Бодрум туристическим центром в современной Турции. Мавсол сменил своего
отца в качестве повелителя города и сатрапа провинции.
Мавсол женился на своей сестре Артемизии. Приобретая всё больше
могущества, он стал задумываться о гробнице для себя и своей царицы. Это
должна была быть необычайная гробница. Мавсол мечтал о величественном
памятнике, который бы напоминал миру о его богатстве и могуществе спустя
долгое время после его смерти. Мавсол умер до окончания работ над
гробницей, но его вдова продолжала руководить строительством до его полного
завершения, примерно в 350 г. до н. э. Гробница была названа Мавзолеем, по
имени царя, и это слово стало означать всякую внушительную и величественную
гробницу.
Пепел царственной четы хранился в золотых урнах в усыпальнице, находившейся
в основании здания. Ряд каменных львов сторожил это помещение. Над
массивным каменным основанием возвышалось сооружение, напоминавшее
греческий храм, окружённый колоннами и статуями. На вершине здания
находилась ступенчатая пирамида. Венчало её, на высоте 43 метров над
землёй, скульптурное изображение колесницы, запряжённой лошадьми. На ней,
вероятно, стояли статуи царя и царицы.
Спустя восемнадцать столетий землетрясение разрушило Мавзолей до основания.
В 1489 г. христианские рыцари – иоанниты стали использовать его обломки для
замка, который они возводили неподалёку. Они сложили часть крепостных стен
из блоков зелёного камня, характерных для основной части Мавзолея. Через
несколько лет рыцари обнаружили усыпальницу Мавсола и Артемизии. Но они
оставили погребение на ночь без охраны, и оно было разграблено мародёрами,
которых привлекли золото и драгоценности.
Ещё 300 лет прошло, прежде чем археологи приступили здесь к
раскопкам. Они открыли части основания Мавзолея, а также статуи и рельефы,
которые не были разбиты или украдены. Среди них оказались огромные статуи,
изображавшие, как полагают археологи, царя и царицу. В 1857 г. эти находки
были перевезены в Британский музей в Лондоне. В последние годы провели
новые раскопки, и теперь на этом месте в Бодруме осталась лишь горстка
камней.
Колосс на острове Родос.
Древнегреческий автор Филон написал так об этом острове: «Остров Родос
лежит в бескрайнем море. В давние времена, когда он был ещё погружён на
дно, вынес его Гелиос на поверхность и попросил у богов для себя. Тут и
стоит Колосс высотой в 70 локтей, созданный по подобию Гелиоса, блистающий
бог солнца, который светит и бессмертным богам, и смертным людям.
Скульптору потребовалось для него столько меди, что не хватило запасов, и
пришлось помогать медным рудникам всего света. И не потому ли Зевс осыпал
родосцев таким богатством, чтобы в честь Гелиоса они поставили статую
высотой от земли до неба? ».
Античные авторы приводят разные сведения о высоте этой статуи:
наименьшая её высота- 30-35 метров, некоторые же утверждают, что высота
статуи равнялась 35-40 метрам. А один из неизвестных авторов начала нашей
эры сообщал, что Колосс упирался ногами в две противоположные дамбы, гавани
и корабли, шедшие к Родосу, должны были проплывать под ним. Плиния Старшего
поразило то, что лишь немногие люди могли охватить руками большой палец
статуи.
Современных людей размеры Колосса не удивляют. Что такое 35 метров? Но
для древнего мира металлическая статуя подобной высоты была действительно
чудом света.
Возможно, и впрямь Колосс Родосский был слишком тяжёл для земли: она
держала его всего чуть более полувека, а потом он упал. Но «и лежачий, -
пишет Плиний, - он всё ещё был чудом».
От античного города Родос осталось очень мало: остатки храмов и
общественных зданий, театра, стадиона, главной площади. Но в тени его славы
на его руинах вырос новый город.
Родос – это огромная средневековая рыцарская крепость, окружённая
могучими крепостными стенами, выстланная разноцветным ковром из крыш
византийских дворцов и сверкающих куполов мечетей с их филигранными
минаретами. У подножия стометровых растрескавшихся скал, выступающих прямо
из морских глубин, тянуться два пояса гранитных стен. На них стройные ряды
безголовых великанов с раскинутыми руками - ветряные мельницы...
