Серебряный век
Серебряный  век  занимает   совершенно  особое  место   в   российской 
культуре. Это противоречивое время духовных поисков  и  блужданий,  породило 
целую плеяду выдающихся творческих личностей. Оно значительно обогатило  все 
виды искусств и философию. На пороге нового века начали  меняться  глубинные 
основы  жизни.  Представления  о  любви  и  смерти,  о  реальности  и  душе, 
незыблемые на  протяжении  столетий,  перестали  действовать  автоматически. 
Традиционные  регуляторы  существования   -  религия,  мораль,  право  -  не 
справлялись со своими функциями. Начинался век модерна. 
      В начале ХХ века происходит разложение гуманистической культуры XVII - 
XIX  веков,  отрицание  ее   ценностей,   получившее   название   декаданса. 
Особенную популярность приобретает учение  Ницше.  «Именно  Ницше  раньше  и 
острее других сформулировал новую для  человечества  и  отныне  главную  для 
него проблему - проблему обоснования обыденной жизни.  Ницше  же  наметил  и 
главное направление в поисках ответа: человеком движет то в нем, чего он  не 
может осознать, и это больше и сильнее его.  Индивидуальное  и  коллективное 
бессознательное занимает  в новом  мире  место  старого  Бога.»[1]  Крушение 
старой картины мира происходило одновременно  во  всех  областях:  модерн  в 
искусстве,   нигилизм   ницшианской   философии,   теория    относительности 
Эйнштейна. 
      В  этот  период  люди  ищут  новые  основания  для  своей  духовной  и 
религиозной  жизни.   Очень   распространенными   оказываются   всевозможные 
мистические учения. А если  предыдущие  десятилетия  российской  истории  не 
вызывали  сочувствия  у  людей  Серебряного  века,  то   события   столетней 
давности, напротив были предметом моды. Новый мистицизм  охотно  искал  свои 
корни в старом, в мистицизме александровской  эпохи.  Возникла  своеобразная 
мифология, в которой  люди  начала  ХХ  века  продолжали  дело,  которое  не 
удалось закончить столетие назад. Как и на сто лет  раньше  стали  популярны 
учения  масонства,  скопчества,  русского  раскола,  западных   гернгутеров, 
квакеров и иных мистиков. В своих  мемуарах  Максимилиан  Волошин  описывает 
свои  «этапы  блуждания  духа:  буддизм,  католичество,  магия,   масонство, 
оккультизм,  теософия,  Р.  Штейнер.  Период  больших   личных   переживаний 
романтического  и  мистического  характера»[2].  Среди  русских  литераторов 
Серебряного века особенно тяготели ко  всему  потустороннему  символисты.  В 
статье «Наследие символизма и акмеизм» Николай Гумилев пишет,  что  «русский 
символизм направил свои главные силы в область  неведомого.  Попеременно  он 
братался то с мистикой, то с мистикой, то с теософией,  то  с  оккультизмом. 
Некоторые его искания в  этом  направлении  почти  приближались  к  созданию 
мифа.»[3] 
      Многие творческие люди того времени принимали  участие  в  мистических 
обрядах, хотя  и не все они до конца верили  в  их  содержание.  Магическими 
экспериментами  увлекались  Брюсов,  Андрей  Белый,  Мережковский,   Гипиус, 
Вячеслав Иванов, Михаил Кузьмин, Бердяев и многие другие. В 1908  году  Блок 
и Ремизов ездили на «заседание» хлыстов, после чего  Блок  в  письме  матери 
сообщал: «пошли к сектантам, где провели несколько хороших часов. Это  -  не 
в последний раз. Писать об этом -  как-то не напишешь».[4] 
      Особое место среди распространившихся в  начале  ХХ  века  мистических 
обрядов   занимала   теургия.   Теургия   мыслилась   «как    единомоментный 
мистический  акт,  который  должен  быть  подготовлен   духовными   усилиями 
одиночек , но,  свершившись,  необратимо  меняет  человеческую  природу  как 
таковую».[5] Предметом мечты было реальное преображение каждого  человека  и 
всего общества в целом. Символисты мало задумывались механизмах  и  массовых 
последствиях такого массового преображения. Однако  в  узком  смысле  задачи 
теургии понимали почти так  же  как  и  задачи  терапии.  Идея  преображения 
человека, присутствовавшая и в работах Ницше,  оказала значительное  влияние 
не только на символистов. Идею о необходимости  создания  «нового  человека» 
мы на находим и таких революционных  деятелей  как  Луначарский  и  Бухарин. 
