, тринадцати лет,

учится читать и что он слаб здоровьем. К сожалению, почти ничего не

известно о том, где и когда Сандро прошел художественную выучку и

действительно ли, как сообщают старые источники, он сначала обучался

ювелирному ремеслу, а затем уже стал заниматься живописью. По-видимому, он

был учеником известного живописца Филиппе Липпи, в мастерской которого он

мог работать между 1465—1467 годами. Не исключена также возможность, что

Боттичелли некоторое время, в 1468 и 1469 годах, работал у другого

известного флорентийского живописца и скульптора Андреа Верроккио. В 1470

году он уже имел собственную мастерскую и самостоятельно выполнял

полученные заказы.

Обаяние искусства Боттичелли всегда остается немного загадочным. Его

произведения вызывают чувство, какое не вызывают произведения других

мастеров. Искусство Боттичелли за последние сто лет после его «открытия»

оказалось слишком перегруженным всевозможными литературными, философскими и

религиозными ассоциациями и комментариями, какими его наделили

художественные критики и историки искусства. Каждое новое поколение

исследователей и почитателей пыталось найти в картинах Боттичелли

оправдание своих собственных воззрений на жизнь и искусство. Одним

Боттичелли представлялся жизнерадостным эпикурейцем,

другим—экзальтированным мистиком, то его искусство рассматривалось как

наивный примитив, то в нем видели буквальную иллюстрацию самых изощренных

философских идей, одни изыскивали невероятно головоломные истолкования

сюжетов его произведений, другие интересовались только особенностями их

формального строя. Все находили образам Боттичелли разное объяснение, но

никого они не оставляли равнодушным.

Боттичелли уступал многим художникам XV века, одним - в мужественной

энергии, другим — в правдивой достоверности деталей. Его образы (за очень

редким исключением) лишены монументальности и драматизма, их преувеличенно

хрупкие формы всегда немного условны. Но как никакой другой живописец XV

века Боттичелли был наделен способностью к тончайшему поэтическому

осмыслению жизни. Он впервые сумел передать едва уловимые нюансы

человеческих переживаний. Радостное возбуждение сменяется в его картинах

меланхолической мечтательностью, порывы веселья — щемящей тоской, спокойная

созерцательность — неудержимой страстностью.

Необычайно остро для своего времени почувствовал Боттичелли

непримиримые противоречия жизни — противоречия социальные и противоречия

своей собственной творческой личности, — и это наложило яркий отпечаток на

его произведения. Беспокойное, эмоционально утонченное и субъективное, но

вместе с тем бесконечно человеческое, искусство Боттичелли было одним из

самых своеобразных проявлений ренессансного гуманизма. Рационалистический

духовный мир людей Возрождения Боттичелли обновил и обогатил своими

поэтическими образами.

Два момента сыграли решающую роль в идейном формировании художника —

его тесная близость с гуманистическим кружком Лоренцо Медичи

«Великолепного», фактического правителя Флоренции и его увлечение

религиозными проповедями доминиканского монаха Савонаролы, после изгнания

Медичи ставшего на некоторое время духовным и политическим руководителем

Флорентийской республики. Рафинированное наслаждение жизнью и искусством

при дворе Медичи и суровый аскетизм Савонаролы — вот два полюса, между

которыми пролегал творческий путь Боттичелли.

Боттичелли на протяжении многих лет поддерживал дружественные отношения

с семьей Медичи; он неоднократно работал по заказам Лоренцо «Великолепного»

Особенно близок он был с двоюродным братом флорентийского правителя —

Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, для которого написал свои прославленные

картины «Весна» и «Рождение Венеры», а также сделал иллюстрации к

«Божественной комедии».