Во время упадка таких выдающихся центров греческой культуры, как Афины и
Эфес, Родос стал средоточием лучших достижений искусства и науки. ОН имел
своих философов (Клеобул Линдский, Аристипп, Иероним Родосский), своих
поэтов (Аполлоний Родосский), были на Родосе и свои ораторы, учёные,
писатели, художники, скульпторы.
В третьем веке до н. э. На остров напал македонский царь Деметрий
Полиоркет. Однако одолеть родосцев ему не удалось, несмотря на специальные
осадные машины. Деметрий отступил, бросив на берегу огромную осадную башню,
обитую железом, с таранами и перекидным мостом, катапультами, площадками
для десанта. Это была галеополида, которая приводилась в движение 3400
воинами. Она была тоже своего рода чудом света и вместо разрушения принесла
городу неожиданную выгоду и всемирную славу. Предприимчивые купцы,
прибывшие в город, купили у родосцев гелеополиду «как металлолом за 300
талантов». Это были баснословные деньги, на них и возвели статую Гелиоса –
покровителя Родоса.
Великолепную статую родосцы поручили создать скульптору Харесу,
ученику прославленного Лиссипа. Ему заказали статую таких размеров, «чтобы
она превосходила все остальные».
Предложение поставить Колосс не встретило в родосском народном
собрании единодушия. Некоторые утверждали, что такая огромная и дорогая
статуя ни к чему; другие – что Гелиос будет оскорблён, «когда напротив
солнца взойдёт новое солнце», и т.д. Были и пророчества, что такая большая
статуя наверняка рухнет, и её падение будет одновременно и падением Родоса.
Легенда и правда об этой статуе так слились, что лишь с трудом можно
отобрать достоверные факты. Статую описали многие античные авторы, хотя ни
один из них не видел её стоящей.
Голландец Мартин ван Хеемскерк(16 век) изобразил его медно-красным
гигантом высотой в 35-40 метров, который держит над головой чашу с
раскалённым углем и стоит, широко расставив ноги, у входа в порт (ширина
входа 300 метров).
А вот другое описание Колосса… Это статуя в 45 метров, которая стоит на
пьедестале посреди города Родос, на холме, г8де позже была поставлена
часовня Иоанна Родосского.
Есть якобы ещё свидетельства, что император Нерон повелел перенести
статую с одного места на другое, убрать голову Колосса и взамен укрепить
его собственную, отлитую в бронзе. И что после него это повторил император
Коммод! Но факт этот не доказан. Родос и в самом деле был близок Нерону,
там он провёл свою молодость, там начал свою карьеру.
Но в 19 веке выяснилось, что все авторы имели в виду совсем другой
колосс, почти 30 метров высотой, который изваял скульптор Зенодор, придав
ему сходство с Нероном. Скульптура, отлитая из бронзы и позолоченная,
стояла вблизи римского Колизея. После смерти Нерона её объявили статуей
бога Гелиоса.
Согласно Филону, описание которого считается наиболее достоверным,
Колосс представлял собой мужскую фигуру, стоящую на пьедестале из белого
блестящего мрамора, к которому для устойчивости были прикреплены его ступни
такого размера, что «сами по себе превышали многие статуи». В вытянутой
руке Колосс держал факел. Когда факел зажигали, то днём и ночью он служил
маяком. Однако есть и такое описание статуи: Могучие ноги юноши были чуть
расставлены, ладонь правой руки приставлена к глазам, в левой руке он
держит ниспадающее до земли покрывало. Слегка склонившись назад, юноша
всматривается вдаль. Голову его украшал венец из расходящихся в стороны
лучей. Филон предполагает, что для сооружения статуи таких размеров, Харес
призвал помощников, Что Колосс не был «творением одного человека».
Сначала Харес «отлил и поставил ноги Колосса». Потом постепенно
отливал остальные части тела, «соединяя их с теми, которые уже стояли».