Пародия на теургию представлена в  произведениях  Булгакова:  «преображение» 
Ивана Бездомного в «Мастере и Маргарите», «Собачье сердце». 
      Серебряный век - время противопоставлений. Основное противопоставление 
этого  периода  -  оппозиция  природы  и  культуры.   Эта   идея   постоянно 
повторялась, хотя и под разными  названиями,  как  плоть  и  дух,  Дионис  и 
Аполлон, хаос и  космос,  бессознательное  и  сознание,  наследственность  и 
среда.  «Выстроив оппозицию природы и культуры мысль пыталась преодолеть  ее 
множеством  способов».[6]  Модерн  сдвигает   границу   между   природой   и 
культурой. Естественные  проявления человека кажутся мнимыми  и  вторичными. 
Они скрывают за собой более глубокую реальность, которая и  имеет  подлинное 
значение.  Главной  задачей  представляется  постижение   этой   реальности, 
которая  скрывается  за  пределами  обыденной  жизни  и  неведома   обычному 
человеку. Эта реальность  - феномен культуры, а не природы. 
      Владимир Соловьев, философ, оказавший огромное влияние на формирование 
идей Серебряного века, считал, что победа культуры на  природой  приведет  к 
бессмертию, так как «смерть есть явная победа бессмыслия на  смыслом,  хаоса 
над  космосом».  Мысль  о  победе  над  смертью  занимала  многих  в  начале 
столетия. К победе над смертью  должна  была   в  конце  концов  привести  и 
теургия. По мнению Розанова  смерть  побеждается  деторождением.  А  Федоров 
призывал ко всеобщей  борьбе  со  смертью  и  единому  акту  оживления  всех 
умерших с помощью новейшей науки, которая должная была  «превратить  энергия 
эротическую в энергию воскрешающую». 
      Таким образом, тесно связывались проблемы смерти и  любви.  «Любовь  и 
смерть  становятся  основными   и   едва   ли   не   единственными   формами 
существования человека, главными средствами его понимания; а став  таковыми, 
они сливаются  между  собой  в  некоем  сверхприродном  единстве».[7]  Такое 
понимание любви и  смерти  сближают  культуру  русскую  Серебряного  века  и 
психоанализ.   Фрейд   также   признает   основными    внутренними    силами 
воздействующими на человека либидо (сексуальность) и танатос  (стремление  к 
смерти). 
      По мнению Вл. Соловьева человек смертен из-за разделения полов.  Таким 
образом задачей любви становится единство мужского  и  женского,  которое  в 
реальности не достижимо, а половой акт является лишь суррогатом  любви,  так 
как  не  позволяет  достичь  человеку  своей  высшей  сущности,  андрогинной 
целостности. Любовь рассматривается не как средство для продолжения рода,  а 
как цель сама по себе. «Дионис и Гадес одно и то  же».  «Дионис,  молодой  и 
цветущий бог материальной жизни в полном  напряжении  ее  кипящих  сил,  бог 
возбужденной и плодотворной природы, -  то  же  самое,  что  Гадес,  бледный 
владыка сумрачного и безмолвного царства отшедших теней.  Бог  жизни  и  бог 
смерти - один и тот же бог».[8] 
      В статье «Смысл творчества»  Бердяев  рассматривает  проблему  пола  и 
творчества. По его мнению, половой акт  -  поиск  утраченного  андрогинизма, 
лишь призрачное соединение. Он пишет, что «половое влечение есть  творческая 
энергия в  человеке...  Существует  глубокий  антагонизм  между  творчеством 
вечного и рождением временного».[9]  Бердяев считает, что  должен  наступить 
новый природный  порядок.  В  котором  творчество  победит.  «пол  рождающий 
преобразится в пол творящий.»[10] 
                               *      *      * 
      Как же воплощались идеи Серебряного века  в  жизни  людей  творческих? 
Судьбы многих из них так же причудливы и необычны как  и само это время.  Им 
свойственно стремление вырваться за  пределы  обыденной  жизни,  поиск  иной 
реальности. Их жизнь насыщена и переполнена  переживаниями.  Личность  часто 
не отделяется от творчества. Жизнь претворяется в искусство, а  искусство  в 
жизнь. Ярким пример этому может  служить  судьба  Николая  Гумилева.  Он  не 
просто мечтал о далеких странах,  но  и  объездил  многие  трудно  доступные 
уголки Африки и Азии, не только прославлял в  своих  стихах  подвиги,  но  и 
стал героем Первой мировой воины. 