Новое направление искусства Боттичелли получает свое крайнее выражение

в последний период его деятельности, в произведениях 1490-х—начала 1500-х

годов. Здесь приемы преувеличения и диссонанса становятся почти

нестерпимыми (например, «Чудо св. Зиновия»). Художник то погружается в

пучину безысходной скорби («Пьета»), то отдается просветленной экзальтации

(«Причащение св. Иеронима»). Его живописная манера упрощается почти до

иконописной условности, отличаясь какой-то наивной косноязычностью.

Плоскостному линейному ритму полностью подчиняется и рисунок, доведенный в

своей простоте до предела, и цвет с его резкими контрастами локальных

красок. Образы как бы утрачивают свою реальную, земную оболочку, выступая

как мистические символы. И все же в этом, насквозь религиозном искусстве с

огромной силой пробивает себе дорогу человеческое начало. Никогда еще

художник не вкладывал в свои произведения столько личного чувства, никогда

еще его образы не имели такого высокого нравственного значения.

Последние пять лет своей жизни Боттичелли совсем не работал. В

произведениях 1500—1505 годов его искусство достигло критического рубежа.

Упадок реалистического мастерства и вместе с ним огрубление стиля неумолимо

свидетельствовали о том, что художник зашел в тупик, из которого для него

уже не было выхода. В разладе с самим собой он исчерпал свои творческие

возможности. Всеми забытый, он прожил в бедности еще несколько лет,

вероятно, с горьким недоумением наблюдая вокруг себя новую жизнь, новое

искусство.

Со смертью Боттичелли завершается история флорентийской живописи

Раннего Возрождения — этой подлинной весны итальянской художественной

культуры. Современник Леонардо, Микельанджело и молодого Рафаэля,

Боттичелли остался чужд их классических идеалов. Как художник он полностью

принадлежал XV столетию и не имел прямых преемников в живописи Высокого

Возрождения. Однако его искусство не умерло вместе с ним. То была первая

попытка раскрыть душевный мир человека, попытка робкая и закончившаяся

трагически, но получившая через поколения и столетия свое бесконечно

многогранное отражение в творчестве других мастеров.

Искусство Боттичелли — поэтическая исповедь великого художника, которая

волнует и всегда будет волновать сердца людей.

Леонардо Да Винчи

В истории человечества нелегко найти другую столь же гениальную

личность, как основатель искусства Высокого Возрождения Леонардо да Винчи

(1452-1519). Всеобъемлющий характер деятельности этого великого художника

и ученого стал ясен только тогда, когда были исследованы разрозненные

рукописи из его наследия. Леонардо посвящена колоссальная литература,

подробнейшим образом изучена его жизнь. И, тем не менее, многое в его

творчестве остается загадочным и продолжает будоражить умы людей.

Леонардо Да Винчи родился в селении Анкиано близ Винчи: недалеко от

Флоренции; он был внебрачным сыном зажиточного нотариуса и простой

крестьянки. Заметив необычайные способности мальчика в живописи, отец отдал

его в мастерскую Андреа Верроккьо. В картине учителя «Крещение Христа»

фигура одухотворенного белокурого ангела принадлежит кисти молодого

Леонардо.

Среди его ранних работ картина «Мадонна с цветком» (1472 г.). В отличие

от мастеров XY в. Леонардо отказывался от повествовательности,

использования деталей, которые отвлекают внимание зрителя, насыщенного

изображениями фона. Картина воспринимается как простая, безыскусная сцена

радостного материнства юной Марии.

Леонардо много экспериментировал в поисках различных составов красок,

он одним из первых в Италии перешел от темперы к живописи маслом. «Мадонна

с цветком» исполнена именно в этой, тогда еще редкой, технике.

Работая во Флоренции, Леонардо не находил применения своим силам ни как

ученый-инженер: ни как живописец: изысканная утонченность культуры и сама

атмосфера двора Лоренцо Медичи остались ему глубоко чуждыми.

Около 1482 г. Леонардо поступил на службу к миланскому герцогу Лодовико

Моро. Мастер рекомендовал себя при этом в первую очередь как военного

Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.