Статуя росла, и он «обкладывал её вокруг массой глины и песка, закрывая
таким образом законченную часть статуи, а потом засыпал ещё и камнями,
чтобы всё держалось вместе». Технически это было бы возможно, хотя и
достаточно сложно. Если к тому же учесть, что бронза плавится при 900(С,
медь при 1088(С, а железо от 1100 до 1200(С, можно представить, как было
трудно поднимать на такую высоту расплавленный металл.
Конструкция гигантской статуи состояла из трёх массивных каменных
столбов, которые выполняли роль опор. На уровне плеч и в поясе столбы
соединялись железными поперечными балками.
Статуя сооружалась 12 лет. Когда голову статуи украсили лучистым
венком и разобрали насыпь вокруг неё, поражённые родосцы увидели
великолепное произведение искусства.
Статуя простояла более 50 лет (некоторые исследователи называют более
точную цифру – 66 лет), вплоть до землетрясения 225 года до н. э. Самым
уязвимым местом оказались колени – выше колен статуя согнулась таким
образом, что голова и плечи её упёрлись в землю. Родосцы и их соседи
пытались поднять поверженного гиганта. Египетский царь прислал искусных
мастеров и несколько сот талантов меди. Правда, Страбон, который посетил
Родос в начале нашей эры, и сведения которого всегда считались
достоверными, писал, что «из-за какого-то пророчества родосцы его уже
больше не поставили».
Почти 1000 лет лежала на берегу бухты расколотая статуя. Последнее
свидетельство о Колоссе относится к 653 году. В этот год Муавиа, будущий
халиф Дамаска, завоевал остров Родос и якобы продал Обломки Колосса «какому-
то еврею из Эдесса». Об этом свидетельствует Зонар, византийский историк 12
века.
В наши дни поговаривают о восстановлении древнего чуда. По одному из
проектов Колосс Родосский отлит из алюминия, а в полой голове его
предполагается устроить бар для туристов.
Фаросский маяк.
Александр Македонский, завоёвывая мир, заложил немало городов. Он основал
Александрию при Иссе, Александрию на Тигре, Александрию Кавказскую,
Александрию Крайнюю (современный город Ленинабад), Александрию Ариану
(нынешний Герат) и много других, а в 332 году до н. э. и Александрию
Египетскую.
Нынешняя Александрия насчитывает более двух миллионов жителей, она
протянулась на 25 километров по песчаной косе, которая когда-то перерезала
морской залив, образуя большое солёное озеро. Но у современной Александрии
совсем другие очертания. На северо-западе, где ныне расположен вытянутый
полуостров с густо заселённым арабским кварталом и великолепной мечетью
Абу-аль-Аббаса, в древние времена было море, точнее, две морские пристани –
Большая пристань и пристань Счастливого возвращения. Со стороны моря их
прикрывал скалистый остров Фарос, служивший естественным молом.
Во времена первых Птолемеев и был построен на острове Фарос маяк, по
свидетельству древних и средневековых авторов, он был выше самой высокой
пирамиды. Но в то время, когда его посетил Страбон, маяк уже не очень
отличался от других сооружений. Он был наполовину разрушен. Его самая
высокая часть рухнула, и её обломки лежали около башни, которую покрыли
временной деревянной крышей, «и жило в ней несколько стражей».
Строительство маяков началось в глубокой древности и связано это с
развитием мореплавания. Сначала это были просто костры, расположенные на
высоких берегах, а затем искусственные сооружения. Александрийский
светящийся маяк был сооружён в 283 году до н. э., строительство этого
гигантского сооружения длилось всего пять лет.
Маяк имел от основания до вершины высоту 180 метров. Такой подсчёт
сделали на основании свидетельств историка Иосифа Флавия. По другим
описаниям, его высота была 120 метров, Ибн аль Сайха (11 век) называет
цифру 130-140 метров. По мнению современных специалистов, с чисто
практической точки зрения такая высота была излишней, даже если принимать
во внимание, что древние маяки должны быть выше ввиду слабости их огня.
Величайший европейский маяк в устье Гаронны у Бордо имеет высоту 59 метров
над уровнем моря. Построили его римляне, взяв за образец маяк на острове
Фарос. В первоначальном виде он сохранялся до 16 века, потом его
перестроили. Маяк на мысе Гаттерас имеет высоту 58 метров, маяк на
коралловых рифах у Флориды – 48 метров. Ни один из современных маяков не
достигает высоты Александрийского.