      Об образе жизни литературной среды  начала  века  рассказывает  Андрей 
Белый, описывая «башню»  - дом Вячеслава  Иванова:  «И  так  день  за  днем; 
попадая  на  «башню»  -  дня  на  три,  живал  до  пяти  недель;  яркая,  но 
сумасшедшая жизнь  колебала устои времен; а  хозяин,  придравшись  к  любому 
предлогу, вколачивал принцип Эйнштейна: ни утра, ни ночи,  ни  дня;  день  - 
единый; глядишь, - прошел месяц уже.»[11] 
      В своих воспоминаниях Владислав Ходасевич рассказывает о  писательнице 
Нине Петровской. Как писатель она  не  создала  ничего  выдающегося,  но  ее 
личность  повлияла  на  многие  обстоятельства  и  события.  Она   прекрасно 
соответствовала  «духу  времени».  «Из  жизни  своей  она  воистину  сделала 
бесконечный трепет, из творчества - ничего. Искуснее  и  решительнее  других 
создала она «поэму из своей жизни».[12] Она стала  героиней  романа  Брюсова 
«Огненный ангел». Ее жизнь, как и жизнь многих людей ее  круга  протекала  в 
неистовом напряжении, постоянной лихорадке. «Все пути были открыты  с  одной 
лишь обязанностью - идти как можно быстрее  и  как  можно  дальше.  Это  был 
единственный, основной догмат...  Разрешалось  быть  одержимым  чем  угодно: 
требовалась лишь  полнота  одержимости».[13]  Кратчайший  доступ  к  кладезю 
эмоцию открывала любовь, «все и всегда  были  влюблены:  если  не  на  самом 
деле, то хоть уверяли себя, что влюблены; малейшую искорку чего-то  похожего 
на любовь раздували  изо  всех  сил.»[14]  Люди  гнались  за  эмоциями,  все 
переживания  считались  благом,  независимо  от  их   последовательности   и 
целесообразности. Однако  следствием  такого  накопления  переживаний  часто 
оказывалась  глубочайшая  опустошенность.  Поэтому   судьбы   многих   людей 
Серебряного века трагичны. И все же это непростое время  духовных  блужданий 
породило прекрасную и самобытную культуру. 
БИБЛИОГРАФИЯ 
 А. Эткинд «Эрос невозможного. История психоанализа в России.», С-Пб., 
Медуза, 1993 
 А. Эткинд «Содом и Психея. Очерки интеллектуальной истории Серебряного 
века», М., ИЦ-Гарант, 1996 
 М. Волошин «Путник по вселенным», М., Советская Россия, 1990 
 Н. Гумилев, «Сочинения в трех томах», т.3, М., Художественная литература, 
1991 
 А. Блок, «Новые материалы и исследования», Литературное наследство, М., 
Наука, 1982, кн.3 
 Вл. Соловьев, «Сочинения в 2 т.», т. 2, Философское наследие, М., Мысль, 
1988 
 Н. Бердяев «Философия свободы. Смысл творчества», Из отечественной 
философской мысли, М., Правда, 1989 
 А. Белый «Начало века», М., Союзтеатр, 1990 
 В. Ходасевич «Некрополь» и другие воспоминания», М., Мир искусства, 1992 
----------------------- 
[1] А. Эткинд «Эрос невозможного. История психоанализа в России.», С-Пб., 
Медуза, 1993, с. 48. 
[2] М. Волошин «Путник по вселенным», М., Советская Россия, 1990, с. 160. 
[3] Н. Гумилев, «Сочинения в трех томах», т.3, М., Художественная 
литература, 1991, с. 18. 
[4] А. Блок, «Новые материалы и исследования», Литературное наследство, М., 
Наука, 1982, кн.3, с. 340. 
[5] А. Эткинд «Эрос невозможного. История психоанализа в России.», с. 56. 
[6]  А. Эткинд «Содом и Психея. Очерки интеллектуальной истории Серебряного 
века», М., ИЦ-Гарант, 1996, с. 214. 
[7] Там же, с. 228. 
[8] Вл. Соловьев, «Сочинения в 2 т.», т. 2, Философское наследие, М., 
Мысль, 1988, с. 521. 
[9] Н. Бердяев «Философия свободы. Смысл творчества», Из отечественной 
философской мысли, М., Правда, 1989, с. 416. 
[10] Там же, с. 417. 
[11] А. Белый «Начало века», М., Союзтеатр, 1990, с. 345 
[12] В. Ходасевич «Некрополь» и другие воспоминания», М., Мир искусства, 
1992, с. 23. 
[13] Там же, с. 26. 
[14] Там же, с. 27. 
   
 |