Птолемеи построили этот фантастический небоскрёб на скале не только для
практических целей. Прежде всего маяк был символом могущества их империи,
символом богатства и величия, подобно свету во тьме.
Это сооружение имело основание в форме квадрата со сторонами 180 – 190
метров (другие источники приводят другие цифры). На этом основании стоял
большой дворец с четырьмя башнями по углам. Из его центра поднималась
массивная четырёхугольная башня высотой 70-80 метров, которая постепенно
сужалась, заканчиваясь зубцами. На этой башне стояла ещё одна, более узкая,
но тоже довольно высокая, которая заканчивалась каменной площадкой. На этой
площадке по кругу стояли колонны, поддерживавшие конусообразную башню,
которую венчала статуя покровителя морей Посейдона высотой 8 метров.
На верхушке третьей башни в объёмистой бронзовой чаше зажигали огонь,
отблеск которого при помощи сложной системы зеркал был виден за 100 миль.
Через весь маяк проходила шахта, вокруг которой по спирали поднимались
пандус и лестница. По широкому и отлогому пандусу на вершину маяка
въезжали повозки, запряжённые ослами. По шахте доставляли горючее для
маяка.
Высокий маяк служил и наблюдательным пунктом. Сложная система
отражателей использовалась и для обзора морских пространств, позволяя
обнаруживать вражеские суда задолго до того, как они появлялись у берега.
Это сооружение, так же как пирамиды, возникло из пота и труда рабов,
и во времена его строительства также свистели бичи надсмотрщиков. Но были у
него и два принципиальных отличия. Во- первых, маяк на острове Фарс
приносил «общественную пользу». Во-вторых, в те времена, когда создавалось
это последнее чудо света античного мира, техника достигла немалых высот.
Уже были известны винт и полиспаст Архимеда, подъёмные приспособления,
различные строительные инструменты.
Основными строительными материалами для маяка были известняк
мрамор, гранит. Строительством руководил известный греческий архитектор
Сострат Книдский. По окончании работ Сострат высек на камне сооружения
надпись: «Сын Дексифана Сострат – богам - хранителям, на благо плавающим».
Эту надпись Сострат покрыл цементом и сверху обозначил имя Птолемея Сотера,
правившего в то время. Вскоре цемент осыпался, и все увидели первую
надпись. Посидипп, современник Сострата, воспел его в стихах, которые
пережили маяк и донесли до нас имя его создателя.
А имя это было широко известно в античном мире. Современные учёные
установили, что сооружений, подобных «висячим садам» Семирамиды, было
несколько, и одно из них - «висячая променада» на острове Книд.
Архитектором и инженером её был Сострат. Ему приписывают и ещё одно
инженерное сооружение: во время боёв за Мемфис он якобы отвёл воды Нила,
чтобы захватить город.
Александрийский маяк простоял 1500 лет, помогая ориентироваться
средиземноморским «кибернетос», так называли кормчих древние греки. Маяк
страдал от землетрясений и выветривания камня, но во времена императоров
Клавдия и Нерона его восстанавливали. Его огонь навсегда потух во время
землетрясения в 4 веке. Во времена арабского господства в середине 7 века
он служил лишь дневным маяком. Во времена первых султанов – мамлюков
(середина 13 века) материк настолько приблизился к острову, что пристани
занесло песком, и он уже не нужен был и как дневной маяк. В самом начале 14
века его разобрали на камни, а на развалинах маяка воздвигли средневековую
крепость.
В 1960-х годах, во время исследования прибрежных вод, неизвестный
итальянский ныряльщик, опустившись на небольшую глубину у крепости султана,
н6ашёл две мраморные колонны. При дальнейших работах со дна подняли статую
богини Исиды Фаросской, которая некогда стояла в близлежащем храме. В 1980
году группа археологов обнаружила на морском дне остатки Фаросского маяка.
Тогда же на глубине 8 метров обнаружили развалины дворца легендарной царицы
Клеопатры…
Страницы: 1, 2
|